Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2012 в 15:47, контрольная работа
Сегодня в экономике России происходят существенные изменения, как на макроэкономическом, так и на микроэкономическом уровне. Складывается современная система рыночной экономики, изменяются характер и методы экономической деятельности предприятий и организаций в рамках этой системы. Возникает необходимость финансового контроля. Финансовый контроль – один из важнейших элементов рыночных отношений. Финансовый контроль, осуществляемый с целью обеспечения законности, эффективности и целесообразности финансовой деятельности организаций, является составной частью проводимого в Российской Федерации контроля. При этом законодательно понятие «финансовый контроль» не определено.
Введение 3
1. Понятие аудита и ревизии. Их взаимосвязь и отличие 5
1.1. Возникновение аудита 5
1.2. Сущность аудита и его экономическая обусловленность 8
1.3. Цели и задачи аудита 13
1.4. Понятие, цель и задачи ревизии 15
1.5. Сравнительная характеристика аудита и ревизии 17
Заключение 20
Список использованной литературы 22
5) аудиторскими организациями в
отношении аудируемых лиц,
6) аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами, оказывавшими в течение 3 лет, непосредственно предшествовавших проведению аудиторской проверки, услуги по восстановлению и ведению бухгалтерского учета, а также по составлению финансовой (бухгалтерской) отчетности физическим и юридическим лицам, – в отношении этих лиц.
Таким образом, независимость аудитора должна обеспечиваться как по формальным признакам, так и с точки зрения фактических обстоятельств.
Деятельность аудиторов,
как правило, не ограничивается только
проверкой бухгалтерской
Аудиторские организации,
индивидуальные аудиторы наряду с аудиторскими
услугами могут оказывать прочие
связанные с аудиторской
1) постановку, восстановление и
ведение бухгалтерского учета,
составление бухгалтерской (
2) налоговое консультирование, постановку, восстановление и ведение налогового учета, составление налоговых расчетов и деклараций;
3) анализ финансово-
4) управленческое
5) юридическую помощь
в областях, связанных с аудиторской
деятельностью, включая
6) автоматизацию бухгалтерского
учета и внедрение
7) оценочную деятельность;
8) разработку и анализ инвестиционных проектов, составление бизнес-планов;
9) проведение научно-
10) обучение в областях,
связанных с аудиторской
Таким образом, понятие «аудиторская деятельность» шире понятия «аудит бухгалтерской отчетности» и помимо него включает сопутствующие аудиту услуги.
Цель аудита определяется законодательством, системой нормативного регулирования аудиторской деятельности, договорными обязательствами аудитора и клиента. В соответствии с Федеральным законом № 307 «Об аудиторской деятельности» целью аудита является установление достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности экономических субъектов и соответствия совершенных ими финансовых и хозяйственных операций нормативным актам. Основная цель аудита может дополняться обусловленными договором с клиентом задачами выявления резервов лучшего использования финансовых ресурсов, анализом правильности исчисления налогов, разработкой мероприятий по улучшению финансового положения предприятия, оптимизации затрат и результатов деятельности, доходов и расходов.
Целью аудита, как это определено в правиле (стандарте) № 1 «Цель и основные принципы аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности» (в ред. Постановления Правительства РФ от 07.10.2004 N 532), является выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации. Аудитор выражает свое мнение о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности во всех существенных отношениях.
Несмотря на то,
что мнение аудитора может
способствовать росту доверия
к финансовой (бухгалтерской) отчетности,
пользователь не должен
В ходе аудита бухгалтерской отчетности должны быть получены достаточные и уместные аудиторские доказательства, позволяющие аудиторской организации с приемлемой уверенностью сделать выводы относительно соответствия:
• бухгалтерского учета экономического субъекта документам и требованиям нормативных актов, регулирующих порядок ведения бухгалтерского учета и подготовки бухгалтерской отчетности в Российской Федерации;
• соответствия бухгалтерской отчетности экономического субъекта тем сведениям, которыми располагает аудиторская организация о деятельности экономического субъекта.
К задачам аудиторской проверки бухгалтерских финансовых отчетов относят следующие:
• подтверждение достоверности от
• контроль за соблюдением законодательства и нормативных документов, регулирующих правила ведения учета и составления отчетности, методологии оценки активов, обязательств и собственного капитала;
• проверка полноты, достоверности и точности отражения в учете и отчетности затрат, доходов и финансовых результатов деятельности предприятия за проверяемый период;
• выявление резервов
лучшего использования
Наиболее глубоким
методом финансового контроля
является ревизия. Ревизия
Цель ревизии
– осуществление контроля над
соблюдением законодательства
1) соответствие осуществляемой
деятельности учредительным
2) обоснованность расчетов сметных назначений;
3) исполнение смет расходов;
4) использование бюджетных
средств по целевому
5) обеспечение сохранности денежных средств и материальных ценностей;
6) обоснованность образования
и расходования
7) соблюдение финансовой
дисциплины и правильности
8) обоснованность операций с денежными средствами и ценными бумагами, расчетных и кредитных операций;
9) операции с основными средствами и нематериальными активами;
10) полнота и своевременность
расчетов с бюджетом и
11) операции, связанные с инвестициями;
12) расчеты по оплате труда и прочие расчеты с физическими лицами;
13) обоснованность произведенных
затрат, связанных с текущей
14) формирование финансовых
результатов и их
Ревизия – это полное обследование финансово-хозяйственной деятельности экономического субъекта с целью проверки ее законности, правильности, целесообразности и эффективности.
В зависимости от объекта различают ревизии полные, частичные, тематические и комплексные. При этом они могут быть плановыми и внеплановыми. По степени охвата данных в процессе ревизии осуществляются сплошные ревизии, когда контролируются все документы и материальные ценности, и выборочные, суть которых заключается в контроле части документов.
Ревизии проводятся органами управления в отношении подведомственных предприятий и учреждений, а также различными государственными и негосударственными органами контроля (Департаментом финансового контроля и аудита Минфина РФ, Центральным банком РФ, аудиторскими службами).
Составлению программы ревизии и ее проведению должен предшествовать подготовительный период, в ходе которого участники ревизии обязаны изучить необходимые законодательные и другие нормативные акты, отчетные и статистические данные, другие имеющиеся материалы, характеризующие финансово-хозяйственную деятельность.
Основные этапы и последовательность ревизии
В ревизионной
работе следует выделить
1) подготовительный;
2) проведение ревизии;
3) оформление результатов ревизии;
4) реализация результатов ревизии;
5) контроль
над выполнением решений,
Материалы ревизии
состоят из акта ревизии и
надлежаще оформленных
Акт проверки является результатом кропотливой работы группы ревизоров и официальным документом для принятия решений по проведенной ревизии, вплоть до возбуждения уголовного дела. Записи в акте необходимо излагать на основе проверенных фактов, вытекающих из имеющихся документов, материалов встречных проверок, инвентаризаций и других данных.
Акт проверки составляется в двух экземплярах за подписью ревизора, руководителя учреждения и главного бухгалтера.
При наличии возражений или пояснений по акту подписывающие делают об этом оговорку перед своей подписью и представляют письменные возражения или пояснения в 10-дневный срок с момента подписания акта.
В тех случаях, когда принятыми в ходе проверки мерами не обеспечивается полное устранение всех выявленных нарушений, ревизор разрабатывает проект приказа об устранении выявленных нарушений и представляет на рассмотрение руководству, назначившему ревизию.
Аудит отличается от такого вида финансового контроля, как ревизия:
- своими целями, составом методов и приемов работы;
- взаимоотношениями между проверяющим и проверяемым субъектами;
- выводами, сделанными по результатам проверки;
- методами реализации мероприятий, направленных на исправление выявленных недостатков в работе экономического субъекта.
В отличие от аудита, ревизия (re-Visio) буквально означает «пересмотр». Ревизия – форма последующего контроля, представляющая собой систему обязательных контрольных действий по документальной и фактической проверке законности и обоснованности совершенных в ревизуемом периоде хозяйственных и финансовых операций ревизуемой организации, правильности их отражения в бухгалтерском учете и отчетности, а также законности действий руководителя и главного бухгалтера (бухгалтера) и иных лиц, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными актами установлена ответственность за их осуществление.
Целью ревизии является обеспечение сохранности активов, пресечение и профилактика злоупотреблений, в том числе выявление лиц, виновных в злоупотреблениях, и подготовка доказательств для установления их вины. Ревизию проводят работники контрольно-ревизионного аппарата, а ее проведение инициирует и организует собственник имущества. Таковым может быть и вышестоящая организация или государственный орган. Инициаторы проведения ревизии оплачивают работу членов ревизионной комиссии. В процессе ревизии выявляются факты несохранности имущества собственника и неправильного ведения бухгалтерского учета в организации, определяется величина нанесенного ущерба.
Ревизия проводится на основе инструкций Министерства финансов Российской Федерации, внутренних инструкций, приказов вышестоящих или государственных органов. Акт ревизии – документ, предназначенный ограниченному кругу лиц, в котором фиксируются все выявленные (даже незначительные) недостатки.
По окончании ревизии акт ревизии и сопутствующая информация передаются собственнику, в том числе государственным организациям, а также государственным контролирующим органам, вышестоящей организации для принятия организационных выводов, применения взысканий.