Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2014 в 16:02, доклад
Бухгалтерская отчетность - это единая система данных об имущественном и финансовом положении организации и о результатах ее финансово-хозяйственной деятельности, составляемая на основе данных бухгалтерского учета по установленным формам.
При составлении бухгалтерской отчетности используются основные понятия, такие как:
• отчетный период - период, за который организация должна составлять бухгалтерскую отчетность;
• отчетная дата - дата, по состоянию на которую организация должна составлять бухгалтерскую отчетность.
Состав бухгалтерской отчетности
Все организации, зарегистрированные
на территории Российской Федерации обязаны
составлять бухгалтерскую отчетность.
Это требование содержится в главе 3 Федерального
закона «О бухгалтерском учете и отчетности»
от 21.11.96 г. №129-ФЗ. Бухгалтерская отчетность
является завершающим этапом учетного
процесса и, согласно вышеназванного закона,
представляет собой систему показателей,
отражающих имущественное и финансовое
положение организации на отчетную дату,
а также финансовые результаты ее деятельности
за отчетный период.
Бухгалтерская отчетность - это единая
система данных об имущественном и финансовом
положении организации и о результатах
ее финансово-хозяйственной деятельности,
составляемая на основе данных бухгалтерского
учета по установленным формам.
При составлении
бухгалтерской отчетности используются
основные понятия, такие как:
• отчетный период - период, за который
организация должна составлять бухгалтерскую
отчетность;
• отчетная дата - дата, по состоянию на
которую организация должна составлять
бухгалтерскую отчетность.
Бухгалтерскую
отчетность делят на следующие группы:
по периодичности составления:
• промежуточная;
• годовая.
Промежуточная отчетность включает в
себя месячную, квартальную, полугодовую
и отчетность за девять месяцев. Промежуточную
отчетность называют периодической бухгалтерской
отчетностью.
Для составления бухгалтерской отчетности
отчетной датой считается последний календарный
день отчетного периода.
При составлении бухгалтерской отчетности
за отчетный год отчетным годом является
календарный год с 1 января по 31 декабря
включительно.
Первым отчетным годом для вновь созданных
организаций считается период с даты их
государственной регистрации по 31 декабря
соответствующего года, а для организаций,
созданных после 1 октября, по 31 декабря
следующего года.
Законом о бухгалтерском учете установлено,
что все организации (за исключением бюджетных)
представляют годовую бухгалтерскую отчетность
учредителям, участникам организации
или собственникам ее имущества, а также
территориальным органам государственной
статистики по месту регистрации организации
и в налоговый орган по месту учета налогоплательщика.
Бухгалтерская отчетность организации
является открытой для заинтересованных
пользователей, которые могут знакомиться
с ней и получать ее копии. В соответствии
с Положением по ведению бухгалтерского
учета представляемая годовая Бухгалтерская
отчетность должна быть утверждена в порядке,
установленном учредительными документами
организации. Так, например, в соответствии
с Федеральным законом от 08.02.98 г. №14-ФЗ
«Об обществах с ограниченной ответственностью»
и от 26.12.95 г. №208-ФЗ «Об акционерных обществах»
утверждение бухгалтерского баланса обществ
с ограниченной ответственностью и акционерных
обществ входит в компетенцию общего собрания
участников (акционеров). Согласно статье
16 Закона о бухгалтерском учете, акционерные
общества открытого типа, банки и другие
кредитные учреждения, страховые организации,
биржи, инвестиционные и иные фонды, создающиеся
за счет частных, общественных и государственных
средств (взносов) обязаны публиковать
годовую бухгалтерскую отчетность не
позднее 1 июня следующего за отчетным
года. Порядок публикации годовой бухгалтерской
отчетности открытыми акционерными обществами
утвержден приказом Минфина России от
28.11.96 г. №101.
Документом, определяющим состав, содержание
и методические основы формирования бухгалтерской
отчетности организаций (кроме кредитных
организаций, страховых организаций и
бюджетных организаций), является Положение
по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская
отчетность организации» (ПБУ 4/99), утвержденное
приказом Минфина России от 06.07.99 г. № 43н.
Состав промежуточной
и годовой бухгалтерской отчетности различен.
Промежуточная бухгалтерская отчетность
включает:
• Бухгалтерский баланс (форма №1);
• Отчет о прибылях и убытках (форма №2).
Организация может представлять в составе
промежуточной бухгалтерской отчетности
кроме вышеперечисленных и иные отчетные
показатели, отчет о движении денежных
средств (форма №4) и др., а также пояснительную
записку.
Годовая бухгалтерская
отчетность включает:
• Бухгалтерский баланс (форма №1);
• Отчет о прибылях и убытках (форма №2);
• Отчет об изменениях капитала (форма
№3);
• Отчет о движении денежных средств (форма
№4);
• Приложение к бухгалтерскому балансу
(форма №5);
• Пояснительная записка;
• Аудиторское заключение, подтверждающее
достоверность бухгалтерской отчетности
организации, если она в соответствии
с федеральными законами подлежит обязательному
аудиту.
Субъекты малого предпринимательства,
не применяющие в соответствии с законодательством
Российской Федерации упрощенную систему
налогообложения, учета и отчетности и
не обязанные проводить независимую аудиторскую
проверку достоверности бухгалтерской
отчетности в соответствии с законодательством
Российской Федерации, имеют право не
представлять в составе годовой бухгалтерской
отчетности Отчет об изменениях капитала
(форма №3), Отчет о движении денежных средств
(форма №4), Приложение к бухгалтерскому
балансу (форма №5), пояснительную записку.
Субъекты малого предпринимательства,
не применяющие в соответствии с законодательством
Российской Федерации упрощенную систему
налогообложения, учета и отчетности и
не обязанные проводить независимую аудиторскую
проверку достоверности бухгалтерской
отчетности в соответствии с законодательством
Российской Федерации, имеют право не
представлять в составе годовой бухгалтерской
отчетности Отчет об изменениях капитала
(форма №3), Отчет о движении денежных средств
(форма №4), Приложение к бухгалтерскому
балансу (форма №5), если отсутствуют соответствующие
данные.
Некоммерческие организации имеют право
не представлять в составе годовой бухгалтерской
отчетности Отчет о движении денежных
средств (форма № 4), а при отсутствии соответствующих
данных не представлять Отчет об изменениях
капитала (форма №3) и Приложение к бухгалтерскому
балансу (форма №5). Некоммерческим организациям
рекомендуется включать в состав годовой
бухгалтерской отчетности Отчет о целевом
использовании полученных средств (форма
№6).
Общественными организациями (объединениями),
не осуществляющими предпринимательской
деятельности и не имеющими кроме выбывшего
имущества оборотов, кроме выбывшего имущества
оборотов по продаже товаров (работ, услуг),
промежуточная бухгалтерская отчетность
не представляется. Указанными организациями
в составе годовой бухгалтерской отчетности
не представляется Отчет об изменениях
капитала (форма №3), Отчет о движении денежных
средств (форма №4), Приложение к бухгалтерскому
балансу (форма №5), пояснительная записка.
По степени обобщения
отчетных данных:
• первичная;
• сводная (консолидированная).
Первичную отчетность составляет и представляет
каждое юридическое лицо самостоятельно.
Сводную отчетность составляет материнская
компания по данным, представленным организациями,
входящими в холдинг.
Бухгалтерская отчетность как единая
система данных об имущественном и финансовом
положении организации и о результатах
ее хозяйственной деятельности составляется
на основе данных бухгалтерского учета.
При формировании показателей бухгалтерской
отчетности необходимо руководствоваться
Положением по ведению бухгалтерского
учета и бухгалтерской отчетности в Российской
Федерации, утвержденным Приказом Министерства
финансов Российской Федерации от 29 июля
1998 г. N 34н (зарегистрировано в Министерстве
юстиции Российской Федерации 27 августа
1998 г., регистрационный номер 1598), Положением
по бухгалтерскому учету "Бухгалтерская
отчетность организации" ПБУ 4/99, утвержденным
Приказом Министерства финансов Российской
Федерации от 6 июля 1999 г. N 43н (по заключению
Министерства юстиции Российской Федерации
от 6 августа 1999 г. N 6417-ПК указанный Приказ
в государственной регистрации не нуждается),
Приказом Министерства финансов Российской
Федерации от 13 января 2000 г. N 4н "О формах
бухгалтерской отчетности организаций"
(по заключению Министерства юстиции Российской
Федерации от 4 февраля 2000 г. N 729-ЭР указанный
Приказ в государственной регистрации
не нуждается).
При разработке организацией самостоятельно
форм бухгалтерской отчетности на основе
образцов форм, приведенных в приложении
к Приказу Министерства финансов Российской
Федерации от 13 января 2000 г. N 4н "О формах
бухгалтерской отчетности организаций",
должны соблюдаться общие требования
к бухгалтерской отчетности (полнота,
существенность, нейтральность, сравнимость,
сопоставимость и пр.).
В бухгалтерскую отчетность должны включаться
данные, необходимые для формирования
достоверного и полного представления
о финансовом положении организации, финансовых
результатах ее деятельности и изменениях
в ее финансовом положении. Если выявляется
недостаточность данных для формирования
полного представления о финансовом положении
организации, финансовых результатах
ее деятельности и изменениях в ее финансовом
положении, то в бухгалтерскую отчетность
организация включает соответствующие
дополнительные показатели и пояснения.
При этом должна быть обеспечена нейтральность
информации, содержащейся в бухгалтерской
отчетности, то есть исключено одностороннее
удовлетворение интересов одних групп
заинтересованных пользователей бухгалтерской
отчетности перед другими. Если посредством
отбора или формы представления информация
влияет на решения и оценки пользователей
с целью достижения предопределенных
результатов, информация не является нейтральной.
Данные бухгалтерской отчетности организации
должны включать показатели деятельности
всех филиалов, представительств и иных
подразделений (включая выделенные на
отдельные балансы).
Показатели об отдельных активах, обязательствах,
доходах, расходах и хозяйственных операциях,
а также составляющих капитала должны
приводиться в бухгалтерской отчетности
обособленно в случаях их существенности
и если без знания о них заинтересованными
пользователями невозможна оценка финансового
положения организации или финансовых
результатов ее деятельности.
Каждый существенный показатель должен
представляться в бухгалтерской отчетности
отдельно. Несущественные суммы аналогичного
характера или назначения могут объединяться
и не представляться отдельно.
Если показатель несущественен в обособленном
виде, он объединяется с другими в бухгалтерском
балансе, отчете о прибылях и убытках или
в пояснениях к ним (в приложениях к бухгалтерскому
балансу и отчету о прибылях и убытках
или пояснительной записке).
При этом следует иметь в виду, что отдельные
показатели, которые недостаточно существенны
для того, чтобы требовалось их отдельное
представление в бухгалтерском балансе
и отчете о прибылях и убытках, могут быть
достаточно существенными, чтобы представляться
обособленно в пояснениях.
Показатель считается существенным, если
его нераскрытие может повлиять на экономические
решения заинтересованных пользователей,
принимаемые на основе отчетной информации.
Решение организацией вопроса, является
ли данный показатель существенным, зависит
от оценки показателя, его характера, конкретных
обстоятельств возникновения.
Как минимум, организация должна раскрыть
в бухгалтерской отчетности данные по
группам статей, включенным в бухгалтерский
баланс, и статьям, включенным в отчет
о прибылях и убытках, в соответствии с
требованием Положения по бухгалтерскому
учету "Бухгалтерская отчетность"
ПБУ 4/99.
Расшифровки соответствующих показателей
групп статей бухгалтерского баланса
или статей отчета о прибылях и убытках
с учетом размера и характеристики данных,
включенных в группу статей бухгалтерского
баланса или статью отчета о прибылях
и убытках, могут приводиться организацией
непосредственно в вышеуказанных формах
(как "в том числе" или "из них"
к соответствующим группам статей или
статьям) или в пояснениях к бухгалтерскому
балансу и отчету о прибылях и убытках.
При этом следует иметь в виду, что существенной
признается сумма, отношение которой к
общему итогу соответствующих данных
за отчетный год составляет не менее пяти
процентов. Организация может принять
решение о применении для целей отражения
в бухгалтерской отчетности существенной
информации критерий, отличный от вышеназванного.
При разработке и принятии содержания
пояснений к бухгалтерскому балансу и
отчету о прибылях и убытках организация
вправе для целей отражения в бухгалтерской
отчетности существенных показателей
или без знания, о которых заинтересованными
пользователями невозможна оценка финансового
положения организации или финансовых
результатов ее деятельности отдельные
показатели, включенные в Приложение к
бухгалтерскому балансу (форма N 5) согласно
образцу формы, представлять в виде самостоятельных
(самостоятельной) форм(ы) бухгалтерской
отчетности или включать эти показатели
в пояснительную записку.
Субъекты малого предпринимательства,
не применяющие в соответствии с законодательством
Российской Федерации упрощенную систему
налогообложения, учета и отчетности и
не обязанные проводить независимую аудиторскую
проверку достоверности бухгалтерской
отчетности в соответствии с законодательством
Российской Федерации, могут принять решение
о представлении бухгалтерской отчетности
в объеме показателей по группам статей
бухгалтерского баланса и статьям отчета
о прибылях и убытках без дополнительных
расшифровок в указанных формах и без
представления пояснений к бухгалтерскому
балансу и отчету о прибылях и убытках.
Субъекты малого предпринимательства,
не применяющие в соответствии с законодательством
Российской Федерации упрощенную систему
налогообложения, учета и отчетности и
обязанные проводить независимую аудиторскую
проверку достоверности бухгалтерской
отчетности в соответствии с законодательством
Российской Федерации, могут не представлять
в составе годовой бухгалтерской отчетности
Отчет об изменениях капитала (форма N
3), Отчет о движении денежных средств (форма
N 4), Приложение к бухгалтерскому балансу
(форма N 5), если отсутствуют соответствующие
данные.
Показатели об отдельных видах активов,
обязательств, доходов, расходов и хозяйственных
операций могут приводиться в бухгалтерском
балансе или отчете о прибылях и убытках
общей суммой с раскрытием только в пояснениях
к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях
и убытках (форма N 5, дополнительно принятая
форма и / или пояснительная записка), если
каждый из этих показателей в отдельности
несущественен для оценки заинтересованными
пользователями финансового положения
организации или финансовых результатов
ее деятельности.
Организация при составлении бухгалтерского
баланса, отчета о прибылях и убытках и
пояснений к ним должна придерживаться
принятых ею в установленном порядке содержания
и форм бухгалтерской отчетности от одного
отчетного года к другому. При этом в случае
незаполнения той или иной статьи (строки,
графы), предусмотренной в принятой организацией
форме, ввиду отсутствия у организации
в отчетном периоде соответствующих активов,
обязательств, доходов, расходов, хозяйственных
операций эта статья (строка, графа) прочеркивается.
По каждому числовому показателю бухгалтерской
отчетности, кроме отчета, составляемого
вновь созданной организацией за первый
отчетный период, должны быть приведены
данные минимум за два года - отчетный
и предшествующий отчетному. Если организация
принимает решение в представляемой бухгалтерской
отчетности раскрывать по каждому числовому
показателю данные более чем за два года
(три и более), то организацией должна быть
обеспечена сопоставимость данных за
все периоды.
Сравнительная информация по каждому
числовому показателю может включаться
непосредственно в принятые организацией
формы отчетности (в том числе в виде отдельных
таблиц, включенных непосредственно в
формы бухгалтерского баланса или отчета
о прибылях и убытках после показателей,
в Приложение к бухгалтерскому балансу
(форма N 5), в формы, разработанные и принятые
организацией самостоятельно) или в пояснительную
записку.
В бухгалтерской отчетности организации
должна быть обеспечена сопоставимость
отчетных данных с показателями за предшествующий
отчетный год (годы) или соответствующие
периоды предшествующих отчетных периодов
исходя из изменений, связанных с применением
Положения по бухгалтерскому учету "Учетная
политика организации" ПБУ 1/98, утвержденного
Приказом Министерства финансов Российской
Федерации от 9 декабря 1998 г. N 60н (зарегистрировано
в Министерстве юстиции Российской Федерации
31 декабря 1998 г., регистрационный номер
1673), законодательных и иных нормативных
актов, с учетом произведенной реорганизации
и пр.
Если данные за период, предшествующий
отчетному, несопоставимы с данными за
отчетный период, то первые из названных
данных подлежат корректировке исходя
из правил, установленных нормативными
актами по бухгалтерскому учету. Каждая
существенная корректировка должна быть
раскрыта в пояснениях к бухгалтерскому
балансу и отчету о прибылях и убытках
вместе с указанием причин, вызвавших
эту корректировку.
В соответствии с Методическими рекомендациями
по составлению и представлению сводной
бухгалтерской отчетности, утвержденными
Приказом Министерства финансов Российской
Федерации от 30 декабря 1996 г. N 112 (по заключению
Министерства юстиции Российской Федерации
от 19 марта 1997 г. N 07-02-285-97 указанный Приказ
Министерства финансов Российской Федерации
в государственной регистрации не нуждается),
организации, осуществляющие составление
сводной бухгалтерской отчетности с учетом
данных по своим дочерним (зависимым) обществам,
устанавливают объем представляемой им
дочерними и зависимыми обществами бухгалтерской
отчетности (в том числе дополнительной
информации, необходимой для составления
сводной бухгалтерской отчетности), требования,
выдвигаемые учредителями для целей формирования
сводной информации. Устанавливаемые
объем указанной бухгалтерской отчетности
и требования учитываются дочерними и
зависимыми обществами при разработке
и принятии форм бухгалтерской отчетности
(в целях достижения единообразия их структуры
и содержания).
Федеральным министерствам и другим федеральным
органам исполнительной власти Российской
Федерации, осуществляющим в соответствии
с установленным порядком составление
и представление бухгалтерской отчетности
по унитарным предприятиям, а также по
акционерным обществам (товариществам),
часть акций которых закреплена в федеральной
собственности (независимо от размера
доли), также следует определить требования
к структуре и содержанию форм бухгалтерской
отчетности по своим подведомственным
предприятиям и организациям в целях разработки
и принятия единообразных форм, учитывающих
отраслевую специфику деятельности.
Для обеспечения достоверности данных
бухгалтерского учета и бухгалтерской
отчетности организации обязаны проводить
инвентаризацию имущества и обязательств,
в ходе которой проверяются и документально
подтверждаются их наличие, состояние
и оценка. Проведение инвентаризации осуществляется
в соответствии с Методическими указаниями
по инвентаризации имущества и финансовых
обязательств, утвержденными Приказом
Министерства финансов Российской Федерации
от 13 июня 1995 г. N 49 (по заключению Министерства
юстиции Российской Федерации от 19 июня
1995 г. N 07-01-389-95 Приказ в государственной
регистрации не нуждается).
В случаях выявления организацией неправильного
отражения хозяйственных операций текущего
периода до окончания отчетного года исправления
производятся записями по соответствующим
счетам бухгалтерского учета в том месяце
отчетного периода, когда искажения выявлены.
При выявлении неправильного отражения
хозяйственных операций в отчетном году
после его завершения, но за который годовая
бухгалтерская отчетность не утверждена
в установленном порядке, исправления
производятся записями декабря года, за
который подготавливается к утверждению
и представлению в соответствующие адреса
годовая бухгалтерская отчетность.
В случаях выявления организацией в текущем
отчетном периоде неправильного отражения
хозяйственных операций на счетах бухгалтерского
учета в прошлом году исправления в бухгалтерский
учет и бухгалтерскую отчетность за прошлый
отчетный год (после утверждения в установленном
порядке годовой бухгалтерской отчетности)
не вносятся.
Бухгалтерская отчетность прилагается
к сопроводительному письму организации,
оформленному в установленном порядке
и содержащему информацию о составе представляемой
бухгалтерской отчетности.
В формах бухгалтерской отчетности не
должно быть никаких подчисток и помарок.
Представляемая в установленные законодательством
Российской Федерации адреса бухгалтерская
отчетность подписывается руководителем
и главным бухгалтером (бухгалтером) организации.
В организациях, где бухгалтерский учет
ведется на договорных началах специализированной
организацией (централизованной бухгалтерией)
или бухгалтером - специалистом, бухгалтерская
отчетность подписывается руководителем
организации и руководителем специализированной
организации (централизованной бухгалтерии)
либо специалистом, ведущим бухгалтерский
учет.
При составлении бухгалтерской отчетности
следует иметь в виду, что учетный процесс
в организациях осуществляется исходя
из принимаемой ими в соответствии с Положением
по бухгалтерскому учету "Учетная политика
организации" ПБУ 1/98 учетной политики,
предполагающей имущественную обособленность
и непрерывность деятельности организации,
последовательность применения учетной
политики, а также временную определенность
фактов хозяйственной деятельности. Учетная
политика также должна отвечать требованиям
полноты, осмотрительности, приоритета
содержания перед формой, непротиворечивости
и рациональности.
Промежуточная финансовая отчетность
Промежуточная финансовая отчетность
в соответствии с МСФО 34 содержит набор
финансовых отчетов за период более короткий,
чем полный отчетный год данной организации
Промежуточная отчетность может состоять
из сокращенных форм финансовых отчетов,
хотя не запрещается составлять ее в полном
объеме, предусмотренном МСФО.
Каждый, рассматривающий промежуточную
финансовую отчетность, имел в своем распоряжении
годовую финансовую отчетность за предшествующий
год. Поэтому, примечания к годовой финансовой
отчетности не повторяются и не обновляются
в промежуточной отчетности. Последняя
должна содержать примечания по тем событиям
и изменениям, которые произошли после
отчетной даты последнего годового отчета
и раскрывают результаты деятельности
компании в новом отчетном году.
Стандарт не настаивает на обязательном
составлении промежуточной финансовой
отчетности, полагая, что требование о
ее представлении должно содержаться
в национальном законодательстве. МСФО
34 поощряет к представлению промежуточной
отчетности, хотя бы за первую половину
отчетного года, те компании, ценные бумаги
которых свободно обращаются на фондовом
рынке.
Стандарт рекомендует представлять такую
отчетность не позднее, чем через 60 дней
по завершении промежуточного отчетного
периода. Специально подчеркивается, что
промежуточная отчетность таких компаний
должна составляться в соответствии с
требованиями МСФО 34.
Состав промежуточной финансовой отчетности
может быть меньшего объема, чем годовая
отчетность. Интересы своевременности
представления промежуточной отчетности
при оптимальных затратах на ее составление
заставляют администрацию компаний приводить
в промежуточной отчетности меньший объем
информации, чем того требуют международные
стандарты и обычная практика представления
годовой финансовой отчетности, традиционно
применяемая в данной компании.
Стандарт предусматривает возможность
сокращения промежуточной финансовой
отчетности:
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Сжатый формат отчетности предполагает,
что в отчет включаются каждый из заголовков
и промежуточных статей, которые были
включены в последнюю годовую финансовую
отчетность.
Если последняя годовая финансовая отчетность
представлялась как сводная (консолидированная)
отчетность, то и промежуточная финансовая
отчетность представляется в сводном
варианте.
Поскольку отчет об изменениях в капитале
можно представлять в двух формах (см.
в вышеприведенной схеме), в промежуточной
отчетности необходимо использовать тот
же формат, что использовался при представлении
последней годовой финансовой отчетности.
Выборочные пояснительные примечания
не должны содержать повторения примечаний,
которые приводились в годовой финансовой
отчетности. Информация в примечаниях
должна представляться в качестве характеристики
всего отчетного года, но необходимо также
раскрывать события и операции, имеющие
значение для понимания отчетности за
данный промежуточный период.
К промежуточной финансовой отчетности,
представляемой в полном комплекте, предусмотренном
МСФО 1 и МСФО 7, нужно представлять все
раскрытия и пояснения в потном объеме,
предусмотренном всеми международным
стандартами финансовой отчетности. Факт
составления промежуточной финансовой
отчетности в соответствии с МСФО 34 должен
быть специально объявлен в примечаниях.
Периодичность промежуточной финансовой
отчетности может быть полугодовая и квартальная.
Бухгалтерский баланс представляется
по состоянию на конец текущего промежуточного
периода и сравнительный бухгалтерский
баланс по состоянию на конец предшествовавшего
отчетного года.
Отчеты о прибылях и убыткахпредставляются
за текущий промежуточный период и нарастающим
итогом с начала отчетного года. Сравнительные
отчетные показатели - за сопоставимый
промежуточный период прошлого года и
нарастающим итогом с начала прошлого
года до даты окончания сопоставимого
промежуточного периода.
Отчет о движении денежных средств и отчет
об изменениях собственного капитала
- нарастающим итогам с начала отчетного
периода по дату окончания текущего промежуточного
периода. Сравнительные отчетные данные
- за сопоставимый промежуточный период,
нарастающим итогом с начата прошлого
года.
Учетная политика для промежуточной отчетности
применяется та же, что и для годовой финансовой
отчетности, за исключением изменений,
внесенных в учетную политику после годовой
отчетной даты. С этой точки зрения, промежуточный
период следует рассматривать частью
годового отчетного периода.
Активы к промежуточной отчетности признаются
и оцениваются по тем же правилам и критериям,
которые применяются в стандартах для
годовой финансовой отчетности.
Обязательства в промежуточной отчетности
отражают так же. как и в годовой отчетности.
Признаются существующие обязательства
на промежуточную дату. Возможные обязательства
по предварительным оценкам, не вытекающие
из операций промежуточного периода, не
должны отражаться, в особенности, когда
не ясно, будут ли они отражены в годовой
финансовой отчетности.
Доходы и расходы в промежуточной отчетности
признаются, если они возникли с начала
отчетного года в течение периода до промежуточной
отчетной даты. Как правило, доходы признаются
тогда, когда они возникают.
Предполагается, что пользователь промежуточной
отчетности также располагает последней
годовой отчетностью. Поэтому в промежуточной
отчетности не следует дублировать информацию,
содержащуюся в годовой отчетности (например,
учетную политику). Необходимо раскрытие
событий (операций) текущего года, существенных
для понимания промежуточных отчетов
(по правилам соответствующих Стандартов),
а также:
Раскрытие информации, не связанной с
операциями и событиями промежуточного
отчетного периода (дублирующей информацию,
представленную в последнем годовом отчете)
- в сжатой отчетности не обязательно
Существенность событий и операций оценивается
применительно к финансовым данным промежуточного
периода (а не годовой отчетности) . Cтандарт
признает, что промежуточная отчетность
может в большей степени, нежели годовая,
полагаться на оценочные данные.
Затраты, возникающие неравномерно в течение
года, начисляются в промежуточной отчетности
до их фактического возникновения тогда,
и только тогда, когда Стандартами разрешено
делать подобное начисление в конце отчетного
года. Прежде всего, здесь речь о МСФО 37.
Резервы, условные обязательства и активы
Пример. Допускается начислять (резервировать)
затраты на крупные плановые ремонты тогда,
и только тогда, когда такие ремонты являются
обязательными по закону или в силу обязательства,
вытекающего из практики. См. рассмотрение
этого примера в МСФО 37. Если выполнение
ремонта зависит исключительно от воли
компании - затраты и резервы не признаются
Как правило, компании не публикуют отдельной
промежуточной отчетности за последний
промежуточный период года. В этом случае,
если в последнем промежуточном периоде
произошли существенные изменения оценок,
ранее представленных в промежуточной
отчетности (например, переоценка по итогам
годовой инвентаризации) - характер и сумма
изменения раскрываются в годовой отчетности.
Иную информацию по последнему промежуточному
периоду представлять не требуется.
Оценки активов и обязательств, сделанные
в промежуточном периоде, фиксируются
и не могут корректироваться (сторнироваться)
в следующем промежуточном периоде задним
числом. Не допускается ретроспективное
представление изменений оценки. В таких
случаях суммы изменений относятся на
прибыли (убытки) в том промежуточном периоде,
в котором они выявлены, не корректируя
первоначально признанные суммы - аналогично
признанию изменений в годовой отчетности.
Адреса и сроки представления бухгалтерской
отчетности
Все организации, за исключением бюджетных,
представляют годовую бухгалтерскую отчетность
в соответствии с учредительными документами
учредителям, участникам организации
или собственникам ее имущества, а также
территориальным органам государственной
статистики по месту их регистрации. Государственные
и муниципальные унитарные предприятия
представляют бухгалтерскую отчетность
органам, уполномоченным управлять государственным
имуществом.
Другим органам исполнительной власти,
банкам и иным пользователям бухгалтерская
отчетность представляется в соответствии
с законодательством Российской Федерации.
Организации, за исключением бюджетных
и общественных организаций (объединений)
и их структурных подразделений, не осуществляющих
предпринимательской деятельности и не
имеющих кроме выбывшего имущества оборотов
по реализации товаров (работ, услуг), обязаны
представлять квартальную бухгалтерскую
отчетность в течение 30 дней по окончании
квартала, а годовую - в течение 90 дней
по окончании года, если иное не предусмотрено
законодательством Российской Федерации.
Представляемая годовая бухгалтерская
отчетность должна быть утверждена в порядке,
установленном учредительными документами
организации.
Бюджетные организации представляют месячную,
квартальную и годовую бухгалтерскую
отчетность вышестоящему органу в установленные
им сроки.
Общественные организации (объединения)
и их структурные подразделения, не осуществляющие
предпринимательской деятельности и не
имеющие кроме выбывшего имущества оборотов
по реализации товаров (работ, услуг), представляют
бухгалтерскую отчетность только один
раз в год по итогам отчетного года в упрощенном
составе:
а) бухгалтерский баланс;
б) отчет о прибылях и убытках;
в) отчет о целевом использовании полученных
средств.
Бухгалтерская отчетность может быть
представлена пользователю организацией
непосредственно или передана через ее
представителя, направлена в виде почтового
отправления с описью вложения или передана
по телекоммуникационным каналам связи.
Пользователь бухгалтерской отчетности
не вправе отказать в принятии бухгалтерской
отчетности и обязан по просьбе организации
проставить отметку на копии бухгалтерской
отчетности о принятии и дату ее представления.
При получении бухгалтерской отчетности
по телекоммуникационным каналам связи
пользователь бухгалтерской отчетности
обязан передать организации квитанцию
о приемке в электронном виде.
Днем представления организацией бухгалтерской
отчетности считается дата отправки почтового
отправления с описью вложения или дата
ее отправки по телекоммуникационным
каналам связи либо дата фактической передачи
по принадлежности.
Публичность бухгалтерской отчетности
Открытые акционерные общества, банки
и другие кредитные организации, страховые
организации, биржи, инвестиционные и
иные фонды, создающиеся за счет частных,
общественных и государственных средств
(взносов), обязаны публиковать годовую
бухгалтерскую отчетность не позднее
1 июля года, следующего за отчетным.
Пенсионный фонд Российской Федерации,
Фонд социального страхования Российской
Федерации и их представительства и филиалы
на территории субъектов Российской Федерации,
Федеральный фонд обязательного медицинского
страхования и территориальные фонды
обязательного медицинского страхования,
а также в случаях, установленных федеральными
законами, иные организации обязаны публиковать
квартальную бухгалтерскую отчетность.
Публичность бухгалтерской отчетности
заключается в ее опубликовании в газетах
и журналах, доступных пользователям бухгалтерской
отчетности, либо распространении среди
них брошюр, буклетов и других изданий,
содержащих бухгалтерскую отчетность,
а также в ее передаче территориальным
органам государственной статистики по
месту регистрации организации для предоставления
заинтересованным пользователям.
Хранение документов бухгалтерского учета
Организации обязаны хранить первичные
учетные документы, регистры бухгалтерского
учета и бухгалтерскую отчетность в течение
сроков, устанавливаемых в соответствии
с правилами организации государственного
архивного дела, но не менее пяти лет.
Рабочий план счетов бухгалтерского учета,
другие документы учетной политики, процедуры
кодирования, программы машинной обработки
данных (с указанием сроков их использования)
должны храниться организацией не менее
пяти лет после года, в котором они использовались
для составления бухгалтерской отчетности
в последний раз.
Ответственность за организацию хранения
учетных документов, регистров бухгалтерского
учета и бухгалтерской отчетности несет
руководитель организации.
Общие положения по ведению бухгалтерского
учета
Настоящее Положение по ведению бухгалтерского
учета и бухгалтерской отчетности в Российской
Федерации (далее - Положение) разработано
на основании Федерального закона "О
бухгалтерском учете".
Положение определяет порядок организации
и ведения бухгалтерского учета, составления
и представления бухгалтерской отчетности
юридическими лицами по законодательству
Российской Федерации, независимо от их
организационно-правовой формы (за исключением
кредитных организаций и бюджетных учреждений),
а также взаимоотношения организации
с внешними потребителями бухгалтерской
информации.
Филиалы и представительства иностранных
организаций, находящиеся на территории
Российской Федерации, могут вести бухгалтерский
учет исходя из правил, установленных
в стране нахождения иностранной организации,
если последние не противоречат Международным
стандартам финансовой отчетности, разработанным
Комитетом по международным стандартам
финансовой отчетности.
Министерство финансов Российской Федерации
на основании Федерального закона "О
бухгалтерском учете" и настоящего
Положения разрабатывает и утверждает
положения (стандарты) по бухгалтерскому
учету, другие нормативные правовые акты
и методические указания по бухгалтерскому
учету, формирующие систему нормативного
регулирования бухгалтерского учета и
обязательные к исполнению организациями
на территории Российской Федерации, в
том числе при осуществлении деятельности
за пределами Российской Федерации.
В соответствии с Федеральным законом
"О бухгалтерском учете":
а) бухгалтерский учет представляет собой
упорядоченную систему сбора, регистрации
и обобщения информации в денежном выражении
об имуществе, обязательствах организации
и их движении путем сплошного, непрерывного
и документального учета всех хозяйственных
операций;
б) объектами бухгалтерского учета являются
имущество организаций, их обязательства
и хозяйственные операции, осуществляемые
организациями в процессе их деятельности;
в) основными задачами бухгалтерского
учета являются:
Организация для осуществления постановки
бухгалтерского учета, руководствуясь
законодательством Российской Федерации
о бухгалтерском учете, нормативными актами
Министерства финансов Российской Федерации
и органов, которым федеральными законами
предоставлено право регулирования бухгалтерского
учета, самостоятельно формирует свою
учетную политику, исходя из своей структуры,
отраслевой принадлежности и других особенностей
деятельности.
Ответственность за организацию бухгалтерского
учета в организации, соблюдение законодательства
при выполнении хозяйственных операций
несет руководитель организации.
Руководитель организации может в зависимости
от объема учетной работы:
а) учредить бухгалтерскую службу как
структурное подразделение, возглавляемое
главным бухгалтером;
б) ввести в штат должность бухгалтера;
в) передать на договорных началах ведение
бухгалтерского учета централизованной
бухгалтерии, специализированной организации
или бухгалтеру-специалисту;
г) вести бухгалтерский учет лично.
Случаи, предусмотренные в подпунктах
"б", "в" и "г" настоящего
пункта, рекомендуется применять в организациях,
относящихся по законодательству Российской
Федерации к субъектам малого предпринимательства.
Принятая организацией учетная политика
утверждается приказом или иным письменным
распоряжением руководителя организации.
При этом утверждаются: