Современная банковская система России основные тенденции и перспективы развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2013 в 16:51, дипломная работа

Описание работы

Банковская система, будучи одним из важнейших звеньев рыночной экономики, оказывает огромное, разностороннее воздействие на жизнедеятельность общества в целом. Она не только обеспечивает механизм межотраслевого и межрегионального перераспределения денежного капитала, но и является ключевым элементом расчетного и платежного механизмов хозяйственной системы страны.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Банковская система РФ, ее сущность, функции и структура
1.1 Понятие и признаки банковской системы
1.2 Правовой статус и функции Центрального Банка РФ
1.3 Деятельность кредитных организаций
Глава 2. Анализ деятельности банков России
2.1 Анализ деятельности Центрального Банка РФ
2.2 Анализ деятельности кредитных организаций
Глава 3 Проблемы и задачи развития и функционирования банковской системы России
3.1 Кризис ликвидности в российских банках
3.2 Проблемы банковской системы и пути их решения
Заключение
Список используемых источников и литературы
Приложение

Файлы: 1 файл

шын.doc

— 1.46 Мб (Скачать файл)

 

 

Таблица 2

Структура активов банковского  сектора России (на конец месяца), в % к итогу

 

Этот резерв можно рассматривать  как своеобразную подготовку к масштабным погашениям внешних займов в 2009 г. По данным Банка России, банковский сектор должен выплатить в текущем году около 60 млрд. долл. в счет погашения основного долга и процентных платежей по внешним займам.

Однако расценивать прирост  иностранных активов банков исключительно как увеличение валютных резервов банковского сектора было бы ошибочным. В конце года резко вырос объем валютных счетов и депозитов корпоративных клиентов, увеличившись за последние месяцы 2008 г. на 35 млрд. долл. Таким образом, почти 50%-ный рост валютных резервов банков был обусловлен наращиванием валютных сбережений их корпоративных клиентов. В этом случае банковские валютные резервы имеет смысл рассматривать как совокупные валютные резервы негосударственного сектора экономики (без учета наличной иностранной валюты).

Дополнительно, в конце 2008 г. население  увеличило депозиты в иностранной  валюте на 10 млрд. долл. (напомним, что  население не имеет внешней задолженности). Тогда совокупный запас банковского  и нефинансового секторов для внешних платежей составлял на начало 2009 г. 50–55 млрд. долл. Суммарно весь негосударственный сектор должен выплатить в 2009 г. по внешним займам более 150 млрд. долл. (130.6 млрд. долл. основного долга и 21.9 млрд. долл. процентных платежей). И в этом случае покрытие предстоящих выплат имеющимися резервами составляло около 30%, что далеко от стопроцентного Добавим, что накапливание валютной ликвидности в конце 2008 г. – начале 2009 г. было вынужденной мерой.

Во-первых, как уже отмечено выше, резко возрос объем средств на валютных счетах клиентов. Увеличение внутренних ресурсов в иностранной валюте превысило объем погашений внешних займов, и банки были вынуждены нарастить объем валютных активов только для того, чтобы сохранить сбалансированность валютной позиции.

Во-вторых, резко сузились возможности  размещения валютных активов внутри страны (Таблица2). Девальвация рубля значительно сократила возможности клиентов банков обслуживать свои валютные обязательства. Только за второе полугодие 2008 г. курс доллара к рублю (и, соответственно, рублевый эквивалент долларовых инструментов) вырос более чем на 25%. В таких условиях клиенты банков, имеющие преимущественно рублевые доходы (большинство населения и компании, ориентированные на внутренний рынок), предъявляют спрос главным образом на кредиты в рублях. Банки, в свою очередь, также заинтересованы в сохранение платежеспособности заемщиков. Можно привести в качестве примера ряд крупнейших банков, предложивших своим клиентам переоформить валютные ипотечные кредиты в рублевые. В результате рост иностранных активов был для банков единственной возможностью застраховаться от валютных рисков.

В текущем году развитие банковского  сектора во многом будет определяться теми же факторами: динамикой курса  рубля и политикой государства в данной сфере. До стабилизации обменного курса и, что важно, стабилизации девальвационных ожиданий перейти к устойчивому наращиванию кредитов экономике возможно только директивными методами. В условиях, когда большинство клиентов сберегают свои средства исключительно в иностранной валюте, банковское кредитование связано с повышенными рисками. Рост рублевых активов предполагает повышенные валютные риски для банковской системы, а кредитование в иностранной валюте усиливает риски неплатежеспособности заемщиков.

С этой точки зрения наиболее важным элементом государственной политики в ближайшей перспективе здесь  будет обеспечение если не стабильного  обменного курса рубля, то хотя бы прозрачного для участников рынка  механизма его формирования. В  текущей ситуации данное требование выражается в способности Банка России не только удержать курс рубля к бивалютной корзине в пределах объявленного коридора, но и убедить большинство участников рынка в том, что он может осуществить это намерение.

    1. Проблемы банковской системы и пути их решения

 

Выше были приведены показатели, позитивно характеризующие деятельность банков за последние годы. Но есть, конечно, и проблемы. Их можно выделить несколько главных. Самая главная, по – моему, состоит в том, что при таком хорошем, вроде бы, росте банковской системы, её уровень и удельный вес по отношению к ВВП, потребностям нашего отечественного производства и экономики далеко недостаточны. Возьмём наиболее понятный на слуху показатель – кредиты, - в крупных рыночно развитых странах, как правило, объём выданных кредитов банков даже превышает объём ВВП, то есть, кредиты активно работают в производстве, экономике и являются важнейшими источниками, двигающими экономику вперёд. У нас же, при хорошей динамике роста кредитов, их удельный вес по отношению к ВВП составляет лишь 18%. Это, безусловно, мало. Поэтому многие предприятия ищут деньги, которые не могут получить у наших банков в силу их слабости.

Вторая проблема, - это низкая капитализация банков. На декабрь 2008 года, доля капитала банков по отношению к ВВП составляет примерно 6%. Хотя это и больше по сравнению с тремя прошлыми годами, когда данный показатель равнялся 4%, но это крайне недостаточно. Поэтому рост ресурсной базы и капитализации банков должны стать первейшей задачей нашей банковской системы.

Другая проблема связана с конкуренцией на российском банковском рынке с  иностранными банками, прежде всего, в  контексте возможного присоединения  к ВТО и еще большей открытости, а так же в условиях либерализации  валютного законодательства. Здесь действует прогноз Михаила Касьянова, о том, что 90% российских банков не могут выдержать конкуренции с иностранными банками. Конечно, речь не идет о том, что российские банки разорятся, обанкротятся, и так далее, речь идет о том, что они могут маргинализоваться как универсальные банки и выживут только в случае, если найдут какую-то нишу по выполнению отдельных функций кредитных организаций. То ли будут расчетно-кассовыми, казначейскими центрами крупных компаний или финансово-промышленных групп. То ли будут обслуживать население в конкретном регионе, своего рода сберегательные кассы, строительные общества в случае обслуживания накопительных схем жилищного строительства. Может произойти распределение по более мелким нишам. При том, что конкуренцию как универсальные банки может выдержать действительно ограниченное число, скажем, 10-15-20%, можно обсуждать, но понятно, что это число не столь велико. Поэтому основной проблемой российской банковской системы является консолидация и повышение надежности, это во-первых, и во-вторых, не дожидаясь этой повышенной конкуренции, многие кредитные организации должны разойтись по тем нишам, где они могут предъявить свои конкурентные преимущества, выполняя лишь отдельные функций, в том числе даже не являясь банками, а лишь кредитными банковскими учреждениями. Тогда конкуренция с иностранными банками, которые даже без снятия такого ограничения, как право на открытие филиалов, уже сейчас при дочерних структурах активно работают в России, будет не так страшна. Кроме того, иностранные банки ищут возможности расширения сетей и набора банковских услуг. Если российские банки это сделают, тогда такая конкуренция не будет неожиданной для них, и они не будут впопыхах принимать те или иные решения. Думаю, что надо в рамках документов денежно кредитной политики провести эти меры. В частности упрощать процедуры слияния и поглощения банков, нормативными требованиями подталкивать банки к слияниям и поглощениям, к консолидациям. Все это должно делаться не через количественные показатели, в том числе размер капитала и так далее, хотя и здесь это не помешает, но, прежде всего, через нормативы достаточности капитала, через другие параметры надежности банков.

Есть и такие, уже ставшими традиционными, темы, как создание бюро кредитных историй из баз данных банков, из баз надежности заемщиков, как система страхования вкладов, в которой будут участвовать все банки на равных, включая Сберегательный банк. Это все позволяет рассчитывать на консолидацию и реструктуризацию банковской системы. Позволяет снять опасения, которые возникают в связи с большой открытостью российской экономики и банковской сферы, в частности.

Меры для укрепления банковского  сектора можно условно сгруппировать  по семи направлениям.

1. Монетарные меры 

Установленный в январе 2009 г. коридор колебаний рубля к бивалютной корзине соответствует расчетному уровню поддержки и, вероятно, обеспечивает при текущих макроэкономических параметрах определенное равновесие. Основная задача государства сейчас – подтвердить твердые намерения по поддержанию адекватного курса рубля и обеспечить его стабильность.

Кроме того, представляется необходимым снизить ставку рефинансирования до 8 – 10%. Это позволит повысить доступность кредитов для предприятий и населения, и как результат, стимулировать производство и внутренний спрос, снизить уровень дефолтов заемщиков. В противном случае мы можем получить и высокую инфляцию и сведем к минимуму внутренний спрос и экономическую активность в реальном секторе. Снижение ставки центральными банками во время кризиса является стандартной мировой практикой.

2. Повышение капитализации банковской  системы 

Мерами в данном направлении  могут быть: введение нулевой ставки налога на прибыль в случае ее реинвестирования в собственный капитал банка, освобождение от налогообложения части прибыли инвесторов, направляемой на формирование уставного капитала банков, законодательное упрощение регулирования капитала банков.

3. Консолидация банковского сектора 

Это направление призвано повысить устойчивость банковской системы и ее способность решать задачи по финансовому обеспечению отечественных производителей. В данном направлении положительную роль может сыграть механизм предоставления капитала крупнейшим банкам (в том числе частным) для приобретения неплатежеспособных банков в дополнение к долговому финансированию, предоставляемому Агентству по страхованию вкладов (АСВ). Также необходимо повысить требования к минимальному размеру собственных средств (капитала) для кредитных организаций, усовершенствовать процедуру реорганизации кредитных организаций и упростить процедуры их банкротства. Именно с этой целью государство увеличивает с 1 января 2010 года минимальный уставной капитал для банков до 90 миллионов рублей, а с 2012 года - до 180 миллионов рублей.

4. Формирование базы пассивов банков за счет источников внутреннего рынка

Учитывая острую потребность банков в формировании базы пассивов, следует принять следующие меры:

• обеспечение предсказуемости условий предоставления беззалоговых кредитов Банка России и снижение их стоимости;

• увеличение размера гарантий по вкладам физических лиц как минимум  до 3 млн руб. Непринятие такой меры грозит уходом крупнейших частных депозиторов в более защищенные банковские системы мира;

• страхование средств юридических  лиц в банках;

• законодательное закрепление  возможности открытия безотзывных  вкладов – данный законопроект уже  внесен на рассмотрение в Государственную  думу Федерального собрания Российской Федерации;

• предоставление муниципальным образованиям, бюджеты которых дотируются не более чем на 20%, права размещать свои средства на депозитах в коммерческих банках (данный законопроект уже внесен в Государственную думу);

• обеспечение участия пенсионных накоплений в фондировании банков.

5. Расширение спектра государственных  гарантий

Государственные гарантии – одно из важнейших направлений укрепления отечественной банковской системы. Объектами защиты с помощью государственных гарантий должны быть не только предприятия, но и граждане. Эти меры должны способствовать повышению внутреннего спроса, снижению панических настроений и негативных социальных последствий. Использование государственных гарантий может быть реализовано за счет:

• поддержки внутреннего спроса через финансирование программ по приобретению населением товаров длительного пользования (посредством субсидирования процентных ставок по кредитам и частичной компенсации стоимости товара);

• включения 30 – 50 крупнейших банков в программу кредитования инфраструктурных, стратегических проектов, предприятий  малого и среднего бизнеса на конкурсной основе под гарантии государства;

• покрытия обязательств перед банками  тех граждан, которые потеряли возможность  обслуживать кредиты (в том числе  ипотечные) в результате кризиса.

В специальной поддержке нуждается Агентство по ипотечному жилищному кредитованию (АИЖК) как организация, отвечающая за стимулирование первичного спроса. От работы Агентства во многом зависит существование ипотечного рынка, а значит, и строительной отрасли в целом. Представляется необходимым увеличить капитал АИЖК на 60 млрд. руб. (в дополнение к 66 млрд. руб., выделенным в 2008 г.).

Агентство по страхованию вкладов  сейчас выполняет важные функции  по обеспечению стабильности депозитной базы и осуществляет поддержку санации  банковской системы. Следует, на наш взгляд, увеличить капитал АСВ на 100 млрд. руб. (в дополнение к выделенным средствам в размере 266 млрд. руб.).

6. Упорядочение рынка проблемных  активов 

Важным условием укрепления банковского  сектора является упорядочение рынка проблемных активов. В первую очередь, необходимо сформировать единую систему классификации проблемных активов, а затем обеспечить вывод с помощью государства проблемных активов с балансов банков и создать единую площадку для торговли ими.

Для облегчения доступа банков к публичной финансовой информации было бы целесообразно создать Государственное бюро финансовой информации по банкам и корпоративным клиентам банков на базе Банка России.

Кроме того, необходимы меры в области  учета и распоряжения имуществом: формирование единой системы учета (регистрации) залога движимого имущества, создание механизма обязательного ареста имущества должников по искам банков, ввод упрощенного порядка судебного рассмотрения споров, связанных со взысканием задолженности по кредитным договорам и обращением взыскания на заложенное имущество. Также необходимо обеспечить возможность погашения требований банков за счет заложенного имущества, минуя процедуру банкротства.

7. Повышение прозрачности и технологичности  банковской системы 

Открытость и высокая эффективность российского банковского сектора – обязательные условия успешной работы в рамках глобальной экономики. К мерам, направленным на повышение инвестиционной привлекательности и конкурентоспособности банковского сектора, можно отнести:

• установление для 30 – 50 крупнейших банков обязательной подготовки отчетности в полном соответствии с МСФО на ежеквартальной основе;

• введение дифференцированной системы  надзора за банками;

• передачу контрольных функций Роспотребнадзора в области потребительского кредитования Банку России;

• разработку Банком России специальных  нормативных актов для банков по риск-менеджменту;

• переход на электронный формат подачи отчетности банков;

• совершенствование законодательства в области регулирования технологий дистанционно-банковского обслуживания клиентов. В частности, следует разрешить банкам открывать новые счета (вклады) физических лиц без их личного присутствия, с использованием технологий дистанционного банковского обслуживания.

В ближайшее время банкам сделают предложение, которое поможет им расстаться с валютой и решить проблему внешних долгов. Внешэкономбанк (ВЭБ) начинает выпуск валютных облигаций, сообщил председатель ВЭБа Владимир Дмитриев на совещании по антикризисным мерам в Счетной палате.

Решение Федеральной службы по финансовым рынкам (ФСФР) о валютных облигациях - на выходе. Облигации, по словам главы ВЭБа, помогут стерилизовать излишки валютной ликвидности, накопленные коммерческими банками. С другой стороны, полученная таким образом валюта может быть использована на рефинансирование внешней задолженности предприятий. Специально на эти цели ВЭБу было выделено 50 миллиардов долларов из международных резервов Центробанка. Но поскольку банки накопили избыточные валютные "запасы", на поддержку компаний резервы решили не тратить. Кроме того, облигации могут использоваться банками в качестве залога при получении рублевых кредитов ЦБ.

Информация о работе Современная банковская система России основные тенденции и перспективы развития