2.Сопутствующие аудиту услуги. Приводятся основные положения
федеральных (стандартов) аудиторской
деятельности N 30, 31 и 33. Показан порядок
работы аудитора, оказывающего сопутствующие
аудиту услуги.
Согласно п. 2 ст. 1 Федерального закона
от 30.12.08 г. N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности"
к аудиторским услугам в Российской Федерации
помимо аудиторских проверок относятся
исключительно услуги, сопутствующие
аудиту. В настоящее время существует
три вида сопутствующих аудиту услуг,
порядок оказания которых регулируется
федеральными правилами (стандартами)
аудиторской деятельности (далее - ФПСАД):
согласованные процедуры;
компиляция финансовой информации;
обзорные проверки.
Услуги, перечисленные в п. 7 ст. 1 Закона
N 307-ФЗ, являются прочими. К ним относятся:
постановка, восстановление и ведение
бухгалтерского учета, составление бухгалтерской
(финансовой) отчетности, бухгалтерское
консультирование;
налоговое консультирование, постановка,
восстановление и ведение налогового
учета, составление налоговых расчетов
и деклараций;
анализ финансово-хозяйственной деятельности
организаций и индивидуальных предпринимателей,
экономическое и финансовое консультирование;
управленческое консультирование, в том
числе связанное с реорганизацией организаций
или их приватизацией;
юридическая помощь в областях, связанных
с аудиторской деятельностью, включая
консультации по правовым вопросам, представление
интересов доверителя в гражданском и
административном судопроизводстве, в
налоговых и таможенных правоотношениях,
в органах государственной власти и органах
местного самоуправления;
автоматизация бухгалтерского учета и
внедрение информационных технологий;
оценочная деятельность;
разработка и анализ инвестиционных проектов,
составление бизнес-планов;
проведение научно-исследовательских
и экспериментальных работ в областях,
связанных с аудиторской деятельностью,
и распространение их результатов, в том
числе на бумажных и электронных носителях;
обучение в областях, связанных с аудиторской
деятельностью.
Департамент регулирования государственного
финансового контроля, аудиторской деятельности,
бухгалтерского учета и отчетности Минфина
России уведомил в информационном сообщении
для аудиторских организаций и аудиторов,
опубликованном в связи с вступлением
в силу Федерального закона от 30.12.08 г.
N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности",
что приведенный перечень прочих услуг
не является исчерпывающим (п. 3).
Сопутствующие аудиту услуги перечислены
в п. 4 ФПСАД N 24 "Основные принципы федеральных
правил (стандартов) аудиторской деятельности,
имеющих отношение к услугам, которые
могут предоставляться аудиторскими организациями
и аудиторами", в соответствии с которым
аудит и сопутствующие аудиту услуги должны
быть четко разграничены. Проведение аудита
и обзорных проверок позволяет аудитору
обеспечить предполагаемым пользователям
разумный и ограниченный уровни уверенности
в достоверности финансовой информации,
в то время как выполнение согласованных
процедур и компиляции не предусматривает
обеспечения подобной уверенности.
Под уверенностью понимается "убежденность
аудитора в отношении надежности предпосылок
составления финансовой (бухгалтерской)
отчетности, представленной стороной,
составляющей отчетность, и предназначенной
для использования предполагаемыми пользователями"
(п. 7 ФПСАД N 24). Для обеспечения подобной
уверенности аудитор должен оценить доказательства,
собранные в результате проведенных процедур,
и сделать выводы об отсутствии существенных
искажений в финансовой (бухгалтерской)
отчетности. Предпосылками подготовки
финансовой (бухгалтерской) отчетности
являются утверждения, сделанные руководством
аудируемого лица в явной или неявной
форме и отраженные в финансовой (бухгалтерской)
отчетности (п. 13 ФПСАД N 5 "Аудиторские
доказательства"). Данные предпосылки
включают следующие элементы:
существование - наличие по состоянию
на определенную дату актива или обязательства,
отраженного в финансовой (бухгалтерской)
отчетности;
права и обязанности - принадлежность
аудируемому лицу по состоянию на определенную
дату актива или обязательства, отраженного
в финансовой (бухгалтерской) отчетности;
возникновение - относящиеся к деятельности
аудируемого лица хозяйственная операция
или событие, имевшие место в течение соответствующего
периода;
полнота - отсутствие не отраженных в бухгалтерском
учете активов, обязательств, хозяйственных
операций или событий либо нераскрытых
статей учета;
стоимостная оценка - отражение в финансовой
(бухгалтерской) отчетности надлежащей
балансовой стоимости актива или обязательства;
точное измерение - точность отражения
суммы хозяйственной операции или события
с отнесением доходов или расходов к соответствующему
периоду времени;
представление и раскрытие - объяснение,
классификация и описание актива или обязательства
в соответствии с правилами его отражения
в финансовой (бухгалтерской) отчетности.
|
3.Объекты аудиторской
деятельности.
Объекты аудиторской деятельности
– лица, состоящие с субъектами
аудиторской деятельности в договорных
отношениях, регулируемых непосредственно
Федеральным законом «Об аудиторской
деятельности». К объектам аудиторской
деятельности относятся аудируемые лица, то есть лица, чья финансовая
(бухгалтерская) отчетность подвергается
аудиторской проверке, а также пользователи
сопутствующих аудиту услуг. Помимо организаций
и индивидуальных предпринимателей, объектом
аудиторской деятельности могут быть
физические лица, не зарегистрированные
в качестве индивидуальных предпринимателей.
Объектом аудиторской деятельности выступает
также физическое лицо, заключившее договор
на составление субъектом аудиторской
деятельности налоговой декларации по
налогу на доходы физических лиц, плательщиком
которого является физическое лицо –
заказчик аудиторской услуги.
5.Обязательный аудит, его субъекты.
Обязательный
аудит — это независимая обязательная аудиторская
проверка состояния бухгалтерского учета
и финансовой (бухгалтерской) отчетности
организации, проводимая в соответствии
с требованиями Закона РФ «Об аудиторской
деятельности» от 30 декабря 2008 г. №307-ФЗ.
Цель обязательного
аудита — официальное подтверждение достоверности
бухгалтерской отчетности организации.
бязательная аудиторская проверка
проводится в случаях, прямо установленных
актами законодательства Российской Федерации,
инициативная аудиторская проверка - по
решению экономического субъекта. Аудиторская
проверка, проводимая по поручению государственных
органов, также относится к обязательным
аудиторским проверкам.
Тот факт, что необходимость аудита в ряде
случаев установлена актами законодательства,
а не желанием руководителей экономических
субъектов, имеет как свои причины, так
и определенные последствия как для аудиторов,
проводящих аудит, обязательный для экономических
субъектов, так и для этих экономических
субъектов [1. с. 62 - 71].
Причины необходимости проведения обязательного
аудита:
1) субъекты обязательного аудита, как
правило, работают с денежными средствами
населения. Это банки, страховые организации,
негосударственные пенсионные фонды,
открытые акционерные общества. Население
не всегда умеет квалифицированно читать
бухгалтерскую отчетность, анализировать
финансовые показатели, делать адекватные
выводы. Аудитор в случае аудита таких
экономических субъектов выступает посредником
между проверяемым экономическим субъектом
и заинтересованным в его деятельности,
но не квалифицированным пользователем
бухгалтерской отчетности;
2) устанавливая обязательность подтверждения
отчетности предприятий, имеющих большие
объемы выручки от реализации, размеры
имущества, государство в лице аудитора
контролирует деятельность этих предприятий
как крупных налогоплательщиков.
На аудиторскую организацию, проводящую
обязательную аудиторскую проверку, налагаются
определенные обязательства:
1) обязательная аудиторская проверка
в отличие от проверки по специальному
аудиторскому заданию может быть, только
комплексной, охватывающей все сферы деятельности
предприятия, все разделы и счета бухгалтерского
учета, все виды имущества, оценку деятельности
всех филиалов, подразделений и представительств
экономического субъекта;
2) обязательная аудиторская проверка
требует от аудитора однозначности выводов
- можно ли и в какой степени полагаться
на информацию, содержащуюся в представленной
бухгалтерской отчетности;
3) при обязательной аудиторской проверке
необходимо применение (соблюдение) всех
правил (стандартов) аудита, определяющих
действия аудиторов в конкретных ситуациях,
возникающих при проведении аудита.
Обязательства, налагаемые на руководство
экономического субъекта, подлежащего
обязательному аудиту:
1) в отличие от проверки по специальному
аудиторскому заданию, когда заказчик
в лице руководителя экономического субъекта
может сам определить круг вопросов, по
которым он нуждается в помощи аудитора,
при обязательной аудиторской проверке
не может быть никаких ограничений тематики
проверки;
2) получив аудиторское заключение по результатам
обязательной аудиторской проверки, руководство
экономического субъекта не может не ознакомить
с его итоговой частью всех желающих;
3) получив перечень ошибок и нарушений,
выявленных аудитором в ходе проведения
обязательной аудиторской проверки, а
также рекомендации по их устранению,
руководство экономического субъекта
не может ограничиться принятием их к
сведению, оно обязано принять меры по
их исправлению. |