Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2015 в 14:42, курсовая работа
Целевая направленность работы обусловила постановку следующих задач:
Раскрытие роли и значения затрат в системе директ-костинг.
Рассмотрение калькулирования себестоимости в отечественном учете по системе директ-костинг и целесообразность её применения
Обоснование преимуществ и недостатков системы директ-костинг.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1. СИСТЕМА ДИРЕКТ-КОСТИНГ КАК ЭЛЕМЕНТ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО УЧЕТА……………………………………………………………………………...
1.1. Исторические предпосылки возникновения системы учета «Директ-костинг»……………………………………………………………………………..
1.2. Роль и значение затрат в системе «Директ-костинг»……………………
1.3. Система «Директ-костинг». Преимущества и недостатки……………
2.ПРИМЕНЕНИЕ СИСТЕМЫ ДИРЕКТ-КОСТИНГ НА ПРИМЕРЕ ООО «ТДМК»……………………………………………………………………………
2.1. Организация учета затрат и результатов по системе «Директ-костинг». «Директ-костинг» и ценовая политика предприятия………………………….
2.2. Калькулирование себестоимости в отечественном учете по системе «Директ-костинг» и целесообразность ее применения.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Себестоимость всей готовой продукции — 195 тыс.руб. (65 + 130). Это переменная себестоимость. На счете 90 формируется первый финансовый показатель — маржинальный доход; в данном случае он равен 205 тыс.руб. (400 – 195). После списания общехозяйственных расходов на счете 90 выводится второй показатель — прибыль, т.е. разница между маржинальным доходом и постоянными издержками. В приведенном примере операционная прибыль равна:
205-120 =85 тыс.руб.
Поскольку готовой продукции на складе нет, запасы будут представлены лишь незавершенным производством. Его общий размер составляет:
65 + 130 =195 тыс. руб.
При калькулировании полной себестоимости участвуют все расходы, включая и постоянные. Таким образом, между поршневыми кольцами и албминиевыми поршнями помимо общепроизводственных будут распределяться и общехозяйственные расходы. База распределения — прямая заработная плата, пропорция распределения, как и прежде, составляет 1 : 2. Тогда на поршневые кольца будет отнесено 40 тыс.руб. общехозяйственных расходов, на алюминиевые поршни — 80 тыс.руб. Дебетовый оборот по счету 20-А с учетом прямых и общепроизводственных расходов составит 170 тыс.руб.; из них половина — стоимость готовой продукции, а половина остается в незавершенном производстве. Следовательно, 10 ед. готовой продукции поршневых колец оценивается в 85 тыс.руб., т.е. себестоимость единицы — 8,5 тыс.руб.
По продукции алюминиевых поршней имеем: изготовление 15 ед. обошлось организации в 170 тыс.руб., т.е. себестоимость единицы составляет:
170: 15= 11,3тыс.руб.
Себестоимость всей готовой продукции — 255 тыс.руб. (85 + 170). Следовательно, операционная прибыль составит:
400-255 =145 тыс.руб.
Оценим запасы незавершенного производства. По продукции поршневых колец их стоимость равна 85 тыс.руб., по продукции алюминиевых поршней — 170 тыс.руб. Отсюда себестоимость запасов составила 255 тыс.руб.
Результаты выполненных расчетов сведены в таблице (Приложение 2).
Сравнение полученных результатов позволяет заключить: себестоимость единицы продукции, рассчитанная по методу «директ-костинг», ниже полной себестоимости (по продукции поршневых колец — на 2 тыс.руб., по продукции алюминиевых поршней — на 2,6 тыс.руб.). В результате при калькулировании неполной себестоимости на 60 тыс.руб. ниже и оценка запасов, чем при методе учета полных затрат (255 – 195).
Поэтому себестоимость реализованной продукции оказывается выше, а следовательно, прибыль меньше при методе учета переменных затрат на те же 60 тыс.руб. (145-85).
Выбранный метод калькулирования влияет не только на величину себестоимости продукции, но и на форму отчета о прибылях и убытках.
В отчете о прибылях и убытках, составленном при использовании маржинального подхода, внимание фокусируется на разделении затрат на постоянную и переменную части. При этом непременно формируется показатель маржинального дохода. С учетом цифрового примера отчет выглядит следующим образом (Приложение 3).
В отчете, составленном по результатам калькулирования полной себестоимости, показатель маржинального дохода не рассчитывается (Приложение 4).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Система директ-костинг представляет собой систему управленческого учета, основанную на классификации затрат на постоянные (периодические) и переменные (приходящиеся на единицу готового продукта), включающую учет и анализ затрат по их видам, местам возникновения и носителям, а также учет финансовых результатов деятельности и принятие оперативных управленческих решений. При этом затраты подразделяются на постоянные и переменные в зависимости от изменения объема производства.
Одним из ключевых
показателей системы директ-
В качестве постоянных
расходов выступают часть
С помощью директ-костинга обосновываются важные управленческие решения, в том числе по оптимизации производственной программы, о целесообразности принятия к исполнению дополнительного заказа, о приобретении или замене оборудования, производстве полуфабрикатов или заказе их на стороне, выпуске побочной продукции, по вопросам ценовой политики и др.
Система директ-костинг позволяет определять формы зависимости затрат от объемов производства; получать информацию о прибыльности или убыточности хозяйственной деятельности в зависимости от объема производства и продаж; рассчитывать критическую точку объема продаж; оптимизировать товарный ассортимент; прогнозировать поведение затрат в зависимости от различных факторов; принимать управленческие решения в условиях ограниченности какого-либо ресурса; проводить эффективную ценовую политику; решать тактические задачи управления предприятием. На основе анализа переменных и постоянных издержек разрабатываются гибкие программы-сметы. Они, хотя и ориентируются на исходную ожидаемую величину выручки, позволяют учесть возможные отклонения объема продаж и выручки от реализации и влияние этих отклонений на конечную величину прибыли. В результате менеджер может рассчитать тот объем продаж, при котором достигается безубыточность организации, а затем оценить прибыльность при различных уровнях деловой активности.
Одним из важных преимуществ использования в учете системы директ-костинг является возможность изучения взаимосвязей и взаимозависимостей между объемом производства, затратами и прибылью. Ее применение позволяет управленческому аппарату заострить внимание на изменении маржинального дохода как по организации в целом, так и по отдельным видам продукции, таким образом делая возможным оценку прибыльности производства и продаж различных продуктов вне зависимости от общего спада или подъема объемов реализации, связанных с сезонностью продаж или другими факторами.
С другой стороны, выявляя продукцию с большей рентабельностью, организация оптимизирует свой ассортимент. Благодаря использованию директ-костинга значительно расширяются аналитические и контрольные возможности учета: анализируя поведение переменных и постоянных затрат в зависимости от изменения объемов продаж, можно гибко и оперативно принимать решения по управлению, особенно касающиеся выбора между альтернативными вариантами действий. Раздельное отражение в учете позволяет более четко отслеживать и контролировать как переменные, так и постоянные производственные издержки в разрезе подразделений организации, товарных групп и сегментов рынка.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Приложения
Приложение 1
Многоступенчатый отчет о доходах и расходах
№ п/п |
Наименование показателей |
Значение |
1 |
Выручка от реализации продукции (В)
|
В = 1000 |
2 |
Переменные затраты (ПЗ) |
ПЗ = 600 |
3 |
Маржинальный доход (МД) |
МД = В – ПЗ = 400 |
4 |
Постоянные расходы (ПР) |
ПР =200 |
5 |
Прибыль (П)
|
П = М – ПР = 200 |
Приложение 2
Оценка себестоимости, прибыли и запасов при учете переменных (метод директ-костинг) и полных затрат, руб.
Показатели |
Учет переменных затрат |
Учет полных затрат |
Себестоимость единицы продукции: |
|
|
А |
6,5 |
8,5 |
Б |
8,7 |
11,3 |
Оценка запасов |
195,0 |
255,0 |
Прибыль |
85,0 |
145,0 |
Приложение 3
Отчет о прибылях и убытках (составлен при использовании метода директ-костинг)
№ строки |
Показатели |
Сумма, тыс.руб. |
1 |
Выручка от реализации продукции |
400 |
2 |
Переменная часть себестоимости реализованной продукции |
195 |
3 |
Маржинальный доход (стр. 1 - стр. 2) |
205 |
4 |
Постоянные затраты |
120 |
5 |
Операционная прибыль (стр. 3 - стр. 4) |
85 |
Приложение 4
Отчет о прибылях и убытках (составлен по результатам калькулирования полной себестоимости продукции)
№ строки |
Показатели |
Сумма, тыс.руб. |
1 |
Выручка от реализации продукции |
400 |
2 |
Себестоимость реализованной продукции |
255 |
3 |
Операционная прибыль (стр. 1 - стр. 2) |
145 |