Роль государства в регулировании доходов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2013 в 19:50, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы исследования обуславливает тот факт, что конечные результаты экономических преобразований оцениваются не только по критериям макро- или микроэкономической стабилизации, но и по тем реальным изменениям, которые непосредственно происходят в уровне материального и духовного благосостояния людей, в их положении в системе социальных отношений. Осуществляемые преобразования, связанные с формированием рыночных отношений, актуализируют вопросы регулирования социально-экономических процессов, в рамках которых особое значение приобретают проблемы регулирования, доходов населения, обеспечивающие рост его благосостояния.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. Доходы населения, формы и факторы их определяющие………6
1.1 Доходы населения и их формы…………………………………….6
1.2 Факторы динамики доходов населения……………………………6
ГЛАВА 2. Проблема неравенства в распределении доходов. Показатели неравенства………………………………………………………………………19
ГЛАВА 3. Политика государства по регулированию доходов населения в Республике Беларусь……………………………………………………………26
Заключение……………………………………………………………………….33
Список использованных источников ………………

Файлы: 1 файл

Курсовой МАКРОЭКОНОМИКА ТАНИ (1).doc

— 277.50 Кб (Скачать файл)

При этом в республике обеспечивается последовательное укрепление минимальной заработной платы как основной государственной гарантии в области оплаты труда и формы социальной защиты низкооплачиваемых работников. Осуществляется индексация заработной платы и других доходов граждан.

Предметом особой заботы государства является последовательное повышение уровня пенсионного обеспечения.

Финансирование выплат пенсий и пособий производится в полном объеме и в установленные сроки.

В последние годы в  Беларуси осуществлен ряд мер  по совершенствованию пенсионной системы, ее финансовому укреплению: введен индивидуальный (персонифицированный) учет плательщиков взносов на социальное страхование; в систему обязательного пенсионного страхования включены индивидуальные предприниматели. С начала текущего года вступил в силу Закон Республики Беларусь «О профессиональном пенсионном страховании».

В нашей стране существует широкая  система материальной поддержки семей с детьми: пособия в связи с рождением и воспитанием ребенка, обеспечение бесплатным питанием детей до двух лет, предоставление льготных жилищных кредитов и материальной помощи в погашении кредитов на строительство жилья и др.

Главная цель социально-экономического развития страны в предстоящем пятилетии - дальнейший рост благосостояния и улучшение условий жизни населения на основе совершенствования социально-экономических отношений, инновационного развития и повышения конкурентоспособности национальной экономики.

Предусматривается повышение  реальных располагаемых денежных доходов  населения в 2015 году (рисунок 3.1.) к уровню  
2010 года в 1,7–1,8 раза на основе обеспечения роста:

• ВВП – 162–168%;

• производительности труда – 163–168%;

• объемов промышленного производства – 154–160%;

• сельского хозяйства – 139–145%;

• услуг – 196–203%;

• удельного веса отгруженной инновационной продукции организациями, основным видом деятельности которых является производство промышленной продукции, в общем объеме отгруженной продукции до 21% в 2015 году;

• инвестиций в основной капитал за пятилетие – 190–197%, основная часть которых будет направлена на создание и модернизацию более одного миллиона рабочих мест.

 

 

Рис. 3.1. - Динамика темпов роста реальных располагаемых  
денежных доходов населения в 2011–2015 гг.

 

Реализация поставленной цели потребует концентрации ресурсов на следующих приоритетных направлениях:

• развитие человеческого потенциала;

• предпринимательство и инициатива;

• инновационное развитие и структурная перестройка экономики, создание новых наукоемких, высокотехнологичных производств;

• рост экспорта товаров и услуг, сбалансированность и эффективность внешней торговли;

• устойчивое развитие регионов;

• качественное и доступное жилье;

• эффективный агропромышленный комплекс.

В развитии человеческого  потенциала важнейшую роль играет проводимая государством социальная политика. Основная ее цель в новом пятилетии –  повышение уровня и качества жизни  населения и создание условий для развития человеческого потенциала на основе повышения эффективности функционирования систем здравоохранения, образования, культуры и других видов деятельности, относящихся к сфере услуг.

Основными задачами в  социально-трудовой сфере определены эффективность использования трудовых ресурсов и конкурентоспособность рабочей силы на рынке труда.

Необходимо не просто обеспечить граждан Республики Беларусь рабочими местами, а дать возможность  максимально эффективно применить  свой опыт, квалификацию и способности, открыть собственное дело и гарантировать  достойное вознаграждение за достойный  труд.

В политике денежных доходов населения государство руководствуется двумя основными подходами:

  • создание условий для того, чтобы трудоспособные граждане могли своим добросовестным трудом и инициативой зарабатывать достойные, постоянно повышающиеся доходы для себя и своих семей;
  • обеспечение надежной социальной защиты и поддержка нетрудоспособных и тех категорий населения, которые по объективным причинам не в состоянии обеспечить минимально допустимый уровень жизни.

Главная составляющая доходов  населения - заработная плата. Она призвана служить надежным источником доходов, выступая в то же время важнейшим экономическим фактором стимулирования трудовой активности работников.

Исходя из критерия социальной справедливости, важнейшим принципом  организации системы оплаты труда в Республике Беларусь является обеспечение равной платы за равный труд. Это достигается на основе использования тарифной системы, включающей нормирование труда и Единую тарифную сетку. Тем самым обеспечивается одинаковый подход при формировании тарифных заработков работников с учетом их квалификации, профессионального уровня, сложности и общественной значимости их труда.

При этом предприятия  могут самостоятельно устанавливать  системы (повременно-премиальная, сдельно-премиальная, сдельно-прогрессивная и др.) и размеры оплаты труда. Бюджетные организации вправе устанавливать системы оплаты труда, а ее размеры устанавливаются правительством.

Заработная плата работника  зависит от отработанного рабочего времени, выработки, качественных показателей  труда, соблюдения технико-технологических стандартов, трудовой дисциплины и индивидуальными размерами не ограничивается.

Государственное регулирование  роста заработной платы осуществляется путем увязки параметров ее повышения  с увеличением объемов производства, реализации продукции (работ, услуг), эффективностью финансово-хозяйственной деятельности. Этим достигается дифференциация размера тарифной ставки первого разряда и заработков работников одинаковой квалификации, работающих на разных предприятиях и в отраслях экономики, в зависимости от результативности функционирования субъекта хозяйствования.

Отличительной особенностью государственного регулирования оплаты труда в нашей стране является ее прогнозирование путем установления заданий по росту заработной платы. Их выполнение находится под постоянным контролем республиканских и местных органов власти. Накопленный опыт в этой области показывает, что прогнозирование является ключевым инструментом, обеспечивающим высокие темпы и поступательность повышения заработной платы, опережающие темпы ее роста в отраслях и конкретных организациях, где она значительно ниже среднего уровня (сельское хозяйство, социальное обеспечение, культура, легкая промышленность).

Продолжится рост реального  уровня всех видов денежных доходов  населения и обеспечение эффективной поддержки социально уязвимых категорий граждан. С целью поступательного роста заработной платы (рисунок 3.2.) предполагается предоставление широких прав субъектам хозяйствования в выборе форм и систем заработной платы, установление прямой зависимости повышения заработной платы от показателей эффективности производства, качества и производительности труда. Будут созданы экономические предпосылки для легализации всех трудовых доходов, роста доходов от самозанятости и предпринимательской деятельности. Предполагается повысить доступность социального обслуживания для нуждающихся в социальных услугах пожилых людей, ветеранов, инвалидов.

Основным методом регулирования  доходов и заработной платы является законодательный, включающий разработку и принятие законодательных и нормативных актов. Среди значимых законодательных актов для регулирования доходов могут быть отмечены: Конституция Республики Беларусь, Гражданский кодекс, Трудовой кодекс, указы Президента.

 

 

 

Рис. 3.2. - Динамика реальной заработной платы с 2010 по 2015 год

 

Планируется обеспечить за пятилетие рост реального размера  пенсий по возрасту в 1,8–1,9 раза, усилить  адресность социальной поддержки граждан.

Закладываемые высокие  темпы роста реальной заработной платы (в 1,8–1,9 раза) обусловлены в том числе необходимостью недопущения оттока высококвалифицированных кадров из страны, повышения внутреннего потребительского спроса, приближения средней заработной платы в 2015 году к ее уровню в сопредельных европейских странах.

Целенаправленная государственная  политика по повышению уровня жизни  населения позволила увеличить  реальные денежные доходы населения  за текущее пятилетие в 1,75 раза. Реальная заработная плата возросла на 59%, реальная пенсия по возрасту – на 58%. Значительно уменьшилась численность малообеспеченного населения – с 12,7% в 2005 году до 5,4% в 2010 году. Регистрируемая безработица удерживается в социально допустимых пределах – 0,8–0,9% к экономически активному населению.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В ходе выполнения курсовой работы раскрыты понятие и формы  доходов населения, а также факторы, определяющие доходы населения.

Проанализированы доходы населения в Республике Беларусь и источники их образования, раскрыт  механизм реализации политики государства по регулированию распределения доходов населения.

В результате проведенного анализа установлено, что содержание политики доходов населения в  Республике Беларусь вытекает из социальной направленности развития государства. Деятельность государства в социальной сфере, прежде всего, сориентирована на обеспечение роста реальных денежных доходов как основы улучшения жизни населения, предотвращение малообеспеченности, недопущение проявлений социальной несправедливости и социального напряжения в обществе.

Белорусская модель формирования доходов населения строится на создании высокоэффективной экономики с развитым предпринимательством, действенным государственным регулированием, направленным на заинтересованность предпринимателей в расширении и совершенствовании производства, а наемных работников - в высокопроизводительном труде. Она гарантирует высокий уровень доходов добросовестно работающим членам общества при соблюдении законодательства, обеспечение увязки доходов населения с результатами труда, социальную защиту нетрудоспособным и другим группам граждан.

В результате проведенного анализа можно сформулировать следующие  выводы.

Доходы населения рассматриваются  как основной фактор роста благосостояния людей. Авторская концепция, основана на системной парадигме, позволяющая рассмотреть доходы населения:

  1. как подсистему, входящую в систему доходов общества, поскольку последние, кроме доходов населения, включают доходы хозяйствующих субъектов и государства;

2. доходы населения  представлены как сложная система,  имеющая внутреннюю поэлементную структуру, объединяющая доходы по источникам образования, методов их распределения и перераспределения;

3. доходы населения  это целостная система, имеющая  свои характерные черты, цели  и функции, выражающая сложную  структуру экономических отношений, возникающих по поводу их образования и регулирования;

  1. рассмотрение доходов населения как фактора роста благосостояния обосновывается тем, что от их уровня зависит степень удовлетворения материальных и духовных потребностей, качество жизни и поведение людей в обществе;
  2. регулирование доходов населения, осуществляемое многозвенным механизмом, выражающим совокупность связей между хозяйствующими субъектами, государством и домохозяйствами.

Особенно важное место  в социальной политике Республики Беларусь занимает выработка и применение наиболее эффективного механизма формирования доходов населения. Главным ее содержанием является создание благоприятных условий, позволяющих экономически активной части населения зарабатывать средства, величина которых состоит из суммы получаемой заработной платы, поступлений от владения собственностью, выплат из общественных фондов потребления и некоторых других. Воздействие на уровень доходов осуществляется через договорные отношения между работниками и работодателями, систему налогообложения, создание условий для роста заработной платы и другие элементы.

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

  1. Базылев, Н.И. Экономическая теория: учебник для студентов экономических специальностей высших учебных заведений / Н.И. Базылев, М.Н. Базылева. - Минск: Книжный дом, 2004. - 608 с.
  2. Зенькова, Л.П. Макроэкономика: Учеб. пособие / Л.П. Зенькова. - Минск: ООО "Новое знание", 2002. - 289с.
  3. Лемешевский, И.М. Макроэкономика (экономическая теория Ч.3). Учебное пособие для вузов / И.М. Лемешевский. - Минск: ООО "ФУАинформ", 2004. - 576 с.
  4. Лемешевский, И.М. Экономическая теория (в трех частях). Ч.1. Основы. Вводный курс: Учеб. пособие для вузов / И.М. Лемешевский. - Минск: ООО "ФУАинформ", 2002. - 632 с.
  5. Лутохина, Э.А. Макроэкономика / Э.А. Лутохина. - Минск: ОДО "Равноденствие", 2004. - 377 с.
  6. Макроэкономика: Социально-ориентированный подход: Учеб. пособие /Э.А. Лотухина [и др.]; Под ред. Э.А. Лотухиной. - Минск: Тесей, 2003.-320 с.
  7. Макроэкономика: учебник / И.В. Новикова, Ю.М. Ясинский, А.О. Тихонов и др.; под ред. И.В. Новиковой и Ю.М. Ясинского. - Минск: Вышэйшая школа, 2007. - 480 с.
  8. Макроэкономика: Учеб. пособие / Т.С. Алексеенко, Н.Ю. Дмитриева, Л.П. Зенькова и др.; под. ред. Л.П. Зеньковой. - Минск: Новое знание, 2002. - 244 с.
  9. Морова, А.П. Социальная политика в сфере трудовых отношений / А.П. Морозова. - Минск: ИСПИ, 2000. - 176 с.
  10. Плотницкий, М.И. Курс экономической теории / М.И. Плотницкий. - Минск: Книжный Дом "Мисанта", 2005. - 407 с.
  11. Социальная политика: Учеб. Для вузов экон. и неэкон. Специальностей / Под ред. Н.А. Волгина. - Москва: Экзамен, 2002. - 734 с.
  12. Социально-экономическое развитие Республики Беларусь в 2008 году. - Экономический бюллетень НИЭИ Министерства экономики Республики Беларусь. Минск, 2009. - № 2.
  13. Статистический ежегодник Республики Беларусь. - Минск, 2008.
  14. Тур, А.Н. Цели, задачи и приоритеты в Программе социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006-2010 годы: пособие для студентов и учащихся / А.Н. Тур, М.И. Плотницкий. - Минск: Мисанта, 2007. - 120 с.
  15. Экономическая теория: Системный курс: Учеб. пособие / Под ред.Э.И. Лобковича. - Минск: ООО Новое знание, 2000. - 664 с.
  16. Электронный ресурс Национального статистического комитета Республики Беларусь [Электронный ресурс]. - 2012. - Режим доступа: belstat.gov.by. - Дата доступа: 05.01.2013г.

Информация о работе Роль государства в регулировании доходов