Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2013 в 21:53, статья
В статье рассматриваются место международных стандартов аудита в системе нормативного регулирования Российской Федерации на сегодняшний день, а также перспективы сближения отечественной и международной систем аудиторских стандартов.
Актуальность сопоставления российских и международных стандартов обусловлена усилением общемировых интеграционных процессов, которые сопровождаются, с одной стороны, конвергенцией стандартов аудиторской деятельности, а с другой - желанием каждой страны защитить национальные интересы, в том числе с помощью усиления конкурентоспособности своих предприятий на мировом рынке.
ПОВОЛЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ СЕРВИСА
Кафедра «Бухгалтерский учет, анализ и аудит"
Индивидуальная работа
по Международным стандартам аудита
на тему : « Современные проблемы организации аудита в условиях перехода на МСА»
Работу выполнил студент
группы Б-501
Яковлева Евгения
проверил
доц. Медведева Е.В.
Тольятти 2012
В статье рассматриваются место международных стандартов аудита в системе нормативного регулирования Российской Федерации на сегодняшний день, а также перспективы сближения отечественной и международной систем аудиторских стандартов.
Актуальность сопоставления
российских и международных стандартов
обусловлена усилением
Высокоразвитые в сфере аудита страны - Канада, Великобритания, Ирландия, США - лишь принимают к сведению положения Международных стандартов аудита (МСА). В свою очередь, такие страны, как Австралия, Бразилия, Индия и Голландия, разрабатывают на их основе национальные стандарты аудита. Другие же страны, такие как Малайзия, Нигерия, Фиджи и другие, применяют МСА в качестве национальных. Российская Федерация самостоятельно разрабатывает правила (стандарты) аудиторской деятельности на основе МСА.
По мнению кандидата экономических наук М.Е. Василенко, доцента кафедры бухгалтерского учета и аудита Института международного бизнеса и экономики Владивостокского государственного университета экономики и сервиса, для повышения конкурентоспособности отечественного аудита предстоит решить еще немало задач [2]. Одна из них - стандартизация аудиторской деятельности. МСА занимают основное место при решении этой проблемы.
МСА имеют немаловажное значение для российских аудиторов, так как многие российские предприятия, ориентированные на зарубежных инвесторов, нуждаются в проведении аудиторских проверок. Цель инвестирования состоит в поиске такого способа вложения средств, в результате которого обеспечивался бы желаемый уровень доходности и риск был минимальным. Бухгалтерская отчетность - это основной документ, отражающий состояние и результаты финансово-хозяйственной деятельности предприятия.
Потенциальные инвесторы заинтересованы в достоверности бухгалтерской отчетности. Следовательно, необходимо составлять бухгалтерскую отчетность, используя правила, которые известны и понятны западным инвесторам. Также следует осуществлять аудиторские проверки с применением действующих на Западе методов и процедур с целью подтверждения достоверности проверяемой бухгалтерской отчетности.
Помимо иностранных инвесторов в достоверной отчетности российских предприятий и в основательном ее аудите должны быть заинтересованы и российские инвесторы. Исходя из этого, можно сделать вывод о необходимости сближения отечественной и международной систем аудиторских стандартов.
Однако существуют противники данной точки зрения, по мнению которых характерные особенности Российской Федерации и существующий на данный момент уровень ее экономического развития делают неразумным, нерациональным использование в нашей стране МСА или основанных на них национальных стандартов. Отчасти это верно, так как для большого числа клиентов наиболее важное значение имеют налоговые проверки и отыскание путей наилучшей организации системы налогообложения, чем в простом подтверждении достоверности отчетности.
Развитие стандартов бухгалтерского и финансового учета оказывает серьезное влияние на эволюцию стандартов аудита. Более того, как отмечает М.Е. Василенко, внедрение в российскую практику МСА зависит от применения в учетной практике Международных стандартов финансовой отчетности (МСФО). Это находит свое отражение в содержании документов, созданных с целью согласования российского бухгалтерского учета и аудита с международными стандартами.
Реализация данного процесса согласования производится по определенным планам, в которых учитываются все основные направления дальнейшего развития бухгалтерского учета и отчетности. При этом изменения в бухгалтерском учете и отчетности, включая процесс перехода на МСФО, осуществляются не резко, а постепенно, поэтапно, учитывая потребности и готовность профессиональной и иной заинтересованной общественности, а также органов государственной власти.
В целях реализации Концепции
развития бухгалтерского учета и
отчетности в Российской Федерации
уже внесены изменения в
- введен обязательный
аудит консолидированной
- введены единые
- разработаны единые подходы к содержанию, формам и методам контроля качества работы аудиторских организаций и аудиторов.
Проблемы внедрения
международных стандартов
- трудность перевода
разработанных стандартов на
другие языки. Необходимо устан
- сложность содержания стандартов и их структура;
- частота, объем и сложность изменений, вносимых в стандарты;
- трудность использования малыми и средними аудиторскими, а также бухгалтерскими фирмами;
- потенциальная нехватка знаний у тех, кто должен применять стандарты;
- в российском законодательстве МСА не привязаны к системе правового регулирования.
Формально данные стандарты не только не имеют какой-либо юридической силы, но даже и не обозначены в законодательстве.
На базе МСА разрабатываются национальные стандарты. Некоторые страны приняли решение не осуществлять разработку собственных стандартов, а применять МСА в качестве национальных.
Как считает кандидат экономических наук, доцент С.А. Исакова, заведующая кафедрой бухгалтерского учета и аудита Таразского государственного университета им. М.Х. Дулати (Республика Казахстан), переход на МСФО качественно повышает необходимый уровень эффективности аудита и требует наличия высокой профессиональной подготовки аудиторов, позволяющей соответствовать требованиям аудиторских стандартов [3].
Для того чтобы пользователи бухгалтерской отчетности имели достаточно достоверную информацию о деятельности соответствующих организаций, необходимо совершенствовать:
- национальные стандарты
- методологию осуществления
Для целей развития и регулирования
аудиторской деятельности необходимо
также совершенствовать методику аудита,
аудиторские стандарты и
Для оценки неотъемлемого риска аудитор использует профессиональное суждение, с тем чтобы оценить следующие факты:
а) на уровне финансовой отчетности:
- честность руководства клиента;
- опыт и знания руководства клиента, а также изменения в его составе в течение периода;
- необычное давление на
- характер бизнеса клиента;
- факторы, влияющие на отрасль, в которой клиент осуществляет деятельность;
б) на уровне сальдо счета и классов операций:
- счета финансовой отчетности, которые могут быть подвержены искажениям;
- сложность операций и прочих событий, которые могут потребовать привлечения экспертов;
- степень суждения вовлеченного в определение сальдо счетов;
- подверженность активов
- завершение необычных и
- операции, которые не
подвергаются обычным
Системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля не могут обеспечить руководству доказательства того, что цели достигнуты вследствие присущих им ограничений. Эти ограничения включают:
- требование руководства, чтобы затраты, связанные с внутренним контролем, не превышали ожидаемой выгоды, которая должна быть получена;
- направленность внутреннего
контроля больше на
Потенциальная возможность допущения ошибки по причине небрежности, рассеянности, ошибок в суждении и неправильного понимания инструкций;
- возможность обойти
внутренний контроль путем
- возможность того, что лицо, отвечающее за внутренний контроль, может злоупотреблять такой ответственностью;
- возможность того, что
процедуры могут стать
Применение обсужденных и утвержденных на международном уровне стандартов аудиторской деятельности, по мнению доктора экономических наук, профессора, заслуженного экономиста Российской Федерации А.Е. Суглобова, начальника кафедры экономического анализа, финансов и статистики Московского университета МВД России, способствует усилению финансовой прозрачности российских компаний и привлечению иностранных инвесторов [4].
Сравнение международных и отечественных стандартов аудита особенно важно для уяснения основных моментов порядка его проведения и формирования профессионального мнения аудитора о достоверности финансовой отчетности, а также для формулирования предложений по совершенствованию действующего российского законодательства по аудиту.
С изменением международной экономической ситуации стандарты аудита подлежат систематическому пересмотру в целях максимального удовлетворения потребностей пользователей информации, содержащейся в бухгалтерской (финансовой) отчетности.
Проводя сравнение МСА и разработанных отечественных стандартов, можно выделить несколько групп:
- российские правила (стандарты), имеющие аналоги среди МСА;
- российские правила (стандарты), имеющие существенные отличия от МСА;
- российские правила (стандарты), не имеющие аналогов в системе МСА;
- международные стандарты, не имеющие аналогов в системе российских стандартов аудита.
А.Е. Суглобов полагает, что имеющиеся расхождения МСА и российских стандартов обусловлены следующими аспектами:
- различиями в подходах к аудиту. В отличие от российских правил (стандартов) аудита в МСА более четко закреплены цели аудита, а не его задачи и содержание. Следует отметить, что цели сформулированы с учетом целей международных стандартов бухгалтерского учета, т.е. повышения прозрачности финансовой отчетности под страхом потери деловой репутации;
- формальными различиями (стиль и оформление документов);
- подробностями изложения;
- практическими примерами и т.п.
С принятием Федерального закона от 30.12.2008 N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности" был сделан первый шаг на пути осознания значения МСА в Российской Федерации. В пп. 2 п. 1 ст. 7 данного Закона указывается, что федеральные стандарты аудиторской деятельности разрабатываются в соответствии с МСА являются обязательными для аудиторских организаций, аудиторов, а также саморегулируемых организаций аудиторов и их работников.[1]
Кроме того, перед аудиторским сообществом в Российской Федерации (как и в других странах) остро стоит ряд проблем адаптации МСА, определенных в ходе исследований Питера Вонга:
- разработанные стандарты нелегко переводить на другие языки. Необходимо установить процедуру, с помощью которой при разработке высококачественных стандартов учитывались бы потребности неанглоговорящих пользователей;
- сложность и структура стандартов;
- частота, объем и сложность изменений, вносимых в стандарты;
- трудность использования малыми и средними предприятиями, а также бухгалтерскими фирмами;
- потенциальная нехватка знаний у тех, кто должен применять стандарты;
- недостаточное понимание
значения термина "
Информация о работе Современные проблемы организации аудита в условиях перехода на МСА