Содержание плана по себестоимости продукции на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2012 в 15:36, реферат

Описание работы

План по себестоимости продукции содержит определение снижения затрат на рубль товарной продукции по сравнению с предыдущим периодом, смету затрат на производство, калькуляции себестоимости отдельных видов продукции, свод всех затрат на производство по элементам и статьям затрат, сметы общепроизводственных, общехозяйственных внепроизводственных расходов, транспортно-заготовительных расходов.
В планировании себестоимости продукции и

Файлы: 1 файл

реферат вп.docx

— 29.13 Кб (Скачать файл)

Содержание плана по себестоимости  продукции на предприятии 

     План по себестоимости продукции содержит определение снижения затрат на рубль товарной продукции по сравнению с предыдущим периодом, смету затрат на производство, калькуляции себестоимости отдельных видов продукции, свод всех затрат на производство по элементам и статьям затрат, сметы общепроизводственных, общехозяйственных внепроизводственных расходов, транспортно-заготовительных расходов. 
     В планировании себестоимости продукции используются следующие показатели: себестоимость единицы продукции; снижение себестоимости сопоставимой товарной продукции; затраты на 1 рубль товарной продукции, в том числе материальные затраты на 1 рубль товарной продукции; себестоимость товарной продукции, в том числе материальные затраты. 
     Информационная база для разработки плана по себестоимости продукции состоит в следующем: 
показатели плана по производству и реализации продукции;

показатели плана по труду  и заработной плате;

показатели плана по материально-техническому обеспечению;

результаты расчетов изменения  себестоимости продукции по основным технико-экономическим факторам, проведенных при разработке плана ТОРП;

плановые нормы и нормативы;

      Разработке плана себестоимости предшествует анализ названных показателей в целом по предприятию и его отдельным подразделениям. При этом особое внимание уделяется выявлению резервов снижения себестоимости, а также величине и причинам возникновения затрат, не обусловленных организацией производственного процесса, т.е. сверхнормативного расхода материальных и трудовых ресурсов, потерь рабочего времени, доплат за отклонения от нормальных условий труда и т.д.

      При планировании себестоимости продукции используют следующую к 
 По экономическим элементам: 
- материальные затраты за вы четом возвратных отходов и отходов,  
реализуемых на сторону; 
- расходы на оплату труда; 
- отчисления на социальные нужды; 
- амортизационные отчисления; 
- прочие расходы 
- классификацию затрат: 
 По статьям себестоимости: 
- сырье и основные материалы за вычетом побочной продукции и возвратных 
отходов; 
- вспомогательные и тароупаковочные материалы; 
- топливо и энергия на технологические цели; 
- затраты по заработной плате производственных рабочих; 
- отчисления на социальные нужды; 
- общепроизводственные расходы; 
- общехозяйственные расходы; 
- прочие производственные расходы; 
- коммерческие расходы. 
По отношению к технологическому процессу: 
      Основные - это расходы, связанные с технологическим процессом изготовления продукции (сырье, материалы, топливо и т.д.). 
     Накладные – это расходы, связанные с организацией, управлением и обслуживанием производства по выпуску и реализации продукции (общепроизводственные, общехозяйственные, коммерческие расходы) 
      По составу: 
Простые (одноэлементные) и сложные (комплексные). 
По способу отнесения на себестоимость отдельных видов  
продукции: 
     Прямые - расходы, которые всегда нормируются и при калькулировании отдельных видов изделий относятся на себестоимость каждого из них прямым путем. 
    Косвенные – это расходы, связанные с выпуском не отдельного вида изделия, а всей продукции цеха, участка или предприятия. При расчете себестоимости каждого вида изделий они распределяются между ними косвенным путем, т.е. пропорционально какому-то установленному базису.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Планирование себестоимости  товарной продукции 
     Планирование себестоимости товарной продукции ведется в соответствии с утвержденными инструкциями и положениями, определяющими методику калькулирования, порядок сравнения плановой и отчетной калькуляций. 
     Показатель затрат на один рубль товарной продукции определяется как частное от деления себестоимости товарной продукции на объем товарной продукции в оптовых ценах предприятия.

     Снижение затрат на один рубль товарной продукции в процентах к предыдущему году представляет собой отношение разницы между затратами в плановом и базисном году к затратам базисного года. 
     Планирование себестоимости товарной продукции может осуществ-ляться двумя методами: расчетно-аналитическим и нормативно-балансовым. 
     Планирование себестоимости товарной продукции и затрат на 1 рубль товарной продукции при использовании расчетно-аналитического метода осуществляется в следующей последовательности: 
    1) определяется и анализируется уровень затрат на 1 рубль товарной продукции в базисном году 
Зрб = СТПб/ТПб, (7.1) 
где Зрб - затраты на рубль товарной продукции в базисном году; 
СТПб - себестоимость товарной продукции в базисном году; 
ТПб - объем товарной продукции в базисном году. 
2) рассчитывается себестоимость товарной продукции планового года 
исходя из уровня затрат на рубль товарной продукции базисного года и 
планового объема товарной продукции  
Стп¢ = Зрб * ТПп, (7.2) 
где ТПп – плановый объем товарной продукции. 
3) определяется влияние всех технико-экономических факторов на себестоимость товарной продукции в плановом году (ÑСтпп) на основе расчетов, проведенных при разработке плана ТОРП при расчете экономического эффекта от внедрения каждого мероприятия плана ТОРП. 
 
4) определяется себестоимость товарной продукции в планируемом году (СТПп
СТПп = Стп¢ + ÑСТПп . (7.3) 
     При использовании нормативно-балансового метода планирования себестоимости товарной продукции на первом этапе составляются плановые калькуляции себестоимости в начале единицы, а затем и планового годового объема производства отдельных видов продукции Стпiп. На втором этапе определяется плановая себестоимость товарной продукции: 
СТПп = SСтпiп, (7.4)

    где i изменяется от 1 до n, n – количество наименований видов продукции (работ, услуг), включенных в производственную программу. 
   Технико-экономические факторы снижения себестоимости товарной продукции можно разделить на три группы. 
      Повышение технического уровня производства: механизация, автоматизация производственных процессов, внедрение передовой технологии и АСУ, модернизация и улучшение эксплуатации применяемой техники и совершенствование технологии производства, повышение качества сырья, внедрение новых видов и замена потребляемого сырья, материалов, топлива, энергии и отходов производства и прочие факторы, повышающие технический уровень производства. 
     Экономия от осуществления мероприятий по этой группе факторов определяется сравнением величины затрат на единицу продукции до и после проведения мероприятия и умножением полученной разницы на объем производства от начала проведения мероприятия до конца планового года, т.е. на планируемый объем производства.  
     В результате улучшения использования сырья, материалов, топлива и энергии может быть получена экономия материальных затрат Эмп
Эмп = (НбЦ - НпЦ) * Ап, (7.5) 
где Нб, Нп – удельный расход сырья, материалов, топлива, энергии на 
единицу продукции соответственно до и после внедрения 
мероприятий; 
 
Ц – цена за единицу сырья, материалов, топлива, энергии; 
Ап – планируемый объем производства продукции. 
     Улучшение организации производства и труда: совершенствование управления производством, улучшение организации труда, улучшение материально-технического снабжения, ликвидация непроизводительных расходов, сокращение потерь от брака и прочие. 
     В результате действия этой группы факторов может быть достигнута экономия по оплате труда и отчислениям на социальные нужды как результат снижения трудоемкости единицы продукции; экономия или дополнительные затраты от повышения качества продукции; экономия амортизационных отчислений в результате улучшения использования производственных фондов.  
     Изменение объема и структуры ассортимента продукции - относительное сокращение условно-постоянных расходов, связанное с ростом объема производства продукции, улучшение использования производственных фондов и обусловленное этим относительное уменьшение амортизационных отчислений, изменение структуры ассортимента производимой продукции. 
     Влияние изменения структуры ассортимента на уровень затрат определяется на основе данных о ценах и переменных затратах на производство отдельных изделий в базисном году и объема их производства в базисном и планируемом годах. Величину переменных затрат определяют на основе калькуляции базисного периода, а по новым изделиям - на основе плановых калькуляций планируемого периода. 
     Отраслевые и прочие факторы - ввод новых цехов, производств, оборудования, ликвидация отдельных нерентабельных и малоэффективных цехов и производств, совершенствование форм общественной организации производства (концентрация, специализация и кооперирование). 
     Снижение каждого вида затрат - результат влияния многих факторов. Одновременно каждый отдельный фактор может влиять на снижение ряда затрат. В связи с этим при определении влияния каждого фактора необходимо учитывать экономию материальных ресурсов, фонда оплаты труда и других расходов, обусловленных действием только конкретного фактора. 
 
Влияние на экономию затрат отдельных факторов обобщается в сводном расчете снижения себестоимости товарной продукции. 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Планирование прибыли  и рентабельности на предприятии

 
     В зависимости от содержания при планировании различают следующие виды прибыли: 
- прибыль от производства товарной продукции; 
- прибыль от реализации товарной продукции; 
- балансовую прибыль; 
- прибыль, остающуюся в распоряжении предприятия. 
     Планирование прибыли от производства и реализации продукции может осуществляться двумя методами: методом прямого счета, расчетно-аналитическим методом. 
     При использовании метода прямого счета прибыль от производства и реализации товарной продукции рассчитывается по формуле 
     ПТП(РП)п = ТП(РП)п – СТП(РП)п, (7.6) 
где ПТП(РП)п – планируемая прибыль от производства (реализации) товарной 
продукции; 
     ТП(РП)п – планируемый объем товарной (реализованной) продукции; 
СТП(РП)п – планируемая себестоимость товарной (реализованной) продукции. 
     Методом прямого счета можно рассчитать размер плановой прибыли от производства и реализации продукции через затраты на 1 рубль товарной (реализованной) продукции: 
ПТП(РП)п = ТП(РП)п * (100 – ЗТП(РП)п), (7.7) 
где ЗТП(РП)п – плановые затраты на 1 рубль товарной (реализованной) 
продукции. 
     Метод прямого счета имеет целый ряд недостатков: применение его в условиях производства многономенклатурной продукции связано с большим объемом счетных работ; его использование не позволяет выявить степень влияния на величину прибыли отдельных технико-экономических факторов. Отмеченные недостатки устраняются использованием расчетно-аналитического метода. 
 
При использовании этого метода выполняется определенная последовательность операций. Определяется сумма прибыли на основе базисного уровня рентабельности товарной (реализованной) продукции и планируемого объема ее производства. Полученная сумма прибыли корректируется с учетом влияния на нее в планируемом году ряда технико-экономических факторов. Данные о влиянии этих факторов берутся из плана технического и организационного развития предприятия по всем запланированным мероприятиям. К таким факторам относятся влияние на сумму прибыли планируемого снижения себестоимости продукции; влияние на сумму прибыли планируемых структурных сдвигов в ассортименте выпускаемой продукции (влияние этого фактора на сумму прибыли устанавливается на основе показателя удельного веса каждого вида продукции в объеме товарной продукции, выраженного исходя из себестоимости отчетного и планового годов); влияние на сумму прибыли изменения сортности вырабатываемой продукции. 
     В состав балансовой прибыли включаются следующие финансовые результаты: 
- от реализации продукции (работ, услуг); 
- от реализации основных средств, включая земельные участки и прочие активы; 
- от реализации материалов и МБП, не задействованных в процессе производства; 
- от прочей реализации (от реализации продукции, не вошедшей в состав товарной продукции – продукции подсобных хозяйств, заготовительных организаций, автохозяйства, услуги непромышленного хозяйства). 
     Перечисленные виды финансовых результатов относятся к операционным.  
      Кроме того, в составе планируемой балансовой прибыли должны быть учтены внереализационные доходы, уменьшенные на величину расходов по внереализационным операциям. В состав внереализационных доходов включают: 
 
- планируемые доходы от участия в деятельности других организаций; 
- планируемые доходы от сдачи имущества в аренду; 
- планируемые доходы по облигациям, акциям и иным ценным бумагам, принадлежащим предприятию; 
- другие доходы от операций, непосредственно не связанных с производством продукции и ее реализацией. 
      К внереализационным расходам относятся суммы, планируемые к внесению в бюджет санкций в соответствии с законодательством РФ, суммы расходов по операциям, непосредственно, не связанным с производством и реализацией продукции, различные налоги, относимые на результаты хозяйственной деятельности предприятия в соответствии с налоговым кодексом. 
      Планируемый размер прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, рассчитывается как разность балансовой прибыли и налога на прибыль. 
     Кроме прибыли на предприятии планируется и желаемый уровень рентабельности производства, рентабельности продукции и рентабельности продаж. 
      Рентабельность – синтетический показатель деятельности предприятия. Он взаимосвязан и определяется результативными показателями всех разделов текущего плана предприятия. При планировании рентабельности необходимо обеспечить как прямую, так и обратную связь между качественными изменениями технико-экономического уровня предприятия и ростом показателей рентабельности. 
   Взаимосвязь основных показателей производственно-хозяйственной деятельности предприятия представлена на рисунке 7.1. 
     Рентабельность является относительным показателем. Ее повышение свидетельствует о росте эффективности производства, об увеличении доли прибыли, приходящейся на каждый рубль используемых предприятием основных производственных фондов и нормируемых оборотных средств или на каждый рубль текущих затрат. 
      В практике планирования устанавливаются показатели рентабельности производства, рентабельности продукции, рентабельности продаж. Нормативный уровень рентабельности разрабатывается вышестоящими органами на ограниченный перечень продукции в соответствии с постановлением Правительства РФ. Постановление запрещает применять государственное регулирование цен (тарифов), надбавок для всех хозяйствующих субъектов независимо от их организационно-правовых форм и ведомственной подчиненности, осуществляемое установлением фиксированных цен, предельных цен, надбавок, предельных коэффициентов изменения цен, предельного уровня рентабельности, декларирования повышения цен на все виды продукции производственно-технического назначения и товары народного потребления, кроме указанных в этом постановлении.


Информация о работе Содержание плана по себестоимости продукции на предприятии