Система нормативного регулирования бухгалтерского учёта Федеральный закон "О бухгалтерском учёте"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2013 в 10:33, реферат

Описание работы

Основной целью законодательства Российской Федерации о бухгалтерском учёте является обеспечение единообразного формирования полной, достоверной и сопоставимой информации о финансовом положении, финансовых
результатах деятельности и изменениях в финансовом положении лиц, указанных в статье 3 настоящего Федерального закона, в соответствии с требованиями рыночной экономики и процессами гармонизации международных
норм и стандартов бухгалтерского учёта.

Содержание работы

Введение.
1. Система нормативного регулирования бухгалтерского учёта Федеральный закон "О бухгалтерском учёте"

1.2. Регулирование бухгалтерского учёта

2. Стандарты бухгалтерского учёта

2.1. Организация бухгалтерского учёта в организациях

2.2. Основные требования к ведению бухгалтерского учёта
3. Бухгалтерская отчётность

3.1 Регулирование бухгалтерской отчётности. Её виды

3.2 Требования к бухгалтерской отчётности

4. Реформирование бухгалтерского учёта

Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

р.doc

— 99.50 Кб (Скачать файл)

 
1. Система нормативного регулирования  бухгалтерского учёта

 Федеральный закон "О бухгалтерском  учёте"  
 
1.2. Регулирование бухгалтерского учёта  
 
2. Стандарты бухгалтерского учёта  
 
2.1. Организация бухгалтерского учёта в организациях  
 
2.2. Основные требования к ведению бухгалтерского учёта  

3. Бухгалтерская отчётность  
 
3.1 Регулирование бухгалтерской отчётности. Её виды  
 
3.2 Требования к бухгалтерской отчётности  
 
4. Реформирование бухгалтерского учёта  
 
Список использованной литературы 
 
 
Введение. 
 
Официальный статистический и бухгалтерский учёт находятся в ведении 
Российской Федерации (гл. 3 ст. 71 Конституции РФ). 
 
Общее методологическое руководство бухгалтерским учётом в Российской 
Федерации осуществляется по поручению Правительства Российской Федерации 
Министерством финансов Российской Федерации (Федеральным органом). 
 
Основными функциями Федерального органа являются: 
 
а) подготовка нормативных актов, регулирующих ведение бухгалтерского 
учёта; 
 
б) организация аттестации главных бухгалтеров и иных специалистов, 
оказывающих бухгалтерские услуги (профессиональных бухгалтеров), и 
проверки качества их работы.  
 
Федеральный орган вправе осуществлять часть своих функций по разработке 
документов третьего уровня, по проверке качества работы аттестованных 
главных бухгалтеров и иных специалистов, их аттестации и переаттестации 
совместно с аккредитованными профессиональными объединениями 
бухгалтеров. 
 
Федеральный орган разрабатывает критерии и порядок аккредитации 
профессиональных объединений бухгалтеров. 
 
Методологическое руководство бухгалтерским учётом в кредитных 
организациях осуществляется Центральным банком Российской Федерации. 
 
Основной целью законодательства Российской Федерации о бухгалтерском 
учёте является обеспечение единообразного формирования полной, 
достоверной и сопоставимой информации о финансовом положении, финансовых 
результатах деятельности и изменениях в финансовом положении лиц, 
указанных в статье 3 настоящего Федерального закона, в соответствии с 
требованиями рыночной экономики и процессами гармонизации международных 
норм и стандартов бухгалтерского учёта. 
 
В соответствии с Конституцией Российской Федерации законодательство о 
бухгалтерском учёте находится в ведении Российской Федерации. 
Законодательство Российской Федерации о бухгалтерском учёте состоит из 
Федерального закона, устанавливающего единые правовые и методологические 
основы порядка ведения бухгалтерского учёта в организациях Российской 
Федерации, а также нормативных правовых документов, определяющих правила 
формирования полной и достоверной информации применительно к конкретным 
объектам бухгалтерского учёта и бухгалтерской отчётности в целом.  
 
 
1. Система нормативного регулирования бухгалтерского учёта. 
 
Система нормативного регулирования бухгалтерского учёта в Российской 
Федерации включает следующие уровни документов: 
 
а) первый уровень - Федеральный закон, другие Федеральные законы, Указы 
Президента Российской Федерации и постановления Правительств Российской 
Федерации по вопросам бухгалтерского учёта; 
 
б) второй уровень - положения по бухгалтерскому учёту, инструкции по 
бухгалтерскому учёту в бюджетных учреждениях; 
 
в) третий уровень - методические указания, планы счетов бухгалтерского 
учёта и инструкции по их применению, инструкции, рекомендации и иные 
аналогичные им документы; 
 
г) четвертый уровень - рабочие документы конкретной организации.  
 
Иные нормативные правовые акты по бухгалтерскому учёту разрабатываются и утверждаются в пределах своей компетенции федеральными органами исполнительной власти. Эти акты обязательны для исполнения всеми организациями на территории Российской Федерации. Они перечислены в ст.5 Закона о бухгалтерском учёте. К ним относятся:  
 
а) планы счетов бухгалтерского учёта и инструкции по их применению; 
 
б) положения (стандарты) по бухгалтерскому учёту, устанавливающие 
принципы, правила и способы ведения организациями учёта хозяйственных 
операций, составления и представления бухгалтерской отчётности; 
 
в) другие нормативные акты и методические указания по вопросам 
бухгалтерского учёта. 
 
Документы второго уровня включают положения по бухгалтерскому учёту и 
утверждаются федеральным органом исполнительной власти, указанным в 
статье 6 Федерального закона. В соответствии и на основе документов 
второго уровня, утверждаемых указанным федеральным органом 
исполнительной власти, Центральный банк Российской Федерации утверждает 
положения по бухгалтерскому учёту для банковской системы. 
 
Инструкция по бухгалтерскому учёту в бюджетных учреждениях является 
документом, формирующим единую государственную учётную политику для всех бюджетных учреждений.  
 
Документы третьего уровня подготавливаются и утверждаются федеральными органами, которым Федеральными законами предоставлено право регулирования бухгалтерского учёта, министерствами и иными органами исполнительной власти, на основе и в развитие документов первого и второго уровня. Документы третьего уровня не должны противоречить 
положениям по бухгалтерскому учёту и иным указаниям, утверждаемым 
федеральным органом исполнительной власти, указанным в статье 6 
Федерального закона. 
 
Документы четвертого уровня утверждаются руководителем организации. 
Документы данного уровня содержат, исходя из установленных правил 
бухгалтерского учёта, специфики условий хозяйствования, отраслевой 
принадлежности, структуры и размеров организации и других факторов, 
внутренние регламентирующие документы бухгалтерского учёта организации, носящие обязательный характер для системы внутреннего регламентирования хозяйственной деятельности организации и формирующие учётную политику организации. 
 
Название документов, их содержание, принципы построения и взаимодействия между собой, а также порядок подготовки и утверждения определяет руководитель организации.  
 
Кроме указанных нормативов в российской национальной системе 
бухгалтерского учёта нельзя не отметить роль "Концепции бухгалтерского 
учёта в рыночной экономике России". Данный документ был одобрен 
Методологическим советом по бухгалтерскому учёту при Министерстве 
финансов РФ 29 декабря 1997 года. В нем излагаются основополагающие 
подходы к ведению бухгалтерского учёта и формированию финансовой 
отчётности в Российской федерации. 
 
1.1. Федеральный закон "О бухгалтерском учёте". 
 
Данный раздел реферата будет посвящен содержанию Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учёте» - основного документа, 
регулирующего бухгалтерский учёт и отчётность в Российской Федерации. 
Далее будут приведены разделы Федерального закона и их содержание. 
 
Стандарты бухгалтерского учёта. 
 
ПБУ 1/98 "Учётная политика организации". Приказ Минфина РФ от 09.12.1998 № 60н.  
 
ПБУ 2/94 "Учёт договоров (контрактов) на капитальное строительство". 
Приказ Минфина РФ от 20.12.1994 № 167.  
 
ПБУ 3/2000 "Учёт активов и обязательств, стоимость которых выражена в 
иностранной валюте". Приказ Минфина РФ от 10.01.2000 № 2н.  
 
ПБУ 4/99 "Бухгалтерская отчётность организации". Приказ Минфина РФ от 
06.07.1999 № 43н.  
 
ПБУ 5/01 "Учёт материально-производственных запасов". Приказ Минфина РФ 
от 09.06.2001 № 44н.  
 
ПБУ 6/01 "Учёт основных средств". Приказ Минфина РФ от 30.03.2001 № 26н. 
 
ПБУ 7/98 "События после отчётной даты". Приказ Минфина РФ от 25.11.1998 
№ 56н.  
 
ПБУ 8/01 "Условные факты хозяйственной деятельности". Приказ Минфина РФ от 28.11.2001 № 96н.  
 
ПБУ 9/99 "Доходы организации". Приказ Минфина РФ от 06.05.1999 № 32н.  
 
ПБУ 10/99 "Расходы организации". Приказ Минфина РФ от 06.05.1999 № 33н.  
 
ПБУ 11/2000 "Информация об аффилированных лицах". Приказ Минфина РФ от 13.01.2000 № 5н.  
 
ПБУ 12/2000 "Информация по сегментам". Приказ Минфина РФ от 27.01.2000 №11н.  
 
ПБУ 13/2000 "Учёт государственной помощи". Приказ Минфина РФ от 
16.10.2000 № 92н.  
 
ПБУ 14/2000 "Учёт нематериальных активов". Приказ Минфина РФ от 
16.10.2000 № 91н.  
 
ПБУ 15/2001 "Учёт займов и кредитов и затрат по их обслуживанию". Приказ 
Минфина РФ от 02.08.2001 № 60н.  
 
Формы бухгалтерской отчётности организаций. 
 
Приказ Минфина РФ от 13.01.2001 г. № 4н.  
 
Указания об объеме форм бухгалтерской отчётности.  
 
Указания о порядке составления и представления бухгалтерской отчётности. 
 
 
Бухгалтерский баланс.  
 
Отчёт о прибылях и убытках.  
 
Отчёт об изменениях капитала.  
 
Отчёт о движении денежных средств.  
 
Приложение к бухгалтерскому балансу.  
 
Отчёт о целевом использовании полученных средств.  
 
Методические рекомендации о порядке формирования показателей 
бухгалтерской отчётности организаций. 
 
Приказ Минфина РФ от 28.06.2000 № 60н.  
 
Общие рекомендации.  
 
Порядок формирования показателей бухгалтерского баланса (форма № 1).  
 
Порядок формирования данных Отчёта о прибылях и убытках (форма № 2).  
 
Порядок формирования пояснений к бухгалтерскому балансу и отчёту о 
прибылях и убытках.  
 
План счетов бухгалтерского учёта финансово-хозяйственной деятельности 
организации. 
 
Приказ Минфина РФ от 31.10.2000 г. № 94н.  
 
Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учёта 
финансово-хозяйственной деятельности организации.  
 
Раздел I. Внеоборотные активы.  
 
Раздел II. Производственные запасы.  
 
Раздел III. Затраты на производство.  
 
Раздел IV. Готовая продукция и товары  
 
Раздел V. Денежные средства.  
 
Раздел VI. Расчёты.  
 
Раздел VII. Капитал.  
 
Раздел VIII. Финансовые результаты.  
 
Забалансовые счета.  
 
Типовые рекомендации по организации бухгалтерского учёта для субъектов 
малого предпринимательства. 
 
Приказ Минфина РФ от 21.12.1998 № 64н.  
 
Приложения №№ 1-11 к Приказу Минфина РФ от 21.12.1998 № 64н.  
 
Положение о документах и документообороте в бухгалтерском учёте. 
Утверждено Минфином СССР от 29.07.1983 № 105. 
 
Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых 
обязательств. Приказ Минфина РФ от 13.06.1995 № 49. (under construction) 
 
Методические указания по бухгалтерскому учёту основных средств. Приказ 
Минфина РФ от 20.07.1998 № 33н. 
 
Методические указания по бухгалтерскому учёту 
материально-производственных запасов. Приказ Минфина РФ от 28.12.2001 № 119н. 
 
Указания об отражении в бухгалтерском учёте организаций операций, 
связанных с осуществлением договора доверительного управления 
имуществом. Приказ Минфина РФ от 28.11.2001 № 97н. 
 
Нормы, содержащиеся в других Федеральных законах и затрагивающие вопросы бухгалтерского учёта и бухгалтерской отчётности, должны соответствовать Федеральному закону. В случае возникновения противоречий с содержанием других Федеральных законов, нормы права, являющиеся предметом Федерального закона, имеют приоритет. 
 
Разработка новых и уточнение ранее утвержденных положений по 
бухгалтерскому учёту (ПБУ), внедрение их в практику являются ключевым 
элементом Программы реформирования бухгалтерского учёта в соответствии с международными стандартами финансовой отчётности, утвержденной 
Постановлением Правительства РФ от 6 марта 1998 года № 283. Положения 
(стандарты) по бухгалтерскому учёту, устанавливающие принципы, правила и 
способы отражения организациями в учёте хозяйственных операций, 
составления и представления бухгалтерской отчётности, обязательны для 
исполнения всеми организациями на территории Российской Федерации. Их 
разработка и утверждение в пределах своей компетенции возложены на 
Министерство финансов Российской Федерации.  
 
По состоянию на 15.06.2000 года Минфином разработаны и введены в 
действие 12 ПБУ (стандартов), два из которых (11 и 12) совершенно новые, 
выпущенные в 2000 году и введенные в действие начиная с бухгалтерской 
отчётности за 2000 год.  
 
Следует особо обратить внимание на ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчётность 
организации», с выходом которого признано утратившим силу ПБУ 4/96, и на 
на ПБУ 3/2000, с выходом которого признано утратившим силу ПБУ 3/95, и 
ряд других документов, на основе которых велся учёт имущества и 
обязательств организации, стоимость которых выражена в иностранной 
валюте.  
 
1.2. Регулирование бухгалтерского учёта. 
 
Общее методологическое руководство бухгалтерским учётом в Российской 
Федерации осуществляется Правительством Российской Федерации. 
 
Органы, которым федеральными законами предоставлено право регулирования 
бухгалтерского учёта, руководствуясь законодательством Российской 
Федерации, разрабатывают и утверждают в пределах своей компетенции 
обязательные для исполнения всеми организациями на территории Российской 
Федерации: 
 
а) планы счетов бухгалтерского учёта и инструкции по их применению; 
 
б) положения (стандарты) по бухгалтерскому учёту, устанавливающие 
принципы, правила и способы ведения организациями учёта хозяйственных 
операций, составления и представления бухгалтерской отчётности; 
 
в) другие нормативные акты и методические указания по вопросам 
бухгалтерского учёта. 
 
В планах счетов бухгалтерского учёта, других нормативных актах и 
методических указаниях должна предусматриваться упрощенная система 
бухгалтерского учёта для субъектов малого предпринимательства. 
 
Нормативные акты и методические указания по бухгалтерскому учёту, 
издаваемые органами, которым федеральными законами предоставлено право 
регулирования бухгалтерского учёта, не должны противоречить нормативным 
актам и методическим указаниям Министерства финансов Российской 
Федерации. 
 
Организации, руководствуясь законодательством Российской Федерации о 
бухгалтерском учёте, нормативными актами органов, регулирующих 
бухгалтерский учёт, самостоятельно формируют свою учётную политику, 
исходя из своей структуры, отрасли и других особенностей деятельности. 
 
 
2. Стандарты бухгалтерского учёта. 
 
2.1. Организация бухгалтерского учёта в организациях. 
 
Ответственность за организацию бухгалтерского учёта в организациях, 
соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций несут 
руководители организаций. 
 
Руководители организаций могут в зависимости от объема учётной работы: 
 
а) учредить бухгалтерскую службу как структурное подразделение, 
возглавляемое главным бухгалтером; 
 
б) ввести в штат должность бухгалтера; 
 
в) передать на договорных началах ведение бухгалтерского учёта 
централизованной бухгалтерии, специализированной организации или 
бухгалтеру-специалисту; 
 
г) вести бухгалтерский учёт лично. 
 
Принятая организацией учётная политика утверждается приказом или 
распоряжением лица, ответственного за организацию и состояние 
бухгалтерского учёта. 
 
При этом утверждаются: 
 
рабочий план счетов бухгалтерского учёта, содержащий синтетические и 
аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учёта в 
соответствии с требованиями своевременности и полноты учёта и 
отчётности; 
 
формы первичных учётных документов, применяемых для оформления 
хозяйственных операций, по которым не предусмотрены типовые формы 
первичных учётных документов, а также формы документов для внутренней 
бухгалтерской отчётности; 
 
порядок проведения инвентаризации и методы оценки видов имущества и 
обязательств; 
 
правила документооборота и технология обработки учётной информации; 
 
порядок контроля за хозяйственными операциями, а также другие решения, 
необходимые для организации бухгалтерского учёта. 
 
Принятая организацией учётная политика применяется последовательно из 
года в год. Изменение учётной политики может производиться в случаях 
изменения законодательства Российской Федерации или нормативных актов 
органов, осуществляющих регулирование бухгалтерского учёта, разработки 
организацией новых способов ведения бухгалтерского учёта или 
существенного изменения условий ее деятельности. В целях обеспечения 
сопоставимости данных бухгалтерского учёта изменения учётной политики 
должны вводиться с начала финансового года. 
 
2.2. Основные требования к ведению бухгалтерского учёта. 
 
Бухгалтерский учёт имущества, обязательств и хозяйственных операций 
организаций ведется в валюте Российской Федерации - в рублях. 
 
Имущество, являющееся собственностью организации, учитывается 
обособленно от имущества других юридических лиц, находящегося у данной 
организации. 
 
Бухгалтерский учёт ведется организацией непрерывно с момента ее 
регистрации в качестве юридического лица до реорганизации или ликвидации 
в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. 
 
Организация ведет бухгалтерский учёт имущества, обязательств и 
хозяйственных операций путем двойной записи на взаимосвязанных счетах 
бухгалтерского учёта, включенных в рабочий план счетов бухгалтерского 
учёта. 
 
Данные аналитического учёта должны соответствовать оборотам и остаткам 
по счетам синтетического учёта. 
 
Все хозяйственные операции и результаты инвентаризации подлежат 
своевременной регистрации на счетах бухгалтерского учёта без каких-либо 
пропусков или изъятий. 
 
В бухгалтерском учёте организаций текущие затраты на производство 
продукции и капитальные вложения учитываются раздельно. 
 
 
3. Бухгалтерская отчётность. 
 
Бухгалтерская отчётность организации - единая система данных об 
имущественном и финансовом положении организации и о результатах ее 
хозяйственной деятельности, составляемая на основе данных бухгалтерского 
учёта по установленным формам. 
 
Бухгалтерскую отчётность, в соответствии со статьей 13 Закона о 
бухгалтерском учёте (Федеральный закон от 21 ноября 1996 года № 129-ФЗ в 
редакции Федерального закона от 23.07.98 № 123-ФЗ), обязаны составлять 
все организации, являющиеся юридическими лицами. 
 
На основании этого же Закона организации обязаны представлять 
бухгалтерскую отчётность собственникам, другим заинтересованным 
пользователям: инвесторам, органам власти и т.п.  
 
Государство в лице Минфина РФ определило информационные потребности 
данного круга пользователей и целевыми установками, через определенный 
набор нормативных актов довело до организаций перечень и состав основной 
(официальной) отчётности, которую они должны представлять пользователям. 
В перечне: "Бухгалтерский баланс" (форма № 1) - заданная государством 
форма отчёта организации о финансовом положении; "Отчёт о прибылях и 
убытках" (форма № 2) - заданная форма отражения информации по 
государственным классификационным группировкам, отражающим российские 
особенности толкования прибыли (государственная концепция прибыли). 
 
Организациям Российской Федерации заданы не только перечень форм 
отчётности, но и названия заголовков разделов в них, наименования 
статей, показателей. В них унифицированы применяемые термины и алгоритмы 
расчёта, даны рекомендации по порядку заполнения форм и раскрытию 
информации, содержащейся в них, составлению отчётности в целом, порядке 
ее представления и т.п. 
 
3.1. Регулирование бухгалтерской отчётности. Её виды. 
 
Основные нормативные документы, устанавливающие:  
 
состав, содержание и методические основы формирования бухгалтерской 
отчётности (Приказ МФ РФ от 6 июля 1999 года № 43н "Положение по 
бухгалтерскому учёту "Бухгалтерская отчётность организации" (ПБУ 4/99);  
 
порядок формирования показателей бухгалтерской отчётности (Приказ МФ РФ 
от 28 июня 2000 года № 60н "О Методических рекомендациях о порядке 
формирования показателей бухгалтерской отчётности организации");  
 
перечень, названия и номера форм отчётности, требования к их объему, 
порядку составления и представления (Приказ МФ РФ от 13 января 2000 года 
№ 4н "О формах бухгалтерской отчётности организаций");  
 
основные правила составления и представления бухгалтерской отчётности 
(Приказ МФ РФ от 29 июля 1998 года № 34н "Об утверждении Положения по 
ведению бухгалтерского учёта и бухгалтерской отчётности в Российской 
Федерации" (в редакции Приказов Минфина РФ от 30.12.1999 № 107н, от 
24.03.2000 № 31н);  
 
методику составления и представления сводной бухгалтерской отчётности 
(Приказ МФ РФ от 30 декабря 1996 года № 112 "О Методических 
рекомендациях по составлению и представлению сводной бухгалтерской 
отчётности" в редакции Приказа Минфина РФ от 12.05.99 № 36н).  
 
Вышеуказанный набор документов регламентирует порядок составления и 
представления промежуточной (месячной, квартальной), годовой и сводной 
бухгалтерской отчётности организаций, являющихся юридическими лицами по 
законодательству Российской Федерации (кроме кредитных организаций, 
страховых организаций и бюджетных организаций). 
 
В то же время сегодня государство не только регламентирует основную 
отчётность, но и представляет организациям право разрабатывать 
самостоятельно, при соблюдении определенных условий, новые формы 
бухгалтерской отчётности, дополнять рекомендованные формы новыми 
показателями, графами и строками. 
 
Бухгалтерская отчётность организаций состоит из: 
 
а) бухгалтерского баланса; 
 
б) отчёта о прибылях и убытках; 
 
в) приложений к ним, в частности отчёта о движении денежных средств, 
приложения к бухгалтерскому балансу и иных отчётов, предусмотренных 
нормативными актами системы нормативного регулирования бухгалтерского 
учёта; 
 
г) пояснительной записки; 
 
д) аудиторского заключения, подтверждающего достоверность бухгалтерской 
отчётности организации, если она в соответствии с федеральными законами 
подлежит обязательному аудиту. 
 
3.2. Требования к бухгалтерской отчётности. 
 
Формы бухгалтерской отчётности организаций, а также инструкции о порядке 
их заполнения утверждаются Министерством финансов Российской Федерации. 
 
Другие органы, которым федеральными законами предоставлено право 
регулирования бухгалтерского учёта, утверждают в пределах своей 
компетенции формы бухгалтерской отчётности и инструкции о порядке их 
заполнения, не противоречащие нормативным правовым актам Министерства 
финансов Российской Федерации. 
 
Бухгалтерская отчётность должна давать достоверное и полное 
представление об имущественном и финансовом положении организации, о его 
изменениях, а также финансовых результатах ее деятельности. 
 
Бухгалтерская отчётность организации должна включать показатели 
деятельности филиалов, представительств и иных структурных 
подразделений, в том числе выделенных на отдельные балансы. 
 
Содержание и формы бухгалтерского баланса, отчёта о прибылях и убытках, 
других отчётов и приложений применяются последовательно от одного 
отчётного периода к другому. 
 
В бухгалтерской отчётности данные по числовым показателям приводятся 
минимум за два года - отчётный и предшествовавший отчётному (кроме 
отчёта, составляемого за первый отчётный год). 
 
Если данные за период, предшествовавший отчётному году, несопоставимы с 
данными за отчётный период, то первые из названных данных подлежат 
корректировке исходя из правил, установленных нормативными актами. 
Каждая существенная корректировка должна быть раскрыта в пояснительной 
записке вместе с указанием ее причин. 
 
Бухгалтерская отчётность составляется за отчётный год. Отчётным годом 
считается период с 1 января по 31 декабря календарного года 
включительно. 
 
Первым отчётным годом для вновь созданной либо реорганизованной 
организации считается период со дня ее государственной регистрации по 31 
декабря включительно, а для организации, вновь созданной после 1 октября 
(включая 1 октября), - с даты государственной регистрации по 31 декабря 
следующего года включительно. 
 
Данные о фактах хозяйственной деятельности, проведенных до 
государственной регистрации вновь созданной организации, включаются в ее 
бухгалтерскую отчётность за первый отчётный год. 
 
Для составления бухгалтерской отчётности отчётной датой считается 
последний календарный день отчётного периода. 
 
Бухгалтерская отчётность подписывается руководителем и главным 
бухгалтером организации. 
 
В организациях, где бухгалтерский учёт ведется на договорных началах 
специализированной организацией (централизованной бухгалтерией) или 
бухгалтером - специалистом, бухгалтерская отчётность подписывается 
руководителем организации, руководителем специализированной организации 
(централизованной бухгалтерии) либо специалистом, ведущим бухгалтерский 
учёт. 
 
Ответственность лиц, подписавших бухгалтерскую отчётность, определяется 
в соответствии с законодательством Российской Федерации. 
 
Изменения в бухгалтерской отчётности, относящиеся как к отчётному году, 
так и к предшествовавшим периодам (после ее утверждения), производятся в 
отчётности, составляемой за отчётный период, в котором были обнаружены 
искажения ее данных. 
 
В бухгалтерской отчётности не допускается зачёт между статьями активов и 
пассивов, статьями прибылей и убытков, кроме случаев, когда такой зачёт 
предусмотрен правилами, установленными нормативными актами. 
 
 
4. Реформирование бухгалтерского учёта. 
 
Система бухгалтерского учёта в России основывается на общепринятых в 
мировой практике принципах, к которым относятся:  
 
- документирование (первичное отражение объектов бухгалтерского учёта 
путем составления документов);  
 
- инвентаризация (систематическая проверка наличия имущества и 
обязательств и сопоставление их остатков с учётными данными);  
 
- денежная оценка (перевод натуральных показателей в стоимостные);  
 
- калькуляция (определение фактических затрат организаций в денежной 
форме на единицу продукции);  
 
- счета (учётные регистры, служащие для отражения схожих бухгалтерских 
операций);  
 
- двойная запись (каждая совершаемая хозяйственная операция отражается 
одновременно на двух счетах бухгалтерского учёта: по дебету одного и 
кредиту другого из них);  
 
- баланс (учётный регистр, содержащий информацию о финансовом положении 
организации на определенную дату);  
 
- отчётность (система обобщающих показателей, отражающих итоги 
хозяйственной деятельности за определенный период).  
 
Впервые вопрос о необходимости реформирования национальной системы 
бухгалтерского учёта был поднят в постановлении Верховного Совета РФ от  
23.10.92. В целях приведения национальной системы бухгалтерского учёта в 
соответствие требованиям рыночной экономики и международным стандартам 
финансовой отчётности постановлением Правительства Российской Федерации 
от 06.03.98 № 283 утверждена "Программа реформирования бухгалтерского 
учёта в соответствии с международными стандартами финансовой 
отчётности". В России в настоящее время приняты и действуют 10 
национальных стандартов по бухгалтерскому учёту, максимально 
приближенных к международным. Стандарты по учётной политике организаций 
о составе и формах бухгалтерской отчётности позволяют адекватно 
воспринимать информацию, изложенную на основе данных стандартов.  
 
Исторически в российском бухгалтерском учёте сложилась практика, когда 
план счетов бухгалтерского учёта утверждается государственным органом и 
действует на территории всей Российской Федерации. Из развитых стран 
план счетов, обязательный для применения на всей территории государства, 
имеет только Франция. Российские стандарты позволяют производить 
переоценку основных средств, что не противоречит международным 
стандартам, но не применяется во многих странах.  
 
Вместе с тем в России сохраняются еще значительные отличия от западных 
стандартов бухгалтерского учёта. Примерами таких отличий являются:  
 
- доходы и расходы предприятия в российском учёте не всегда 
относятся на те периоды, в которые они реально имели место (так, в плане 
счетов имеется счёт 31 "Расходы будущих периодов", на котором отражаются 
уже реально осуществленные затраты предприятия);  
 
- в России на большинстве предприятий не ведется управленческий 
учёт, позволяющий, в частности, соотносить прямые затраты на 
производство того или иного вида продукции;  
 
- российские стандарты расширенно трактуют понятие «капитальные 
вложения»;  
 
- программное обеспечение по российским стандартам относится к 
нематериальным активам, а по международным стандартам - к основным 
средствам; гудвилл, относимый в российской практике к нематериальным 
активам, по международным стандартам выделен в отдельную категорию;  
 
- финансовые вложения по российским стандартам отражаются по цене 
приобретения (за исключением банков и инвестиционных институтов), что 
часто завышает стоимость активов организации, в международных стандартах 
имеет место правило оценки таких активов по наименьшей из величин: 
первоначальной или рыночной стоимости, а увеличение (уменьшение) 
стоимости отражается как доходы или затраты (российский аналог - счёт 
прибылей и убытков). 
 
Система нормативного регулирования бухгалтерского учёта в России и 
система МСФО. 
 
В предыдущих разделах было показано, что происходящее в последние годы 
интенсивное изменение российского законодательства в области 
бухгалтерского учёта обусловлено реформированием отечественного учёта в 
соответствии с международными стандартами финансовой отчётности - МСФО и 
осуществляется в рамках Плана мероприятий, утвержденного Программой 
реформирования бухгалтерского учёта в РФ № 283 от 06.03.98. Рассмотрим, 
насколько соответствует системе МСФО российская система бухгалтерского 
учёта в плане ее структуры и охвата объектов учёта. 
 
Система МСФО включает главу "Принципы", в которой излагаются 
концептуальные основы составления финансовой отчётности, и 41 стандарт, 
регламентирующий учёт различных объектов. 
 
Если сопоставлять систему нормативного регулирования бухгалтерского 
учёта в России с системой МСФО, то можно допустить, что российская 
Концепция является некоторым аналогом главы "Принципы", а ПБУ - 
некоторым аналогом самих МСФО по различным объектам учёта. Данное 
соответствие, однако, относительно, поскольку некоторые общие подходы к 
ведению учёта, излагаемые в главе "Принципы", в российской системе 
затрагиваются не только в Концепции, но и в нормативах первого уровня, 
например, федеральном законе " О бухгалтерском учёте в РФ", и даже в 
нормативах второго уровня, например, в ПБУ 1/98 "Учётная политика 
организаций", в ПБУ 4/99 "Бухгалтерская отчётность организаций" и 
других. И напротив, учёту ряда объектов, по которым разработаны 
конкретные международные стандарты, в российской системе посвящены не 
только ПБУ, но и ряд законов и указов Президента РФ первого уровня, а 
также ряд методических указаний третьего уровня. Вместе с тем, как 
записано в самой Программе №283 от 06.03.98, "ключевым элементом 
реформирования бухгалтерского учёта и финансовой отчётности в 
соответствии с международными стандартами является разработка новых и 
уточнение ранее утвержденных положений (стандартов) по бухгалтерскому 
учёту". То есть задачей реформирования бухгалтерского учёта ставится 
создание системы российских ПБУ, соответствующих системе МСФО. 
 
Три последних года после принятия Программы реформирования российского 
учёта, действительно ознаменованы интенсивной разработкой и внедрением в 
практику новых ПБУ.  
 
При первом взгляде становится очевидно, что в целом российская система 
нормативного регулирования бухгалтерского учёта пока еще не 
соответствует системе МСФО. Даже в количественном выражении 
отечественные ПБУ охватывают лишь 14 из 37 объектов учёта по МСФО, то 
есть около 30% от объектов, регламентируемых МСФО. Однако наращивание 
системы отечественных ПБУ позволяет ожидать, что в перспективе данное 
соотношение увеличится в пользу российской системы. Кроме этого нельзя 
сказать, что в регламентации учёта 70 % объектов по МСФО в российском 
учёте остаются "белые пятна", поскольку, как уже отмечалось, правила 
учёта части объектов содержатся в РФ в нормативах других уровней. 
 
Нет и однозначного соответствия ПБУ и МСФО. В ряде случаев в одном 
отечественном ПБУ, например, в ПБУ 4/99, отражается несколько объектов 
учёта, которым посвящены разные МСФО. 

НЕОБХОДИМОСТЬ И ЦЕЛИ РЕФОРМИРОВАНИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА В РОССИИ  
До перехода на рыночную экономику использовалась система бухгалтерского учета, отвечающая требованиям планируемой экономики. Основным потребителем информации, формируемой в бухгалтерском учете, было государство, т.е. отраслевые министерства и ведомства, планирующие, статистические и финансовые органы.  
Изменение системы общественных отношений, пользователей информации, гражданско-правовой среды, а также необходимость приведения отечественной системы бухгалтерского учета в соответствие с МСФО обусловили необходимость соответствующей трансформации системы бухгалтерского учета в России.  
Реформирование бухгалтерского учета в России осуществляется на основе Программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности, утвержденной постановлением Правительства РФ от 06.03.98 г. № 283.  
Основная цель реформирования бухгалтерского учета — ведение национальной системы бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности и требованиями рыночной экономики. В соответствии с этой целью главные задачи реформирования определены следующим образом:  
v формирование системы национальных стандартов учета и отчетности, обеспечивающих полезность информации для внешних пользователей;  
v обеспечение увязки реформы бухгалтерского учета в России с основными тенденциями гармонизации стандартов на международном уровне;  
v оказание методической помощи организациям в понимании и внедрении управленческого учета.  
Основные направления реформирования бухгалтерского учета и меры по выполнению задач по каждому направлению определены Программой реформирования бухгалтерского учета, а также Концепцией развития бухгалтерского учета и отчетности в РФ на среднесрочную перспективу.  
4.2) ПРОГРАММА РЕФОРМИРОВАНИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА В СООТВЕТСТВИИ С МЕЖДУНАРОДНЫМИ СТАНДАРТАМИ ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ  
Указанная программа утверждена постановлением Правительства РФ от 06.03.98 г. № 283.  
Основные направления реформирования бухгалтерского учета:  
v законодательное и нормативное регулирование (на уровне Президента и Правительства РФ);  
v формирование нормативной базы (стандартов);  
v методическое обеспечение (инструкции, методические указания, комментарии);  
v кадровое обеспечение (формирование бухгалтерской профессии,  
v подготовка и повышение квалификации специалистов бухгалтерского учета);  
v международное сотрудничество.  
Для выполнения задач по каждому направлению намечено осуществить следующие меры:  
1) подготовить необходимые изменения и дополнения в Федеральный закон «О бухгалтерском учете», Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ) и иные федеральные нормативные акты;  
2) разработать и утвердить около 20 новых положений (стандартов) по бухгалтерскому учету и пересмотреть существующие на основе международных учетных стандартов, а также новые планы счетов бухгалтерского учета для коммерческих и бюджетных организаций;  
3) разработать:  
v методические указания (инструкции и рекомендации) по бухгалтерскому учету в разрезе положений, в том числе методические рекомендации по учету затрат на производство, реализацию продукции, работ, услуг;  
v типовые методические рекомендации по организации бухгалтерского учета на малых предприятиях с учетом требований международных стандартов;  
пересмотреть:  
v регистры бухгалтерского учета для коммерческих и бюджетных организаций, кредитных учреждений и профессиональных участников рынка ценных бумаг, управляющих компаний и инвестиционных фондов;  
v первичную учетную документацию с учетом требований рыночной экономики и международных стандартов;  
4) для улучшения кадрового обеспечения предусмотрено:  
пересмотреть программы обучения специалистов разных уровней:  
а) начального (бухгалтер-счетовод);  
б) среднего (бухгалтер-техник);  
в) высшего (бухгалтер-экономист);  
г) профессиональных бухгалтеров (главные бухгалтеры, финансовые менеджеры, аудиторы);  
д) постоянно пересматривать программы переподготовки сотрудников бухгалтерских служб;  
е) разрабатывать учебно-методическую литературу;  
ж) проводить аттестацию профессиональных бухгалтеров;  
з) разрабатывать нормы профессиональной этики;  
5) в области международного сотрудничества намечены вступление в СМСФО, взаимодействие с международными и национальными специализированными организациями, в том числе Координационным советом по методологии бухгалтерского учета стран СНГ. Важная роль в улучшении международного сотрудничества отводится созданному в декабре 1997 г. Международному центру по реформе бухгалтерского учета.  
В работе по всем направлениям реформирования бухгалтерского учета активное участие принимает ИПБ. Ряд положений Программы в области совершенствования методологического обеспечения системы бухгалтерского учета, обеспечения достоверного и полного раскрытия бухгалтерской отчетности и развития бухгалтерской профессии, подготовки и повышения квалификации специалистов бухгалтерского учета конкретизирован письмом Правительства РФ «Mеры по реализации в 2001-2005 годах Программы реформирования бухгалтерского учета от 13.04.01 г. № КА-П13-06573.  
 
 
 
Список использованной литературы. 
 
Бухгалтерский учёт. Журнал, № 9, 1999. 
 
Кондраков Н. П. Самоучитель по бухгалтерскому учёту. М., 1999. 
 
Финансовая Россия. Газета, № 22, 1999. 
 
Козлова Е.П., Парашутин Н.В., Бабченко Т.Н., Галанина Е.Н. Бухгалтерский 
учёт. М., 1997. 
 
Положение по ведению бухгалтерского учёта и бухгалтерской отчётности в 
Российской Федерации. Приказ Минфина РФ от 29.07.1998 № 34н.


Информация о работе Система нормативного регулирования бухгалтерского учёта Федеральный закон "О бухгалтерском учёте"