1.Фин.учет в
системе упр-я экономикой орг-и. В совр.усл-х хоз-я на росс.систему б/у
влияют след.ф-ры: становление новых ОПФ,снижение
жесткости в регламент.б/у, ориентация
на м/нар.признанную учетную практику.В
рыноч.экономике б/у вкл.след.:орг-я системы,составление
смет,проведение системного ан-за,расчет
н/о,аудит.Б/у дает контрагентам полный
обзор деят-ти орг-и,ее фин.состояние и
он исп-ся для выработки и принятия необх.экон.решений.
Многими авторами б/у рассм.как систему,кот.
измеряет,обрабатывает и передает фин.инф-ю
о хоз-щем субъекте.Эти данные позволяют
пользователям сделать альтерн-й вывод
при принятии соотв.решений.Б/у как систему
следует рассм-ть как связующее звено
м/у деят-тью хоз-щего субъекта и принятием
решений. Это связано с тем,что: БУ отражает
деловую активность путем записи данных
на соотв-х счетах для послед.исп-я;в рез-те
обработки данные помещаются на хранение
до потр-ти в них,затем они обраб-ся Т.О.,чтобы
стать ценной инф-ей;инф-ю в форме отчетов
и прилож-й передают тем,кто исп-т ее для
принятия реш-й. Данные о деловой актив-ти
нах-ся на входе системы,а инф-я полезная
для принятия реш-я на выходе из системы.
2.Фин.и управленч.учет
и их сравнит.хар-ка. ФУ явл-ся обяз-м для всех орг-й.Осн.назн-е
– формир-е полной и достоверной инф-и
об им-ве фин.рез-тов деят-ти орг-и,необх.как
внутр.,а особ.внеш.пользов-м БФО.Предмет
ФУ – кругооборот кап-ла орг-и,кот.выраж-ся
в виде соотв-х хоз.операций,сов-ть кот.в
свою оч.пред-т собой объекты,характериз.процессы
и рез-ты деят-ти данных орг-и.Метод ФУ
форм-т бух. Методологию,кот.пред-т собой
сов-ть приемов и способов отраж-я фин-хоз-й
деят-ти орг-и,вкл. в себя специф.приемы
наблюд-я объектов учета и измерение группировки
и обобщения.УУ- исп-т опер.инф-ю незав-мо
от его колич-го измерения и сформир-е
УУ дал напр-е о том, какая инф-я нужна польз-лю:
спрос на выпуск прод-и,возм-ть сбыта прод.при
опр-х усл-х и требованиях,МТО пр-ва этой
прод.,инф-я о технич.подготовке пр-ва,З-ты
на пр-во и эф-ть выпуска опр-х изделий.
Сходные признаки:базовая спец-ть ВПО (#,БУ, анализ и аудит);орг.форма ведения
учета бух.служба(фин.бух-я и управл.бух-я);оправдат.
Док-ты на хоз.опер-и (первичные док-ты);систематиз.учетных
данных на счетах (счета фин. И управленч.учета);запись
учетных данных на счетах (двойная запись);обощение
учетных данных (денежная оценка); накапливание
учет-х данных (учетные регистры);комп-я
обраб.учетных данных (базовая программа
конфигурации фин.учета); верификация
учетных данных (инвентаризация). Отличительные:цель
ведения учета (формир-е учетной ФИН.инф-и
преимущ.для ВНЕШ.пользв-ей,УПРАВЛ.инф-и
т/о для ВНУТР.польз-ей);норм.регул-е учета
(-‖-в отраслевом,нац-м и м/нар.масштабе,
локльное норм.рег-е упр.учета в рамках
кажд.хоз.субъекта);связь с др.видами хоз.учета
(преим.со статист.учетом,со всеми видами
хоз.учета);виды исп-ые экон.инф-и (учетно-фин.инф-я,практ.все
виды экон.инф-и); измерители экон.инф-и
(ден.измер-е,все виды измерителей);временной
режим экон.инф-и (ретроспективный,сочетание
ретросп.,тек. и перспек.режимов);осн.объект
учета (хоз. субъект в целом,структ.подразд.хоз.субъекта);
осн.группировка произ-х З-т (по экон.однород.
элементам,по калькул.статьям);периодичность
составл-я отчета (на регулярной основе
в общеустан.порядке,по мере необ-ти исходя
из потреб-тей внутрихоз-го упр-я кажд.хоз.
субъекта);обяз-ть ведения учета (обяз-но,необ.);
отв-ть за ведение учета (дисципоинар.,гражд,
админ,уголовно-ответст.;дисципл,граждан.).
9.Экон.сущность
ДС и норм.док-ты, регламентир.порядок
хранения и исп-я ДС, задачи
их учета. ДС м.нах-ся в форме наличных денег в кассе,хранится
на расч-х,вал-х либо на спец-х счетах в
банке. Все орг-и обязаны хранить ДС в банке,а
для осущ-я расчетов наличными деньгами
орг-я д.иметь кассу и вести всю необх.док-цию
по устан. форме.Осн.норм.док-ми,регламент.ведение
кассовых опер-й явл-ся:1.полож-е о правилах
орг-й налич.ден.обращ-я на терр.РФ за №14п
от 05.01.98г. 2.порядок ведения кассовых опер-й
в РФ за №40 от 22.09.93г.В соот-и с эт.док-ми
все орг-и незав-мо от ОПФ обязаны: 1.приходовать
полученные налич.ДС в кассу,хранить свобод.
ДС в учрежд.банка в соот-и с п.2.1.полож-я
ЦБ РФ №14п. 2.иметь кассу и кассовую книгу
для осущ-я налич-х расчетов.Д.хранятся
в кассе орг-и в перделах устан.банком
лимита. 3.произв-ть платежи по своим обяз-вам
п/д др. п/п как правило в безнал.порядке,а
налич.Д. в пределах устан.Цб суммы в пределах
60000руб. по одному платежу.
В условиях рыночной экономики наиболее
ликвидная часть имущества организации
-- денежные средства -- представляют ее
рабочий капитал. От его размера
и четкой постановки бухгалтерского
учета зависит финансовая устойчивость
фирмы, ее платежеспособность. Задачами
учета денежных средств являются:-Полная
и своевременная регистрация операций,
связанных с движением рабочего капитала
в кассе и на счетах в банках.-Контроль
за наличием денежных средств, их сохранностью
и целевым использованием. -Полное, своевременное
и правильное отражение в ученых регистрах
текущих операций по поступлению и выбытию
данного капитала.-Контроль за соблюдением
расчетно-платежной и сметной дисциплины.-Контроль
за своевременностью возвращения в банк
сумм, не использованных по назначению
в соответствии с выделенными лимитами
и сметами.-Правильное и своевременное
проведение инвентаризации кассовой наличности,
операций по счетам в банках и отражение
ее результатов в учете.Решение этих задач
во многом зависит от четкого соблюдения
следующих основных принципов учета денежных
средств:-Свободные денежные средства
должны храниться только в банке, и их
выдача и использование осуществляются
в соответствии с целевым назначением.-Платежи
производятся в безналичном порядке после
отгрузки товарно-материальных ценностей, выполнения
работ и оказания услуг или одновременно
с ними. Предварительная оплата допускается
лишь в случаях, предусмотренных законодательством
и учетной политикой организации.-Платежи
производятся с согласия (акцепта) плательщика
или по его поручению; без согласия -- только
в случаях, предусмотренных действующим
законодательством.-Платежи производятся
за счет собственных средств плательщика
или за счет кредитов банка.-Списание со
счета денежных средств в объеме, достаточном
для удовлетворения всех предъявляемых
к организации требований, осуществляется
в порядке поступления распоряжений клиента
и других документов на списание.-Недостаточность
денежных средств на счете организациидля
удовлетворения всех предъявляемых к
ней требований обусловливает списание
этих средств путем применения установленной
очередности платежей (порядок ее будет
изложен далее).Погашение требований в
порядке календарной очередности поступления
документов предусматривает удовлетворение
этих требований путем списания средств,
относящихся к "одной очереди.
11,14.Док-я по вед-ю кассовых
опер-й. Осн-м для отраж-я в учетных регистрах
служат унифицир. формы первич.учетной
док-и: 1.ПКО (ф.К01) прим-ся для оформл-я поступл-й
налич.ДС в кассу орг-и.2.РКО(ф.К02)для выдачи
налич.ДС из кассы орг-и.3.журнал рег-и ПКО
и РКО (ф.К03)для рег-и ПКО и РКО или заменяющих
их док-т.4.кассовая книга (ф.К04)для учета
выдачи и поступл-й налич.Д.орг-и.5.книга
учета принятых и выданных кассиром ДС(ф.К05)для
учета Д.выданных кассиром из кассы орг-и
др. кассирам или доверен-му лицу,а т/ж
учета возврата налич.Д.и кассовых док-в
по произв-м операциям.Все док-ты запол-ся
в одном экз.,почистки,помарки,исправл-я
в этих док-х не разр-ся.ПКО и квитанции
к нему запол-ся одновременно и подпис-ся
глбух.и квитанция прих.ордера выдается
т/о после получения Д. РКО подпис-ся глбух.и
рук-м орг-и.РКО, оформленные на осн-и платежных
и расч-платеж.ведомостях на оплату тр.регистр-ся
после их выдачи.Прием и выдача Д.по кассовым
оредрам м.произ-ся т/о в день их составл-я.
Получ-я кассиром Σ д.соот-ть указ.в ПКО Σ. После приема Д.кассир подпис-т квитанцию,
расшифровывает свою подпись и заверяет
штампом кассира.Налич.ДС,не подтвержд.ПКО,
считаются излишком кассы и б.считаться
Д-дами орг-и.
114.Учет целевого финансир-я(86). Одним из источников формир-я хоз-х ср-в м.служить
ср-ва целевого финансир-я, поступающие в орг-ю от др.орг-й и физ.лиц,а т/ж в виде гос-й
помощи и др. Целевое фин-е, предоставляемое
ком-м орг-м, признается как увеличение
экон-й выгоды конкретной орг-и в рез-те
поступления активов (ДС, иного им-ва).Ср-ва
целевого фин-я д. исп-ся строго по их назнач-ю.Учет поступивших ср-в целевого
фин-я ведется на пассивном сч.86 «Целевое фин-е».Ср-ва целевого назн-я, получ-е в кач-ве источ-ов фин-я тех или иных мероприятий,отражаются
по Кт сч.86 в кор-и со сч.76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».Расходование
ср-в целевого фин-я отражается по Дт86
в кор-и со сч.98 «Д-ды буд.периодов» при напр-и ком-й орг-ей бюджетных ср-в на
фин-е кап-х и тек. Р-ов. Анал.учет по сч.86
ведется по назн-ю целевых ср-в и в разрезе
источ-ов их поступления. Осн-ю часть ср-в целевого
фин-я м.составлять,как правило,ср-а,получаемые
ком-й орг-ей в виде гос.помощи.Правила формир-я в БУ инф-и
о получении и исп-и гос.помощи для осущ-я
целевых Р-ов устан-ны ПБУ «Учет гос.помощи»
ПБУ 13/2000, утвер-м приказом Минфина России
от 16.10.2000 №92н.ПБУ 13/2000 уст-ны след.формы
предоставляемой гос.помощи:- субвенции
и субсидии;-бюджетные кредиты, вкл.предоставление в виде ресурсов, отличных от ДС(земельные
участки, природные ресурсы и др.им-во);-пр.формы гос.помощи.Субвенция—это
бюджетные ср-ва, предоставляемые ком-й
орг-и на безвозмездной и безвозвратной основе
на осущ-е опр-х целевых р-ов.Субсидия—это бюджетные ср-ва, предоставляемые ком-й
орг-и на усл-х долевого фин-я целевых р-ов.
Бюджетный кредит—это форма фин-я бюджетных
р-ов, предусматривающая предоставление
ср-в ком-й орг-и на возвратной и возмездной основе.Для целей БУ поступающие
бюджетные ср-ва подраз-ся на- ср-ва на
фин-е кап-х р-ов, связ-х с покупкой,строит-вом
или приобретением иным путем ВНА(ОС и
др.).Предоставление этих ср-в м.сопровождаться допол-ми усл-ми, огранич-ми приобретение
опр-х видов активов,их местонахождение или сроки приобретения и владения;- ср-ва
на фин-е тек.р-ов.К ним отн-ся бюджетные ср-ва,
отличные от предназ-х на фин-е кап-х р-ов.Списание бюджетных ср-в со
сч.учета целевого фин-я отражается как
увел-е фин-х рез-тов орг-и.Суммы бюджетных
ср-в, признанные в БУ орг-ив кач-е д-ов на сч.учета фин-х рез-ов,отраж-ся
в составе пр.д-ов как активы,полученные
безвозмездно.В соот-и с Инструкцией по
применению ПС сумма бюджетных ср-в,напр-ная
ком-й орг-ей на фин-е р-ов,отражается на
субсч.98–2 «Безвозмездные поступления» счета 98 «Д-ды буд.периодов» в кор-и со счетом 86.Суммы,учтенные на сч.98 «Д-ды буд.периодов,списываются в Кт91 «Пр.д-ды
и р-ды»:-по ОС—по мере начисления амор-и;-
по оборотным активам (материалам и др.)
—по мере списания на сч.учета З-т на пр-во.Списание бюджетных ср-в со сч.учета
целевого фин-я произв-ся на систематической
основе.В соот-и с ПБУ 13/2000 порядок списания бюджетных ср-в
зав-т от целей предоставления бюджетных ср-в и осущ-ся
в разрезе соот-щих р-ов.Суммы бюджетных
ср-в на фин-е кап-х р-ов списываются на
протяжении срока полезного исп-я внеоборотных
активов, подлежащих согласно действующим
правилам амортизации.При этом целевое
финансирование учитывается в качестве доходов будущих периодов при вводе объектов
внеоборотных активов в эксплуатацию с последующим отнесением в течение срока полезного использования объектов
внеоборотных активов в размере начисленной амортизации на финансовые результаты организации как прочие доходы.Операции
по списанию бюджетных средств, предназначенных
для финансирования капитальных расходов,
могут быть отражены следующими проводками:
№ п/п |
Содержание хозяйственных
операций |
Корреспондирующие счета |
Дебет |
Кредит |
1 |
Отражена задолженность
по бюджетным средствам, предназначенным
для целевого финансирования капитальных расходов |
76 |
86 |
2 |
Отражено фактическое
поступление бюджетных средств
для целевого финансирования капитальных
расходов |
51 |
76 |
3 |
Отражена стоимость
приобретенного объекта ОС согласно
расчетным документам поставщика (включая
НДС) |
08 |
60 |
4 |
Произведена оплата поставщику за объект ОС (включая НДС) |
60 |
51 |
5 |
Объект ОС принят к учету по первоначальной стоимости |
01 |
08 |
6 |
Полученные бюджетные
средства отнесены на доходыбудущих периодов (с учетом НДС) — в момент принятия объекта ОС к бухгалтерскому учету |
86 |
98-2 |
7 |
Начислена амортизация
объекта ОС |
20 |
02 |
8 |
Одновременно с начислением амортизации: включенав состав прочих доходов организации часть бюджетных
средств (в сумме начисленной амортизации и т. д. в течениевсего срока полезного использования
объекта ОС) |
98-2 |
91 |
Суммы бюджетных средств на финансирование текущих расходов списываются в периоды
признания расходов,на финансирование которых они предоставлены.При этом целевое
финансирование признается в качестве доходов будущих периодов в момент принятия к учетуматериально-производственных
запасов, начисления оплаты труда и осуществления других расходов аналогичного характера с последующим отнесением на доходы отчетного периода при отпуске материально-производственных
запасовна производство продукции (выполнение работ, оказание
услуг), при начислении оплаты труда и осуществлении других расходов аналогичного характера.В
бухгалтерском учете операции по списанию
бюджетных средств, предназначенных для
финансирования текущих расходов, могут
быть отражены следующими проводками:
№ п/п |
Содержание хозяйственных
операций |
Корреспондирующие счета |
|
|
Дебет |
Кредит |
1 |
Отражена задолженность
по бюджетным средствам, предназначенным
для целевого финансирования текущих
расходов |
76 |
86 |
2 |
Отражено фактическое
поступление бюджетных средств для целевого финансирования текущих
расходов |
51 |
"76 |
3 |
Отражена стоимость
приобретенных материалов согласно
расчетным документам поставщика (включая
НДС) |
10 |
60 |
. 4 |
Полученные бюджетные
средства отнесены на доходыбудущих периодов (с учетом НДС) — в момент принятия материалов к учету |
86 |
98-2 |
5 |
Произведена оплата поставщику за материалы (включая НДС) |
60 |
51 |
6 |
Материалы отпущены в производство |
20 |
10 |
7 |
Одновременно на момент отпуска материаловв производство: включена в состав прочих доходов организации часть бюджетных
средств (в сумме, равной стоимости отпущенных в производство материалов) |
98-2 |
91 |
Налоговые аспекты. Для целей налогообложения основные средства,
приобретенные (созданные) с использованиембюджетных средств целевого
финансирования (в части стоимости, приходящейся на величину этих средств),не включаются в состав амортизируемого имущества.Другими словами,
для целей бухгалтерского учета учитывается
сумма амортизации со всей стоимости объекта основных средств, а для целей налогообложения прибыли не учитывается амортизация, приходящаяся на часть стоимости объекта основных средств,
оплаченной за счет бюджетных средств.Для целей налогообложения
прибыли сумма полученных организацией
бюджетных средств учитывается единовременнона
дату фактического поступления этих средств.Бюджетные
средства, полученные организациями на возвратной и безвозвратной основе из бюджетов различных уровнейна финансирование целевых программ и мероприятий, если указанные средства не связаны с реализацией товаров (работ, услуг), не облагаются налогом на добавленную стоимость.Приобретаемое имущество (работы,
услуги) за счет средств целевого бюджетного финансирования
оплачиваются с учетомНДС, который вычету (возмещению) не подлежит.Суммы НДС в данном случае на затраты производства и обращения не относятся, а покрываются за счет бюджетных источников.Таким образом, в данном случае суммы НДС, предъявленные организации
либо фактически уплаченные при приобретении
имущества, учитываются в его стоимости.По окончании отчетного года
или по истечении периода, в течении которого суммы бюджетных средств для
целевого финансирования должны были
быть израсходованы, остаток средств на счете 98 «Доходы будущих периодов» списываетсяв кредит счета 91 «Прочие доходы и расходы».В ряде случаев полученные
бюджетные средства (например, при их нецелевом использовании) подлежат возврату.Порядок
отражения в бухгалтерском учете возврата бюджетных средств установлен
нормами ПБУ 13/2000, согласно которым в случае возврата бюджетных средств, полученных в отчетном году, организации необходимо сделать в учетеисправительные (сторнировочные)
записи: