Содержание и техника составления бухгалтерского баланса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Августа 2012 в 18:39, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы: подробно изучить структуру, методику и технику составления бухгалтерского баланса. А именно, определить систему аналитических, синтетических учетных регистров, определяющих данные для бухгалтерского баланса. Показать важность основной формы бухгалтерской отчетности.
Задачи курсовой работы:
1. Раскрыть значение и функции бухгалтерского баланса.
2. Усвоить принципы классификации балансов по различным признакам.
3. Изучить структуру и методы составления бухгалтерского баланса.
4. Изучить нормативные и правовые акты, регламентирующие ведение бухгалтерского учета и отчетности.

Содержание работы

Введение
1. Экономическое содержание бухгалтерского баланса
1.1 Сущность, значение и функции бухгалтерского баланса
1.2 Виды и формы бухгалтерских балансов и их классификация
1.3 Строение и структура бухгалтерского баланса
2. Организационно-экономическая и правовая характеристика ОАО «Ижтрансавто»
2.1 Местоположение и правовой статус
2.2 Организационное устройство, размер и специализация
2.3 Основные экономические показатели
3. Принципы построения бухгалтерского баланса
3.1 Техника составления бухгалтерского баланса
3.2 Рационализация формы бухгалтерского баланса и техники его составления
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

БФО.doc

— 249.50 Кб (Скачать файл)


Содержание

Введение

1. Экономическое содержание бухгалтерского баланса

1.1 Сущность, значение и функции бухгалтерского баланса

1.2 Виды и формы бухгалтерских балансов и их классификация

1.3 Строение и структура бухгалтерского баланса

2. Организационно-экономическая и правовая характеристика ОАО «Ижтрансавто»

2.1 Местоположение и правовой статус

2.2 Организационное устройство, размер и специализация

2.3 Основные экономические показатели

3. Принципы построения бухгалтерского баланса

3.1 Техника составления бухгалтерского баланса

3.2 Рационализация формы бухгалтерского баланса и техники его составления

Заключение

Список использованной литературы

Приложение №1. Баланс ОАО « Ижтрансавто»

Приложение №2. Приложение к бухгалтерскому балансу ОАО «Ижтрансавто»

Введение

Понятие бухгалтерский баланс является одним из основных в бухгалтерском учете.

Термин «Баланс», в переводе с французского, буквально означает весы. Балансом называют равновесие между какими-то двумя факторами, событиями или показателями. Понятие баланс широко применяется в самых различных областях.

Основной и главной формой бухгалтерской отчетности был и остается бухгалтерский баланс (форма №1).

«Бухгалтерский баланс как основная форма бухгалтерской отчетности» - актуальная тема, которая раскрывает суть баланса, как формы для налоговой инспекции, отчета и информации для других внешних пользователей (инвесторов, аудиторов, кредиторов и прочих), а также как документ внутреннего исследования и контроля для проведения анализа и разработки новых управленческих решений в ведении финансово-хозяйственной деятельности организации.

Цель курсовой работы: подробно изучить структуру, методику и технику составления бухгалтерского баланса. А именно, определить систему аналитических, синтетических учетных регистров, определяющих данные для бухгалтерского баланса. Показать важность основной формы бухгалтерской отчетности.

Задачи курсовой работы:

1. Раскрыть значение и функции бухгалтерского баланса.

2. Усвоить принципы классификации балансов по различным признакам.

3. Изучить структуру и методы составления бухгалтерского баланса.

4. Изучить нормативные и правовые акты, регламентирующие ведение бухгалтерского учета и отчетности.

1. Экономическое содержание бухгалтерского баланса

Бухгалтерский баланс-система показателей, сгруппированных в сводную таблицу, характеризующих в денежном выражении состав, размещение, источник и назначение средств предприятия на отчетную дату.

Информация группируется одновременно по двум признакам, связанным или не связанным между собой. В результате данные представляют в виде двусторонней таблицы, при этом сумма показателей в обеих сторонах таблицы должна быть одинаковой. Такой подход позволяет установить связи между отдельными группами данных, проанализировать динамику их изменения и проследить тенденцию процессов, влияющих на финансовое состояние организации. Сбор и группировка данных, основанная на использовании двойственного отражения информации, называется балансовым обобщением. При этом предполагается, что количественно одну и ту же операцию оценивают дважды по каждому выбранному признаку. Балансовое обобщение предполагает и соответствующую организацию текущих учетных записей таким образом, чтобы в результате любой проведенной и отраженной в учете хозяйственной операции балансовое равенство активов и пассивов не нарушалось. Например, приобретение имущества приводит к увеличению общей стоимости имущества, но одновременно увеличивается и размер пассивов, посредством увеличения суммы обязательств организации. Внесение вкладов в уставный капитал организации отражается в итоге посредством увеличения размера активов и увеличения размера собственного капитала организации. Напротив, списание денежных средств с расчетного счета сопровождается уменьшением обязательств на ту же сумму. Помимо записей, затрагивающих обе стороны бухгалтерского баланса, могут иметь место и проводки, оформляемые в рамках одной стороны. (Захарьин В.Р. Теория бухгалтерского учета. Учебник. - М.: ИНФРА-М: 338 ФОРУМ, 2003. - 304 с.)

1.1 Сущность, значение и функции бухгалтерского баланса

Баланс - это метод бухгалтерского учета, позволяющий в денежной оценке и на определенный момент времени изобразить состояние средств организации и источники их формирования. Бухгалтерский баланс позволяет определить обеспеченность организации собственными оборотными средствами, соответствие запасов товароматериальных ценностей установленным нормативам, состояние платежной дисциплины и тому подобное, а также дать общую оценку финансового состояния организации.

В условиях рыночной экономики значение баланса настолько велико, что его часто выделяют в самостоятельную отчетную единицу, дополнением к которой является совокупность всех других форм бухгалтерской отчетности. Роль прочих форм бухгалтерской отчетности состоит в расшифровке данных, содержащихся в балансе. Если в указанных отчетных формах отражаются показатели, характеризующие ту или иную сторону деятельности организации, то в балансе представлено состояние всех средств организации. В экономике любого государства баланс выполняет важные функции (Захарьин В.Р. Теория бухгалтерского учета. Учебник. - М.: ИНФРА-М: 338 ФОРУМ, 2003. - 304 с.):

* баланс знакомит собственников, менеджеров и других лиц, связанных с управлением, с имущественным состоянием организации. Из баланса они узнают, чем собственник владеет, т.е. в каком количественном и качественном соотношении находится тот запас материальных средств, которым организация способна распоряжаться;

* по балансу определяют, способна ли организация выполнить свои обязательства перед третьими лицами или ей грозят финансовые трудности;

* по балансу определяют конечный финансовый результат деятельности организации в виде наращивания собственного капитала за отчетный период, по которому судят о способности руководителей сохранить и приумножить вверенные им материальные и денежные ресурсы;

* на показателях, приведенных в балансе, строится оперативное финансовое планирование любой организации, осуществляется контроль за движением денежных средств;

* данные баланса широко используются налоговыми службами, кредитными учреждениями и органами государственного управления.

В отечественной литературе отдельные авторы выделяют следующие функции баланса:

* основная форма отчетности;

* контрольная функция;

* база финансово-хозяйственной деятельности организации.

1.2 Виды и формы бухгалтерских балансов и их классификация

Бухгалтерский баланс имеет свои признаки классификации. Классификация приведена в таблице 1.

Таблица 1. - Классификация бухгалтерских балансов

 

Признаки классификации

Виды бухгалтерского баланса

 

По срокам

составления

Вступительный - составляется на момент возникновения юридического лица и отражает имущественную массу, внесенную в качестве вклада в УК.

Текущий - формируется в течение всего времени существования хозяйствующего субъекта. Начальный (на начало периода), промежуточный (включается в состав промежуточной отчетности), конечный (в конце финансового года, включается в состав годовой отчетности - генеральный).

Заключительный - составляется на дату окончания функционирования организации, при реорганизации.

Санируемый - составляются с целью выявления реального финансового положения, когда предприятие находится в состоянии банкротства.

Ликвидационный - составляется при ликвидации организации с целью формирования информации об имуществе, которое будет распределяться между кредиторами.

Разделительный - формируется при реорганизации в форме разделения на основе заключительных балансов.

Объединительный - формируется при реорганизации в форме присоединения, слияния на основе заключительных балансов.

 

По источникам составления

Инвентарный - составляется на основании инвентаризации имущества и обязательств организации.

Книжный - составляется на основе данных бухгалтерского учета, основа - Главные книги.

Генеральный - составляется на основе данных Главной книги, которые подлежат обязательной инвентаризации.

 

По объему

информации

Индивидуальный - баланс 1 юридического лица.

Сводный - баланс 1 организации с различными филиалами.

Консолидированный - это объединение балансов организаций, юридически самостоятельных, но взаимосвязанных в экономическом и финансовом состояниях.

 

По характеру деятельности

Баланс основной деятельности - это баланс, составленный на основании деятельности, соответствующий профилю организации, ее уставу.

Баланс неосновной деятельности - организация может составлять отдельный баланс по другим видам деятельности, включается в баланс основной деятельности.

 

Признаки

классификации

Виды бухгалтерского баланса

 

По формам

собственности

Государственные, муниципальные, кооперативные, коллективные, частные, смешанные и совместных организаций, а также общественных организации. Они различаются, в основном, по источникам образования собственных средств.

 

По объекту

отражения

Самостоятельный - такой баланс имеют только организации, являющиеся юридическими лицами.

Отдельный - составляют структурные единицы организаций.

 

По форме

Шахматные - к ним относятся оборотные ведомости.

Горизонтальные - к ним относится бухгалтерский баланс (форма №1).

Вертикальные.

 

По способу «очистки»

Баланс-брутто - это баланс, включающий в себя регулирующие статьи. Регулирующими называют статьи, суммы по которым вычитаются из суммы той или иной статьи (классификация хозяйственных средств).

Баланс-нетто - это баланс очищенный от повторного счета, из которого исключены регулирующие статьи (современные балансы).

 

 

 

 

Статические и динамические балансы.

Все бухгалтерские балансы принято разделять на две большие группы: статические и динамические.

Статические балансы составляют на какую-либо дату или при наступлении какого-либо события. В статических балансах бухгалтерскую информации показывают на заранее установленную или определенную дату, и, следовательно, в таких балансах отражается состояние активов и обязательств организации не в динамике, а как результат деятельности организации за какой-либо период. Для обеспечения сравнимости данных с предыдущими периодами в статических балансах могут предусматриваться графы (или строки) для отражения подобной информации.

Наиболее распространенным видом статического баланса является отчетный бухгалтерский баланс, представляемый по результатам деятельности организации за отчетный год.

Динамические балансы предназначены для отражения изменений показателей в деятельности организации за какой-либо период. Большая часть динамических балансов предназначена для оперативного управления производственной или торговой деятельностью организации. Примерами таких балансов являются оборотные ведомости или шахматные оборотные балансы. Как правило, информация в таких балансах обобщается ежемесячно. Такой период существенно короче, нежели отчетный период для формирования промежуточной отчетности, и, следовательно, ежемесячное составление балансов может дать более полную и оперативную информацию о движении активов организации и изменениях в состоянии расчетов. Цель динамических балансов: обеспечить руководство организации информацией для принятия текущих решений, реализуемых в течение сравнительно короткого (не выше одного месяца) временного отрезка, следует считать, что большая часть динамических балансов, хотя и формируется на основе бухгалтерской информации, все-таки относится к категории управленческого или производственного (оперативного) учета. К категории динамических балансов относят также ликвидационные балансы. Динамический и статический балансы показывают финансовое положение организации, но с разных сторон. Поэтому пользователю бухгалтерской информации и бухгалтерской отчетности необходимо разрабатывать баланс с точки зрения его полезности для принятия решений или дальнейшей стратегии действий организации. В зависимости от этого баланс получается либо с достаточно четким представлением об имущественном комплексе либо о финансовых результатах. (Захарьин В.Р. Теория бухгалтерского учета. Учебник. - М.: ИНФРА-М: 338 ФОРУМ, 2003. - 304 с.)

1.3 Строение и структура бухгалтерского баланса

Баланс представляет собой двустороннюю таблицу, где левая сторона (актив) отражает состав и размещение хозяйственных средств, а правая - (пассив) отражает источники образования хозяйственных средств и их целевое назначение. В бухгалтерском балансе должно присутствовать обязательное равенство актива и пассива.

Основным элементом бухгалтерского баланса является балансовая статья, которая соответствует конкретному виду имущества, обязательств, источников формирования имущества. Статьи баланса бывают агрегированные, если имеют расшифровку в том числе, и детализирующие, которые расшифровывают агрегированные строки.

Балансовые статьи объединяются в группы (разделы баланса). Объединение балансовых статей в группы или разделы осуществляется исходя из их экономического содержания. Каждая строка (статья) баланса имеет свой порядковый номер, что облегчает ее нахождение, и ссылки на отдельные статьи. Для отражения состояния средств бухгалтерский баланс предусматривает две графы для цифровых показателей: на начало и на конец отчетного периода. Во второй графе показывается состояние средств и их источников на дату составления баланса.

В современном балансе статьи актива и пассива, исходя из их экономической однородности, объединены в определенные разделы (Приложение А).

Актив баланса содержит два раздела:

1 Внеоборотные активы,

2 Оборотные активы.

Пассив баланса состоит из трех разделов:

1 Капитал и резервы,

2 Долгосрочные обязательства,

3 Краткосрочные обязательства.

Разделы в активе баланса расположены по возрастанию ликвидности, а в пассиве - по степени закрепления источников.

Система показателей бухгалтерского баланса в составе финансовой отчетности сформирована, исходя из концепции сохранения (поддержания) и наращения финансового капитала, основывается на разграничении трех основных элементов баланса: активов, обязательств и собственного капитала.

Активы характеризуются как доходообразующее имущество, контроль над которыми организация получила в результате ведения своей деятельности путем размещения привлеченного капитала извне на определенных условиях финансовых результатов организации. Обязательства (заемный капитал) представляют собой часть привлеченных организацией финансовых ресурсов в виде безусловно признаваемых организацией экономических требований, вытекающих из существа заключенных сторонами договоров, императивных правовых норм, а также обычаев делового оборота, а также связи с вовлечением в хозяйственный оборот организации ценностей, которые принадлежат третьим лицам.

Капитал (собственный капитал) показывает вторую составную часть финансовых ресурсов, признаваемую учетным способом сумму экономических обязательств организации перед участниками, учредителями, собственниками в связи с предоставлением ей ценностей, как на этапе образования организации, так и в результате реинвестирования заработанной прибыли в течение всего периода ее деятельности с момента учреждения.

Информация о работе Содержание и техника составления бухгалтерского баланса