Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 18:53, дипломная работа
Исходя из вышесказанного, можно сформулировать цели данной работы: изучение счетов бухгалтерского учета и их классификации; синтез идей современных ученых, рассматривавших данный вопрос; исследование особенностей ведения учета на счетах различного типа и структуры.
Основными задачами работы являются:
Исследование особенностей счетов бухгалтерского учета как способа отражения данных о хозяйственной жизни предприятия
Рассмотрение классификаций счетов по различным признакам
Раскрытие сущности, структуры и назначения плана счетов бухгалтерского учета
Введение 2
1. Счета бухгалтерского учета – способ регистрации фактов хозяйственной жизни. 3
2. Классификация счетов бухгалтерского учета. 14
3. План счетов бухгалтерского учета 24
Заключение 31
Список использованной литературы 32
Контроль над соблюдением
Соблюдение указанных выше требований обеспечивается применением плана счетов бухгалтерского учета.
План счетов бухгалтерского учета представляет собой упорядоченную номенклатуру перечня счетов, который должны применять и соблюдать все предприятия и организации независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности.
В основе организации работы на любом предприятии лежит план счетов. Более правильно его следует называть единый план счетов, поскольку им обязаны руководствоваться предприятия и организации различных отраслей народного хозяйства: промышленности, сельского хозяйства, транспорта и т.д. Специфические особенности некоторых из них учитываются на отдельных счетах, которые вправе вводить предприятия и организации по ходатайству соответствующих министерств и ведомств. Последние обязаны согласовывать применение этих счетов с Правительством Российской Федерации.
План счетов представляет собой строго иерархическую структуру, основу которой составляют синтетические счета (счета первого порядка) и субсчета (счета второго порядка). Причем если ведение счетов и указание их нумерации является строго обязательным, то использование в текущем учете субсчетов такой жесткой регламентации не предусматривает.
Обеспечение таких методологических подходов к применению единого плана счетов создает правовую базу четкой регламентации в организации руководством бухгалтерского учета. Упрощается его ведение, прежде всего за счет типизации отражения в учете однородных хозяйственных операций. Поэтому с наименьшими издержками удается автоматизировать все участки бухгалтерского учета. Сводятся к минимуму ошибки в корреспонденции счетов. Этому способствует также то, что в плане счетов по каждому синтетическому счету дана типовая схема корреспонденции его с другими синтетическими счетами. Типовая схема закладывается в соответствующие программы при разработке автоматизированных систем учета. Это не исключает подхода, при котором, в случае возникновения фактов хозяйственной деятельности, корреспонденция по которым не предусмотрена в типовой схеме, предприятия вправе ее дополнять. Единственное ограничение при проведении данных процедур – строгое соблюдение основных методических принципов ведения бухгалтерского учета, которые изложены в Инструкции по применению плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий.
В плане счетов бухгалтерского учета счета группируются по разделам в соответствии с их экономическим содержанием. Основе данной группировке лежит экономическая классификация объектов учета. Всего план счетов включает 8 разделов, объединяющих 71 синтетический счет, их которых 11 относятся к забалансовым. Вот перечень этих разделов:
Как видно, наименования разделов полностью совпадают с группами счетов при их классификации по экономическому содержанию. План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций приведен в приложении 1.
Каждый раздел содержит краткую аннотацию, в которой раскрывается назначение счетов, формирующих состав данного раздела. Затем приводится название и номер каждого счета, дается краткая характеристика его применения исходя из экономической сущности учитываемого на нем объекта учета. В заключение приводится типовая корреспонденция этого счета по дебету и по кредиту с другими счетам первого порядка.
В Российской Федерации сложилась
трехуровневая иерархическая си
На втором уровне разрабатывается план счетов отрасли, которым руководствуются в своей деятельности предприятия, объединенные в пределах одной отрасли народного хозяйства, например, предприятия сельского хозяйства.
И, наконец, третий уровень организации плана счетов состоит в том, что каждое предприятие в отдельности может вносить изменения в единый план счетов в пределах синтетического счета, то есть открывать свои субсчета. Введение, изменение или дополнение единого плана счетов на отдельных предприятиях возможно только при согласовании с Правительством Российской Федерации.
За рубежом сложилась практика децентрализованного формирования плана счетов. Это означает, что каждый отдельный бухгалтер может изменять и составлять план счетов так, как удобно лично ему. Это, безусловно, упрощает ведение учета на предприятии, но создает дополнительные сложности. Например, при смене бухгалтеров на предприятии, новый сотрудник должен потратить много времени на изучение плана счетов или на составление собственного плана. Такие же проблемы возникают и при аудиторских и налоговых проверках деятельности организации.
При составлении плана счетов нужно руководствоваться следующими принципами:
В мировой практике приняты три основных подхода к построению плана счетов: иерархический, матричный и линейный. При матричном строении плана счетов все счета подразделяются на группы, в которых выделяются подгруппы счетов, далее сами счета. При линейном способе построения плана счетов осуществляется простое перечисление синтетических счетов, объединенных в группы, то есть отсутствуют субсчета. Это облегчает организацию аналитического учета, выбор корреспонденции счетов. В России принят иерархический подход к построению плана. Особое внимание при этом уделяется роли субсчетов, так как именно они помогают наиболее полно раскрыть сущность того или иного учитываемого на субсчете объекта бухгалтерского наблюдения. На каждом синтетическом счете можно открыть до 10 субсчетов.
Современный план счетов бухгалтерского
учета финансово-хозяйственной
Итак, можно подвести краткий итог. В ходе работы были рассмотрены и решены следующие вопросы: что такое бухгалтерские счета, какова структура бухгалтерских счетов, каковы виды бухгалтерских счетов, что представляют собой классификации счетов по различным признакам, как организован и ведется учет на различных счетах, каково назначение плана счетов и др.
В первом параграфе были изучены основные положения о счетах бухгалтерского учета как о способе отражения информации об имуществе, обязательствах и хозяйственных операциях организации, структура активных, пассивных и активно-пассивных счетов. Дана характеристика синтетическому и аналитическому учету, рассмотрена взаимосвязь между этими видами учета, показана необходимость ведения аналитического учета на некоторых счетах.
Во втором разделе была рассмотрена классификация бухгалтерских счетов по четырем признакам, так как только в случае полного всестороннего изучения классификации счетов можно выявить закономерности и принципы ведения учета на различных счетах, а следовательно и предоставить пользователям бухгалтерскую информацию в том объеме, который необходим для принятия важнейших решений в области управления предприятием.
Наконец, в третьем параграфе речь идет о едином плане счетов бухгалтерского учета, который является обязательным для использования всеми хозяйствующими субъектами на территории Российской Федерации, а потому обойти его рассмотрение представилось невозможным. Информация о плане счетов является неотъемлемой частью материала о счетах бухгалтерского учета.
Основным методом исследования в данной работе был синтез идей современных ученых-теоретиков о счетах бухгалтерского учета, об их классификации и особенностях ведения учета на счетах различного типа.
1 Дебет и кредит – слова латинского происхождения. Дебет означает «он должен». То есть дебитор – человек, взявший в займы, должник. Кредит значит «он верит, доверяет», поэтому кредитор – заимодатель, человек, давший в займы сумму денежных средств или какое-либо имущество. В настоящее время термины дебет и кредит потеряли свое первоначальное значение и применяются только для обозначения соответствующей стороны бухгалтерского счета.
Информация о работе Счета бухгалтерского учета – способ регистрации фактов хозяйственной жизни