Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2013 в 13:47, шпаргалка
Целью аудита является подтверждение достоверности данных отчетности по наличию и движению товарно-материальных ценностей и установление соответствия оформленных хозяйственных операций действующим нормативным актам.
Аудит материально- производственных запасов.
Аудит основных средств и нематериальных активов.
Аудит расчетов по оплате труда.
Аудит кредитов, займов и целевого финансирования.
Аудиторская проверка затрат и калькулирования себестоимости производства продукции.
Аудит формирования финансовых результатов и использования прибыли.
Аудиторская проверка условных фактов хозяйственной деятельности и оценка событий, происшедших после отчетной даты.
Аудиторская проверка расчетов с дебиторами и кредиторами.
6) правильность отражения данных о наличии и движении активов в учете и отчетности.
Необходимо проверить, как ведется учет на синтетических счетах 04, 05 и 08.
Типичные ошибки:
- оприходование НМА не по цене их приобретения;
- неправильное определение срока эксплуатации;
- начисление амортизации производится 1 раз в квартал;
- неправильное отнесение затрат на счет 04;
- отсутствие документов,
подтверждающих отнесение
- неправомерное увеличение стоимости НМА за счет текущих затрат.
Аудит расчетов по оплате труда
Цель аудита - установление соответствия
применяемой в организации методики учета
и налогообложения операций по оплате
труда и расчетов с персоналом, действующим
в РФ в проверяемом периоде, нормативным
документам, для того чтобы выявить имеющиеся
ошибки или нарушения и степень их влияния
на достоверность бухгалтерской отчетности.
Основные задачи аудита:
1) оценка существующей в организации системы
расчетов с персоналом и ее эффективности;
2)оценка состояния синтетического и аналитического
учета операций по оплате труда и расчетов
с персоналом организации в проверяемом
периоде;
3)оценка полноты отражения совершенных
операций в бухгалтерском учете;
4) проверка соблюдения организацией налогового
законодательства по операциям, связанным
с расчетами по оплате труда;
5) проверка соблюдения организацией законодательства
по расчетам с внебюджетными фондами,
по социальному страхованию и обеспечению.
Планирование и программа аудита. Аудиторская
проверка должна быть спланирована на
основе достигнутого аудиторской организацией
понимания деятельности экономического
субъекта. Цель планирования - организовать
эффективную и экономически оправданную
проверку. На этапе планирования необходимо
определить стратегию и тактику аудита,
сроки его проведения; разработать общий
план и программу аудита.
Аудиторская организация при выполнении
вышеуказанных работ должна руководствоваться
правилами (стандартами) аудиторской деятельности,
где предусмотрено, что планирование,
являясь начальным этапом проведения
аудита, состоит в разработке аудиторской
организацией общего плана аудита с указанием
ожидаемого объема, графиков и сроков
проведения аудита, а также в разработке
аудиторской программы, определяющей
объем, виды и последовательность осуществления
аудиторских процедур, необходимых для
формирования аудиторской организацией
объективного и обоснованного мнения
о бухгалтерской отчетности организации.
Программа аудита оплаты труда содержит
информацию об организаторе-заказчике,
сроках проведения и состоит из следующих
пунктов:
1) аудит оформления первичных документов;
2) аудит системы начислений заработной
платы;
3) аудит обоснованности применения льгот
и удержаний из заработной платы;
4) аудит тождественности показателей
бухгалтерской
отчетности и регистров бухгалтерского
учета;
5) аудит расчетов по начислению платежей
во внебюджетные фонды.
При проведении аудита оплаты труда основными
документами проверки являются:
1) приказы о приеме на работу;
2) коллективный договор;
3)табель использования времени; расчетно-платежные
ведомости;
4) кассовые ордера; книга депонированной
заработной платы;
5)личные карточки;
6)приказы руководителя и заявления работников
на выплату пособий;
7)листки нетрудоспособности;
8) путевки на санаторно-курортное лечение;
9)сведения о полученных доходах работников;
10)журналы-ордера № 9,10,10/1,10а, 12;
11)ведомости№ 12,13,13а, 15,18;исполнительные
листы; Главная книга;
13)договоры на обучение, акты о выполненных
работах;
14)отчетные декларации по расчетам с органами
социального страхования и обеспечения.
Аудит кредитов, займов и целевого финансирования.
Целью аудита кредитов, займов и средств целевого финансирования является установление соответствия применяемой в организации методики бухгалтерского учета, действующей в проверяемом периоде, нормативным документам.
Задачами аудита кредитов, займов и средств целевого финансирования являются:
– изучение кредитных договоров, договоров залога, договоров займа, источников поступления средств целевого финансирования;
– оценка состояния синтетического и аналитического учета кредитов, займов и средств целевого финансирования; изучение правомерного расходования средств кредитов, займов, целевого финансирования;
– проверка правильности отражения на счетах бухгалтерского учета кредитов, займов и средств целевого финансирования, правильность отражения показателей в бухгалтерской отчетности;
– проверка своевременного и полного погашения кредитов, займов и средств целевого финансирования;
– правильность начисления процентов за пользование и их списание.
Основные нормативные документы:
• Федеральный закон от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете»;
• Положение по бухгалтерскому учету «Учет расходов по займам и кредитам» ПБУ 15/01, утвержденное приказом Минфина России от 02.08.2001 № 60н;
• Положение по бухгалтерскому учету «Учет государственной помощи» ПБУ 13/2000, утвержденное приказом Минфина России от 16.10.2000 № 92н;
• План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий и Инструкция по его применению, утвержденные приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н;
• Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденное приказом Минфина России от 29.07.1998 № 34н;
• приказ Минфина России от 22.07.2003 № 67н «О формах бухгалтерской отчетности организаций».
Предоставляемые документы: бухгалтерский баланс (форма № 1), отчет о прибылях и убытках (форма № 2), отчет о движении денежных средств (форма № 4), приложение к бухгалтерскому балансу (форма № 5), главная книга или оборотно-сальдовая ведомость, приказ об учетной политике организации, регистры бухгалтерского учета по счетам 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам», 67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам», 91 «Прочие доходы и расходы», 86 «Целевое финансирование», 98 «Доходы будущих периодов».
Работы при проведении аудита кредитов, займов и средств целевого финансирования можно разделить на три последовательных этапа: ознакомительный, основной и заключительный.
Ознакомительный этап
По договору займа одна сторона (заимодавец) передает в собственность другой стороне (заемщику) деньги или другие вещи, определенные родовыми признаками, а заемщик обязуется возвратить заимодавцу такую же сумму денег (сумму займа) или равное количество других полученных им вещей того же рода и качества (ст. 807 ГК РФ). Договор займа считается заключенным с момента передачи денег или других вещей.
По кредитному договору банк или иная кредитная организация (кредитор) обязуются предоставить денежные средства (кредит) заемщику в размере и на условиях, предусмотренных договором, а заемщик обязуется возвратить полученную денежную сумму и уплатить проценты на нее (ст. 819 ГК РФ).
После предоставления кредитных
договоров аудитор проводит их экспертизу
на соответствие содержания представленных
документов требованиям гражданского
законодательства, а именно: цель объекта
кредитования, срок выдачи и возврата
кредита, формы обеспечения
Для определения целевого использования привлеченных средств целевого финансирования аудиторы изучают договоры, сметы, на основании которых средства были выделены.
Проверка состояния
– по видам займов и кредитов;
– по кредитным организациям и другим заимодавцам, предоставившим их, отдельным займам и кредитам (видам заемных обязательств).
Основной этап
Основной задачей аудита кредитов, займов и средств целевого финансирования является подтверждение информации о кредитах, займах, целевых средствах в их финансовой отчетности, аудитору необходимо изучить весь комплект представленной бухгалтерской отчетности, а именно:
– установить, что данные об остатках на счетах кредитов, займов, средств целевого финансирования на начало и конец отчетного периода, указанные в оборотно-сальдовой ведомости или главной книге, соответствуют данным, указанным в бухгалтерском балансе (форма № 1). Пример оформления процедуры приведен в приложении 9.1 (процедура 1);
– определить, что в справке о наличии ценностей на забалансовых счетах, а именно по строке 960 «Обеспечения обязательств и платежей выданные», отражены суммы гарантий компании-клиента, которые она выдала в обеспечение своих обязательств;
– установить, что данные об уплаченных процентах соответствуют данным, указанным по строке 170 отчета о движении денежных средств (форма № 4). Кроме того, данные по строке 360 отчета о движении денежных средств (форма № 4) соответствуют данным о поступлении денежных средств от погашения займов, предоставленным другими организациями, а данные строки 390 – суммам погашенных займов и кредитов (без процентов). Пример оформления процедуры приведен в приложении 9.1 (процедура 2);
– определить, что данные о начисленных процентах в течение отчетного периода соответствуют данным, показанным по строке 070 «Проценты к уплате» отчета о прибылях и убытках (форма № 2). Пример оформления процедуры приведен в приложении 9.1 (процедура 3);
– установить, что данные в разделе IX «Обеспечения», указанные в приложении к бухгалтерскому балансу (форма № 5), соответствуют данным аналитического учета по счетам 60 «Векселя выданные», данным счета 009 «Обеспечения обязательств и платежей выданные».
С 01.01.2009 аудитору необходимо выяснить, из чего складываются затраты, связанные с получением и использованием займов (кредитов), а именно, установить, что в их состав входят:
– проценты, причитающиеся к оплате заимодавцу (кредитору);
– суммы, уплачиваемые за информационные и консультационные услуги;
– суммы, уплачиваемые за экспертизу договора займа (кредитного договора);
– иные расходы, непосредственно связанные с получением займов (кредитов).
Для подтверждения своевременности выдачи кредита аудитор сравнивает даты и суммы, указанные в кредитном договоре и в выписках банка с расчетного или ссудного счета.
Далее оценивается правильность отражения операций по получению кредитов на счетах бухгалтерского учета, т. е. изучается правильность использования счетов 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам», 67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам».
Для подтверждения своевременного поступления средств целевого финансирования аудитор сравнивает расчетно-платежные документы по кассе, счетам в банках и информацию по договорам и сметам, устанавливает своевременность и полноту зачисления, и использования средств целевого финансирования.
Для подтверждения правильности
отражения в учете операций со
средствами целевого финансирования в
корреспонденции счетов по зачислению
и использованию средств
Для того чтобы проверить погашение кредитов, займов, аудитору необходимо сопоставить данные кредитных договоров, договоров займа с данными выписок с расчетного счета, отчетов кассира. По итогам составляется таблица, в которой показываются все выявленные отклонения.
Аудитору необходимо обратить внимание на то, что задолженность по кредитам и займам отражается с учетом начисленных, но не выплаченных процентов на конкретную отчетную дату.
При этом необходимо проверить, что затраты по полученным займам и кредитам, включаемые в текущие расходы организации, являются ее прочими расходами и подлежат включению в финансовый результат организации. В бухгалтерском учете они должны быть отражены на счете 91 «Прочие доходы и расходы», субсчете 2 «Прочие расходы».
С 01.01.2009 расходы по займам признаются прочими расходами, за исключением той их части, которая подлежит включению в стоимость инвестиционного актива.
Основные виды нарушений, которые могут быть выявлены в результате проведения аудита кредитов, займов и средств целевого финансирования:
– отсутствие в организации аналитического учета кредитов, займов и средств целевого финансирования, неправильное использование Плана счетов бухгалтерского учета;
– нецелевое использование средств кредитов, займов и целевого финансирования, их несвоевременное погашение;
– неправильное исчисление процентов по кредитам, займам, а также отражение их на счетах бухгалтерского учета в зависимости от уплаты, а не по окончании отчетного периода;
– отсутствие документов, подтверждающих использование средств целевого финансирования.
Заключительный этап
По окончании работ аудитор формирует мнение по результатам проверки данного участка учета, составляет пакет рабочих документов, формулирует часть аудиторского отчета, относящуюся к области проверки, и представляет его совместно с рабочей документацией (приложение 9.1) руководителю проверки.
Приложение 9.1Процедуры аудита кредитов, займов и средств целевого финансирования
Процедура 1. Сопоставление данных оборотно-сальдовой ведомости (главной книги) по счетам кредитов, займов с данными бухгалтерского баланса (форма № 1)[9]
Процедура 2. Сопоставление данных о поступлении денежных средств от погашения займов, кредитов, предоставленных другим организациям, или погашенных займов и кредитов (без процентов) и процентов с данными отчета о движении денежных средств (форма № 4)
Процедура 3. Сопоставление данных о начисленных процентах в течение отчетного периода с данными отчета о прибылях и убытках (форма № 2)
АУДИТ ЗАТРАТ НА ПРОИЗВОДСТВО
8.1. ЦЕЛИ АУДИТА
Цель аудита учета затрат на производство – установление обоснованности формирования и правильности учета издержек производства.
Информация о работе Шпаргалка по бухгалтерскому учету и аудиту