Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июля 2013 в 22:08, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Бухгалтерский учет"
1.Правила ведения
кассовых операций. Порядок оформления
приёма и выдачи наличных 8. Понятие ОС
и задачи их учета.
ОС - совокупность средств труда, а также материальных объектов, создающих условия их функционирования. Задачи: 1.Правильное док. оформление и своевременное отражение в учете поступления, выбытия, внутр. перемещения ОС 2.Формирование фактических
затрат и оценка активов, 3.Правильное исчисление,
своевременное и полное 4.Получение достоверной информации о наличии ОС и об их сохранности в местах эксплуатации. 5. Полное определение затрат,
связанных с содержанием, 6. Достоверное и полное
определение результатов 7. Полное определение затрат
на проведение модернизации, реконструкции,
частичной ликвидации, дооборудования,
достройки, в том числе по
результатам технической Классификация: 1.по принадлежности: собственные и арендованные 2.по назначению: производственные и непроизводственные 3.по степени использования: действующие, бездействующие и находящиеся в запасе 4.по видам: здания, сооружения, машины, оборудование. Источники поступления ОС: капитальные вложения, поставщики, от организаций безвозмездно, от обмена на другое имущество, от учредителей в счет их вклада в уставный фонд, субсидии правительственных органов, обмен на другое имущество. На принятые в эксплуатацию ОС оформляется акт «О приеме, передаче ОС» формы ОС-1 и открывается инвентарная карточка. 1.Поступили ОС, не треб.монтажа (08.3-60) НДС (18.3-60) ОС введены в эксплуатацию (01-08) 2.Поступили ОС, треб. Монтажа (07-60) НДС (18-60) ОС переданы в монтаж (08-07) 3.Поступили ОС в качестве вклада в уставный капитал от учредителей (01-75) 4.выявлены излишки ОС при инвентаризации (01-92) 5.Поступили ОС безвозмездно (01-98)
19.Учет реализации
продукции и расчетов с ГП предназначена для реализации
потребителям. Отгрузка продукции оформляется
договорами на поставку, ТН или ТТН. Покупатель
при оформлении этих документов обязательно
должен предоставить доверенность. Если
с покупателями заключены разовые сделки,
то в качестве договоров могут выступать
ТН или ТТН, но в таком случае в них делаются
соответствующие оговорки.
2. На р/с поступили платежи от покупателя за приобретенные ТМЦ, аванс. 51 – 62
Авансовый отчет предоставляется в течении 3 дней не считая дня прибытия. Для расчетов с подотчетными лицами предназначен 71 счет «Расчеты с подотчетными лицами». По дебету учитываются суммы, выданные под отчёт в корреспонденции с кредитом сч. 50, 51, 52. Выдачи средств иностранной валюты под отчёт отражается в рублевом эквиваленте по официальному курсу нац. банка в день выдачи. 1. Получена инвалюта (50/4 – 52). 2. Выдана под отчё на командировку инвалюта (71 – 50/4). 3. Выдан под отчёт аванс в бел. руб. (71 – 50/1). 4. Возвращён в кассу остаток: подотчётных сумм инвалюты (50/4 –71); бул. руб. (50/1 – 71).
|
этого отчет обрабатывают
указывают на ордере корреспондирующий
счет и переносят в кассовую книгу.
18.Документальное
оформление отгрузки (отпуска) продукции
покупателям. Синтетический и
аналитический учёт
Под отгруженной (отпущенной) продукцией, выполненными работами и оказанными услугами понимают продукцию, оформленные соответствующими документами (накладными, приёмо-сдаточными актами) по отгрузке готовых изделий, а также передаче продукции для реализации комиссионных и иных подобных началах. Местным покупателям продукция отпускается по доверенности, а иногородним (если они сами не получают продукцию на месте) – по приказу-накладной, к которой даётся распоряжение экспедиции, куда и каким способом отправить продукцию. Все док-ты по отгруженной ГП передаются в бухгалтерию или финансовый отдел, где выписываются платёжные документы на имя покупателя. В частности, здесь оформляются счета-фактуры, платёжные требования и платёжные требования-поручения. Наличие и движение отгруженной
продукции учитываются на синтетическом
активном счёте 45 «Товары отгруженные».
На этом счёте учитываются переданные
транспортным или почтовым организациям,
отгруженные собственным По факту оплаты: на основании расчётных док-тов по отгрузке продукции на учётную стоимость отгруженной продукции делается запись 45-43. На поступившую оплату на сумму выручки включая НДС 51-90 и одновременно на учётную стоимость отгруженной продукции 90-45; НДС из выручки 90-68; коммерческие расходы 90-44; финансовый результат 90-99 или 99-90. По моменту отгрузки: на сумму выручки 62-90; если ГП учитывается по фактической себестоимости 90-43 (списана фактическая 21. Кредитовые банковские
переводы, осуществляемые на основании
платёжных поручений,
1.Расчеты платежными Расчёт платёжными поручениями: 1.отгрузка, пересылка отгруженных
документов ТТН. 2.Платежное поручение
на оплату товаров. 3.перевод денежных средств из
банка плательщика получателя денег. 4.зачисление средств на счет
получателя 24. Учёт кассовых операций в иностранной валюте и его особенности.
Организации, занимающиеся внешнеэкономической
деятельностью, обязаны хранить
иностранную валюту в банках. Однако
в некоторых случаях Полученная из банка иностранная
валюта расходуется строго на цели,
на которые она получается, а именно
для оплаты командировочных расходов.
Поступление валюты в кассу оформляется
ПКО КО-1в, которые выписываются в
валюте и рублевом эквиваленте по
действующему курсу НБ РБ. ПКО подписывается
гл. бухгалтером. Расход валюты оформляется
РКО формы №КО-2в с указанием
суммы валюты и её рублевого эквивалента
по курсу НБ РБ. РКО подписывается
руководителем и гл. бухгалтером.
Невыплаченная сумма 31.Отчётность организации,
её сущность и значение в
системе экономической
Составление бух. отчётности является завершающим этапом учётной работы в орг-ции. Бух. отчётность – это система показателей, отражающих имущественное и финансовое положение орг-ции на отчётную дату, а также финансовые результаты её деятельности за отчётный период. Отчётность основана на данных б/у и представляет собой информацию о состоянии активов, источников их образования, направлениях использования прибыли и т. д. Сущность отчётности: 1. С её помощью осуществляется систематическое наблюдение и контроль за выполнением показателей работы и сохранностью имущества организации. 2. Служит информационной базой для экономического анализа хоз. деятельности, планирования, прогнозирования, оперативного, текущего и перспективного управления в орг-ции. 3. Является основным источником экономической информации для её внутренних и внешних показателей. 4. Показатели отчётности используются в статистическом учёте, где они обобщаются, а затем применяются для макроуровневого управления и т. д. Требования предъявляемые к отчётности: 1. Единство форм и методики составления – при составлении отчётности следует исходить из единых для всех нормативных док-тов, используя единые методы расчёта одинаковых показателей. 2. Достоверность и реальность данных – отчётность должна быть беспристрастной и не исходить из интересов какого-либо круга лиц. Все цифры должны быть проверены и подтверждены учётными записями. 3. Полезность своевременности и значимость информации – заключается в возможности её использования для оценки финансового положения организации, что имеет смысл в случае своевременного её использования. 4. Полнота отчётности – содержит в минимальных размерах необходимую информацию при сохранении коммерческой тайны. 5. Сопоставимость и постоянство данных. Отчётность предприятия делиться на: статистическую, бухгалтерскую, оперативную. Классификация отчётности: 1. По срокам составления: промежуточная, годовая. 2.
|
3.
Учет расчетов с подотчетными
лицами. Работникам
выдаются деньги из кассы на хозяйственные,
командировочные, операционные, представительские
расходы. себестоимость ГП); НДС из выручки 90-68; расходы на реализацию 90-44; финансовый результат 90-99 или 99-90.Если учёт ГП ведётся по плановой себестоимости: выручка 62-90; 90-43 на плановую себестоимость; отклонение 90-40; НДС 90-68; расходы на реализацию 90-44; финансовый результат 90-99 или 99-90. Производственные предприятия
несут расходы не только по производству
продукции, но и по её сбыту. Эти расходы
называются коммерческими или Не относятся к коммерческим расходам: 1. Сумма расходов на реализацию продукции. 2. Оплачиваемая покупателями, т.к. эти расходы включаются в счета для оплаты. Коммерческие расходы относятся на сч. 44/1 «Коммерческие расходы» и отражаются проводкой 44-10, 70,69, 76, 51. В конце месяца те расходы, по которым очевидно, что они связаны с реализацией продукции, они списываются 90/2-44. Те расходы, которые связаны с реализацией продукции, остаются на складе, распределяются с учётом стоимости или объёма отгруженной продукции. Коммерческие расходы в учёте отражаются по статьям и видам продукции. Расходы связанные с конкретным видом продукции называются прямыми.
отказывается от оплаты. При
осуществлении расчетов платежные
требования применяются акцептами
или без акцептов форма расчетов,
т.е. платеж производится с согласием
платежей или в бесспорном порядке. Расчёт платёжными требованиями:
1.Поставщик отгружает IV. Одной из форм безналичных
расчетов являются расчеты с чеками из
чековых книжек. Предприятия могут выступать,
как чекодателя, так и ч.д. чек – это ценная
бумага содержащая приказ чекодателя
произвести оплату чеку держания. Срок
действия чековой книжки 1 год. По истечению
чековой книжки сдается в банк. Средства
с текущего счета чекодателя плательщика
в сумму чековой книжки депонируется в
банке на счете специального режима.
валютой организация должна иметь кассу, расположенную в обособленном помещении. Возможно совмещение кассы по рублевым операциям с кассой по операциям с наличной иностранной валютой. Однако при этом должны иметься в наличии раздельные металлические шкафы (ящики) или сейфы для отдельного хранения иностранной валюты от рублевых средств. Валютная касса должна иметь: 1. Каталоги (справочники) отличительных признаков определения подлинности валюты (доллары США, евро и др.); 2. Технические приборы для проверки подлинности купюр наличной иностранной валюты. Учёт кассовых операций с
иностранной валютой
составу информации: первичная, сводная. 3. по роли в управлении: общегосударственная, внутрисистемная, внутрихозяйственная. Составление годового отчёта как завершающего этапа учётного процесса предшествует определённая подготовительная работа, которую можно разделить на следующие этапы: 1 этап: В соответствии с законом РБ «О б/у и отчётности» для обеспечения достоверности данных б/у и отчётности все организации обязаны проводить инвентаризацию имущества и обязательств. В ходе которой проверяются и документально подтверждаются их наличия, состояние и оценка. Инвентаризация – это проверка фактического наличия ценностей. Обязательств и их сопоставления с данными б/у. Объекты и сроки проведения инвентаризации определяются руководителем в соответствии с законодательством. Для проведения инв-ции приказом руководителя создаётся инвентаризационная комиссия в состав которой в обязательном порядке должен входить работник бухгалтерии. Результаты инвентаризации оформляются инвентаризационными описями. В которых указывается фактическое наличие имущества и по учётным данным. На основании инвентаризационных описей составляют сличительные ведомости в которых отражаются только те материальные ценности по которым выявлены отклонения. По всем недостачам и излишкам от МОЛ должны быть получены письменные объяснения. Выявленные при инвентаризации излишки имущества принимаются к учёту по ценам действующим на момент составления сличительных ведомостей и зачисляется в доход организации, кредит счёта 92. Стоимость недостач, порчи. В пределах норм естественной убыли списывается на себестоимость продукции. Недостачи сверх норм естественной убыли относятся на виновных лиц. При отсутствии виновных лиц недостачи списываются в дебит счёта 92. 1) При инвентаризации обнаружена недостача ТМЦ: 94-10, 41, 50. 2)Списана сумма недостачи в пределах естественной убыли: 20-94. 3)Отнесена сумма недостачи на виновное лицо: 73/2-94. 4)Виновное лицо возмещает сумму НДС на недостачу. 5)Виновное лицо возмещает разницу в ценах: 73/2-94. 6)При инвентаризации обнаружены излишки ТМЦ: 10, 41, 50, 43-92. |
произвести
удержания этих сумм из зарплаты. 1.Выданы деньги
из кассы под отчет: 71-50
2. Учет операций по расчетному и прочим счетам в банке. Порядок проверки и обработки выписок банка с р/с. Синтетический учет операций по р/с.
Орг-ция ежедневно получает из банка копии выписок с расчетного счета с приложенными документами на основании, которых выполнены зачисление либо списание ден. ср-в. В выписки указ. дата, № расчетного счета, остаток денег на начало, код и сумма операций за день и остаток денег на конец. К выписке банка прилагаются все приходные и расходные документы. Все выписки банка нумеруются и номер выписки проставляется на всех приложенных документах. Все приложенные к выписке
документы гасятся штампом Полученную выписку бухгалтер проверяет. напротив каждой суммы в выписке ставится корреспондирующий счет. Для обобщения инф-ции о наличии и движении денежных средств на расчетном счете предназначен активный счет 51 «Расчетный счет». По дебету счета отражается поступление денежных средств, а по кредиту- списание денежных средств. Дебетовое сальдо показывает остаток денежных средств на расчетном счете. 1.На расчетный счет поступили денежные средства от покупателей 51-62 2.С расчетного счета перечислены денежные средства поставщикам 60-51 3.На расчетный счет поступили штрафы, пени, неустойки 51-92/1 4.На расчетный счет зачислен краткосрочный кредит 51-66 5.С расчетного счета
получено в кассу на 6.На расчетный счет зачислена выручка сданная из кассы орг-ции 51-50
22.
Учет расчетов с поставщиками
и покупателями. Поставщики
– это предприятие отгружающие
свою продукцию покупателям.
Основным документом регламентирующим вопросы оформления и оплаты командировочных расходов по заграничным командировкам является Положение о регулировании труда работников, направленных на работу в учреждение РБ за границей, гарантиях и компенсациях при служебных командировках за границу. На основании приказа, работник направляется в командировку, приказ подписывается руководителем. Работнику оплачиваются
следующие расходы при Возмещение суточных и расходов по найму жилья в иност валюте осуществляется за счет средств субъектов хозяйствования по нормам. Суточные за время пребывания в командировке вы-ся:1. при проезде по тер-ии республики в денежных единицах РБ по нормам, установленным законодательством. 2. при проезде и за время пребывания на иностранной тер-ии в иностранной валюте по нормам, установленным для страны. При выезде из республики в иностр страну за границу день пересечения границы вкл. в дни за которые суточные вып-ся в иностранной валюте, а за день пересечения границы при возвращении в республику оплата про-ся в денежных единицах республики. День пересечения гос границы определяется по отметке в паспорте. При выезде в ком-ку и возврат в рес-ку в тот же день работнику вып-ся суточные в инос валюте в р-ре 50% установленной нормы. Расходы по найму жилого помещения воз-ся при обязательном предоставлении подтверждается док-в в оригинале. Сумма на питание и др. услуг включённых в счет за наем помещений оплачивается за счет суточных и возмещению не подлежит. Если в счет гостиницы включён завтрак, то суточные вып-ся в р-ре 70%. При командировке в Россию и др страны СНГ, оплата расходов по найму жил помещения при отсутствии подтверждающих док-в производиться в размере 5% от предел нормы возмещения расходов по найму жил помещения. 2 этап: одной из важных
подготовительных работ перед
составлением годового отчёта
является проведение Переоценка проводиться только после проведения инвентаризации. Результаты переоценки оформляются соответствующим актом и отражаются в учёте в декабре месяце. 1)При переоценке ОС отражена дооценка: 01-83. 2) на сумму амортизации: 83-02. 3) уценка: 01-83. 3 этап: На следующем этапе необходимо проверить остатки на всех счетах б/у, проверить сверку данных аналитического учёта с синтетическим. 4 этап: Закрывает счёт
реализации и определяет 5 этап: Закрываем счёт 99. Прибыль:99-84. Убыток:84-99.
|
32.Годовой отчёт
организации, его состав и
Бух. отчётность включает в себя типовые и специализированные формы. Состав типовых форм регламентируется Законом РБ «О б/у и отчётности», а также инструктивными документами Министерства финансов. К типовым формам бух. отчётности относят: 1.бух. баланс (формы №1); 2.отчёт о прибылях и убытках (формы №2); 3.отчёт об изменении капитала (формы №3); 4.отчёт о движении денежных средств (формы №4); 5.приложение к бух. балансу (формы №5); 6.пояснительную записку к годовому балансу. Бухгалтерский баланс заполняется по данным синтетического учёта – Главной книги (или оборотной ведомости по синтетическим счетам). Числовые характеристики статей баланса отражаются в нетто оценке, т.е. за минусом регулирующих величин. (Например, на конец отчётного периода остаток: 1.по счёту 01 «основные средства» 350000р.; 2. По счёту 02 «Амортизация ОС» 40000р. В балансе по статье «Основные средства» будет указана сумма 310000р. (350000-40000)). В балансе содержится информация о состоянии средств предприятия и источников их формирования на начало и конец отчётного периода. Отчёт о прибылях и убытках (формы №2) заполняется на основании данных синтетического и аналитического учёта по счетам: 90 «Реализация», 91 «операционные доходы и расходы», 68 Расчёт по налогам и сборам», 99 «Прибыли и убытки». В нем отражается выручка, полученная предприятием за отчётный период, внереализационные и прочие операционные доходы. А также имевшие место расходы, сумма полученной валовой прибыли, её использование и чистая прибыль. Отчёт об изменении капитала (формы№3) заполняется на основании данных синтетического и аналитического учёта по счетам: 63 «Резервы по сомнительным долгам», 80 «Уставный фонд», 82 «Резервный фонд», 84 «Нераспределённая прибыль (непокрытый убыток)», 96 «Резервы предстоящих расходов», 86 «Целевое финансирование». В нём отражается состояние и движение всех видов источников собственных и приравненных к ним средств предприятия (т.е. обязательств предприятия перед учредителями). Отчёт о движении денежных средств (формы №4) составляется на 9. Амортизация ОС. Нормы и способы начисления амортизации ОС. Учет амортизационных отчислений ОС.
Амортизация – это процесс постепенного переноса стоимости основных средств по мере их износа на издержки производства и обращения. Учет амортизационных
отчислений ведется на пассивном
счете 02 «Амортизация основных средств».
Кредитовое сальдо показывает величину
накопленной амортизации начислена аморт. ОС: 1.по ОС вспомогательных цехов 23 – 02 2.по объектам ОС в торговле 44 – 02 3.по ОС общехоз. назначения 26 – 02 4.по ОС общепроиз. назначения 25 – 02 начислена амортиз. ОС по объектам неиспользуемых в предпринимательской деятельности 92 – 02 списана амортизация ОС по проданным ОС при их безвозмездной передаче 02 – 01/в Существуют следующие способы начисления амортизации: Линейный способ начисления амортизации заключается в том, что начисление амортизации организацией производится равномерно по годам в течении всего нормативного срока службы или срока полезного использования. При линейном способе годовая сумма амортизационных отчислений определяется путем умножения амортизируемой стоимости на принятую годовую норму амортизации А = Ас * На / 100 При этом годовая норма
амортизации в процентах от амортизируемой
стоимости объекта На = 1 / СПИ * 100 Нелинейный способ начисления амортизации закл. в том, что начисление амортизации организацией производится неравномерно по годам. При нелинейном способе годовая сумма амортизационных отчислений рассчитывают: 1.методом суммы чисел лет; 2.методом уменьшаемого остатка с коэффициентом ускорения от 1 до 2,5 раза. Нормы начисления амортизации в первом и каждом из последующего лет срока применения нелинейного способа могут быть различными. Метод суммы чисел лет предполагает определение годовой суммы амортизации следующим образом: амортизируемая стоимость объекта основных средств умножается на число лет, оставшихся до конца срока полезного использования объекта и делится на сумму Дополнительная з\пл во время отпуска, оплата за прохождение медосмотра.
При повременной форме оплаты труда з\пл начисляется за факт. отработан. Время для этого каждому работнику устанавливается должностной оклад или тарифная ставка. В единой тарифной сетки каждому разряду должностей устанавливается тарифный коэффициент. Должностной оклад=Тарифная ставка 1 разряда*тарифный коэффициент. Количество рабочих дней в месяце устанавливается по календарному табелю. Чтобы определить должностной оклад или тарифную ставку за факт. отработанное время необходимо: Найти среднедневную з\пл* на количество отработанных дней. Среднедневная з\пл=должностной оклад/количество рабочих дней в месяце. При сдельной форме оплаты
труда, для каждого вида изготовленной
продукции устанавливается Количество выпущенной продукции*сдельную расценку. Если в организации
установлено коллективная сдельная
форма оплаты труда, то сдельный заработок
распределяется между членами
бригады пропорционально 1.повышающие коэф. Применяются за добросовестное отношение к работе, за совмещение профессии. 2.Понижающий коэф. Применяются за нарушения трудовой дисциплины, за допущения брака. Какой коэф. Применять решают все члены бригады открытым голосованием. Для мастера лил бригадира КТУ устанавливает начальник цеха.
Кроме должностных окладов и тарифных ставок работники могут получать: 1.Надбавку за стаж, устанавливается
в процентах к должностному
окладу или к тарифной ставке
и зависит от 2.Надбавка за 3.Премии устанавливаются в соответствии с коллективным и трудовым договорам, а также в организации должно быть разработано положения премирования в котором премии могут выплачиваться за выполнения и перевыполнения планов. 15. Вспомогательные
производства, их назначение и
виды. Классификация вспомогательных
производств. Распределению
Вспомогательные производства призваны обслуживать оснавное производство. Они состоят из следующих цехов: инструментальные(изготовление инструмента, маделей); ремонтные( ремонтно-строительные, электроремонтыне); энергетические( котельные, электростанции); транспортные( железнодорожный, водный); тарные( выпуск и ремонт тары); хоз.обслужевания( уборка произв.помещений, стирка и ремонт спецодежды). Инф-ция о затратах вспомогательных производств обобщается на активном синтетич.сч.23”Вспомогательные производства”. По дебету собираются все затраты, непосредственно связанные с выпуском прод-ции, выполнением работ и оказанием услуг, а также расходы по управлению и обслуживанию вспомогат.производств, и потери от брака, а по кредиту – суммы фактич.с/ст завершённой производством прод-ции, выполненых работ и оказаных услуг. Проводки: 1)Списаны материалы 2)Списано отклонение от
стоимости мат-ов, израсход.во вспомогат.произв- 3)Начислена з/пл работникам вспомогвт.произв-ва: Д-т23, К-т70 4)Отчисления от з/пл: -ФСЗН: Д-т23, К-т69 -Белгосстрах: Д-т23, К-т76/2 5)Возвращены мат-лы, не
израсходованные во вспомогат. 6)При инвентаризации выявлена
недостача во вспомогат.произв- 7)Списана фактич.с/ст в конце месяца: Д-т20, К-т23 При наличии в орг-ции нескольких вспомогат.цехов моежт иметь место оказание взаимных услуг. Они оцениваются в одном из цехов по плановой производственной с/ст или по фактич. с/ст прошлого месяца. При распределении затрат сложных вспомогат. произволств предварительно оценивают остатки незавершённого производства. Порядок их оценки такой же, как и в основном производстве за исключением некоторых упрощений. В частности, прямые затраты в незавершённом производстве допускается исчислять по укрупненным нормативам, распределять общепроизводственные расходы – пропорционально з/пл произв-ных рабочих. 28. Уставный фонд,
его назначение и особенности
формирования в зависимости от
организационно-правовых форм
При создании предприятия
любой формы собственности 1.Сформирован уставный фонд предприятия (75/1 – 80). 2. Поступили от учредителей денежные вклад в уставный фонд (50, 52, 51 – 75/1). 3. Поступили от учредителей не денежные вклады (01, 10 – 75/1). 4. Пополнение уставного фонда за счёт средств учредителей (75/1 – 80). 5. Уменьшен уставный фонд при выбытии учредителей (80 – 75/1). Аналитический учёт уставного фонда организуется по каждому учредителю по видам каждого имущества, и ведётся в книге К-39 при книжно-журнальной форме учёта. Резервный фонд создаётся организацией на определённые цели: 1. На покрытие убытка прошлых лет и за отчётный год. 2. На обеспечение выплаты работникам з. пл. в случае банкротства или ликвидации предприятия. 3. На предстоящее расширение деятельности предприятия. 4. На выплату дивидендов по 30.Учёт операционных доходов и расходов. Назначение и характеристика счёта 91 «Операционные доходы и расходы». Внереализационные доходы и расходы, их состав и учёт, характеристика счёта 92 «Внереализационные доходы и расходы».
Операционные доходы и расходы не связанные с производством и реализацией продукции, но оказывают влияние на конечный финансовый результат. К операционным доходам относятся: доходы, связанные с продажей и прочим выбытием ОС, НМА, производственных запасов, ценных бумаг, % по ценным бумагам (если это не является основным видом деятельности организации), операции с тарой, % за использование банком денег находящихся на счёте организации. К операционным расходам относятся: расходы связанные с продажей ОС, НМА, материалов (если не являются основным видом деятельности), расходы по ценным бумагам, расходы связанные с участием в уставных фондах др. организаций и др. Для учёта операционных доходов и расходов используется активно-пассивный счёт 91. По кредиту счёта отражаются доходы за отчётный период, а по дебету – операционные расходы за отчётный период. К счёту 91 могут быть открыты следующие субсчета: 91/1 «Операционные доходы», 91/2 «Операционные расходы». 91/3 «Налог на НДС», 91/4 «Прочие налоги и сборы». 91/9 «Сальдо операционных доходов и расходов». Ежемесячно определяется сальдо по сч. 91/9 в конце месяца это сальдо списывается на сч. 99. Д-т 99 К-т 91/9 (убыток); Д-т 91/9 К-т 99(прибыль). По окончании года все субсчета открытые к счёту 91. Кроме 91/9, списываются внутренними записями на сч. 91/9, таким образом, сч. 91 сальдо на отчётную дату не имеет. 1.Списана остаточная Внереализационными доходами являются – доходы от операций непосредственно не связанных с производственной деятельностью организации. К внереализационным доходам относятся: полученные штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров, излишки выявленные при инвентаризации, курсовые разницы, кредиторская задолженность с истёкшим сроком исковой давности, прибыль прошлых лет выявленная в отчётном году. К внереализационным расходам относится: уплаченные Для учета НА применяется счет 04 – основной, активный. Для учета амортизации – счет 05. Начисление амортизации в учете отражается записью: ДТ 20, 23, 26, 44 КТ 05 На сумму амортизации
формируется амортизационный ВЫБЫТИЕ НА: 04/4 04/1 первоначальная 05 04/4 сумма амортизации 91 04/4 остаточная 99 91 остаточная ПРОДАЖА: (предоплата) 51 76/8 продажная стоимость 04/4 04/1 первоначальная 05 04/4 сумма амортизации 91 04/4 остаточная 76/8 91 продажная стоимость 91 68 НДС (от продажной стоимости) 91 99 ПРИБЫЛЬ (Продажная стоимость – остаточная - сумма НДС). Амортизационный фонд может использоваться на финансирование кап вложений.
ценам. Если учет ГП
ведется по четным ценам ( I. Учет ГП по фактической себестоимости: 1) Поступила ГП из производства на склад по учетной цене: 43 – 20 2) В конце месяца списывается
превышение фактической 3) в конце месяца списывается превышение учетной цены над фактической себестоимостью:
4)списана фактическая
себестоимость реализованной II. Учет ГП по учетным ценам: 1) Поступила ГП на склад по учетным ценам: 43 – 40 2) В конце месяца отражена фактическая себестоимость ГП: 40 – 20 3) В конце месяца списывается
образовавшаяся разница на
- если учетная цена
выше фактической - Если фактическая
себестоимость больше учетной
цены: 90/2 -40 общепроиз.обор-ния 25-02 3.Начисл.аморт-ция НМА 26-05 4.Начисл.з/п общепроиз.раб-чим 25-70 -……раб-чим аппарата упр-ния 26-70 5.Отч-ния от з/п раб-ков апп.упр-ния 26-69,76/2 6.Спис. команд.расх 25,26-71 7. В конце месяца после распред-ния списаны общепроиз.расходы 20-25 - ……общехоз.расх. 20-26 Калькуляция-способ расчета с/ст-ти ед-цы
пр-ции. Виды кальк-ций: 1)плановая(сметная)-пред.собой
прогнозное значение издержек пр-ва на
отч.период исходя из действующ.норм и
нормативов.2)фактическая- составляется
на основ.реальных фактич.затратах(лим-заборн. следующим признакам: 1. По срокам получения: (долгосрочные, краткосрочные); 2. По назначению: (долевые – определяют долю участия владельца ценной бумаги в имуществе акционерного общества и дают право на получение части прибыли; долговые – эмитенты заимствуют денежные средства других юридических и физических лиц для временного пользования); 3. По форме вклада в уставный капитал: (вклады денежными средствами, вклады имуществом). Эмитент – юридическое лицо, которое от своего имени выпускает ценные бумаги и обязуется выполнить обязательства, вытекающие из условий выпуска ценных бумаг. Инвестор – лицо, владеющее ценными бумагами или внёсшее вклад в уставный фонд другой организации. Существует несколько
видов оценки ценных бумаг: 1. Учётная,
или балансовая, стоимость – это
стоимость, по которой ценные бумаги
числятся на балансе организации. Учётная
стоимость может быть фактической
себестоимостью приобретения или номинальной
стоимостью. 2. Фактическая себестоимость
отражает ту сумму, которая уплачена
продавцу ценных бумаг, и иные расходы,
например вознаграждения за посредничество.
3. Номинальная (нарицательная) стоимость
используется в учёте долговых ценных
бумаг (облигаций, векселей, депозитов),
и стоимость указана на бланке
ценной бумаги. Она остаётся постоянной
в течение всего срока Синтетический учёт финансовых вложений ведут на активном счёте 58 «Финансовые вложения». К этому счёту открываются субсчета: 58/1 «Паи и акции», 58/2 «Долговые ценные бумаги». 58/3 «представительские займы», 58/4 «Вклады по договору простого товара». Счёт 58/1 используется для учёта наличия и движения инвестиций в акции акционерных обществ, а также в уставный фонд др. организации. Акции 126 календ. дней. В случае осложн. родов, рожден. 2-х и более детей пособие выплач за 140 160календ. дней. В случае рожден. мёртвого ребёнка 70календ. дней. Пособие по беременност и родом выплач. 100% от СЗП. 1.Начислена в ФСЗН отФОТ 34% 20-69 2. Удерж из ЗП работн. ФСЗН 70-69 3.Гачисл. больн. по берем. и родом 69-70 4.Перечисл. страх. взносы в ФСЗН 69-51 |
основе данных по счетам: 50 «Касса», 51 «Расчётный счёт», 52 «Валютные счета», 55 «Специальные счета в банках». В нём отражается информация о состоянии (остатках на начало и конец отчётного периода), поступлении и выбытии всех денежных средств предприятия. Данные отчёта позволяют отслеживать направление движения денежных потоков и на основании последующего анализа принимать управленческие решения об их оптимизации. В приложении к
бух. балансу (формы №5) содержится информация об основных
средствах и НМА, финансовых вложениях
орг-ции, дебиторской и кредиторской задолженности,
полученных кредитах и займах, о произведённых
в отчётном и предыдущем периоде затратах
и т/д. Следовательно составляется на основании
данных синтетического и аналитического
учёта по счетам: 01,02,04,05,58,08,20,23,25,26, Пояснительная записка к годовому отчёту не имеет типовой формы. А строится с учётом потребностей внешних потребителей информации. Министерства и ведомства для подведомственных предприятий и орг-ций разрабатывают и публикуют макеты пояснительных записок (там могут содержаться: динамика важнейших экономических показателей; факторы, повлиявшие на финансовые результаты работы предприятия и т.д.). В случаях, предусмотренных законодательством, данные, содержащиеся в бух. отчётности, подлежат обязательному аудиту, а аудиторское заключение является неотъемлемой частью бух. отчёта. Отчётность представляет инспекция Министерства по налогам и сборам (по месту регистрации предприятия), учреждениям банкам согласно кредитному договору, отделу статистики (по месту регистрации организации). Орг-ции обязаны представлять годовую бух. отчётность в течение 90 дней по окончании отчётного года, а квартальную – не позднее 30 дней после окончания квартала. Согласно действующему чисел лет в пределах установленного срока полезного использования объекта. Расчет суммы чисел
лет срока полезного 1.сложением суммы чисел лет (1+2+3) 2.по формуле СЧЛ=СПИ * (СПИ + 1)/2 При использовании метода
уменьшаемого остатка годовая сумма
амортизации рассчитывается путем
умножения Производительный способ
начисления амортизации объекта
основных средств заключается в
начислении организацией амортизации
исходя из амортизируемой стоимости
объекта и отношения
За повышение 4.доплата за работу в ночное время , ночная считается смена с 22:00-6:00. Доплата производится в размере не менее часовой тарифной ставки (оклада) работника. 5.Доплата за работу
сверхурочно. Каждый час 6.Оплата за работу в
выходные и праздничные дни
оплачивается в 2 размере часовых,
тарифных ставок или сдельных
расценок на кануне Премия за работу сверхурочно, в праздничные, выходные дни начисляют на однородные ставки и сдельные расценки.
Продукция и работы, сданные почастично выполненным заказам, оцениваются по плановой с/ст, фактическая с/ст определяется после выполнения всего заказа. Затраты относящиеся к сданной продукции, работам и услугам, распределяются по потребителям согласно выполненнвм заказам или пропорционально количеству отпущенной прод-ции.
акциям при недостаточности прибыли или убыточной работе предприятия. Резервный фонд может создаваться за счёт прибыли организации либо за счёт целевых взносов учредителей. Для учёта состояния и движения резервного фонда используется пассивный счёт 82. По кредиту отражается увеличение и создание резервного фонда, а по дебету – уменьшение и использование. Кредитовое сальдо означает остаток средств резервного фонда. 1.Создан резервный фонд
за счёт прибыли (84 – 82). 2. Создан
резервный фонд за счёт Если у организации есть необходимость использования средств резервного фонда на другие цели, то должно быть согласие трудового коллектива оформленное протоколом. Аналитический учёт резервного фонда ведётся в К-39 при книжно-журнальной форме учёта по источникам образования.
штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров, недостачи, курсовые разницы, дебиторская задолженность с истёкшим сроком исковой давности, убытки прошлых лет, НДС начисленный от внереализационных доходов, разница между номинальной стоимостью акций и продажной, расходы связанные с ЧС. Для обобщения информации о внереализационных доходах и расходах предназначен сопоставляющий сч. 92. К нему могут быть открыты следующие субсчета: 92/1 «Внереализационные доходы», 92/2 «Внереализационные расходы», 92/3 «НДС», 92/9 «Сальдо внереал. доходов и расходов». По кредиту сч. 92/1 отражаются внереализационные доходы, по дебету 92/2, 92/3, 92/4 и др. – расходы. На сч. 92/9 выявляется сальдо которое списывается на сч. 99. По окончании года все субсчета открытые к сч. 92 (кроме сч. 92/2) закрываются внутренними записями. 1.Поступили на р. сч, штрафы, пени, неустойки (51/1 – 92/1). 2. Выявлены излишки ценностей организации (41 – 92/1). 3. Списаны судебные издержки (92/2 – 51). 4. Списана прибыль от внереализац. деятельности (92/9 – 99). 5. Списаны убытки (99 – 92/9). 6. Производится закрытие субсчетов (92/1 – 92/9; 92/9 – 92/2; 92/9 – 92/3).
13. Капитальные вложения (инвестиции), их состав и организация учета, источники финансирования. Учет кап вложений, выполняемых подрядным способом. Особенности учёта капитальных вложений при хозяйственном способе ведения работ.
Капитальные вложения – это затраты на приобретение и создания объектов ОС и НМА. К вложениям во внеоборотные активы относятся: - строительные материалы - монтажные работы - приобретение земельных участков и т.д. Источниками финансирования являются: - ср-ва республиканского бюджета - ср-ва местного бюджета - ср-ва инвестиционного фонда - ср-ва населения - ср-ва кредит, иностранных инвесторов. Задачами являются: 1.своевр-ое, полное и достоверное отражение затрат по их видам и объектам 2.контроль за сохранностью строй. Материалов, соблюдение норм их расходования 3.своевр-ое отражение в учёте ввода в действие ОС 4.контроль за затратами на разработку проектно-сметной док-ии. 5.Своевр-ое представление отчётности. При подрядном способе работы выполняются строит-ми орг-ями с которыми заключаются договора подряда. Орг-ия для которой вып-ся работы явл-ся заказчиком, а строй. орг-ия подрядчикам. Финансирование строит-ва зависит от того, каким способом начисляются расчёты за вып-ые работы: 1.Когда оплачивают за полностью построенный объект, тогда оплата производится в размере полной сметной ст-ти на осн-ии акта приёмочной комиссии о вводе объекта в эксплуатацию. 2.Когда оплата производится поэтапно ( за законченные этапы работ). До окончания строительства сумма всех оплаченных работ не должна превышать 95% сметной ст-ти объекта. Окончательный расчёт за выполненные работы производится после составления акта о вводе в эксплуатацию. Учёт ведётся на сч. 08 « Вложения во внеоборотные активы» по договорной ст-ти. Проводки: 1.Принят к оплате счёт
подрядчика за выполненные 2.Оплачено подрядчику за выполненный этап работ (60- 51); НДС (18/3 -60). 3.Объект введён в эксплуатацию (01-08/3)
К работам вып-ым хоз-ым 20. Основные принципы и задачи учёта расчётных и кредитных операций. Формы безналичных расчётов. Инструкция о банковском переводе.
Денежный оборот осуществляется по двум формам: 1. В форме безналичных денежных расчётов. 2. В форме обращения наличных денег. Основной формой расчётов между субъектами хозяйствования явл. безналичная форма расчётов. Порядок расчётов и форма устанавливаются нац. банком РБ и в 2001г. Утверждена «Инструкция о банковском переводе». Она обязательна для всех субъектов хозяйствования, согласно этой инструкции все расчёты унифицированы с нормами международного права, т. е. денежные документы едины как для внутренних переводов так и для международных. Безналичные расчёты – это расчёты между юридическими лицами с участием ИП, физических лиц, проводимые через банк в безналичном порядке, т. е. путём списания денежных средств со счёта плательщика на счёт получателя. Или путём зачёта взаимных требований. Определены следующие принципы безналичных расчётов: 1. Правовая регламентация расчётов, т. е. их законодательное регулирование. 2. Платежи совершаются после отгрузки продукции, оказания услуг или выполнению работ. 3. Платежи осуществляются при наличии средств на счёте плательщика или права у него на кредит. 4. Платежи производятся с согласия плательщика. Виды банковских переводов: 1. Кредитовые переводы (осущ. платёжными поручениями, требованиями-поручениями). 2. Дебетовые переводы (осущ. платёжными требованиями, чеками, банковскими пластиковыми карточками). Кредитовые переводы –
их инициатором выступают
14. Затраты на
производство продукции и
Процесс производства явл-ся важнейшей стадией кругооборота средств организации. В процессе производства потребляются средства производства и живой труд. Все затраты на производства продукции включают в ее с/ст. С/ст продукции (работ, услуг) – стоимостная оценка использованных природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, ОС, трудовых ресурсов и прочих затрат на ее производство и продажу. В С/СТ ВКЛЮЧАЮТ: 1) затраты труда, средств и предметов труда, связанные с производством продукции. 2) расходы по обслуживанию производственного процесса, обеспечению нормальных условий труда и ТБ. 3) расходы, связанные со сбытом продукции. Часть расходов, включаемых в с/ст продукции, нормируется для целей налогообложения. В с/ст также включается потери от брака, потери от простоев, недостачи и потери. ПРЯМЫЕ РАСХОДЫ – расходы, которые можно прямо отнести на конкретный вид продукции. К ним относятся: - сырье, - основные и вспомогательные материалы, - з/п производственных рабочих и отчисления от нее, - топливо и энергия для производственных нужд, - отчисления в инновационный фонд, - и другие. КОСВЕННЫЕ РАСХОДЫ
– расходы, которые относятся
ко всему производству и списание их на
с/ст конкретного вида продукции производится
после предваритльного распределения.
Относят расходы на содержание помещений,
з/п административно- КОСВЕННЫЕ ЗАТРАТЫ бывают: - общепроизв., - общехоз. Для учета производственных затрат в системе БУ применяются счета 20, 23, 25, 26, 96, 97. Прямые учитываются на 20 счете, а косвенные на 25 и 26 счетах. Общехоз и общепроизв затраты в конце месяца распределяются по видам продукции пропорционально з/п производственных рабочих. 20, 23, 25, 26 – активные, учитываются по фактической себестоимости их приобретения. Эмитенту они могут оплачиваться денежными средствами или ТМЦ. Внесение средств в уставный капитал др. организации осуществляется в учёте следующим образом: 1. Если вклад осущ. денежными средствами (58/1 – 51, 52); 2. Если вклад имущественный (58/1 – 10, 43, 41); 3. Получение ценных бумаг безвозмездно (58/1 – 92).
|
законодательству годовые отчёты хранятся 10 лет, а квартальные – 3 года. Ответственность за хранение отчётности несёт руководитель и главный бухгалтер орг-ции.
7. Источники и документальное оформление и учет поступления материалов. Документальное оформление и учет отпуска материалов на производственные цели и хозяйственные нужды. Организация складского учета мат-лов.
Порядок документального оформления поступления сырья и материалов зависит от источников их поступления, способов доставки и места приемки продукции. Основными источниками поступления : промышленные и с/х предприятия и др. Доставка материалов осуществляется по инициативе поставщика и покупателя. На отгруженные материалы поставщики высылают платежные и расчетные документы, счета-фактуры, ТТН, плат. Треб.-поруч. Поступившие документы проверяются, регистрируются в журнале учета поступающих грузов и предаются в бухгалтерию для оплаты. Если нет расхождений при приемке мат. Между фактическими данными и данными в ТТН ставится штамп, ФИО МОЛ, получившего мат. и его подпись. Используется форма накладной ТН2, если оформляется приемка и отпуск груза без участия автомобильного средства, заполн. В 2 экземплярах. Отпуск материалов в производство
оформляется лимитно-заборными Учет мат. в местах хранения зависит от организации их хранения. Наиболее рациональным методом учета мат. является оперативно-бух. Метод. Он предполагает ведение только складского учета по сортам. Для ведения складского учета материалов на каждый номенклатурный номер материалов открывается карточка складского учета. По мере поступления мат. на склад поставщик выписывает прх.ордер. На основании расходных документов кладовщик отражает в карточке расход материалов. МОЛ в определенные сроки сдает в бух.превичные док., подтверждающие движение мат. Бухгалтер проверяет записи и подтверждает их своей подписью.
4. Организация
учета использования рабочего
времени. Табель учета
Движения личного состава
организации оформляется По окончанию месяца табель
закрывают и сдают в 1) наряды, выписываются на
каждого работника или в целом
по бригаде, если он 2. Маршрутный лист –
применяется в производстве, где
детали обрабатываются 3.Рапорты бывают: А) о выработки применяются в массовых и крупносерийных производствах, может выписываться на 1 человека, либо на целую бригаду. Б)о выработки бригады применяется в массовых производствах при поточном 23. Учёт расчётов с бюджетом. Учёт расчётов с учредителями.
УЧЁТ РАСЧЁТОВ С БЮДЖЕТОМ. Для обобщения инф-ии о расчётах с бюджетом по налогам и сборам использ А-П счёт 68 «Расчёты по налогам и сборам». К счёту 68 открыты след субсчета: На субсчёте 68/1 отражаются расчёты по земельному налогу и др налогам, включаемых в с/ст. Земельный налог определяется по установл-м ставкам самостоятельно каждой организацией. Начислен земельный налог 20, 25, 26, 44 – 68/1.Уплачен земельный налог 68.1 -51. Экологический налог начисляется исходя из объёмов используемых природных ресурсов и выводимых в окр среду выбросов, загрязняющих веществ. Начислен экологический налог в пределах лимита 20, 25, 26, 44 – 68.1. Начислен экологический налог сверх лимита 99 – 68/1 Субсчёт 68/2 предназначен для отражения расчётов по НДС и другим налогам из выручки. Начислен НДС 90/3 -68/2. Если выручка признаётся по мере оплаты, НЛС исчисляется не позднее 60 дней со дня отгрузки продукции. Начислен НДС, но оплата ещё не поступила 97 – 68.2. При поступлении выручки уплаченная сумма налога списывается 90.3 – 97; 68/2 – 51. На субсчёте 68/3 отражаются расчёты по налогу на прибыль. Начислен налог на прибыль 99 – 68/3. Субсчёт 68/4предназначен для отражения расчётов по подоходному налогу. Удержан подоходный налог 70 – 68/4. Субсчёт 68/5 используется для отражения расчётов по налогам и сборам, взимаемым в соотв с решением местных советов депутатов (сбор на развитие инфраструктуры, на восстановление и обновление пассажирского транспорта и др.). Местные НиС начисляются за счёт ЧП 99 – 68/5. УЧЁТ РАСЧЁТОВ С УЧРЕДИТЕЛЯМИ При организации акционерных обществ кооперативов и др орг-ий их учредители вносят вклады в уставный фонд в виде ОС, денежных средств, ТМЦ, НМА и др имущества. Эти предприятия в свою очередь ведут учёт расчётов с учредителями на счёте 75 «Расчёты с учредителями». На субсчёте 75/1 «Расчёты по вкладам в УФ» учитываются расчёты с учредителями по вкладам в УФ. При создании организации на сумму задолженности учредителей по вкладам в УФ делается запись 75/1 – 80. Эта сумма должна соответствовать величине УФ, отражённого в учредительных документах. При фактическом 29. Финансовые результаты
производственно-хозяйственной По окончании отчётного периода организация определяет результат своей деятельности. Финансовый результат может быть положительным или отрицательным. Формирование финансового результата классифицируется по следующим признакам: 1. По видам деятельности (прибыль/убыток от производственной и торговой деятельности, от оказания услуг, от инвестиционной деятельности, от операций с ценными бумагами и др.). 2. По источникам формирования: (прибыль/убыток от реализации продукции, от реализации других активов). 3. По составу элементов формируется финансовый результат: (экономическая прибыль/убыток, бухгалтерская, налогооблагаемая, чистая, нераспределённая). 4. По направлениям использования: (прибыль на уплату налогов, на формирование фондов и резервов, на др. цели). 5. По периоду формирования: (прошлого года, отчётного, планового). Прибыль – это обобщительный показатель деятельности предприятия характеризующий превышение доходов над расходами. Валовая прибыль = выручка от реализации без налога – себестоимость. Валовая прибыль от реализации активов = операционные доходы – операционные расходы. Валовая прибыль от внереализационных операций = внереал. доходы – внереал. расходы. Бух. прибыль (балансовая) = прибыль от реализации продукции валовая + валовая прибыль от реализации активов + валовая прибыль от внереал. операций. Налогооблагаемая прибыль = бухгалтерская прибыль – льготируемая прибыль. Чистая прибыль = бух. прибыль – налоги из прибыли. Нераспределённая прибыль = чистая прибыль – дивиденды – текущие выплаты. Бух. учёт финансовых результатов решает следующие задачи: 1. Повседневный контроль за формированием финансовых результатов от реализации продукции. 2. Постоянное выявление финансовых результатов от реализации ОС, НМА и прочих активов. 3. Постоянный контроль за операционными и внереализационными доходами и расходами. 4. Контроль за правильностью и своевременностью отчислений из прибыли в бюджет и различные фонды. Большую часть прибыли/убытка организация получает от реализации 12. Понятие нематериальных
активов, их роль и значение
в процессе производства. Виды
НМА, их оценка и задачи учета.
НМА являются долгосрочные затраты, не имеющие материально-вещественной (физической) структуры, приносящие организации от их использования доход или выгоду и имеющие стоимостную оценку. НА в БУ признаются активы: - не имеющие материально- - способные принести - используемые в деятельности организации, - стоимость которых может быть надежно измерена. НА по своему содержанию и функциональному назначению подразделяются на: - имущественные права
на результаты - приобретенные (полученные)
права пользования объектов - полученные права на
пользование природными - предоставляются гос-вом
права на осуществление Объектами НА не могут быть объекты интеллект. собственности, содержащиеся на материальных носителях, в которых выражены произведения науки, литературы, искусства, программы для ЭВМ, БД, приобретенные и используемые для собственного потребления. Документами, подтверждающими права правообладателя, явл-ся патент, лицензия, свидетельство о регистрации тов знака и др. ПАТЕНТ – документ, удостоверяющий гос. признание технические решения изобретением, закрепляющим за его владельцем монопольное право на изобретение на определенный срок и не допускающий др. лицу к изготовлению, использованию и продаже запатентованного изобретения. ПАТЕНТ – товар, который может приобретаться у соотв органа за плату. ЛИЦЕНЗИЯ – контракт, в соотв с которым владелец способом относятся работы вып-ые своими силами. Финансирование зависит от сметной ст-ти стройки и производится: 1.По элементам затрат, т.е финансирование ведётся путём оплаты банком различных расходов ( з/пл, транспортных расходов и т.д.) 2.По мере выполнения
объекта работ, размер При хоз-ом способе учёт ведётся на сч. 08, но уже по фактической сбестоимости. Проводки: 1.Израсхо-ны строй. мат-лы на строительство объекта (08-10/8) 2.Выплачена з/пл рабочим (08-70) 3.Отчисления из з/пл: ФСЗН- (08-69) Белгосстрах-(08-76/2) 4.Списаны расходы по
содержанию строй машин и 5.Объект введён в эксплуатацию (01-08)
26. Учёт операций по валютным счетам.
Организации которые перечисляют иностранную валюту не резидентам и получают валютные средства из-за рубежа открывают валютные счета сч. в банках. Основные принципы осуществления валютных операций определяется в Законе «О валютном регулировании и валютном контроле» от 22.06.03 г. №26. При отражении операций в б/у валюта пересчитывается в рубли по официальному курсу нац. банка действующему на дату выписки расчётных документов. Синтетический учёт операций на валютном счёте ведут на активном сч. 52 «Валютный счёт». Дебетовое сальдо показывает остаток валюты на сч. По Д-ту поступление валюты, а по К-ту его списание. К сч. 52 открываются субсчета: 52/1 «Текущий валютный счёт», 52/2 «Специальный валютный счёт» и др. Операции по валютным сч. отражаются в б/у на основании выписок банка и приложенных к ним денежно расчётных док-тов. 1.На валютный счёт поступил краткосрочный кредит (52 – 66/1). 2. На валютный сч. поступили деньги из кассы (52 –50). 3. На валютный счёт поступила выручка от реализации продукции (52 – 90). 4. На валютный счёт поступила выручка от реализации ОС (52 – 91). 5. Поступили платежи от покупателей за реализованную продукцию (52 –62). 6. С валютного сч. оплачено поставщику (60 – 52). 7. С валютного сч. погашен краткосрочный кредит (66/1 – 52). Аналитический учёт при книжно-журнальной
форме ведётся в К-1 (на основании
выписок банка) или К-1а (на основании
платёжных поручений и
калькуляционные. Увеличение затрат по ДТ. Основной удельный вес в материальных затратах занимают сырье и материалы (до 90%). На основании ЛИМИТНО-ЗАБОРНОЙ КАРТЫ, ТРЕБОВАНИЙ, РАСКРОЙНЫХ КАРТ ведется отпуск материалов со склада в производств цеха. Каждый цех ежемесячно составляет детальный отчет о расходе материалов и по видам выпускаемой продукции (в хлебопечении составляются сменные производственные отчеты). При организации учета материалов важно соблюдать принцип лимитирования отпуска материалов (нормативный учет и выявлять отклонение от норм расхода этих ресурсов в процессе производства и устанавливать причины этих отклонений). На основании первичных документов на отпуск материалов в производство и отчетов цехов о расходе материалов в бухгалтерии составляют ведомость расхода сырья, материалов или разработочная таблица «Распределение расхода материала». Фактический расход сопоставляется с нормативным и выявляется экономия или перерасход. Аналитический учет прямых расходов ведется в КНИГЕ К-39, а общехоз в КНИГЕ К-25.
6. Учёт удерж. и вычетов из ЗП.Синтетич. и аналитич. учёт расчётов по ОТ. Аналитич учёт рачс. с работник.:лиц. счета, расчётно-платёжн. ведомость, расчётные листки. Из начисл. ЗП производит. различн. удержан. которые можно раздел. на 2 группы: 1.Обязат удержан. предусмотр. законодат. 2.Прочие удержан.-производ по инициатив. работник. илди админ. К обязат. удержан. относится подоходный налог и взносы в ФСЗН. К прочим относится алименты, проф. взносы, взносы по договору добровольного страхования, суммы недостач взыск. с МОЛ, за товары купленные в кредит. Основн. видом удерж. из ЗП явл. подох. налог. который уплач. в размере 12%. При исчислении подох. налог. следует учитывать стандартные налог. вычеты: 1.292000 в месяц если сумма дохода не превышает 1766000 в месяц 2.81000 на каждого ребёнка до 18л. или каждого иждевенца. 3.162000 на каждого ребёнка родит. имеющ. 3-х ир более детей до 18л. или дет. инвалид. Подох. налог. не облогаются: 1. пособ. по беременности и родам 2.мат. помощ получ. в связи со стихийн. бедствием, потерей близкого чел., стипендии, пенсии. След. вид ФСЗН в размере 1% от начисл ЗП. Удержан. алиментов производ. после удержан. подоход. налог. 1ребенок-25%, 2-33%, 3 и более-50. Удержание подотчётных сумм производит. в случае, если работник не отчитался от их использлв. и не вернул неиспольз сумму в кассу орган. По письменному поручен. работник. с его ЗП могут удерж. проф. взносы, взносы по добровол страх, сумма за товары в кредит. Выдача ЗП происходит из кассы орг. по платёжн. ведом. в течении 3-х дней. На титул. листе указыв. срок выплаты ЗП, общая сумма подлеж. выплате, пописи руководит и глав.бух. по истечении 3-х дней ведом закрыв. 1.Удерж. из ЗП подох. налог 70-68/4. 2.Из ЗП ужерж. страх. взносы в ФСЗН 70-69. 3.Из ЗП удерж. алим. 70-76/1. 4.Из ЗП удерж. неиспольз. продотчетн. сумма 70-71. 5.Из ЗП удерж. проф. взносы 70-76. 6.Из ЗП удерж. задолж. по возмещен. мат. ущерба 70-73/2. 7.Из ЗП удерж. за товары продан. в кредит 70-76/6 8.Выплачена ЗП из кассы 70-50 9.Депонированна ЗП 70-76/5. |
10. Виды ремонта
ОС, способы их выполнения. Учет
затрат при текущем и
Виды ремонта: текущий ремонт. Производится мелкая работа по устранению неисправностей, окраска предмета, замена некоторых деталей. Капитальный ремонт -наибольший по объему, сложности и стоимости , он проводится с периодичностью эксплуатации объектов свыше 1 года. Средний ремонт, проводится между текущем и капитальным ремонтам. Текущий и средний ремонт, как правило выполняются хоз. Способом, т.е. силами своих ремонтно-механических или ремонтно-строительных цехов. Кап. Ремонт может осущ. Как хоз., так и подр. Способам. Факт. Затраты по капит. И тек. Ремонту списываются на счета 20,25,26,44, порядок отражения в учете затарт зависит от способа выполнения работ и объема выполненных работ. Подрядный способ: рем. Работы могут выполнятся сторонними (подрядными) организациями. Расчеты отраж. На сч. 60 по выполненным работам подрядчик составляет акт выполненных работ и счет-фактуру по НДС, которую предъявляет заказчику, на основании этих документов заказчик делает записи (20,25,26,44-60) на сумму затрат, 18/1-60 на сумму НДС, 60-51 перечисление денег. Хозяйственный способ: если рем. Работы выполняются своими силами орг-ции или спец. Подразделениями, то сост. Акт выполненных работ. Если объем работ небольшой дел. Запись 20,23,25,44-23. Если услуги со стороны 20,23,44-10,71,70,68,69,76. Если создается ремонтный фонд 20,23,44-96. использование рем. Фонда 96-23,10,71. В конце года производится корректировка ремонтного фонда, на сумму до начисления делается запись 20,23,44-96, уменьшение 96-20,23,44. если рем. Фонд не создан, а объем работ большой 44,20,23-97, использ. Рем. Фонда 97-44,10,70,23,71.
методе работе. 4. Листок на доплату
применяется к дополнению к
рапорту. В связи с 5. Листок по учёту простоев
оформляется для начисления з\ 6. список лиц работающих
сверхурочно, в нём
В РБ используется тарифная система с 1991г.. Для начисления з\пл применяют единую тарифную систему, единый тарифный справочник, работ, профессий. Единой тарифной системой устанавливается миним. Размер з\пл. В РБ существует 2 формы оплаты труда повременная и сдельная. При повременной форме оплаты труда – з\пл начисляется за факт. отработанное время, такая форма применяется для оплаты труда руководителя и служащих. Повременная форма оплаты труда: 1.Простая повременная – когда з\пл начисляется по количеству отработанного времени и тарифной ставки за единицу рабочего времени. 2.Повременно-премиальная
– оплата за отработанное При сдельной оплате труда начисляется за фактически выполненную работу, оказанные услуги, оплачиваются по неизменной сдельной расценки. Сдельная форма включает в себя следующие системы оплаты труда: 1.Прямая сдельная – применяется когда вся выпущенная продукция или выполненные услуги оплачиваются по неизменной сдельной расценки. 2.Сдельно- прогрессивная заключается в том, что работы выполненные в пределах плана оплачивается по основным сдельным расценкам. Сверх плановая продукция оплачивается по повышенным расценкам. 3.Сдельно-премиальная –
за всю выполненную работу
оплачивается по сдельным 4.Аккордная- оплата за выполненную работу, продукцию, по основным сдельным расценкам и премия за долгосрочные выполненные работы. Сдельная форма оплаты труда может быть: индивидуальной, коллективной, бригадной. Вся з\пл делится на основную и дополнительную. Основная з\пл. – факт. выполненная работа(премии, надбавки), оклад. 11. Документальное оформление и учет выбытия, перемещения ОС: реализация (продажа), безвозмездная передача (дарение), ликвидация, взнос (вклад) в уставный капитал другого предприятия.
Выбытие ОС происходит в связи с продажей, списанием, ликвидацией, безвозмездной передачей и по др. причинам. типовой план счетов предусматривает отражать выбытие ОС на счете 01/в. При продаже ОС выписывается накладная (ТТН) и акт приема-передачи ОС, также при выбытии ОС закрывается инвентарная карточка. В дебет сч 01/в переносится стоимость объекта, а в кредит сч 01/в сумма начисленной амортизации по этому объекту. Проводки:при продаже: на сумму первонач стоимости: Д01/в-К01; на сумму амортизации: Д02-К01/в; на сумму остаточной стоимости: Д91-К01/в; на договорную стоимость:Д62-К91; на суммуНДС: Д91-К68; при покупке ОС: Д91-К60; Д18-К60; Д60-К51. При ликвидации ОС создается комиссия, которая составляет акт о ликвидации ОС, акт формы ОС. при отражении ликвидации ОС следует учитывать, что прочее выбытие ОС включая недостачу входит в налогооблогаемую базу по НДС. этой базой является остаточная стоимость объектов за вычетом стоимости материальных ценностей поступающих от списания объекта на ценам возможного использования, недоамортизируемая часть списанного объекта относится на финансовые результаты. проводки на списание ОС: 02-01; 91-01; 10-91; 91-60; 18-60; 60-51; 91-68. При передаче объектов в уставный капитал других организаций 02-01 на сумму амортизации, 91-01 на остаточную стоимость, с остаточной стоимости начисляется НДС 01-68. безвозмездная передача 92-01, 92-68, 99-92(убыток). Недостача ос отражается: 02-01, 94-01на остат ст, 94-68, 73-94на вин лицо, 92-94за счет организации, 02-01на аморт. на внутреннее перемещение составляется внутренняя накладная и делается запись 01-01.
поступлении вкладов от учредителей делаются записи: Создан УФ 75/1 – 80; поступили ОС в счёт вклада в УФ 01 – 75; поступили МЦ в счёт вклада в УФ 10/1 – 75 /1; поступили НМА 04 – 75/1; поступили денежные средства 51 – 75/1. При закрытии орг-ии производится изъятие ср-в учредителями (делаются обратные проводки).
продукции, товаров, работ, услуг.
Она представляет собой разницу
между выручкой от реализации по продажным
ценам и их фактической производственной
себестоимостью с учётом расходов на
реализацию продукции и налогов
уплачиваемых из выручки. Финансовый результат
от реализации продукции, товаров, работ,
услуг определяется на сопоставляющем
счёте 90 «Реализация». По кредиту –
выручка, а по дебету – фактическая
себестоимость реализованной
патента на изобретение предоставляет право на его использование. ТОВ ЗНАК – обозначение, служащее для отличия товаров или услуг одних организаций от однородных товаров или услуг других. АВТОРСКОЕ ПРАВО – исключительное право на публичное издание или иное использование произведений науки, литературы или искусства. ПРАВО НА ПРОМ ОБРАЗЦЫ – право на использование разработанных природно-конструкторских решений, определяющий внешний вид изделий производственно-технического назначения и товаров народного потребления. ПРАВО ПОЛЬЗОВАНИЯ ПРИРОДНЫМИ РЕСУРСАМИ И ИМУЩЕСТВОМ относят к исключительному праву владельца на соотв. хозяйственное или иное их использование.
НА в БУ отражаются по первоначальной стоимости, а в бух балансе – по остаточной. Для учета НА применяется счет 04 – основной, активный. Для учета амортизации – счет 05. ПОСТУПЛЕНИЕ НА : - покупка НА (приобретение за плату), - создание, - безвозмездное поступление, - в счет вклада в УФ, - неучтенные НА. ВЫБЫТИЕ НА : - продажа, - безвозмездная передача, - в счет вклада в УФ другой организации, - передача обособленным подразделениям, - недостача, - истесение срока полезного использования. Принятие к учету НА оформляется Актом приемки НА. ПРИМЕРЫ : 08 60 первоначальная стоимость 18/2 60 сумма НДС 013 первоначальная стоимость 2) приняты по акту приемки приобретенные НА: 04 08 первоначальная стоимость 3) созданы НА на предприятии: - списаны мат-лы на создание НА: 08 10 (1) - начислена з/п и отчисления: 08 70 (2) 08 69 (3) - приняты к учету НА: 04 08 вся стоимость (1+2+3) - отражен НДС: 18/2 68 от всей стоимости 18%. 4) поступили безвозмездно НА: 04 98,83 83 – если в пределах одного собственника 98 – если от кого-то другого. 5) поступили НА от учредителей: 04 75
17. Готовая продукция,
её состав и задачи учёта.
Оценка готовой продукции в
текущем учёте и балансе. Готовой продукцией
считается такая продукция, Согласно закону «о б/у и отчетности», в балансе ГП должна отражаться по фактической производственной себестоимости. В б/у ГП может оцениваться по двум вариантам: 1) по фактической 2) по плановой себестоимости
(по нормативной) с учетом % отклонений = (отклонения на начало месяца + отклонения за месяц) / (готовая продукция на начало + готовая продукция за месяц) * 100 По указанному % отклонений их распределяют на остаток ГП на складе и отгруженной. Передача ГП из
производства на склад В приемо-сдаточной
накладной указывают: № цеха,
№ склада, получившего продукцию,
наименование изделий, их Приемо-сдаточные накладные могут быть разовыми и накопительными. В накопительных накладных записи производятся в течении нескольких дней и по нескольким изделиям. А разовые накладные оформляются на каждый выпуск продукции. Для учета ГП
на складе предназначен
16. Синтетический и аналитический учет производственных затрат. Калькуляция, ее виды. Объекты калькулирования, калькуляционные единицы. Методы учета затрат на производство (простой, позаказный, попередельный, нормативный).
Прямые затраты-это затраты, кот. на основании первич. док-тов могут быть отнесены на определен. виды пр-ции. К ним относят: затраты на сырье и мат-ла;з/п произ.рабочих,отч-ния от неё;амор-ция произв. обор-ния и др. Для учета произ. затрат примен-ся акт. счет 20»Осн. Пр-во». Деб.с-до означает незавершен.пр-во.По д-ту – втечение месяца собираются прям.расходы,а в конце месяца сюда списываются косвен.расходы. Деб.оборот по сч.20 составляет производст.с/ст.По к-ту сч.20 отражают затраты уменьшающие с/ст(возврат.отходы,недостачи в незаверш.пр-ве,выявленные при инвен-ции). Фактич.с/ст гот.пр-ции=незаверш.пр-во на нач.месяца+оборот по д-ту(произ.с/ст)-затраты уменьшающие с/ст(к-т сч.20)-незавершен.пр-во на конец. В конце месяца фактич.с/ст списыв-ся в д.т сч.43. Проводки: 1.Списаны мат-лы на пр-во пр-ции:20-10 2.Начислена аморт-ция произв.ОС:20-02 3.Списаны затраты вспомогат. 4.Начислена з/п проз.раб-чим:20-70 5.Отч-ния в ФСЗН 20-69, в белгосстрах 20-76/2 6.Списаны командир.расходы:20- 7.Списаны из пр-ва возврат. 8.Списан брак:28-20 9.Выявлена недостача незаверш. 10.Списана факт.с/ст гот.пр-ции:43-20 Косвен.расходы-затраты,кот. не могут быть отнесены на пр-во того или иного вида пр-ции. В конце месяца они могут распред-ся между видами изд-лий пропорционально:з/плате основ. произ.раб-х;ст-ти сырья и мат-лов, израсходованных в осн. пр-ве; произведен. пр-ции. К косвен.расходам относятся: общепроизв-ные и общехозяйст-ные. Общепроизв.расх.связаны с обслуживанием произ.подразделений,цехов.Они отраж-ся на акт.счете 25. По д-ту –начисление затрат, по к-ту – их списание. На сч.26 отраж-ся затраты,связанные с упр-нием орг-ции в целом.По д-ту – начисление затрат, по к-ту – их списание. К общехоз.расх.относят:з/п аппарату упр-ния и отчисления от нее, расх.на служебн.командировки,почтовые и канцелярс.расходы,аморт-ция админист.здания.Проводки: 1.Списаны мат-лы израсход.на общепроиз.нужды 25-10 -……на общехоз.нужды 26-10 2.Начслена аморт-ция 27. Финансовые вложения,
их виды и задачи учёта.
Финансовые вложения –
это вложения организации своих
свободных денежных средств и
других ресурсов в активы других организаций
с целью получения Финансовые вложения классифицируются по 5. Расчёты ЗП за время отпусков, за неиспольз. отпуск, выполненные гос. и обществ. обязат. и других. Учёт расчётов по формиорв. ФСЗН. Порядок расч. пособий по временной нетрудоспособню, по беременности и родам и др. выплаты за счёт средств соц. страхов. До ухода работн. в отпуск ему след выплатить ЗП за фантич. отраб. время и ЗП за отпуск. Начисл ЗП зп дни отпуска оформл. специальн. рачсётом в котором производ. тариф. ставка 1-го разряда и фактич. ЗП за 12послед. месяцев предшеств уходу в отпуск. ЗП за 12мес. расчит. поправочный коэфф. =тарифн. ставка 1-го разряд. за последн. месяц предш. отпуску/тарифную ставку 1-го разряда месяца принятого в расчёт. После этого определ. факт ЗП с учётом коэфф.=ФЗП*Коэфф. Затем определ. среднемес.=общая сумма скаректр. ЗП за гот на 12мес., затем определ. среднедневную ЗП=среднемесячн ЗП/29,7. Дальше ЗП за отпуск=среднедневная на колич. дней в отпуске. Компернация за неиспольз. отпуск начисл. аналогично как и за отпуск. Оплата за гос. и лбщехоз. обязанностей осущ. исходя из ЗП за 2 календарных месяца предшеств. начаклу указанных выплат. Общая сумма к выплате орпедел. по формуле=среднедневная ЗП*колич. дней подлеж. к оплате. Юридич. лица производят отчисл в ФСЗН по ставке 34% от ФОТ. Физич. лица выплач. страх. взносы 1% то начисл. ЗП часть средста отчисл в ФСЗН для выплаты пособ. по временной нетрудосп., пособ. по беременности и родам. Синтетис учёт расчёт с ФСЗН ведёт на пасивн. сч. 69 К. сальдо-задолж. предпр перед ФСЗН. По К отраж. начисл. пособий, Д-исползование этих взносов. Пособие по беременност и родам назначается в случае наступл. беременности, после родов, усыновления. Основанием для начисл. пособия явл. больничн. литс. Сумма больничного зависит: 1.от колич. дней болезни. 2.от зреднедневного заработка за предыд. 2мес. 3.от размера погсобия. Среднедневной заработок=фактич. ЗП за предыдуц. 2мес./колич. рабоч. дней в этих месяцах. Размер пособий: 1.за первые 6календ. дней болезни выплач 80% среднедневного заработка при этом оплач. только рабоч. дни. 2.за остольные дни 100% среднедневного заработка. Ликвидаторам на ЧС, лицам имеющим на содерж. 3-х и более детей, также если находится с ребёнком на больничн. то пособие выплач. в размере 100%. Пособие выплач. в размере 40%,50% если заболекание возникло из за употр. алкоголя, наркотич. и таксич. средств, или после прогула без уважит. причины. Пособие по берем. и родом выплач. с 30 недель сраком на
|