Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2014 в 10:55, курсовая работа
Задачи работы – определить сущность бюджета, охарактеризовать задачи и функции бюджетирования, изучить структуру генерального бюджета и проанализировать особенности его разработки.
Введение…………………………………………………………………………………………………….……3
Глава 1. Сущность бюджета и его функции…………………………………………….……5
1.1. Понятие бюджета…….…………………………………………………………….……5
1.2. Бюджетирование в системе планирования деятельности организации……………………………………………………..……9
Глава 2. Генеральный бюджет и его составляющие…………………………...…14
2.1. Структура генерального бюджета…………………………………………14
2.2. Порядок и особенности разработки генерального бюджета………………………………………………………..…23
2.3. Виды бюджета…………………………………………………………..……………36
Практическая часть…………………………………………………………………………..……39
Заключение……………………………………………………………………………………………………41
Список использованной литературы
Министерство образования и науки РФ
Федеральное агентство по образованию ГОУ ВПО
Всероссийский заочный финансово-экономический институт
Кафедра бухгалтерского учета и
анализа хозяйственной деятельности
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «Бухгалтерский управленческий учёт»
на тему:
«Структура генерального бюджета организации, порядок и особенности его разработки»
Преподаватель Скрипников О.А.
Студентка
Воронеж – 2008
План работы
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Сущность бюджета и его функции…………………………………………….……5
1.1.
Понятие бюджета…….………………………………
1.2. Бюджетирование в системе планирования
деятельности организации…………………………………………………
Глава 2. Генеральный бюджет и его составляющие…………………………...…14
2.1. Структура генерального бюджета…………………………………………14
2.2. Порядок и особенности разработки
генерального бюджета………………………………………………………..
2.3. Виды бюджета………………………………………………
Практическая
часть…………………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы……………………………………………………
Любая уважающая себя организация должна планировать свою деятельность. Ведь именно наличие составленных заранее планов позволяет добиться оптимизации ассортимента, максимизации финансового результата, повышения эффективности использования ресурсов, иными словами - успешно решать стоящие перед организацией задачи и достигать целей на каждом этапе ее развития.
Бюджетирование представляет собой объединение технологий планирования, призванных регламентировать деятельность предприятия на ближайший период.
Качественно составить бюджет реальной организации, при всей внешней простоте, достаточно сложно. Трудно быть до конца уверенным, что полученный результат — лучший из возможных планов. Чтобы повысить эту уверенность, менеджерам приходится не столько строить планы, сколько совершенствовать процедуры их составления. Во многих случаях это позволяет заранее исключить возможность ошибки, вместо того чтобы в будущем исправлять последствия неверно принятых решений. Это и определяет актуальность и практическую значимость темы.
Цель генерального бюджета, охватывающего деятельность организации в целом, – интегрировать частные (операционные) бюджеты. Эта задача решается путем составления финансовых бюджетов.
Финансовый бюджет является центральным моментом всего процесса планирования и управления не только для руководителей организаций, но и для менеджеров.
Бюджет помогает менеджеру планировать деятельность и следить за выполнением работ и получением прибыли в подразделении.
Особенность отечественных экономических условий не позволяет формально отнестись к внедрению системы бюджетирования по западному образцу. Необходимо производить корректировку методологических основ формирования бюджета с учетом особенностей российских предприятий при использовании основных достижений западной науки.
Для эффективной работы предприятию требуется современная система управления финансами, базирующаяся на создании долгосрочных и краткосрочных бюджетов.
Именно потому, что эта тема столь актуальна в наши дни, я остановилась на ней как на предмете своего исследования.
Основной целью данной работы является изучение структуры генерального бюджета предприятия.
Задачи работы – определить сущность бюджета, охарактеризовать задачи и функции бюджетирования, изучить структуру генерального бюджета и проанализировать особенности его разработки.
В процессе изучения темы для достижения цели и задач исследования применялись методы:
- изучение и анализ нормативных документов, научной литературы, как отечественных, так и зарубежных авторов;
- изучение материалов по теме, представленных в СПС «КонсультантПлюс», а также других источников (периодические издания, электронные учебники и др.);
- изучение теоретического и практического материала по теме путем сравнения, анализа, синтеза.
Теоретической и методологической основой данной работы послужила литература: Вахрушина М.А. «Бухгалтерский управленческий учет», Хорнгрен Ч.Т.«Управленческий учет», Шеремет А.Д., Николаева О.Е, Полякова С.И. «Управленческий учет» и другие работы и источники.
Глава 1. Сущность бюджета и его функции.
1.1. Понятие бюджета
Термин «бюджет», происходящий от французского слова «bougett», означающего «кожаная сумка», первоначально употреблялся в Англии с 1870 года как название документа, заключавшего в себе утвержденный парламентом план доходов и расходов государства.
Применительно к отдельному экономическому субъекту «бюджет» рассматривается как метод учета, позволяющий сравнивать фактические результаты с плановыми показателями, а также как эффективный инструмент для принятия решений, с помощью которого высшие менеджеры предприятия обеспечивают наиболее рациональное использование имущества собственников.1
Составление бюджета, как и программирование, является процессом планирования. Существенная разница между ними в том, что программы «заглядывают» на несколько лет вперёд, а бюджет, как правило, рассчитывается на один, следующий год.
Бюджетом часто называют финансовый план действий. Он может иметь бесконечное количество видов и форм. Бюджет может быть совсем простым – проект продаж и затрат уличной овощной лавки, или очень сложным - проект корпорации «Дженерал Моторс».2
Согласно определению Института дипломированных бухгалтеров по управленческому учету США, бюджет - это количественный план в денежном выражении, подготовленный и принятый до определенного периода, обычно показывающий планируемую величину дохода которая должна быть достигнута, и (или) расходы, которые должны быть понесены в течение этого периода, и капитал, который необходимо привлечь для достижения данной цели.
Бюджет является количественным выражением планов деятельности и развития организации, координирующим и конкретизирующим в цифрах проекты руководителей. В результате его составления становится ясно, какую прибыль получит предприятие при одобрении того или иного плана развития.
Таким образом, бюджет - это план деятельности компании, представляющий собой набор экономических, финансовых и имущественных показателей.
Детализированные бюджеты чаще всего составляются на ограниченный период - обычно не более чем на год, с подразделением на более короткие периоды: кварталы, месяцы, недели. Однако в случаях существенных стратегических изменений, особенно если они требуют дополнительных капитальных вложений, может разрабатываться более «объемный» бюджет, фактически превращающийся в бизнес-план развития предприятия, на 3, 5 и более лет.
Бюджеты выполняют целый ряд важных функций.
Во-первых, составление бюджета предполагает планирование деятельности фирмы таким образом, чтобы направить ресурсы на осуществление операций, обеспечивающих достижение целей организации, добиться координации различных видов деятельности и подразделений, а также согласования интересов отдельных работников и групп в целом по организации.
Во-вторых, наличие бюджета способствует стимулированию руководителей всех рангов к достижению целей своих подразделений и участков, поскольку в этом случае могут быть обеспечены эффективный контроль за текущей деятельностью, повышение плановой дисциплины, а также повышение обоснованности оценки результатов деятельности данных руководителей исходя из того, насколько полно были выполнены плановые задания.
Действительно, бюджет является наилучшей основой для анализа деятельности предприятия. Дело в том, что сравнение фактических показателей с показателями предшествующего периода или аналогичного периода предыдущего года, не учитывает действия многочисленных факторов, влияющих на полученные результаты.
Прежде всего, такие сравнения некорректны из-за наличия фактора инфляции. Ведь, например, в случае, если выручка по данным отчета о прибылях и убытках по сравнению с предыдущим периодом увеличилась на 10%, а инфляция за это время составила 15%, фактически объем продаж в натуральном выражении сократился, а рост выручки объясняется исключительно ростом цен и, вероятнее всего, сопровождается увеличением себестоимости продукции по той же причине - роста цен на сырье, энергию и т.д.
Кроме того, при сравнении отчетных показателей с показателями прошлых периодов игнорируют структурные изменения в деятельности предприятия, например, такие как изменение производственной программы или направлений деятельности в связи с изменениями спроса, конкурентной среды и иных факторов внешней среды. Ведь вполне может оказаться, что на фоне циклического спада экономики в отчетном году предприятие достигло вполне приемлемых результатов, приложив для этого максимум усилий, но результаты сравнения полученной прибыли с прибылью прошлого года, когда наблюдался экономический рост, повышение спроса на продукцию и прочие благоприятные факторы, могут ввести руководство фирмы в заблуждение относительно реальных достижений менеджеров различных уровней.
Поэтому именно анализ отклонений между реальными результатами и данными бюджета позволяет:
- идентифицировать проблемные области, которые требуют первоочередного внимания;
- выявлять новые возможности развития, не предусмотренные в процессе разработки бюджета;
- корректировать бюджеты на последующие периоды в случае, если практика показывает, что первоначальный бюджет был нереалистичен;
- объективно оценивать деятельность каждого центра ответственности и его руководителя.
Следует также отметить, что бюджетирование может использоваться как средство обучения менеджеров. К процессу разработки и утверждения бюджета на разных этапах могут привлекаться различные сотрудники фирмы, включая начинающих менеджеров и даже тех работников, которые непосредственно в управлении фирмы не участвуют, а являются лишь исполнителями тех или иных заданий. Это позволяет, с одной стороны, добиться повышения ответственности за выполнение утвержденного бюджета - ведь если работник сам участвовал в его разработке, он перестает рассматривать плановые задания как нечто чуждое, навязанное «сверху». А с другой стороны, участие в разработке бюджета позволяет менеджерам получить навыки, необходимые для продвижения по карьерной лестнице - ведь чем выше уровень руководителя, тем больше времени он посвящает вопросам стратегического планирования и контроля.
Но как бы ни был сложен процесс составления бюджета, он успешен только в том случае, когда руководство среднего и нижнего уровней убеждены, что высшее руководство действительно заинтересовано в конечных результатах и будет поощрять за выполнение запланированных целей бюджета.3
1.2. Бюджетирование в системе планирования деятельности организации.
Планирование, т.е. процесс определения действий, которые должны быть выполнены в будущем, наряду с контролем является одной из важнейших функций управления.
В системе планирования обычно выделяют несколько уровней.
Во-первых, это стратегическое планирование. Стратегия предприятия представляет собой систему долгосрочных целей деятельности предприятия, определяемых его миссией и идеологией, а также наиболее эффективных путей их достижения. Идеология и стратегия предприятия реализуются посредством его политики.
Достижение стратегических целей может потребовать длительного времени, порой даже десятилетий. При этом на каждом этапе его развития предприятия должны решаться отдельные частные тактические задачи. Для обеспечения выполнения поставленных задач необходимо разрабатывать бизнес-планы на 5 - 10 лет. Если же достижение целей организации предполагает осуществление значительных инвестиций, должны также разрабатываться инвестиционные проекты, которые могут охватывать длительные периоды времени (в зависимости от сроков окупаемости и продолжительности осуществления инвестиций).
Бюджетирование как таковое представляет собой систему оперативного планирования деятельности предприятия в целом и его подразделений на ближайший финансовый год в разбивке по кварталам, месяцам, декадам, неделям с выделением плановых заданий по обеспечению всех направлений финансово-хозяйственной деятельности организации.4
Для современного предприятия бюджетирование - это система согласованного управления отдельными его подразделениями на основе систематической обработки экономической информации в условиях динамично изменяющегося бизнеса. При этом основная задача бюджетирования заключается в повышении эффективности работы хозяйствующего субъекта на основании целевой ориентации и координации всех событий, охватывающих изменение хозяйственных средств предприятия и их источников, выявлении рисков и снижения их уровня, а также повышения гибкости в функционировании экономического субъекта.
Под бюджетированием в бухгалтерском управленческом учете понимается процесс планирования. Соответственно бюджет (или смета) – это план. Смета (или бюджет) представляет собой финансовый документ, созданный до выполнения предполагаемых действий. Это прогноз будущих операций.
Информация о работе Структура генерального бюджета организации, порядок и особенности его разработки