Способы ведения бухгалтерского учета на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2013 в 14:18, реферат

Описание работы

В настоящее время организациям предоставлено право самим выбирать форму бухгалтерского учета. На основе рекомендуемых форм они могут разрабатывать свои оригинальные формы, совершенствовать учетные регистры и создавать программы регистрации и обработки при соблюдении общих методологических принципов, а также технологии обработки учетной информации. Решение о выборе соответствующей формы бухгалтерского учета принимает руководитель организации. Применяемая организацией форма бухгалтерского учета указывается в учетной политике организации.
В настоящей работе рассматриваются основные способы (формы) ведения бухгалтерского учета на предприятии.

Содержание работы

Введение
1. Мемориально-ордерная форма учета
2. Журнально-ордерная форма учета
3. Автоматизированная форма учета
4. Упрощенная форма учета
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

буч 4.docx

— 38.64 Кб (Скачать файл)

Хозяйственные операции записываются в журналы-ордера по мере их совершения и оформления документами. Поэтому систематическая  запись в журналах является одновременно и хронологической записью. Необходимость  ведения специальных хронологических  регистров при данной форме учета  отпадает. Не составляются и мемориальные ордера, поскольку все показатели записываются в журналах в разрезе  корреспондирующих счетов.

Для сверки правильности записей в журналах-ордерах  подсчитывают общий итог по кредиту  счета и записывают его в журнал непосредственно из документов. Полученный итог сверяют с выведенными в  отдельных графах журнала итогами  по дебетуемым счетам. Такая сверка делает излишним составление оборотных  ведомостей по журналу, в которых  синтетический учет совмещается  с аналитическим.

Оборотные ведомости составляются лишь по тем  счетам, в которых аналитический  учет ведется самостоятельно. Проверенные  месячные итоги журналов-ордеров  записывают в Главную книгу следующей  формы:

 

ГЛАВНАЯ КНИГА ПРИ ЖУРНАЛЬНО-ОРДЕРНОЙ ФОРМЕ  УЧЕТА

Счет  «Касса»____________________________

(наименование  счета)

Месяц

Обороты по дебету с кредита  счетов

Оборот по кредиту

 

51 «Расчетные счета»

И т.д.

Итого по дебету

Дебет

Кредит

На 01.01. 200_г.

Январь и т.д.

       

10000

10000

1000

1000

_

_


 

Кредитовый  оборот переносят в Главную книгу  из соответствующего журнала, а обороты  по дебету записывают в книгу из разных журналов-ордеров по корреспондирующим  счетам. Журналы-ордера и Главная  книга взаимно дополняют друг друга: в журналах-ордерах дается расшифровка кредитового оборота  каждого синтетического счета, а  в Главной книге - расшифровка  дебетового оборота этого же счета. После проверки оборотов выводится  сальдо на начало следующего месяца и  записывается в соответствующей  колонке Главной книги.

Для проверки правильности записей в Главной  книге подсчитывают суммы оборотов и сальдо по всем счетам. Суммы дебетовых  и кредитовых оборотов, а также  дебетовых и кредитовых сальдо должны быть равны.

Первичные документы хранятся отдельно от журналов-ордеров  или вспомогательных ведомостей. Каждая партия документов текущего месяца, относящаяся к какому-либо одному журналу-ордеру или одной ведомости, формируется отдельно. Внутри папки  документы брошюруются по порядку  их записи в журнале-ордере или ведомости. Документы одного месяца отделяются прокладками от документов другого  месяца.

Журналы-ордера хранятся в папках, открываемых на год отдельно для каждого из них.

Бухгалтерский баланс и другие формы отчетности составляются по данным Главной книги, журналов-ордеров и вспомогательных  к ним ведомостей. Общая схема  записей при журнально-ордерной форме учета представлена на рис. 2.

Применение  журнально-ордерной формы бухгалтерского учета позволяет значительно  уменьшить трудоемкость учета. Это  достигается за счет совмещения в  одном регистре синтетического и  аналитического учета, систематических  и хронологических записей, отмены ряда регистров (мемориальных ордеров, регистрационного журнала, оборотной  ведомости по синтетическим счетам, ряда оборотных ведомостей по аналитическим  счетам). Данная форма учета повышает контрольное значение учета, облегчает  составление отчетов6.

 

   

Первичные и сводные  документы

   
     

Накопительная и группировочные ведомости

Кассовая книга

       
 

Журналы-ордера

     
         

Регистры аналитического учета

   

Главная книга

 
     

     
   

Бухгалтерский баланс и  другие отчетные формы

 

Оборотная ведомость по аналитическим счетам

     

 

 

Рисунок 2 – Журнально-ордерная форма бухгалтерского учета

 

К недостаткам  журнально-ордерной формы учета  следует отнести сложность и  громоздкость построения журналов-ордеров, ориентированных на ручное заполнение данных и затрудняющих механизацию  учета.

От указанных  недостатков свободна автоматизированная форма учета, основанная на использовании  персональных компьютеров.

 

3. Автоматизированная форма учета

 

От значительной части недостатков журнально-ордерного  способа учета свободна автоматизированная форма учета, созданная на базе использования ЭВМ. В общем виде данной форме учета свойственна такая последовательность обработки информации: машинный носитель информации - ЭВМ - машинограммы выходной информации7.

Один  из вариантов автоматизированной формы  бухгалтерского учета представлен  на рис. 3.

В настоящее  время организации интенсивно оснащаются многофункциональными проблемно-ориентированными мини-ЭВМ - компьютерами. Они позволяют  накапливать данные непосредственно  в традиционных учетных регистрах (карточках, листах и др.) и на машинных носителях информации (диске, перфоленте, магнитной ленте и др.).

 

 

Хозяйственные операции

 
         

Первичные документы

 

Устройства регистрации  информации

     

Устройства ручного переноса данных на машинные носители

     
         

База постоянных и переменных данных

         
 

Отчетные и справочные машинограммы

 

 

Рисунок 3 – Автоматизированная форма бухгалтерского учета

 

Компьютеры  относительно просты в эксплуатации, что позволяет оснащать ими рабочие  места бухгалтеров и на их основе создавать автоматизированные рабочие  места (АРМ) бухгалтера.

Применение  машинно-ориентированных форм учета  обеспечивает: механизацию и во многом автоматизацию учетного процесса; высокую  точность учетных данных; оперативность  данных учета; повышение производительности учетных работников, освобождение их от выполнения простых технических функций и предоставление большей возможности заниматься контролем и анализом хозяйственной деятельности; увязку всех видов учета и планирования, поскольку они используют одни и те же носители информации8.

В настоящее  время основная часть коммерческих организаций ведет учет с использованием персональных компьютеров на основе различных пакетов прикладных программ или на основе собственных программ.

В связи  с широким применением в бухгалтерской  деятельности персональных компьютеров (ПК) разработано много вариантов  автоматизации бухгалтерского учета, большинство из которых основано на применении рассмотренных выше ручных форм бухгалтерского учета.

 

4. Упрощенная форма учета

 

Предприятиям  малого бизнеса разрешено использовать упрощенную форму учета, при которой можно использовать всего два вида учетных регистров - Книгу учета фактов хозяйственной деятельности (регистр синтетического учета) и ведомости учета соответствующих объектов (основных средств, производственных запасов, готовой продукции и др.), являющихся регистрами аналитического учета9.

Малые предприятия  могут применять любую из двух разновидностей упрощенной формы бухгалтерского учета:

1) простую  форму бухгалтерского учета (без  использования регистров бухгалтерского  учета имущества малого предприятия);

2) форму  бухгалтерского учета с использованием  регистров бухгалтерского учета  имущества малого предприятия.

Малые предприятия  также могут использовать сокращенный (рабочий) план счетов бухгалтерского учета, рекомендованный в приложении к приказу Минфина России от 21 декабря 1998 г. № 64н, которым были утверждены Типовые рекомендации по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства10.

Книга учета  хозяйственных операций (форма №  К-1) является комбинированным учетным  регистром, который содержит все  применяемые малым предприятием бухгалтерские счета и позволяет  вести учет хозяйственных операций на каждом из них. Форма должна быть достаточно детальной для обоснования  содержания соответствующих статей бухгалтерского баланса.

Книга учета  фактов хозяйственной деятельности заполняется либо непосредственно  по данным первичных документов, либо по итоговым данным ведомостей (при  значительном количестве хозяйственных  операций). Данные указанной Книги  и ведомостей, если они ведутся, используются для составления баланса и  других форм бухгалтерской отчетности.

При заполнении книги применяется линейно-позиционная  запись хозяйственных операций способом двойной записи, т.е. на каждую операцию отводится всего одна строка. Запись в учетные регистры производят на основании должным образом оформленных  бухгалтерских документов (в соответствии с положением о документах и документообороте) на второй день после совершения хозяйственных  операций. Порядок записи зависит  в основном от количества совершаемых  ежедневно хозяйственных операций. Если количество хозяйственных операций незначительно, то они вначале записываются в Книгу учета фактов хозяйственной деятельности, а уже затем - в соответствующие ведомости. Например, операция о поступлении денежных средств в кассу с расчетного счета будет отражена в графе «Сумма» по дебету счета 50 «Касса», кредиту счета 51 «Расчетные счета» Книги, а затем в ведомостях по учету операции по кассе и расчетному счету (форма № В-4). Данные о начальных и конечных сальдо по счетам Книги используются при составлении баланса.

Если  в организации совершается значительное количество хозяйственных операций, то они могут записываться вначале  по соответствующим ведомостям, а  уже итоговые данные ведомостей за месяц записываются в Книгу учета  фактов хозяйственной деятельности. Для правильного переноса данных из ведомостей в Книгу в соответствующих  графах каждой ведомости в скобках  указываются цифры, соответствующие  графам Книги, в которых должны отражаться эти данные.

Можно использовать и кредитовый принцип записи по переносу данных ведомостей в Книгу учета  фактов хозяйственной деятельности. В этом случае из каждой ведомости  в графе «Сумма» Книги учета  хозяйственных операций записывается общая сумма по разделу расхода  ведомости, и затем она расшифровывается частными суммами по соответствующим  счетам Книги.

По окончании  месяца в Книге подводятся итоги, подсчитываются обороты по каждому  счету и выводится конечное сальдо.

Общий итог дебетовых оборотов всех счетов должен совпадать с общим итогом оборотов по кредиту счетов и с итогом по графе «Сумма». Сумма конечных сальдо по активным и пассивным счетам также  должна совпадать. Данные о начальных  и конечных остатках по каждому синтетическому счету используются для составления бухгалтерского баланса11. Состав регистров и порядок записи в них при упрощенной форме учета представлены на рис. 4.

 

 

Первичные и сводные  документы

 
         

Книга учета хозяйственных  операций

 

Ведомости (В-1 – В-9)

         

Бухгалтерский баланс и  другие отчетные формы


 

Рисунок 4 – Упрощенная форма бухгалтерского учета

 

Для учета  финансово-хозяйственных операций при способе ведения бухгалтерского учета с использованием регистров бухгалтерского учета имущества применяются следующие регистры бухгалтерского учета:

1) ведомость  учета основных средств, начисленных  амортизационных отчислений (износа) - форма № В-1;

2) ведомость  учета производственных запасов  и готовой продукции, а также  НДС, уплаченного по ним, - форма № В-2;

3) ведомость  учета затрат на производство - форма № В-3;

4) ведомость  учета денежных средств и фондов - форма № В-4;

Информация о работе Способы ведения бухгалтерского учета на предприятии