Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2013 в 19:04, курсовая работа
Цель работы – изучить рынок, его сущность, функции и роль в жизни общества, рассмотреть его достоинства и недостатки.
В соответствии с целью можно выделить задачи написания работы:
1. Определить в чем заключается сущность рынка, его функции.
2. Изучить преимущества и недостатки рынка, инфраструктуру рынка, особенности рыночной экономики.
3. Сделать выводы по вопросу сущности рынка, его функциям и роли в жизни общества.
Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Рынок и рыночная экономика………………………………………..4
Понятие рынка, его функции и сегментация……………………………4
Сущность рыночной экономики………………………………………...9
Глава 2. Структура и инфраструктура рынка……………………………….12
2.1. Структура рынка……………………………………………………….12
2.2. Инфраструктура рынка………………………………………………..17
Глава 3. Достоинства и недостатки рыночной экономики………………….21
Заключение……………………………………………………………………...23
Список использованных источников…………………………………………26
Курсовая работа
По дисциплине: Экономика туризма
На тему: «Рынок: функции, структура. Достоинства и недостатки рыночной экономики».
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Рынок и рыночная экономика………………………………………..4
Глава 2. Структура и инфраструктура рынка……………………………….12
2.1. Структура рынка……………………………………………………….12
2.2. Инфраструктура рынка………………………………………………..17
Глава 3. Достоинства и недостатки рыночной экономики………………….21
Заключение……………………………………………………
Список использованных источников…………………………………………26
Современная рыночная экономика
представляет собой сложнейший организм,
состоящий из огромного количества
разнообразных
Данная тема широко и многогранно
освящена во многих источниках по экономической
литературе. Рыночную экономику изучали
уже давно. Большое внимание до сих
пор ей уделяют современные
Цель работы – изучить рынок, его сущность, функции и роль в жизни общества, рассмотреть его достоинства и недостатки.
В соответствии с целью можно выделить задачи написания работы:
1. Определить в чем заключается сущность рынка, его функции.
2. Изучить преимущества и недостатки рынка, инфраструктуру рынка, особенности рыночной экономики.
3. Сделать выводы по вопросу сущности рынка, его функциям и роли в жизни общества.
ГЛАВА 1. РЫНОК И РЫНОЧНАЯ ЭКОНОМИКА
Рынок - это совокупность экономических отношений между субъектами рынка по поводу движения товаров и денег, которые основываются на взаимном согласии, эквивалентности и конкуренции.
Рынок – это механизм, сводящий вместе покупателей и продавцов отдельных товаров и услуг. Более конкретно рынок представляет сферу обмена (обращения), в которой осуществляется связь между агентами общественного производства в форме купли-продажи, т. е. связь производителей и потребителей, производства и потребления.
Субъектами рынка являются продавцы и покупатели. В качестве продавцов и покупателей выступают домохозяйства (в составе одного или нескольких лиц), фирмы (предприятия), государство. Большинство субъектов рынка действуют одновременно и как покупатели, и как продавцы. Все хозяйственные субъекты тесно взаимодействуют на рынке, образуя взаимосвязанный "поток" купли-продажи.
Объектами рынка являются товары и деньги. В качестве товаров выступает не только произведенная продукция, но и факторы производства (земля, труд, капитал), услуги. В качестве денег - все финансовые средства, важнейшими из которых являются сами деньги.[3]
Рынок - это:
1. совокупность экономических отношений по поводу купли-продажи товаров;
2. один из центральных элементов в системе товарно-денежных отношений;
3. базовый элемент хозяйственного механизма;
4. регулятор функционирования рыночной экономики.
Таким образом, рынок является
сложным механизмом, на котором совершаются
сделки между покупателями и продавцами
экономических благ. Расходы на совершение
рыночных сделок называются трансакционными
Предпосылками возникновения рынка являются:
1. Общественное разделение труда;
2. Частная собственность на средства и продукты производства.
Основными элементами рынка выступают спрос, предложение, конкуренция, цена.
Отличительными чертами рынка являются: гибкость, эффективность, стремление к равновесию.
Оптимальное функционирование рынка предполагает наличие следующих условий:
1. Частная собственность;
2. Конкуренция;
3. Ограниченная роль государства;
4. Вход на рынок и выход с рынка должны быть свободными;
5. Наличие свободных ресурсов и свободное их использование;
6. Свободный доступ к рыночной информации;
7. Отсутствие монополизма в производстве и ценообразовании;
8. Наличие твердой, авторитетной валюты;
9. Четко налаженная система кредитных и финансовых отношений;
10. Умение производителей и управленцев организованно и психологически верно встраиваться в рыночные отношения.
С позиций ценообразования
и характера конкуренции
1. Рынок совершенной конкуренции (много продавцов и много покупателей);
2. Рынок монопольной конкуренции (один продавец);
3. Рынок олигополии (мало продавцов и много покупателей);
4. Рынок олигопсонии (много продавцов и мало покупателей);
5. Рынок двусторонней олигополии (мало продавцов и мало покупателей);
6. Рынок дуополии (два продавца и два покупателя);
7. Рынок монопсонии (много продавцов и один покупатель);
8. Рынок монополистической конкуренции (много продавцов и много покупателей).
Если рассматривать рынок как форму связи производства и потребления через обмен, то в качестве его элементов можно назвать следующие:
1.свобода предпринимательства (необходимое условие рынка);
2.конкуренция (без конкуренции получаем рынок производителя);
3.рыночная инфраструктура - все то, без чего не может быть ни свободы предпринимательства, ни конкуренции:
- коммерческие банки;
- страховые компании;
- магазины и все виды других торговых предприятий;
- ярмарки, аукционы;
- биржи места, где формируется конкретная цена и другие.
Рынок так же имеет ряд
функций. Под функцией рынка подразумевается
его роль в реализации экономических целей
общества.
Рынок оказывает
огромное воздействие на все стороны хозяйственной
жизни, выполняя ряд существенных функций.
Современный высокоразвитый рынок выполняет шесть основных взаимосвязанных функций.
Сегментация рынка - разделение рынка на отдельные группы, части (сегменты) по какому-либо признаку (вид товара, тип валюты, страна, регион, однородные группы потребителей, группы индивидуальных потребителей, выделенных по социальным признакам, платежеспособности, мотивам, культуре, религиозным традициям и т. д.).
Сегментация рынка выступает
ключевым понятием концепции маркетинга,
ориентированного на спрос; является основой
маркетинговой деятельности в условиях
насыщенного рынка. Реализация концепции
рыночной сегментации определяется
необходимостью выделения наиболее
важных черт и потребностей для каждой
группы потребителей для последующей
переориентации своей производственной
и сбытовой политики на удовлетворение
этих специфических требований покупателей.
Овладение знаниями сегментации
рынка дает возможность фирме
разработать оптимальную
Выделяют предварительную сегментацию, реализуемую на этапе выбора рынка, и окончательную сегментацию - при формировании маркетинговой программы.
Различают следующие признаки сегментации рынка.
По товарам производственного
характера сегментация рынка
строится по другим признакам. Здесь
на первое место ставится принадлежность
потенциального предприятия-покупателя
к определенному сектору
1.2. СУЩНОСТЬ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ
Понятие «рынок» и «рыночная
экономика» - взаимосвязаны, но не тождественны.
Рынок возникает и развивается
вместе с разделением труда в
обществе задолго до формирования рыночной
экономики. Рыночная экономика –
результат длительного
В современной экономической литературе понятия «рынок» и «рыночная экономика» употребляются в одном и том же значении: для характеристики рыночной экономики, одновременно понимаемой и как рынок.
Рыночная экономика – сложная социально-экономическая система, состоящая из множества структурно организованных, взаимосвязанных и взаимодействующих элементов.
Рыночная экономика основана на принципах:
Основные черты:
Обладает следующими свойствами:
Информация о работе Рынок: функции, структура. Достоинства и недостатки рыночной экономики