Роль и место планирования в аудите, понятие «интуитивного» планирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2015 в 20:39, реферат

Описание работы

Планирование аудита — один из обязательных этапов, который заключается в определении стратегии и тактики аудита, объема проверки, составлении общего плана, разработке программы и конкретных аудиторских процедур.
Аудиторская проверка традиционно всегда ограничена определенным сроком (в среднем — две недели); из-за данных ограничений на крупном и даже среднем по мощности предприятии провести сплошную аудиторскую проверку не всегда удается.

Содержание работы

Задание 1 «Роль и место планирования в аудите, понятие «интуитивного»
планирования»………………………………………………………………………………. 3
Задание 2 «Экологический аудит в России»………………………………………….. 5
Список используемой литературы…………………………………………………….. 9

Файлы: 1 файл

контрольная.docx

— 38.19 Кб (Скачать файл)

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

Задание 1 «Роль и место планирования в аудите, понятие «интуитивного»

планирования»……………………………………………………………………………….      3

Задание 2 «Экологический аудит в России»…………………………………………..      5

Список используемой литературы……………………………………………………..     9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задание 1: Раскройте теоретический вопрос: Роль и место планирования в аудите, понятие «интуитивного» планирования.

 

 

Планирование аудита — один из обязательных этапов, который заключается в определении стратегии и тактики аудита, объема проверки, составлении общего плана, разработке программы и конкретных аудиторских процедур.

Аудиторская проверка традиционно всегда ограничена определенным сроком (в среднем — две недели); из-за данных ограничений на крупном и даже среднем по мощности предприятии провести сплошную аудиторскую проверку не всегда удается.

По϶ᴛᴏму аудитору следует определить стратегию проверки с учетом индивидуальных особенностей каждого экономического субъекта, кᴏᴛᴏᴩая предусматривает:

  • рассмотрение собранной информации о деятельности клиента;
  • предварительную оценку риска и эффективности внутреннего контроля;
  • определение глубины, сущности и продолжительности проверок отдельных групп операций.

Стратегия аудиторской проверки основана на выборе наиболее рациональных путей достижения целей ϶ᴛᴏй проверки и зависит от опыта и квалификации аудитора, длительности сотрудничества аудиторской фирмы и клиента, т.е. от степени знания особенностей клиента, характера задач, решаемых в аудите, и других факторов.

Стратегия аудиторской проверки должна иметь вид плана, составляемого аудитором в письменной форме, цель кᴏᴛᴏᴩого:

  • предварительно определить объем и тип необходимых тестов;
  • оценить издержки по их проведению;
  • достичь взаимопонимания с клиентом по всем основным вопросам до начала проверки;
  • иметь доказательства обоснованности выполнения аудита и его качества у данного клиента.

Планированию предшествуют следующие этапы:

  • предплановая подготовка;
  • получение информации о бизнесе клиента (специфике деятельности, структуре и связях, политике, юридических обстоятельствах и др.);
  • оценка существенности;
  • оценка аудиторского риска;
  • изучение системы внутреннего контроля и оценка риска ее неэффективности. 

Многие аудиторские фирмы разрабатывают ϲʙᴏи внутренние стандарты плана проверки, приспособленные к отраслевой специфике клиентов.

Обычно планирование содержит в себе:

  • разработку графиков проведения аудита;
  • определение сроков и доходов и обсуждение их с клиентом;
  • проведение инструктажа членов команды аудиторов;
  • организацию взаимодействия с подразделениями внутри фирмы;
  • обсуждение стратегии аудита с клиентом.

Порядок планирования аудита определяется как Международным стандартом аудита МСА 300, так и российским Федеральным правилом (стандартом) аудиторской деятельности № 3.

Планирование аудита способствует:

  • уделению необходимого внимания важным областям аудита;
  • выявлению потенциальных проблем;
  • выполнению работы с оптимальными затратами, качественно и своевременно;
  • эффективно распределять работу между членами группы специалистов, участвующих в аудиторской проверке, а также координировать такую работу;
  • координации работы аудиторов и других специалистов.

Затраты времени на планирование работы зависят от масштабов деятельности аудируемого лица, сложности аудита, опыта работы аудитора с данным лицом, а также знания особенностей его деятельности.

Выделяют два подхода в планировании: формальный и интуитивный. Среди практикующих аудиторов, особенно небольших фирм, распространено мнение, что в условиях резко меняющейся рыночной конъюнктуры предпочтение следует отдавать интуитивному планированию. Интуиция - это способность непосредственного познания истины без обоснований и доказательств.

Для принятия управленческих решений на интуитивном уровне необходимо хорошо понимать состояние рыночных отношений на современном этапе, сложное взаимодействие элементов, которые управляют процессом спроса и предложения. При этом надо учитывать, что клиенты аудиторских фирм довольно разные, сам рынок аудиторских услуг неоднороден, характеризуется сезонностью работы (обязательный аудит годовой финансовой отчетности). В зависимости от соотношения между субъектами аудита и их клиентами определяется тип конкурентной рыночной структуры, который тоже не одинаков в разных регионах страны.

Поэтому изучение объективных процессов, происходящих на рынке аудиторских услуг, дает возможность понять процессы формирования спроса и предложения, установление равновесной цены и др. При этом надо четко осознавать, что процессы, которые складываются на уровне рынка в целом, не могут быть точно отражены в информации на уровне отдельной фирмы. Поэтому аудиторов следует предостеречь от попыток использования этих закономерностей непосредственно в формальном планировании на уровне отдельных фирм. Под формальным планированием обычно подразумевается сознательно организованное планирование, которое позволяет с помощью особых методов добиться достаточно точных показателей для принятия управленческих решений. Формальное планирование базируется на четких расчетах с использованием нормативной базы.

 

 

Задание 2: Раскройте научно-исследовательский вопрос: Экологический аудит в России.

 

 

Закон «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 года определяет экологический аудит как независимую, комплексную, документированную оценку соблюдения субъектом хозяйственной и иной деятельности требований, в том числе нормативов и нормативных документов, в области охраны окружающей среды, требований международных стандартов и подготовку рекомендаций по улучшению такой деятельности.

Экологическое аудирование — экспертиза и анализ деятельности и отчётности хозяйствующего субъекта уполномоченными на то юридическими (аудиторская организация) или физическими (эколог-аудитор) лицами с целью определения их соответствия действующему экологическому законодательству, экологическим нормативным актам, стандартам, сертификатам, правилам, требованиям, постановлениям и предписаниям государственных и природоохранных органов по обеспечению экологической безопасности, проведение консультаций и выдача рекомендаций.

Целью экологического аудирования является оценка воздействия и прогнозирование экологических последствий деятельности хозяйствующего субъекта на окружающую среду, установление соответствия его деятельности требованиям действующего природоохранного законодательства, экологических нормативных актов, стандартов, правил, постановлений и предписаний государственных и природоохранных органов, определение основных направлений обеспечения экологической безопасности производства, повышения эффективности природоохранной деятельности.

Для Экологического аудита (ЭА) в Российской Федерации выделяются ряд общих целей и задач, в целом характерных для любой конкретной аудиторской программы:

  • обоснование вариантов производственной или территориальной экологической стратегии и политики:
  • необходимое дополнительное информационное обеспечения принятия предплановых, предпроектных, плановых и проектных решений, связанных с существенным воздействием на окружающую среду и использованием природных ресурсов (например, необходимое информационное обеспечение разработки различных территориальных экологических программ);
  • необходимое и достаточное информационное обеспечение развития, повышения эффективности или инициирования любых видов экологической деятельности как на локальном (отдельное производство, производственный комплекс), так и на территориальном уровнях (например, необходимое информационное обеспечение развития систем экологического образования и воспитания);
  • составление и обоснование систем локальных и территориальных приоритетов в области мониторинга, контроля и управления воздействием на окружающую среду (факторы воздействия, источники воздействия, отходы, локальные критические и рисковые ситуации, приоритетные направления деятельности и т.д.);
  • постановка и ранжирование экологических проблем адекватно их реальному содержанию и возможностям решения (например, описание, оценка и прогноз фактического воздействия на окружающую среду в сравнении с воздействием, официально декларируемым природопользователями);
  • анализ работы, оценка и прогноз (например, соответствующие рекомендации и предложения) действующих систем мониторинга источников воздействия на окружающую среду и отходов;
  • анализ работы, оценка и прогноз действующих систем производственного и государственного экологического контроля:
  • анализ работы, оценка и прогноз действующих регламентов, процедур, законодательных и нормативных документов в области экологического контроля и управления.

Экологический аудит в России является новым направлением в практике природопользования, соответствующим переходному периоду экономики. Именно сейчас закладываются основы для дальнейшего развития отечественного экологического аудита.

В России правовая и нормативная база экологического аудита только начинает формироваться. В настоящее время в нашей стране существует несколько документов, где упоминается экологический аудит. В частности:

  • Постановление Правительства РФ от 26.02.1996 г. № 168 "Об утверждении Положения о лицензировании отдельных видов деятельности в области охраны окружающей среды" применительно к лицензированию данного вида деятельности;
  • Приказ Минприроды России "О порядке проведения работ по лицензированию отдельных видов деятельности в области охраны окружающей среды" от 18.06.1996 г. № 282 и Временный порядок организации и проведения лицензирования отдельных видов деятельности в области охраны окружающей среды (Приложение № 3 к Приказу Минприроды России от 18.06.1996 г. № 282): для проведения работ по экологическому аудиту необходимо получить лицензию на вид деятельности — "проведение экологического аудирования производств, предприятий-природопользователей и субъектов предпринимательства".

Следует отметить, что на федеральном уровне подготовлен раздел об экологическом аудите в проекте Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "Об охране окружающей природной среды".

Приказом Госкомэкологии РФ от 16.10.1997 г. № 453 объявлено о создании Системы экологического аудирования (Минюстом РФ приказ не зарегистрирован). По состоянию на 01.09.1998 г. Госкомэкологией РФ подготовлены проекты постановлений Правительства РФ "О нормативных правовых актах по введению экологического аудирования в Российской Федерации" и "Основные положения экологического аудирования в Российской Федерации". При этом используется отечественный опыт введения процедуры финансового аудита на территории Российской Федерации и зарубежный опыт экоаудита.

Отметим, что документы, обосновывающие экоаудит как вид деятельности и регламентирующие его проведение, пока существуют в виде проектов. 
Упоминание об экологическом аудировании имеется также в Государственной программе приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, утвержденной Указом Президента РФ от 24.12.1993 г. 

Приказом Минприроды от 23.01.1995 г. № 18 определена организация системы экологической сертификации, под которой понимается подтверждение соответствия сертифицируемого объекта предъявленным к нему экологическим требованиям. В ее составе имеется эксперт-аудитор (экологический аудитор) — лицо, аттестованное на участие в аккредитации испытательно-аналитических лабораторий (центров) сертификации, в контроле над их деятельностью, в испытаниях объектов сертификации, в подготовке документов по апелляциям.

В число принятых нормативных правовых актов входят:

  • временные правила выполнения работ и услуг экологического назначения в транспортно-дорожном комплексе России (утверждены Минприроды и Минтрансом 15.04.1993 г.);
  • временное положение об экологическом аудировании в транспортно-дорожном комплексе (утверждено Минприроды и Минтрансом 06.07.1993 г.).

В настоящее время деятельность по проведению экологического аудита, ее цели, задачи, объекты и само понятие экологического аудита не определены на уровне федеральных законов, указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ. Вследствие этого в действующих подзаконных актах РФ экологический аудит определяется различными терминами, разные авторы ставят перед экологическим аудитом различные цели и задачи.

До сих пор экологический аудит являлся добровольным или почти добровольным мероприятием (обязательный экологический аудит организуется специально уполномоченными государственными органами управления природопользованием и охраной окружащей среды и по своему характеру является государственным; государственный экологический аудит проводится в обязательном порядке в отношении, как правило, экологически опасных предприятий и видов деятельности).

Заключения российских экологов-аудиторов в настоящее время используются только хозяйствующими субъектами для формирования собственной экологической политики и определения приоритетов природоохранной деятельности, что значительно ограничивает потенциальные возможности использования экологического аудита. Вот некоторые из этих возможностей:

  • технические возможности использования результатов экологического 
    аудита;
  • идентификация ранее не учтенных источников воздействия на окружающую среду и отходов;
  • оптимизация потребления ресурсов;
  • обоснование целесообразности проведения дополнительных изысканий и НИОКР;
  • появление дополнительной продукции, услуг, вторичного сырья и энергетических ресурсов;
  • обоснование и сравнение альтернативных вариантов, предложений по внедрению новой техники, природоохранных и других мероприятий.

Экономические возможности использования результатов экологического аудита:

Информация о работе Роль и место планирования в аудите, понятие «интуитивного» планирования