Роль и место малого предприятия в Российской экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 22:22, курсовая работа

Описание работы

Осуществляемые в нашей стране экономические реформы при всей их непоследовательности и противоречивости явились условием становления и развития малого предпринимательства, которое решает основные функции, присущие вообще предпринимательской деятельности. Как показывает опыт развитых стран, малое и среднее предпринимательство играет весьма и весьма большую роль в экономике, его развитие влияет на экономический рост, на ускорение научно-технического прогресса, на насыщение рынка товарами необходимого качества, на создание новых дополнительных рабочих мест, то есть решает многие актуальные экономические, социальные и другие проблемы.

Содержание работы

Введение (стр 2 )

1. ЗНАЧЕНИЕ И ЗАДАЧИ МАЛОГО ПРЕДПРИЯТИЯ (стр3)
1.1.Место и роль малого предприятия в рыночной экономике (стр 5)
1.2.Цели создания малых предприятий (стр11)
1.3.Опыт функционирования малых предприятий в разных странах (стр12)

2. РАЗВИТИЕ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ (стр13)
2.1.Виды малых предприятий (стр 18)
2.2.Характеристика экономической деятельности малого предприятия(стр19)
2.3.Опыт предпринимательской деятельности в г. Новороссийске(стр 21)
2.4.Проблемы малого бизнеса в России и пути их преодоления (стр 23)

3.МАЛОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО И БАНКИ: ПУТИ РАСХОДЯТСЯ (27)
3.1.Факторы дисгармонизации интересов малых предприятий и
коммерческих банков(стр 29)

4.СУБЪЕКТЫ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА И СИСТЕМА ЕГО

Фонды защиты предпринимательской деятельности (стр 34)

ЗАКЛЮЧЕНИЕ (стр 37)

Файлы: 1 файл

КУрсовая по ЭКОНОМИКЕ.doc

— 202.00 Кб (Скачать файл)

 Пермский гуманитарно-технологический  институт

 

 

 

 

 

Кафедра: Экономики

Дисциплина: Экономика  организации

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

Тема: Роль и  место малого предприятия в Российской экономике

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Написала: Зобачева Н.О.

Группа Э-05-4

Проверила: Лепихина Т.Л.

К.Э.Н., доцент

Оценка____Подпись______

 

Пермь,2006

 

 

ПЛАН РАБОТЫ:

 

Введение (стр 2 )

 

1. ЗНАЧЕНИЕ И ЗАДАЧИ МАЛОГО ПРЕДПРИЯТИЯ (стр3)

1.1.Место и роль малого предприятия в рыночной экономике (стр 5)

1.2.Цели создания малых предприятий (стр11)

1.3.Опыт функционирования малых предприятий в разных странах (стр12)

 

2. РАЗВИТИЕ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ (стр13)

2.1.Виды малых предприятий (стр  18)

2.2.Характеристика экономической  деятельности малого предприятия(стр19)

2.3.Опыт предпринимательской деятельности в г. Новороссийске(стр 21)

2.4.Проблемы малого бизнеса в России и пути их преодоления (стр 23)

 

3.МАЛОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО И  БАНКИ: ПУТИ РАСХОДЯТСЯ (27)

3.1.Факторы дисгармонизации интересов малых предприятий и

коммерческих банков(стр 29)

 

4.СУБЪЕКТЫ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА И СИСТЕМА ЕГО

 

Фонды защиты предпринимательской деятельности (стр 34)

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ (стр 37)

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ(стр38)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Страница 1

 

 

Введение.

 

Осуществляемые в нашей  стране экономические реформы при всей их непоследовательности и противоречивости явились условием становления и развития малого предпринимательства, которое решает основные функции, присущие вообще предпринимательской деятельности. Как показывает опыт развитых стран, малое и среднее предпринимательство играет весьма и весьма большую роль в экономике, его развитие влияет на экономический рост, на ускорение научно-технического прогресса, на насыщение рынка товарами необходимого качества, на создание новых дополнительных рабочих мест, то есть решает многие актуальные экономические, социальные и другие проблемы.

Во всех экономически развитых странах государство оказывает  большую поддержку малому предпринимательству, которому свойственны цивилизованные черты. Дееспособное население все больше и больше начинает заниматься малым бизнесом.

В данной работе дается характеристика сущности малого предпринимательства, показаны его преимущества и определенные недостатки. Также приведены фактические  данные, характеризующие роль малого предпринимательства в экономике страны, и указаны причины, тормозящие его дальнейшее развитие.

Предпринимательская деятельность является самостоятельной, инициативной и рисковой деятельностью дееспособных граждан, направленной на систематическое получение прибыли (дохода) законным путем. На основе использования действующего законодательства и многих нормативных актов изложена система государственной поддержки и регулирования малого предпринимательства, основные пути и формы финансово-кредитной, материально-технической и другой поддержки, без которой малое предпринимательство не может динамично развиваться.

Большое внимание уделено  проблемам налогообложения субъектов  малого предпринимательства – юридических и физических лиц, перехода их на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности. В работе изложена система ведения субъектами малого предпринимательства бухгалтерского учета и отчетности, ведения кассовых операций.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Страница 2

 

1.ЗАДАЧИ И ЗНАЧЕНИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИЯТИЯ.

 

Ведущей проблемой современного этапа формирования структур в экономике России является разгосударствление и приватизация имущества государственных монополий. Решается она главным образом через создание мелких, малых, средних предприятий,

каждое из которых  будет либо ассоциированным, либо единоличным хозяином средств производства и, естественно, производимой им продукции. Формирование малых рыночных структур во всех без исключения отраслях и сферах экономики страны отвечает мирохозяйственным тенденциям экономических процессов, так как во всех

странах мира в сфере  малого бизнеса действует очень  большое число небольших предприятий  самого разнообразного профиля практически  во всех отраслях.

В настоящее время  в экономике России одновременно функционируют крупные, средние, и малые предприятия, а также осуществляется деятельность, базирующаяся на личном и семейном труде.

Размеры предприятий  зависят от специфики отраслей, их технологических особенностей, от действия эффекта масштабности. Есть отрасли, связанные с высокой капиталоемкостью и значительными объемами производства, и отрасли, для которых не требуются большие размеры предприятий, а, напротив, именно малые их размеры оказываются предпочтительнее.

Для современной экономики  характерна сложная комбинация различных по масштабам производств - крупных, с тенденцией к монопольным структурам, и небольших, - складывающаяся под влиянием многих факторов.

С одной стороны, устойчивой тенденцией научно-технического прогресса  является концентрация производства. Именно крупные фирмы располагают большими материальными, финансовыми, трудовыми ресурсами, квалифицированными кадрами. Они способны вести крупномасштабные научно-технические разработки, которые и определяют важнейшие технологические сдвиги.

С другой стороны, в последнее время выявился небывалый рост мелкого и среднего предпринимательства, особенно в сферах, где пока не требуется значительных капиталов, больших объемов оборудования и кооперации множества работников. Малых и средних предприятий особенно много в наукоемких видах производства, а также в отраслях, связанных с производством потребительских товаров.

Возможность эффективного функционирования малых форм производства определяется рядом их преимуществ  по сравнению с крупным производством: близость к местным рынкам и приспособление к запросам клиентуры; производство малыми партиями, что невыгодно крупным фирмам; исключение лишних звеньев управления и т. д.. Малому

 

Страница 3

производству способствует дифференциация и индивидуализация спроса в сфере производственного и личного потребления.

 

В свою очередь развитие мелкого и среднего производства создает благоприятные условия  для оздоровления экономики: развивается  конкурентная среда; создаются дополнительные рабочие места; активнее идет структурная  перестройка; расширяется потребительский сектор. Развитие малых предприятий ведет к насыщению рынка товарами и услугами, повышению экспортного потенциала, лучшему использованию местных сырьевых ресурсов.

Большое значение имеет  способность малых предприятий  расширять сферу приложения труда, создавать новые возможности не только для трудоустройства, но, прежде всего для предпринимательской деятельности населения, развёртывания его творческих сил и использования свободных производственных мощностей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Страница 4

 

1.1.Место и роль малого предприятия в рыночной экономике.

 

 

Так называемая малая  экономика - важный сектор полноценного рынка. Без малого бизнеса невозможно становление цивилизованной рыночной экономики.

Целями создания малых  предприятий, или предприятий малого бизнеса, являются:

* активизация структурной  перестройки экономики; 

* насыщение потребительского  рынка товарами;

* преодоление отраслевого  и регионального монополизма; 

* расширение конкуренции; 

* создание материальной  основы для трудоустройства работников, высвобождающихся с действующих предприятий.

* укрепление экономической  базы местных органов власти.

* Развитие сел, небольших  городов 

* Возрождение художественных  промыслов. 

 

Сейчас еще рано вести  речь об уровне достижения целей, поставленных перед малыми предприятиями, так как в стране они пока малочисленны, хотя налицо положительная динамика развития малого бизнеса.

 

Предприятия

1.01.98г.

1.01.99г.

1.01.2000г.

1.01.2001г.

тыс.

ед.

%

Тыс.

Ед.

%

Тыс.

Ед.

%

Всего

896,9

100,0

877,3

100,0

828,0

100,0

Страница 5

866,0

100,0

В том числе:

промышленные 

127,2

14,2

128,5

14,7

129,3

15,6

137,2

15,8

строительные 

123,5

13,8

145,5

16,6

137,0

16,5

137,5

15,9

Торговли и общепита

419,4

46,8

374,6

42,7

353,1

42,7

383,0

44,2

коммерческие 

51,9

5,8

42,4

4,8

35,0

4,2

36,8

4,3

Науки и научного обслуживания

51,7

5,8

48,8

5,6

Страница 6

46,0

5,6

38,7

4,5

Других отраслей

123,2

13,7

137,5

15,7

127,6

15,4

132,8

15,4

 

 

Роль и место малого бизнеса российской экономике трудно переоценить.

Малое предпринимательство, располагая всего 3,4% стоимости основных средств экономики РФ, произвело  в 1998г. Около 12% ВВП (внутреннего валового продукта) России. Полученная малым  бизнесом прибыль составляет пятую часть всей прибыли, полученной экономикой страны.

Каждый вложенный в  малые предприятия рубль приносит 1,35 рубля прибыли, в то время как  в целом по экономике - 0,73 рубля.

Способствует развитию предпринимательства постановление правительства о сокращении числа видов деятельности, на ведение которых требуются лицензии. В 1999г. Подлежало лицензированию 70 отдельных видов деятельности вместо 141. Можно работать без лицензии в торговле (кроме торговли подакцизными товарами), в бытовом обслуживании, в полиграфическом и издательском деле, в производстве отдельных видов стройматериалов и ряде других. В новом Гражданском кодексе РФ предусмотрена возможность создания объединений малых предприятий.

Конкуренция между индивидуалами  и мелкими предприятиями носит достаточно жесткий характер и приводит к сокращению их "жизненного цикла". Однако в подавляющем большинстве случаев они не становятся банкротами. Предприниматели переключаются на производство новых видов товаров, на другие работы и услуги. Происходит гибкое изменение, расширение рынка, что обеспечивает динамизм всего хозяйства. Мелкие предприятия, "открывшие" новый вид товаров или услуг, начинают заполнять свой "сегмент", свою часть рынка, расширяет производство, и могут стать средними, а при благоприятных условиях - и крупными.

Выделять малые предприятия  из массы товаропроизводителей заставляет жесткая конкурентная борьба. Малые  предприятия в условиях рыночной экономики не могут действовать  наравне с крупными, особенно в  годы становления. Ведь малый бизнес - это небольшие предприятия по

 

Страница 7

численности работающих, по объему производства, величине имущества,

вовлеченного в процесс производства. В процессе хозяйственной деятельности они неизбежно сталкиваются с  рядом организационно -технических и коммерческих трудностей. Например, с дефицитом материально-технических ресурсов, высокими процентами на кредиты, относительно большими затратами на изучение рынка, рекламу, подготовку и повышение квалификации кадров. Малые предприятия - это повышенный риск всей хозяйственной деятельности. Если крупные предприятия могут резко увеличить свои доходы просто за счет перехода на массовый выпуск продукции, то предприятиям малого бизнеса надо рассчитывать на оптимальную хозяйственную ориентацию, на узкие группы потребителей, находить выгодные формы взаимосвязи с крупными предприятиями. В таких условиях рыночных отношений предприятия малого бизнеса нуждаются в поддержке и защите со стороны государства как особый хозяйственный субъект.

Большим толчком к созданию и развитию малых предприятий послужил Закон РСФСР "О предприятиях и предпринимательской деятельности" от 25 декабря 1990 г и постановление Совмина РСФСР № 406 "О мерах по поддержке и развитию малых предприятий в РСФСР". Этот закон и постановление правительства открыли широкий простор для всех, кто склонен к предпринимательской деятельности, создали условия для проявления хозяйственной инициативы и предприимчивости на основе реализации принципа равенства всех форм собственности, свободного распоряжения имуществом и выбора сфер деятельности.

Предпринимательство и  предпринимательская деятельность - это инициативная и самостоятельная  деятельность граждан и их объединений, направленная на получение прибыли  или личного дохода, осуществляемая на свой страх и риск и под свою имущественную ответственность в определенных пределах. Предприниматель может осуществлять любые виды хозяйственной деятельности, если они не запрещены законом, при этом государство обеспечивает ему правовые гарантии и поддержку.

Начинать малый бизнес приходится с нуля и в условиях действия ряда неблагоприятных факторов.

Во-первых, экономическое  положение в стране, и, прежде всего  дефицит госбюджета, не позволяют  государству широко финансировать  программу развития предприятий  малого бизнеса.

Во- вторых, нехватка оборудования в стране и значительный рост цен  на новую технику не позволяют  малому предприятию вести производственный процесс на высоком технологическом  уровне.

Информация о работе Роль и место малого предприятия в Российской экономике