Специфика ПК и организации учета в ней

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2013 в 08:53, доклад

Описание работы

ПК – некоммерческая организация, осуществляющая коммерческую деятельность. Это определяет специфику формирования ее собственных средств, ее деятельности. В ПК насчитывается около 14 млн. членов пайщиков, то есть это общественно массовая социально-ориентированная организация, которая занимается многоотраслевой деятельностью.

Файлы: 1 файл

Специфика ПК и организации учета в ней.docx

— 25.55 Кб (Скачать файл)

Специфика ПК и  организации учета в ней

ПК – некоммерческая организация, осуществляющая коммерческую деятельность. Это определяет специфику формирования ее собственных средств, ее деятельности. В ПК насчитывается около 14 млн. членов пайщиков, то есть это общественно массовая социально-ориентированная организация, которая занимается многоотраслевой деятельностью. У нее более 30 видов деятельности. Основные: торговля, общественное питание, закупочная деятельность. В ПК имеется более 50 тыс. действующих магазинов с общей S=3,2 млн. км. Торговая  ПК обслуживает около 60% сельского населения. Имеют свои оптово распределительные центры практически в каждом регионе, а именно более 100 действующих торговых баз и 3,5 тыс. складов. В сельских местностях магазины ПК являются центрами общественной жизни.

Особенности кооперативной торговли:

  1. В большинстве регионов магазины либо не интегрированы вообще, либо объединены на уровне административных районов, практически отсутствуют торговые сети.
  2. Большинство магазинов имеют не большую площадь.
  3. Большое количество убыточных магазинов, расположенных в населенных пунктах (численность до 100 чел.), эти магазины зачастую имеют исключительно социальный характер и являются экономически не эффективными.
  4. Многие торговые точки находятся на значительном удалении от возможных распределительных центров.

Основное звено ПК это  ПО.

ПО – одна из форм не коммерческих организаций, под которой понимается добровольное объединение граждан и (или) юридических лиц, созданное по правилам, по территориальному признаку, на основе членства, путем объединения его членами имущественных паевых взносов, для торговой, заготовительной, производственной и иной деятельности в целях удовлетворения материальных и иных потребностей его членов.

Правовые вопросы ПК регулируются ГК, Законом РФ «О ПК (ПО, их союзов) в РФ» 1992 года с изменениями от 23.05.12.

В систему ПК также входят союзы ПО. Кроме того ПО для выполнения своих уставных целей могут создавать хозяйственной общество, медицинские, образовательные и иные учреждения, филиалы и представительства, могут быть участниками хозяйственных обществ, кооперативов, вкладчиками товаров на вере.

Эти хозяйственные общества, созданные ПО являются уже коммерческими организациями. Имущество ПО распределяется по долям, вкладами между пайщиками и работниками по трудовому договору. А имущество за хозяйственными обществами и иными учреждениями, созданными ПО закрепляются на праве оперативного управления. Нижестоящие организации, входящие в союз уплачивают ему взнос для покрытия расходов союза и осуществления его уставной деятельности.

Источниками собственных  средств в ПО являются паевые взносы пайщиков, доходы от предпринимательской  деятельности как самого ПО, так  и организаций созданных им, доходы от размещенных собственных средств  в банках, ценные бумаги и иные источники не запрещенные законодательством.

При приеме в члены пайщик должен уплатить паевой и вступительный взнос. Вступительный взнос – не возвращается, он предназначен для покрытия расходов по вступлению пайщиков в кооператив. На паевые взносы начисляются кооперативные выплаты за счет доходов ПО в размерах определяемых общим собранием пайщиков, но не более 20% от доходов. Кооперативные выплаты часть доходов ПО, распределяемые между пайщиками пропорционально их участию в хозяйственной деятельности или их паевым взносом, если иное не предусмотрено уставом ПО.

Участие в хозяйственной  деятельности ПО – приобретение товаров  в ПО, пользование его услугами, поставки сельскохозяйственной продукции ПО и иное участие в хозяйственных операциях в качестве потребителя или поставщика.

Государственные органы и  органы местного самоуправления не вправе вмешиваться в хозяйственную, финансовую и иную деятельность ПО и их союзов за исключением случаев, предусмотренных законами РФ. Взаимоотношение органов власти и организаций ПК определяются соглашениями, неотъемлемой частью которых должны быть перечень организаций ПК. Таким образом, кооперативные организации, как и все некоммерческие организации, обязаны в соответствии с законом «О б/у» вести б/у, однако, его ведение в КО отличается спецификой, определяемой их статусом как некоммерческих организаций, многоотраслевой деятельностью, наличием разных режимов НО, спецификой формирования собственных средств. Все это накладывает отпечаток на б/у, определяя особенности его организации в ПК.

Организация б/у – совокупность условий и элементов (слагаемых) построения учетного процесса в организации с целью получения своевременной, полной, достоверной информации о ее деятельности и осуществления контроля за нею.

Основными слагаемыми этой системы являются:

    • первичные документы;
    • учетные регистры;
    • инвентаризация;
    • рабочий план счетов;
    • форма автоматической обработки информации;
    • состав и формы б/у;
    • должностные инструкции.

Все эти элементы находят  отражение в учетной политике. Специфика учетной политики определяется для кооперативных организаций следующим:

  1. б/у ведется бухгалтерией, возглавляемой главным бухгалтером, который в ПО подчиняется председателю совета. Должностные инструкции должны составляться отдельно на каждого бухгалтера. В положениях о бухгалтериях определяется статус подразделений, их права и обязанности. Как правило в ПО централизованный принцип построения б/у. то есть, весь б/у сосредоточен в бухгалтерии района. Децентрализованная организация б/у встречается лишь в районах ПС и если в организациях выделяются на отдельный баланс какие – то подразделения;
  2. как некоммерческая организация ПО не начисляет в б/у амортизацию ОС, амортизацию НМА, не проводит их переоценку;
  3. наличие разных режимов НО определяет особые подходы к формированию учетной политики для целей НО;
  4. специфика формирования средств и деятельности ПК определяет особенность построения рабочего плана счетов:
    • к счету 80 отдельный субсчет «Паевой фонд»;
    • к счету 75 – «Расчеты по паевым взносам» и «Расчеты п кооперативным выплатам»;
    • к счету 83 – «субсидии по вкладам созданных фондов»;
    • к счету 86 у получающей организации должен открываться отдельный субсчет: в союзах – «Регулярные взносы», ПО – «Вступительные взносы пайщиков»;
    • на счете 26 отдельный субсчет «Расходы по некоммерческой (уставной) деятельности».

В последние годы происходят кардинальные изменения в б/у. Все они направлены на переход на МСФО. В частности:

  1. были приняты новые ПБУ 8/2010, 12/2010, вступившие в силу с 2011. Кроме того были утверждены в 2011 ПБУ 23 и 24;
  2. были внесены значительные изменения в положения по ведению б/у и б/о в РФ, вступившие в силу с 2011, в частности эти изменения касаются расходов и доходов будущих периодов и формирования резервов по сомнительным долгам. А именно, счета 97 и 98 сохранены в плане счетов б/у, но учитываться такие доходы и расходы будут на этих счетах лишь только в случаях напрямую предусмотренных соответствующими ПБУ (2/08, 14/07, 13/00). Ранее все организации понимали это как право создавать или не создавать резервы по сомнительным долгам, теперь с 2011 года это не право, а обязанность всех организаций. В учетной политике они должны предусматривать только порядок формирования этих резервов;
  3. были внесены изменения во многие действующие ПБУ;
  4. обсуждаются разработанные и проекты новых ПБУ по учету ОС, по учету запасов, аренды, вознаграждения за труд, доходов;
  5. внесены некоторые изменения в порядок ведения учета кассовых операций в соответствии с положениями о порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетами Банка России на территории РФ утверждённым ЦБ РФ от 12.10.11 373п;
  6. с 2012 на территории РФ признаны МСФО и разъяснения к ним в соответствии с постановлением правительства и приказами МФ по этому вопросу (постановление правительства РФ от 25.02.2011 107);
  7. принят план МФ на 2012-2015 по развитию б/у и б/о в РФ на основе МСФО, утвержденный приказом МФ от 30.11.11 440;
  8. с 2013 года вступил в силу новый закон «О б/у» от 6.12.11 №402фз.

Ранее действующий закон  «О б/у» просуществовал более 16 лет. Принятие нового закона было обусловлено необходимостью привития законодательства о б/у в соответствии с изменяющимися экономическими условиями деятельности экономических субъектов для формирования и раскрытия надежной и полезной информации о финансовых положениях этих субъектов, измененных в этом финансовом положении и финансовом результате их деятельности. Таким образом, новое законодательство теперь в качестве приоритета провозглашает интерактивных пользователей б/о, что и должно улучшить инвестиционный климат в РФ.

Цель  нового закона:

  • установление единых требований в б/у, в том числе к б/о;
  • создание правого механизма регулирования б/у.

Новый закон дает новое  понятие б/у. в соответствии с  новым законом б/у – формирование документированной систематической информации об объектах предусмотренных законом о б/у в соответствии с требованиями установленными этим законом и составление на ее основе б/о. Сфера действия закона о б/у: в новом законе широко и подробно прописаны организации и случаи, на которые распространяется действие закона.

Действие  закона распространяется на следующие  лица:

  1. коммерческие и некоммерческие организации;
  2. государственные органы, органы местного самоуправления, государственные внебюджетные фонды, организации управления территориальными внебюджетными фондами;
  3. ЦБ РФ;
  4. ИП, адвокаты, нотариусы, другие лица, занимающиеся частной практикой;
  5. находящиеся на территории Российской Федерации филиалы, представительства и иные структурные подразделения организаций, созданных в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, их филиалы и представительства, находящиеся на территории Российской Федерации, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации;
  6. применяется при ведении бюджетного учета активов и обязательств Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, операций, изменяющих указанные активы и обязательства, а также при составлении бюджетной отчетности;
  7. при ведении доверительным управляющим бухгалтерского учета переданного ему в доверительное управление имущества и связанных с ним объектов бухгалтерского учета, а также при ведении, в том числе одним из участвующих в договоре простого товарищества юридических лиц, бухгалтерского учета общего имущества товарищей и связанных с ним объектов бухгалтерского учета;
  8. при ведении бухгалтерского учета в процессе выполнения соглашения о разделе продукции, если иное не установлено Федеральным законом от 30 декабря 1995 года N 225-ФЗ "О соглашениях о разделе продукции".

Из  общего правил есть исключения, в соответствии со статьей 6 б/у могут не вести:

  1. ИП, если они ведут учет доходов и расходов и иных объектов НО в соответствии с НК РФ;
  2. Находящиеся на территории РФ филиалы, представительства и иные структурные подразделения иностранных организаций, если они ведут учет доходов, расходов и иных объектов НО в соответствии с НК РФ.

Послабления сделаны и  для организаций получивших статус

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Специфика ПК и организации учета в ней