Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2013 в 20:25, дипломная работа
В условиях рыночной экономики производители и потребители для осуществления своей экономической деятельности руководствуются параметрами рынка, важнейшими из которых являются спрос, предложение, равновесная цена. Это стержень рыночных отношений, ядро рынка.
Как известно, равновесие означает такой вариант выбора в экономике, который бы устраивал всех субъектов экономической деятельности. Оптимальный выбор в экономике предполагает сбалансированность способа использования ограниченных производственных ресурсов и их распределения между членами общества, то есть сбалансированность производства и потребления, ресурсов и их использования, а следовательно, спроса и предложения.
Введение 5
1 Сущность спроса и предложения 7
1.1 Понятие спроса как экономическая категория 7
1.2 Понятие предложения как экономическая категория 13
2 Законы спроса и предложения 18
2.1 Закон спроса. Изменение кривой спроса 18
2.2 Два объяснения закона спроса 23
2.3 Закон предложения. Изменение кривой предложения 24
3 Взаимосвязь спроса и предложения как фактор развития 31
3.1 Равновесная цена. Воздействие спроса и предложения на цену 31
3.2 Кривые совокупного спроса и совокупного предложения 35
3.3 Взаимосвязь совокупных спроса и предложения 44
Заключение 48
Список используемых источников 51
Приложение А 54
Приложение Б 55
Приложение В 56
Приложение Г 57
Приложение Д 58
Приложение Е 59
Итак, положительный наклон краткосрочной кривой совокупного предложения объясняют три концепции: неверных представлений; жесткости заработной платы и жесткости цен. Отметим, что каждая из трех концепций краткосрочного совокупного предложения подчеркивает проблему, которая, по всей видимости, является лишь временной. С чем бы ни был связан положительный наклон кривой совокупного предложения – с неверными представлениями, жесткой заработной платой или жесткими ценами - в конце концов, неверные представления будут исправлены, номинальная заработная плата урегулирована, а цены изменятся, следовательно, в долгосрочном периоде кривая совокупного предложения вертикальна.
3.3 Взаимосвязь совокупных спроса и предложения
Обратим внимание на то, что в условиях реального рынка встречаются не два контрагента – продавец и покупатель, а множество продавцов и покупателей, к примеру, продавцов столов и стульев и тех, кто, располагая соответствующими денежными средствами, желает приобрести эти, а возможно и другие товары. Так цены, по которым предлагаются и покупаются столы и стулья, как и любые иные товары, устанавливаются на основе многих, можно сказать, массовых, а не единичных сделок. Объемы предложения и спроса на рынке товаров и услуг устанавливаются в соответствии с регулирующей ценой, а цена, в свою очередь, зависит от объемов спроса и предложения, от соотношения между ними.
В данном случае, мы говорим не об индивидуальном спросе и не об отдельном предложении одного конкретного товара, а о совокупных, агрегированных спросе и предложении в рамках национального рынка. Иными словами, конкретные товары – столы и стулья, галстуки и рубашки, холодильники и телевизоры – объединяются в совокупную массу товаров, выражаемую не в штуках, тоннах или метрах, а в стоимостном измерении в виде совокупной цены. А спрос выступает не как спрос отдельных покупателей или групп населения, а как совокупный платежеспособный спрос в масштабе национального хозяйства. Это, с одной стороны, совокупный спрос потребителей, предприятий и государства, исчисляемый обычно в масштабе года, а с другой стороны, это предложение годового национального продукта, как правило, соответствующего объему годового производства, рассчитанному применительно к сложившемуся уровню цен.
Итак, совокупный спрос – общая сумма спросов на конечную продукцию, или сумма планируемых расходов на отечественные товары и услуги [21 с. 246].
Совокупное предложение – сумма стоимостей всех предъявленных к продаже конечных товаров и услуг [21 с. 247].
Получается, что совокупный спрос – спрос на потребительские и инвестиционные товары (услуги), а совокупное предложение соответствует, или, другими словами, равно, валовому внутреннему продукту (ВВП).
Зависимость между совокупным спросом и уровнем цен – обратная, т.е. такая же как между спросом на отдельный товар и его ценой. Зависимость между совокупным предложением и уровнем цен – прямая: с ростом цен растет и предложение. Подобная же зависимость существует между предложением отдельного товара и ценой на этот товар.
Однако при рассмотрении агрегированных показателей, мы наблюдаем следующее различие. Дело в том, что совокупный спрос совокупное предложение – это не просто механическая сумма индивидуальных величин (спроса и предложения), а качественно новая категория.
Обратимся к совокупному спросу. Вполне очевидно, что он растет вместе с ростом доходов, но растет не строго пропорционально росту доходов, поскольку с увеличением доходов они не все направляются на потребление, а частично откладываются на увеличение сбережений. Если продолжить наше рассуждение, то мы придем к выводу, что предложение на определенном этапе начинает обгонять спрос. Часть предложения товаров и услуг, растущего вместе с ростом национального продукта, оказывается излишней по отношению к изменившемуся объему и структуре спроса. В этом случае производители не могут полностью реализовать производимую продукцию; увеличиваются запасы непроданных товаров. Предприниматели несут убытки. Они вынуждены либо снижать цены (этому нередко препятствуют высокие производственные издержки), либо сокращать производство.
Может возникнуть и другая ситуация, кстати, достаточно характерная на протяжении длительного времени для нашей страны. Ее отличало иное соотношение динамики агрегированных величин: не предложение опережало спрос, а, напротив, совокупный спрос обгонял совокупное предложение. В этом случае взаимоотношения спроса и предложения в обществе основываются на модели централизованного регулирования, роль цены сведена до минимума. Отсутствует механизм обратной связи, механизм саморегулирования, который должен был бы своевременно подтягивать производство по объему и структуре к изменяющемуся спросу. Отсюда постоянное нарушение сбалансированности, растущий дефицит потребительских товаров, нехватка инвестиционных ресурсов.
Обобщая сказанное, подчеркнем, что описываемое обычно взаимодействие между совокупным спросом и совокупным предложением носит несколько схематичный характер. Выделяя факторы, определяющие размеры и динамику совокупных спроса и предложения, мы получаем лишь самое общее представление о тенденциях и закономерностях их развития. Реальные сценарии, складывающиеся в рамках той или иной системы или конкретной страны, намного сложнее, многообразнее (противоречивее).
Когда в условиях развитого рыночного хозяйства возникает ситуация, при которой спрос несколько опережает предложение, то в действие тотчас вступает корректирующий механизм цен. Это обычная реакция, позволяющая подтолкнуть совокупное предложение, если оно отстало от изменившихся потребностей спроса.
Заключение
Спрос отражает, с одной стороны, потребность покупателя в некоторых товарах или услугах, желание приобрести эти товары или услуги в определенном количестве и, с другой стороны, возможность оплатить покупку по ценам, находящимся в пределах «доступного» диапазона.
Спрос зависит не только от цены, но и от неценовых факторов: изменение вкусов покупателей, числа покупателей, изменение дохода, изменение цен на товары-субституты и на комплементарные товары, изменение в ожиданиях потребителя.
Товары, на которые потребитель предъявляет спрос, создает и предлагает производитель. Совокупность товаров, выносимых им на рынок, и образует предложение.
Объем предложения каждого производителя, как правило, меняется в зависимости от цены. Если цена окажется низкой, то продавцы предложат мало товаров, придержав их на складе. Если же цена будет высокой, то они предложат рынку много товара. Когда же цена существенно возрастет и окажется очень высокой, производители постараются увеличить предложение товара. Однако на предложение влияют ещё и неценовые факторы: изменение ресурсных цен, изменение технологии, изменение налогов и дотаций, изменение цен на взаимозаменяемые товары, изменение ожиданий, изменение числа поставщиков.
Итак, как мы
понимаем, важнейшими категориями
Действие закона спроса объясняют существованием эффекта дохода и эффекта замещения. Эффект дохода выражается в том, что при снижении цены товара потребитель чувствует себя богаче и хочет приобрести большее количество товара. Эффект замещения состоит в том, что при снижении цены товара потребитель стремится заместить этим товаром другие, цены на которые не изменились.
Совокупный
спрос и совокупное предложение
относятся к основным показателям,
характеризующим состояние
Отметим, что существует три различные, но связанные между собой причины по которым снижение уровня цен ведет к увеличению предъявляемого в экономике объема спроса на товары и услуги: потребители ощущают возросшее богатство, что стимулирует спрос на потребительские товары; снижение процентных ставок стимулирует спрос на инвестиционные товары; понижение обменного курса национальной валюты стимулирует чистый экспорт. Взаимодействие этих стимулов предопределяет отрицательный наклон кривой совокупного спроса означающий, что снижение общего уровня цен в экономике ведет к увеличению предъявляемого спроса на общее количество товаров и услуг.
Положительный наклон краткосрочной кривой совокупного предложения объясняют три концепции: неверных представлений; жесткости заработной платы и жесткости цен. Отметим, что каждая из трех концепций краткосрочного совокупного предложения подчеркивает проблему, которая, по всей видимости, является лишь временной. С чем бы ни был связан положительный наклон кривой совокупного предложения – с неверными представлениями, жесткой заработной платой или жесткими ценами - в конце концов, неверные представления будут исправлены, номинальная заработная плата урегулирована, а цены изменятся, следовательно, в долгосрочном периоде кривая совокупного предложения вертикальна.
Обобщая сказанное,
подчеркнем, что описываемое обычно
взаимодействие между совокупным спросом
и совокупным предложением носит
несколько схематичный
Мы выяснили, что когда в условиях развитого рыночного хозяйства возникает ситуация, при которой спрос несколько опережает предложение, то в действие тотчас вступает корректирующий механизм цен. Это обычная реакция, позволяющая подтолкнуть совокупное предложение, если оно отстало от изменившихся потребностей спроса.
Итак, рынок
сводит продавцов и покупателей;
равновесная цена и объем продаж
устанавливаются в точке, где
намерения продавцов и
Список используемых источников
1 Борисов Е.Ф. Экономическая теория: Учебник. / Е.Ф. Борисов – М.: Юристь, 2008. – 568 с.
2 Гукасьян Г.М. Экономическая теория.Учебник./Г.М.Гукасян, Г.А. Маховикова , В.В.Амосова – СПб.: Питер, 2009. – 480 с.
3 Добрынин А.И. Экономическая теория: Учебник для ВУЗов / А.И. Добрынин, Л.С.Тарасевич . – СПб.: - Москва-Харьков-Минск, 2009.
4 Долан Э.Дж. Микроэкономика/ пер. с англ. В.Лукашевича и др.; под общ. ред. Б.Лисовика и В.Лукашевича. – СПб., 2008. – 448 с.
5 Козырев В.М. Основы современной экономики: Учебник./ В.М.Козырев – М.: Финансы и статистика, 2010. – 386 с.
6 Курс экономики / Под ред. проф. Райзберга Б.А. – М.: ИНФРА-М, 2011. – 720 с.
7 Майбруд Е.М. Введение в историю экономической мысли: От пророков до профессоров./Е.М.Майбруд – М.: Дело, 2008. – 560 с.
8 Макконнел Экономикс: Принципы, проблемы и политика в 2-х Т.. Т. 1 / пер. с англ. А,А, Пороховского. – М.2009 – 399 с.
9 Макконнел Принципы, проблемы и политика в 2-х Т.. Т. 2 / пер. с англ. А,А, Пороховского. – М.,2010 – 400 с.
10 Меньшиков С.М. Новая экономика: Основы экономических знаний./С.М. Меньшиков – М.: Международные отношения, 2009. – 400 с.: ил.
11 Мэнкью Н.Г.Принципы экономики. / Н.Г.Мэнькью – СПб.: Питер КОМ, 2009. – 784 с.
12 Осинин Н.И. Законы и модели экономики: Конспект лекций. / Н.И. Осинин – СПб.: Изд-во СПбГТУ, 2009. – 212 с.
13 Пол А. Самуэльсон Экономика: Пер. с англ./ Пол А.Самуэльсон, , Вильям Д. Нордхаус – М.: БИНОМ, Лаборатория базовых знаний, 2010. – 800 с.: ил.
14 Политическая экономия: Учебно-методическое пособие для преподавателей / под ред. А.В. Сидоровича, Ф.М. Волкова. – МГУ, 2008. – 407 с.
15 Сажина М.А.,Основы экономической теории. /М.А.Сажина, Г.Г. Чибриков – М.: Экономика-Техлит, 2009.
16 Современная экономика: Лекционный курс. Многоуровневое учебное пособие/ под ред. д.э.н. О.Мамедова. – Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 544 с.
17 Фишер С.,Экономика / пер. с англ. со 2-го изд. / С.Фишер, Р. Дорнбуш, Р Шмалензи .– М.: Дело, 2009. – 864 с.
18 Ховард К. и др. Экономическая теория / Г. Журавлева, Н. Эриашвили., К.Ховард – М.: Банки и Биржи; ЮНИТИ, 2009.
19 Экономика: Учебник / под ред. доц. А.С. Булатова 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Бек, 2010. 816 с.
20 Экономика: Учебник / под ред. д-ра экон. наук проф. А.С. Булатова 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристь, 2009. – 896 с.
21 Экономическая теория: Учебник / под ред. Н.И. Базылева, С.П. Гурко. – Мн.: Экоперспектива, -2008. – 368 с.