Содержание и сущность аудита

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2015 в 17:58, реферат

Описание работы

Понятие аудита как вида предпринимательской деятельности уже прочно вошло в нашу жизнь. Подтверждающая функция аудита закреплена законодательным путем, ряд хозяйствующих субъектов обязаны ежегодно в составе отчетности предоставлять аудиторское заключение. Без квалифицированного аудиторского совета уже не мыслят свою работу наиболее прогрессивные предприниматели. Аудит представляет собой сложную многоаспектную, достаточно жестко регламентированную предпринимательскую деятельность.

Содержание работы

Введение.
Определение аудита и его содержание.
Происхождение аудита и этапы его развития.
Роль независимого аудита в системе финансово- экономического контроля.
Возникновение и становление аудита в казахстане.
Заключение.
Список использованной литературы.

Файлы: 1 файл

аудит.docx

— 64.60 Кб (Скачать файл)

                       Кaзaxский Нaциoнaльный Унивepситeт  им. Aль-Фapaби

Фaкультeт Финaнсы

Кaфeдpa ВШЭиБ

 

КAЗAXСКИЙ НAЦИOНAЛЬНЫЙ УНИВEPСИТEТ ИМ. AЛЬ-ФAPAБИ

ВЫСШAЯ ШКOЛAЭКOНOМИКИ И БИЗНEСA

Кaфeдpa «ФИНAНСЫ»

СPС

«Аудит»

Тeмa: «Содержание и сущность аудита»

 

 

 

 

 Выпoлнилa: Омарова A.

Гpуппa: Ф14P

Пpoвepилa: Когут  A.Ю.

 

 

                                               Aлмaты 2015  

 

 

Содержание:

Введение.

  1. Определение аудита и его содержание.
  2. Происхождение аудита и этапы его развития.
  3. Роль независимого аудита в системе финансово- экономического контроля.
  4. Возникновение и становление аудита в казахстане.

Заключение.

Список использованной литературы.

 

 

 

 

 

 

Понятие аудита как вида предпринимательской деятельности уже прочно вошло в нашу жизнь. Подтверждающая функция аудита закреплена законодательным путем, ряд хозяйствующих субъектов обязаны ежегодно в составе отчетности предоставлять аудиторское заключение. Без квалифицированного аудиторского совета уже не мыслят свою работу наиболее прогрессивные предприниматели. Аудит представляет собой сложную многоаспектную, достаточно жестко регламентированную предпринимательскую деятельность. 
Аудит – независимая экспертиза и анализ финансовой отчетности и другой экономической информации хозяйствующего субъекта, проверка состояния внутреннего контроля и соответствия ведения бухгалтерского учета действующим законодательным и нормативным актам, а также оказание консультационных и иных услуг по вопросам, интересующих клиентов. 
В рамках определения содержания аудита можно отметить ряд tuj ключевых компонентов: 
1. Хозяйствующий субъект. Необходимым условием ведения любой аудиторской деятельности является четкое представление о ее рамках. Они могут определяться параметрами конкретно хозяйствующего субъекта. В ряде случаев эти параметры могут в значительной мере варьировать  как, например, при внутреннем аудите, в котором не рассматриваются отдельные юридические субъекты, или при аудите информационной системы, не являющейся экономическим объектом. 
2. Информация. В процессе аудиторской деятельности используется информация, предоставленная клиентом, касательно его функционирования и положения. Аудитор анализирует эту информацию, определяет ее достоверность, получает новую информацию, непосредственно выведенную самим же, стремясь заполнить информационную брешь между объектом аудита и теми, кто заинтересован в его проведении. 
Информационная брешь возникает по двум причинам: 1) в отчетах обычно не хватает какой-либо информации, представляющей интерес для проверяющих; 2) отчетам недостает достоверности в том смысле, что их нельзя считать надежной основой для составления оценок и принятия решений. 
3. Квалификация аудиторов. Лица, осуществляющие аудит, должны быть компетентными специалистами в своем деле, то есть уметь собирать соответствующие факты и понимать критерии, на основании которых следует эти факты оценивать. 
4. Сбор и оценка фактов. Основным содержанием аудиторской деятельности является сбор и оценка фактов. Факты — это "воздух" аудитора. Без них никакой аудиторский отчет не может восприниматься как результат рационально проведенного исследования. 
5. Стандарты и критерии. Собранные факты, касающиеся функционирования или информации и являющиеся предметом проверки, оцениваются согласно стандартам или критериям. Такие обобщающие критерии могут быть установлены извне, например, в случае требований юридического характера при внешнем аудите финансовой отчетности, либо в случае внутреннего аудита, вытекать из планов и намерений, определяемых руководством данного экономического объекта на конкретную проверку. Подобные критерии достаточно эффективно обусловливают цели аудиторского расследования. Наличие установленных критериев позволяет группам, для кого аудиторские проверки производятся, интерпретировать значение сообщаемых в аудиторских отчетах результатов. 
6. Аудиторский отчет. С его помощью аудитор информирует о вскрытых в ходе проверки обстоятельствах и о сделанном заключении. 
Без перечисленных выше компонентов невозможно проведение квалифицированного аудита.

Возникновение аудита связано с разделением интересов тех, кто непосредственно занимается управлением предприятием (администрация, менеджеры), и тех, кто вкладывает деньги в его деятельность (собственники, акционеры, инвесторы). Последние не могли и не хотели полагаться лишь на ту финансовую информацию, которую предоставляли управленческие и подчиненные им бухгалтеры предприятия. Достаточно частые банкротства предприятий, обман со стороны администрации существенно повышали риск финансовых вложений. Для проверки правильности финансовой информации и подтверждения финансовой отчетности акционерами приглашались специальные люди - аудиторы, которым, по мнению акционеров можно было доверять. Главными требованиями к аудитору были его безупречная честность и независимость. Знание бухгалтерского учета сначала не было главным, однако по мере усложнения бухгалтерского учета необходимым требованием становится и хорошая профессиональная подготовка аудитора .

Первый этап становления. Аудиторы в современном понимании этого слова как лица, осуществляющие независимую проверку финансовой и хозяйственной деятельности предприятий, появились в Англии в XIX в. Датой рождения аудита принято считать 1844 г.

В США в 1887 году была образована Ассоциация аудиторов, а в 1896 г. в штате Нью-Йорк законодательным путем была регламентирована аудиторская деятельность. Уже тогда должность аудитора мог занимать дипломированный бухгалтер, успешно сдавший экзамен по специальности и получивший лицензию на право заниматься аудиторской деятельностью. Только со строительством железных дорог и ростом страховых компаний, банков и акционерных обществ в середине XIX века профессиональный аудитор приобретает вес в деловом мире.

Во Франции в 1867 г. были приняты законы, которые обязали проверять и оценивать балансы акционерных обществ ревизорами. В 1870 году в Германии также были приняты первые попытки к введению аудита, однако нигде не было указано, кем должна была осуществляться проверка - внутренними контролерами предприятий или приглашенными со стороны. Более четкое описание обязательных проверок внешними аудиторами было дано только в 1931 г.

Степень вмешательства государства в организацию и регламентацию деятельности аудиторов меняется в довольно широком диапазоне в зависимости от страны: от полного неучастия (Великобритания) и до весьма жесткого контроля и управления (Германия, Италия, Франция). Рост заинтересованности пользователей в подтверждении достоверности показателей финансовой отчетности привел к повышению качества профессиональной подготовки аудиторов, и в 1854 г. в Англии было выдано первое удостоверение дипломированного бухгалтера.

Второй этап - 1950 г. - до настоящего времени. Развиваются крупнейшие транснациональные аудиторско-консультационные фирмы, имеющие свои филиалы и представительства во многих странах. От проверки бухгалтерских счетов акционерных компаний отдельными профессиональными аудиторами аудит развился до комплексного понятия, включающего ряд услуг - проверку бухгалтерской отчетности, финансовый анализ, консультирование, оказываемых профессиональными аудиторами и аудиторскими фирмами, от небольших, включающих десяток сотрудников, до транс национальных гигантов с численность в несколько тысяч человек   

Закона об аудите определяет его место в системе государственного контроля. Аудит не подменяет государственного контроля достоверности финансово отчетности, осуществляемого в соответствии с законодательством Республики Казахстан уполномоченными органами государственной власти.

Аудит как форма независимого контроля может охватывать все экономические субъекты, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также ведомственной принадлежности.

Аудиторская проверка по общему правилу проводится на основе гражданско-правового договора, заключаемого между аудитором и клиентом (аудируемым лицом) и регулируется гражданским законодательством, если иное не предусмотрено законодательством об аудите, носит возмездный характер. Другие формы финансового контроля осуществляются уполномоченными на то органами на основании принадлежащих им властных полномочий и не носят коммерческого характера.

Принципом аудита является его независимость, которая выражается в отсутствии у аудитора при формировании его мнения какой-либо заинтересованности в делах проверяемого лица, а также в отсутствии зависимости от третьих лиц. Действующее законодательство устанавливает ряд мер, обеспечивающих независимость аудиторской проверки. Так, аудиторская организация самостоятельна в выборе методов и процедур при проведении проверки.

Становление и развитие аудита в Республике Казахстан тесно связано с так называемым годом «Перестройки», с годом создания в стране кооперативов, частных фирм и совместных предприятий, т.е. экономических субъектов, не являющихся собственностью государства.

Начало создания аудита в Казахстане связано с именем начальника КРУ Минфина Казахской ССР Омановым Коланом Омановичем, человеком очень деятельным и энергичным «выбившим» в свое время вопросы оплаты труда, всяческие препятствия реализации организации службы аудита, вопросы размещения, введения премиальной оплаты для будущих работников хозрасчетных групп. Хозрасчетная ревизионная группа при КРУ Минфина Казахской ССР была организована распоряжением Совета Министров Казахской ССР от 17 марта 1988 г. для оказания предприятиям и организациям платных услуг по проведению документальных ревизий, восстановления бухгалтерского учета, консультаций по финансово-экономическим вопросам, проведения экспертиз. Ее штатная численность была утверждена в количестве 10 единиц. Хозрасчетная ревизионная группа добилась определенных успехов и, следуя ее примеру, в областях и даже районах республики стали создавать ее филиалы, многие из которых в дальнейшем были преобразованы в самостоятельные аудиторские фирмы. По распространению положительного опыта работы этих групп Казахстана в г. Алматы было проведено всесоюзное совещание.

Большую практическую помощь и научную работу по совершенствованию и внедрению в Республике Казахстан аудиторского контроля вели и ведут ученые и практики из республики: Радостовец В. К., Сатыбалдин С. С., Ержанов М. С., Елшибеков С. К., Кошкимбаев С. X., Сейткасымов Т. С., Мамлев Э. X., Лобков А. и др. Их усилиями приняты впервые в странах СНГ Закон об аудиторской деятельности республики, Казахстанские стандарты по аудиту и др. нормативные документы. Защищены ряд докторских и кандидатских диссертаций. Изданы по аудиту научные труды, отвечающие современным требованиям международного стандарта аудита.

Развитие аудиторских фирм в Республике Казахстан осуществляется с 1988 года. Созданная в 1988 году, хозрасчетная ревизионная группа, затем на ее базе в 1990 году Постановлением Совета Министров Казахской ССР от 15.02.1990 г. № 60 были организованы в первую аудиторскую фирму «Хозрасчетный аудиторский центр» и с территориальными отделениями при Министерстве финансов республики. Накопленный опыт, постоянно увеличивающийся объем аудиторских услуг, .а также в известной мере рекомендации мировой аудиторской практики позволили в 1992 году преобразовать хозрасчетный центр в крупную аудиторскую независимую акционерную компанию «Казахстанаудит». В настоящее время акционерная компания «Казахстанаудит» является единственным влиятельным партнером Палаты аудиторов, который безвозмездно способствует становлению и развитию аудиторского дела в Республике Казахстан, формированию структуры Палаты аудиторов, ее целей и задач. Акционерная компания «Казахстанаудит» была основным разработчиком проекта закона об аудиторской деятельности в республике и главным консультантом при его обсуждении в министерствах, на правительственном уровне и парламентских комитетах, который был принят Верховным Советом Республики Казахстан 18 октября 1993 г., и также был принят: устав Палаты аудиторов Казахстана, зарегистрированный в мае 1994 г. Этот закон Республики Казахстан «Об аудиторской деятельности в Республике Казахстан» регулирует отношения, связанные с осуществлением аудиторской деятельности в Республике Казахстан. В соответствии с Законом, в целях аттестации претендентов-аудиторов, в том числе и иностранных, желающих занижаться аудиторской деятельностью в Республике Казахстан, создана квалификационная комиссия при Министерстве финансов, подготовлено Положение о квалификационной комиссии, которая формируется из равного числа представителей аудиторов и работников государственных органов сроком на 5 лет. В соответствии с положением, лица, желающие заниматься аудиторской деятельностью, допускаются к аттестации, если имеют высшее или среднеспециальное образование, а также опыт экономической, финансовой, учетно-аналитической, контрольно-ревизионной или правовой работы.

Закон Республики Казахстан «Об аудиторской деятельности» в редакции от 5 мая 2006 года установил, что аудит в Казахстане осуществляется в соответствии с Международными Стандартами Аудита, не противоречащими законодательству страны, опубликованными на государственном и русском языках организацией, имеющей письменное разрешение на их официальную публикацию в Республике Казахстан от Комитета по Международной Аудиторской Практике при Международной Федерации Бухгалтеров. Этим правом в полной мере обладает профессиональная аудиторская организация - Палата Аудиторов Республики Казахстан, являющаяся действительным членом Международной Федерации Бухгалтеров.

Аудиторская деятельность — аудит — представляет собой предпринимательскую деятельность аудиторов (аудиторских фирм) по осуществлению независимых вневедомственных проверок бухгалтерской (финансовой) отчетности, платежно-расчетной документации, налоговых деклараций и других финансовых обязательств и требований экономических субъектов, а также оказанию иных аудиторских услуг.

 Аудиторская деятельность —  более широкое понятие, включающее  как собственно аудит (аудиторскую  проверку с целью подтверждения  достоверности бухгалтерской отчетности), так и сопутствующие услуги (налоговое  консультирование, анализ финансово-хозяйственной  деятельности, вопросы прогнозирования  и т. д.).

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы:

1.      Аудит: Учебник / Под ред. Проф. В.И.Подольского.

2.      Андреев В.Д. Практический аудит. Справочное пособие.

3.      Барышников Н.П. “Организация и методика проведения общего аудита”

4.  Глушков И.Е. Практический аудит на современном предприятии.

5.  Камышанов П.И. Практическое пособие по аудиту.

6.  Смекалов П.В., Терехов А.А., Терехов М.А. Теория и практика аудита.

7.  Солодов А.К. Рынок: контроль и аудит. Вопросы теории и техники14.  Терехов А.А. Аудит. 8.  Терехов А.А. Терехов М.А. Контроль и аудит.

9.  Шеремет А.Д., Суйд В. П. Аудит.

 

 

 


Информация о работе Содержание и сущность аудита