Становление профессиональной этики аудиторов в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2014 в 18:48, курсовая работа

Описание работы

Аудиторская деятельность – явление достаточно новое для России, которое является, однако, необходимым элементом рыночной экономики. Эта деятельность охватывает собственно аудит, т.е. заключение независимого профессионального бухгалтера-аудитора о достоверности публичной бухгалтерской (финансовой) отчетности, и предоставление услуг, сопутствующих аудиту, - весьма разнообразных, но непременно требующих высокой квалификации профессионального бухгалтера. Основной целью аудиторской деятельности является установление достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности экономических субъектов и соответствия совершенных ими финансовых и хозяйственных операций нормативным актам, действующим в Российской Федерации.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1.Этика в профессиональной деятельности аудитора

§1.Сущность аудиторской деятельности

§2. Профессиональная этика аудитора

ГЛАВА 2.Права, обязанности и ответственность аудиторов в России
§1. Права и обязанности аудитора, руководства и иных должностных лиц аудируемой организации
§2.Ответственность аудиторов и аудиторских фирм
§3.Страхование профессиональной и гражданской ответственности аудиторов
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

становление профессиональной этики аудиторов в России.docx

— 64.28 Кб (Скачать файл)

-выдавать аудиторские  заключения без доскональной  проверки вопросов, изложенных в  этом заключении, а также выдавать  заключения, не соответствующие  действительному положению дел.6

Правило 6. Вежливость и внимание к заказчику

Аудитор обязан проявлять к заказчику доброжелательное, вежливое и внимательное отношение. Поведение и внешний облик аудитора должны соответствовать нормам делового этикета и вызывать у заказчика уважение к профессии аудитора. Вежливость и предусмотрительность при общении с заказчиком должны быть для аудиторов одним из основных правил. И хотя такт и дипломатичность очень важны, у заказчика должна быть полная ясность в позиции аудитора по основным вопросам. Ни один аудитор не подчинит соображениям вежливости свои суждения и выводы и не изменит лишь из вежливости свое объективное мнение. Аудитор, работая у заказчика,

_______________________

6Подольский В.И. Савин А.А. Аудит. Учебник.-М: ЮРАНЬ, 2011 г.- 605с. Ст 112.

 

не имеет права демонстрировать свое превосходство, показывать разницу в образовательном уровне между собой и заказчиком, позволить себе быть небрежным, грубым и невнимательным. Правила вежливости должны быть соблюдены в любых случаях, даже если заказчик и не прав.

Правило 7. Налоговые отношения

Аудиторы обязаны неукоснительно соблюдать законодательство о налогообложении во всех аспектах; они не должны сознательно занижать налогооблагаемую базу как свою, так и заказчика или иным образом нарушать налоговое законодательство в своих интересах либо в интересах других лиц. При оказании профессиональных услуг по налогообложению аудитор руководствуется интересами заказчика. При этом он обязан соблюдать налоговое законодательство и не должен способствовать фальсификациям с целью уклонения заказчика от уплаты налогов и обмана налоговой службы.

О выявленных в ходе проведения обязательного аудита фактах нарушения налогового законодательства, ошибок в расчетах и уплате налогов, аудитор обязан в письменной форме сообщить руководителю субъекта хозяйствования и предупредить о возможных последствиях, а также о путях исправления нарушений и ошибок. Рекомендации и советы в области налогообложения аудитор обязан представлять заказчику только в письменной форме. При этом не следует обнадеживать заказчика в том, что его рекомендации исключают любые проблемы с налоговыми органами, а также необходимо предупредить заказчика, что ответственность за составление и содержание налоговых деклараций и иной налоговой отчетности лежит на самом субъекте хозяйствования.

Правило 8. Отношения между аудиторами

Аудитор должен стремиться к установлению доброжелательных, деловых отношений с коллегами по профессии и совместной работе воздерживаться от необоснованной критики деятельности других аудиторов, аудиторских организаций, не допускать привлечения заказчика средствами, которые могут привести к принижению роли профессии аудитора.

Аудитору необходимо соблюдать исключительную корректность и тактичность в процессе общения с коллегами и сотрудниками. Он не имеет права перекладывать на кого-либо свою ответственность за дачу аудиторских заключений о финансовом состоянии заказчика. Критические замечания по поводу действий коллег по совместно выполняемой работе аудитор должен высказывать объективно, только лишь после выяснения всех обстоятельств, при которых они были совершены. Если заказчику потребуются услуги, которые аудитор в силу разных обстоятельств не сможет исполнить, то он (аудитор) с согласия заказчика может пригласить другого аудитора. Аудиторы, привлекаемые к оказанию услуг, обязаны воздерживаться от обсуждения с представителями заказчика деловых и профессиональных качеств других аудиторов, проявлять максимальную лояльность к коллегам.

Взаимоотношения сотрудников и аудиторской организации должны основываться на взаимной ответственности за выполнение профессиональных обязанностей, постоянном совершенствовании организации аудиторских услуг. Аудитор, перешедший в другую аудиторскую организацию, обязан воздерживаться от осуждения или восхваления своих прежних коллег, от обсуждения с кем бы то ни было методов работы в прежней организации. Руководители аудиторских организаций должны воздерживаться от обсуждения с третьими лицами профессиональных и личных качеств своих бывших сотрудников и коллег, за исключением случаев, когда эти бывшие сотрудники нанесли своими действиями имущественный ущерб профессии аудитора и интересам аудиторской организации. Аудитор, в случае прекращения трудовых отношений с аудиторской организацией, обязан добросовестно и в полном объеме передать всю имеющуюся у него документальную и иную информацию, не оставляя у себя копий, черновых записей, рабочих документов, связанных с аудиторскими проверками.

Правило 9. Реклама

Реклама аудиторских услуг должна содержать правдивую и достоверную информацию об аудиторских организациях и аудиторах.

Аудитор может принимать меры, чтобы получить преимущество благодаря рекламе в средствах массовой информации. Информировать заказчика и общество необходимо объективно, информация должна быть правдивой и достоверной, содержать реквизиты лицензии. Не допускается назойливое предложение аудиторских услуг, вызывающее раздражение (рассылка писем, факсов, телефонные звонки). При рекламе нельзя представлять информацию, вводящую в заблуждение заказчика; составлять необъективные, самовосхваляющие положения; проводить сравнения с другими аудиторами; указывать виды услуг, выполнение которых запрещено Законом Республики Беларусь "Об аудиторской деятельности".

Аудиторы обязаны воздерживаться от участия в различного рода сравнительных исследованиях и рейтингах, результаты которых предполагается публиковать для всеобщего сведения, либо от оплаты услуг журналистов, публикующих благоприятную информацию о них.

Правило 10. Оплата за аудиторские услуги

Оплата за аудиторские услуги производится в зависимости от объема и сроков выполнения работы. Отношения между аудиторами и заказчиком строятся на основе договора, в котором оговаривается сумма оплаты за оказанные услуги и ответственность сторон.

Аудитор не должен заключать договор на проведение аудита, если стоимость работ ставится в зависимость от достижения определенного результата. В случае, возникновения материальной заинтересованности в результатах деятельности проверяемого объекта, аудитор должен отказаться от проведения аудита. Определение соответствующих ставок - дело каждого аудитора. Оплата труда аудитора должна отражать стоимость услуг профессионального характера, выполненных для заказчика, с учетом времени, затраченного аудитором, на выполнение аудиторских услуг и объема работ. Заказчик и аудитор должны быть заинтересованы в том, чтобы соглашения по оплате были оформлены до начала выполнения обязательств, что позволило бы избежать непонимания в отношении оплаты.

Правило 11. Разрешение конфликтов

Определенные ситуации могут привести к возникновению конфликтов между аудитором и заказчиком, аудитором и руководителем аудиторской организации, между аудиторами. В случае возникновения конфликта аудитору следует предпринять следующее: проанализировать проблему конфликта с непосредственным руководителем. Если проблема не разрешается, то аудитор может обратиться в Министерство финансов (Главное управление по аудиту), а при невозможности разрешения - в судебном порядке.

Правило 12. Соответствие настоящего Кодекса международным нормам

Нормы профессионального поведения, определяемые настоящим Кодексом, основаны на международных этических нормах, разработанных Международной федерацией бухгалтеров (IРА) и проекте Кодекса профессиональной этики аудиторов.

 

ГЛАВА 2.Права, обязанности и ответственность аудиторов в России

§1. Права и обязанности аудитора, руководства и иных должностных лиц аудируемой организации

Эти вопросы освещены в ст.13 Федерального закона об аудиторской деятельности и российском правиле (стандарте) "Права и обязанности аудиторской организации, индивидуального аудитора".

На руководителей и иных должностных лиц проверяемого экономического субъекта возлагаются следующие обязанности:

а) создать аудитору (аудиторской фирме) условия для своевременного и полного проведения аудиторской проверки, предоставить всю документацию, необходимую для ее проведения, а также давать по запросу аудитора разъяснения и объяснения в устной и письменной форме;

б) оперативно устранять выявленные аудиторской проверкой нарушения порядка ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Запрещается предпринимать любые действия с целью ограничения круга вопросов, подлежащих выяснению при проведении аудиторской проверки.

При проведении аудиторской проверки и составлении заключения аудиторы независимы от проверяемого экономического субъекта, а также от любой третьей стороны, в том числе от государственных органов, поручивших им проведение проверки, а также от собственников и руководителей аудиторской фирмы, в которой они работают.

Аудиторы (аудиторские фирмы) имеют право:

а) самостоятельно определять формы и методы аудиторской проверки, исходя из требований нормативных актов Российской Федерации, а также конкретных условий договора с экономическим субъектом либо содержания поручения органа дознания, прокурора, следователя, суда и арбитражного суда;

б) проверять у экономических субъектов в полном объеме документацию о финансово-хозяйственной деятельности, наличие денежных сумм, ценных бумаг, материальных ценностей, получать разъяснения по возникшим вопросам и дополнительные сведения, необходимые для аудиторской проверки;

в) получать по письменному запросу необходимую для осуществления аудиторской проверки информацию от третьих лиц, в том числе при содействии государственных органов, поручивших проверку;

г) привлекать на договорной основе к участию в аудиторской проверке аудиторов, работающих самостоятельно или в других аудиторских фирмах, а также иных специалистов;

д) отказаться от проведения аудиторской проверки в случае непредоставления проверяемым экономическим субъектом необходимой документации, а также в случае необеспечения государственными органами, поручившими проведение проверки, личной безопасности аудитора и членов его семьи при наличии такой необходимости.

Аудиторы (аудиторские фирмы) обязаны:

1) при осуществлении аудиторской деятельности неукоснительно соблюдать требования законодательства;

2) немедленно сообщать  заказчику:

- о невозможности своего  участия в проведении аудиторской проверки данного экономического субъекта вследствие родственных, должностных или экономических связей, а также вследствие отсутствия лицензии, позволяющей произвести аудиторскую проверку данного экономического субъекта;

- о необходимости привлечения  к участию в проверке дополнительных  аудиторов (специалистов) в связи  со значительным объемом работы  или какими-либо иными обстоятельствами, возникшими после заключения  договора или получения поручения;

3) квалифицированно проводить  аудиторские проверки, а также  оказывать иные аудиторские услуги;

4) обеспечивать сохранность  документов, получаемых и составляемых  ими в ходе аудиторской проверки, и не разглашать их содержания  без согласия собственника (руководителя) экономического субъекта, за исключением  случаев, предусмотренных законодательными  актами.

Данные, полученные в ходе аудиторской проверки, проводимой по поручению органа дознания, прокурора, следователя, суда и арбитражного суда, могут быть преданы гласности до вступления в силу приговора (решения) суда (арбитражного суда) только с разрешения указанных органов и в том объеме, в каком они признают это возможным.

Аудиторы и аудиторские фирмы не вправе передавать полученные ими в процессе аудита сведения третьим лицам для использования этих сведений в целях предпринимательской деятельности.

Проверяемый экономический субъект имеет право получать от аудитора (аудиторской фирмы) исчерпывающую информацию о требованиях законодательства, касающихся проведения аудиторской проверки, правах и обязанностях сторон, а после ознакомления с заключением аудитора (аудиторской фирмы) - о нормативных актах, на которых основываются замечания и выводы аудитора (аудиторской фирмы). Аудитор (аудиторская фирма) обязан предоставлять экономическому субъекту эту информацию.

5) исполнять иные обязанности, вытекающие из существа правоотношений, определенных договором оказания  аудиторских услуг, и не противоречащие  законодательству Российской Федерации.

К иным обязанностям можно отнести следующие:

1. Аудиторы должны пройти  аттестацию и ежегодно повышать  свою квалификацию.

2. Аудиторские организации  должны получить лицензию на  право осуществления аудиторской  деятельности и лицензии на  оказание сопутствующих аудиту  услуг, если они носят лицензионный  характер.

3. Соблюдать условия конфиденциальности.

4. Отказаться от проведения  аудиторской проверки, о чем поставить  в известность аудируемое лицо в следующих случаях:

а) если аудиторские организации являются их учредителями, собственниками, акционерами, кредиторами, страховщиками, а также в отношении которых эти аудиторские фирмы являются учредителями, собственниками, акционерами;

б) если аудиторские организации являются их дочерними предприятиями, филиалами (отделениями) и представительствами экономических субъектов или имеющих в своем капитале долю этих аудиторских фирм;

в) если были оказаны данному экономическому субъекту услуги по восстановлению и ведению бухгалтерского учета, а также составлению финансовой отчетности.

 

 

§2. Ответственность аудиторов и аудиторских фирм

Гражданский кодекс РФ (ГК РФ) (ст. 15 и 393) предусматривает, что «лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере».7

Ответственность аудиторской организации и аудитора возникает вследствие нарушения принятых на себя по договору об аудите обязательств на основании ст.431 ГК РФ. Статья 401 ГК РФ указывает основания ответственности за нарушение обязательства:

Информация о работе Становление профессиональной этики аудиторов в России