Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 23:55, реферат
Международные стандарты аудита (МСА) стали выпускаться в 70-е годы XX в. и
часто претерпевали изменения. В настоящее время они имеют трехзначную
нумерацию. Последняя их редакция была выпущена в 1994 г., но на этом работа
не закончилась, ежегодно вносятся изменения, хотя они и имеют незначительный
характер.
Введение-----------------------------------------------------------------------3
1. Аудит – деятельность, основанная на риске---------------------------4
- предпринимательский риск аудитора
- аудиторский риск: внутрихозяйственный, средств
контроля, необнаружения.
- приемлемый риск
- нулевой риск
2. Понятие уровня существенности------------------------------------------10
3. Взаимосвязь уровня существенности и аудиторского риска-----12
4. Заключение--------------------------------------------------------------15
5. Список литературы-------------------------------------------------------16
Введение----------------------
1. Аудит
– деятельность, основанная на
риске-------------------------
- предпринимательский риск аудитора
- аудиторский риск: внутрихозяйственный, средств
контроля, необнаружения.
- приемлемый риск
- нулевой риск
2. Понятие
уровня существенности---------
3. Взаимосвязь
уровня существенности и
4. Заключение--------------------
5. Список
литературы--------------------
До принятия Закона об аудиторской деятельности в РФ классификация стандартов
предусматривала деление их на внешние и внутренние. Первые
подразделялись на международные и национальные.
Международные аудиторские стандарты, разработанные в 1994 г., включают 45
стандартов и подразделяются на следующие 10 групп: вводные замечания,
ответственность, планирование, внутренний контроль, аудиторские
доказательства, использование работы других (третьих) лиц, выводы и отчеты в
аудите, специализированные области, задания, положения по международной
практике аудита.
Международные стандарты аудита (International Standards of Auditing - ISA)
выпускает Международная федерация бухгалтеров (International Federation of
Accountants - IFAC), в которую входят национальные бухгалтерские организации
более 130 стран. Россия в IFAC представлена Институтом профессиональных
бухгалтеров РФ.
Международные стандарты аудита (МСА) стали выпускаться в 70-е годы XX в. и
часто претерпевали изменения. В настоящее время они имеют трехзначную
нумерацию. Последняя их редакция была выпущена в 1994 г., но на этом работа
не закончилась, ежегодно вносятся изменения, хотя они и имеют незначительный
характер.
1. Аудит - деятельность, основанная на риске
Аудит, базирующийся на риске, - это такой вид аудита, когда проверка
может производиться выборочно, исходя из условий работы предприятия, в основном
"узких мест"
(критических точек) в его
в областях, где риски выше, можно сократить время, затрачиваемое на проверку
областей с низким риском.
С проведением аудита непосредственно связаны следующие виды риска:
предпринимательский и аудиторский.
Предпринимательский риск аудитора заключается в том, что аудитор
может потерпеть неудачу из-за конфликта с клиентом даже при условии, что
представленное аудиторское заключение положительное.
Он зависит от следующих факторов:
- конкурентоспособности аудитора;
- недружественной рекламы деятельности аудитора;
- вероятности судебных исков по отношению к аудитору;
- финансового состояния клиента;
- характера операций клиента;
- компетентности
администрации и учетного
- сроков проведения аудита и т.д.
Риск аудитора (аудиторский риск) означает вероятность того, что
бухгалтерская отчетность экономического субъекта может содержать невыявленные
существенные ошибки и / или искажения после подтверждения ее достоверности или
что она содержит существенные искажения, когда на самом деле таких искажений в
бухгалтерской отчетности нет.
Аудиторский риск состоит из трех компонентов:
- внутрихозяйственный риск;
- риск средств контроля;
- риск необнаружения.
Для анализа составляющих представим аудиторский риск в виде упрощенной
предварительной модели:
ПАР = ВХР х РК х РН,
где ПАР - приемлемый аудиторский риск (относительная величина). Выражает меру
готовности аудитора признать тот факт, что финансовая отчетность может
содержать существенные ошибки после того, как уже завершен аудит и дано
положительное аудиторское заключение;
ВХР - внутрихозяйственный риск (относительная величина). Выражает вероятность
существования ошибки, превышающей допустимую величину, до проверки системы
внутрихозяйственного контроля;
РК - риск контроля (относительная величина). Выражает вероятность того, что
существующая ошибка, превышающая допустимую величину, не будет ни
предотвращена, ни обнаружена в системе внутрихозяйственного контроля;
РН - риск необнаружения (относительная величина). Выражает вероятность того,
что применяемые
аудиторские процедуры и
позволят обнаружить ошибки, превышающие допустимую величину.
Применяя модель аудиторского риска при планировании проверки, аудитор может
воспользоваться следующими способами.
Первый способ поможет в оценке плана с точки зрения уровня
квалификации аудитора. Например, аудитор полагает, что внутрихозяйственный риск
составляет 80%, риск контроля - 50% и риск не обнаружения - 10%. После простых
вычислений получаем значение риска при аудите 4% (0,8 х 0,5 х 0,1).
Если аудитор пришел к заключению, что приемлемый уровень аудиторского риска в
данном случае должен быть не выше 4%, то он может считать план приемлемым.
Подобный план может помочь аудитору получить приемлемый уровень аудиторского
риска, но он малоэффективен.
Для составления более эффективного плана можно использовать второй способ
вычисления риска - определить риск не обнаружения и соответствующее количество
подлежащих сбору свидетельств. В этих целях модель аудиторского риска
преобразуют следующим образом:
ПАР
РН = --------.
ВХР х РК
Возвращаясь к предыдущему примеру, предположим, что аудитор установил для
себя приемлемый аудиторский риск на уровне 5%, так что план аудита мог быть
изменен в связи с необходимостью согласовать количество отбираемых
свидетельств с риском не обнаружения на уровне 10%, поскольку 0,05 / (0,8 х
0,5) = 0,125.
При этой форме модели риска ключевым фактором становится риск не обнаружения,
ибо он предопределяет необходимое количество свидетельств.
Требуемое количество свидетельств обратно пропорционально уровню риска не
обнаружения: чем меньше уровень риска не обнаружения, тем больше требуется
свидетельств.
На основе модели аудиторского риска можно сделать вывод о том, что существует
прямая зависимость между приемлемым аудиторским риском и риском не
обнаружения, а также обратная зависимость между приемлемым аудиторским риском
и планируемым количеством подлежащих сбору свидетельств. Например, если
аудитор решает сократить уровень приемлемого аудиторского риска, то тем самым
он сокращает риск не обнаружения и увеличивает количество подлежащих сбору
свидетельств.
Третий способ (более общий) использования модели аудиторского
риска нацелен лишь на то, чтобы напомнить аудитору о взаимосвязи между
различными рисками и о связи рисков со свидетельствами. Понимать эти
взаимосвязи важно
для организации сбора
Чтобы разобраться в этих связях, рассмотрим более подробно каждую составляющую
модели аудиторского риска.
Приемлемый аудиторский риск - это субъективно установленный уровень
риска, который готов взять на себя аудитор. Если аудитор определит для себя
меньший уровень аудиторского риска, то это будет означать, что он стремится к
большей уверенности в том, что финансовая отчетность не содержит существенных
ошибок.
Величина приемлемого аудиторского риска может быть выражена соотношением:
0 <= ПАР <= 1.
Нулевой риск означает полную уверенность аудитора в том, что финансовая
отчетность не содержит существенных ошибок. Аудитор не может гарантировать
полного отсутствия существенных ошибок. Большинство аудиторов считают, что
величина приемлемого аудиторского риска не должна превышать 5%.
На величину приемлемого аудиторского риска могут влиять следующие основные
факторы:
уровень компетентности аудитора;
финансовое состояние аудитора;
степень доверия внешних пользователей к финансовой отчетности;
масштаб бизнеса клиента;
организационно - правовая форма клиента;
форма собственности и ее распределение в уставном капитале клиента;
характер и сумма обязательств клиента;
уровень внутреннего контроля клиента;
вероятность банкротства у клиента и т.д.
Аудитор должен провести обследование клиента и оценить значение каждого из
факторов, влияющих на уровень риска. На основе обследования и оценки факторов
аудитор сможет субъективно установить уровень риска, утверждая, что
финансовая отчетность и после окончания аудита может содержать существенные
ошибки. В процессе проверки аудитор получает дополнительную информацию о
клиенте и может изменять свою оценку приемлемого уровня аудиторского риска. В
тех случаях, когда аудитор полагает, что вероятность банкротства клиента
высока и в связи с этим возрастает предпринимательский риск аудитора,
необходимо снизить уровень приемлемого аудиторского риска.
Внутрихозяйственный риск - это установленный аудитором уровень риска,
отражающий подверженность финансовой отчетности существенным ошибкам. При
установлении уровня внутрихозяйственного риска не принимается во внимание
внутрихозяйственный контроль, поскольку он входит в модель аудиторского риска
как самостоятельный элемент, называемый риском контроля.
Величина внутрихозяйственного риска может быть выражена соотношением:
0 <= ВХР <= 1.
Если принимать
во внимание зависимость между
риском не обнаружения,
а также планируемым количество
внутрихозяйственный риск обратно пропорционален риску не обнаружения и прямо
пропорционален количеству свидетельств. Например, если аудитор заключает, что
по дебиторской
задолженности
заказчики клиента терпят банкротство в связи с неблагоприятными
экономическими условиями, то риск не обнаружения должен быть низким, а
планируемое количество свидетельств - большим (без учета внутрихозяйственного
контроля).
В самом начале аудита можно лишь приблизительно оценить уровень
внутрихозяйственного риска. Оценивая внутрихозяйственный риск, аудитор должен
учесть следующие основные факторы:
характер бизнеса клиента;
честность администрации;
мотивы поведения клиента;
результаты предыдущего аудита;
проводимый аудит - первоначальный или повторный;
взаимоотношения с дочерними и зависимыми фирмами;
нетрадиционные операции;
профессионализм учетного персонала;
сальдо счетов и величину сумм по статьям отчетности;
количество и состав операций клиента и т.д.
На основе проведенной оценки аудитор должен определить, какой именно из этих
факторов важен
для конкретного участка
(например, честность
администрации) оказывают
от норм на каких-то специфических участках (например, необычные операции и
др.). Несмотря на то что нет точных правил для определения уровня
внутрихозяйственного риска, аудиторы, как правило, консервативны в оценках.
Большинство аудиторов и при самых благоприятных обстоятельствах устанавливают
уровень внутрихозяйственного риска значительно выше 50%, а при наличии
обоснованного ожидания существенных ошибок - даже на уровне 100%.
Риск контроля представляет собой оценку аудитором эффективности системы
внутрихозяйственного контроля клиента в отношении ее способности предотвращать
или обнаруживать ошибки.
Аудитор стремится установить эту оценку на уровне ниже максимума (100%),
рассматривая это как часть плана аудита. Допустим, аудитор заключает, что
система внутрихозяйственного контроля абсолютно неэффективна для
предотвращения или обнаружения ошибок. В этом случае аудитор определит риск
контроля в 100%.
Чем эффективнее система
ниже уровень риска контроля.
Величина риска контроля может быть выражена соотношением:
0 <= РК <= 1.
Как и в случае внутрихозяйственного риска, риск контроля обратно
пропорционален риску не обнаружения, тогда как между риском контроля и
количеством подлежащих сбору свидетельств существует прямая зависимость.
Прежде чем установить уровень риска контроля ниже максимального уровня, т.е.
менее 100%, аудиторы должны выполнить следующие действия:
- ознакомиться
с системой
- на основе
этого оценить, насколько
- протестировать на эффективность контрольные моменты, структура которых
образует систему
Первое действие относится к любому аудитору, а второе и третье - обязательны
для аудитора в тех случаях, когда он устанавливает риск контроля ниже
максимального уровня.
Однако, если аудитор решает не оценивать риск контроля ниже максимального
уровня, то он должен установить риск контроля на уровне 100% независимо от
фактической эффективности системы контроля, определяющей уровень риска. При