Сущность аудита и его экономическая обусловленность. Взаимосвязь и отличия аудита и ревизии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2012 в 15:47, контрольная работа

Описание работы

Сегодня в экономике России происходят существенные изменения, как на макроэкономическом, так и на микроэкономическом уровне. Складывается современная система рыночной экономики, изменяются характер и методы экономической деятельности предприятий и организаций в рамках этой системы. Возникает необходимость финансового контроля. Финансовый контроль – один из важнейших элементов рыночных отношений. Финансовый контроль, осуществляемый с целью обеспечения законности, эффективности и целесообразности финансовой деятельности организаций, является составной частью проводимого в Российской Федерации контроля. При этом законодательно понятие «финансовый контроль» не определено.

Содержание работы

Введение 3
1. Понятие аудита и ревизии. Их взаимосвязь и отличие 5
1.1. Возникновение аудита 5
1.2. Сущность аудита и его экономическая обусловленность 8
1.3. Цели и задачи аудита 13
1.4. Понятие, цель и задачи ревизии 15
1.5. Сравнительная характеристика аудита и ревизии 17
Заключение 20
Список использованной литературы 22

Файлы: 1 файл

Контрольная по фин. контроль предприятий..doc

— 125.50 Кб (Скачать файл)

5) аудиторскими организациями в  отношении аудируемых лиц, являющихся  их учредителями (участниками), в  отношении аудируемых лиц, для  которых эти аудиторские организации  являются учредителями (участниками), в отношении дочерних организаций, филиалов и представительств указанных аудируемых лиц, а также в отношении организаций, имеющих общих с этой аудиторской организацией учредителей (участников);

6) аудиторскими организациями и  индивидуальными аудиторами, оказывавшими в течение 3 лет, непосредственно предшествовавших проведению аудиторской проверки, услуги по восстановлению и ведению бухгалтерского учета, а также по составлению финансовой (бухгалтерской) отчетности физическим и юридическим лицам, – в отношении этих лиц.

Таким образом, независимость аудитора должна обеспечиваться как по формальным признакам, так и с точки зрения фактических обстоятельств.

Деятельность аудиторов, как правило, не ограничивается только проверкой бухгалтерской отчетности предприятия, но и предполагает оказание своим клиентам на договорной основе различных дополнительных услуг.

Аудиторские организации, индивидуальные аудиторы наряду с аудиторскими услугами могут оказывать прочие связанные с аудиторской деятельностью  услуги, в частности:

1) постановку, восстановление и  ведение бухгалтерского учета,  составление бухгалтерской (финансовой) отчетности, бухгалтерское консультирование;

 

2) налоговое консультирование, постановку, восстановление и ведение налогового учета, составление налоговых расчетов и деклараций;

3) анализ финансово-хозяйственной  деятельности организаций и индивидуальных  предпринимателей, экономическое и  финансовое консультирование;

4) управленческое консультирование, в том числе связанное с  реорганизацией организаций или  их приватизацией;

5) юридическую помощь  в областях, связанных с аудиторской  деятельностью, включая консультации  по правовым вопросам, представление  интересов доверителя в гражданском и административном судопроизводстве, в налоговых и таможенных правоотношениях, в органах государственной власти и органах местного самоуправления;

6) автоматизацию бухгалтерского  учета и внедрение информационных  технологий;

7) оценочную деятельность;

8) разработку и анализ  инвестиционных проектов, составление  бизнес-планов;

9) проведение научно-исследовательских  и экспериментальных работ в  областях, связанных с аудиторской  деятельностью, и распространение  их результатов, в том числе на бумажных и электронных носителях;

10) обучение в областях, связанных с аудиторской деятельностью.

Таким образом, понятие  «аудиторская деятельность» шире понятия  «аудит бухгалтерской отчетности»  и помимо него включает сопутствующие  аудиту услуги.

 

 

 

 

1.3. Цели и  задачи аудита

 

Цель аудита определяется законодательством, системой нормативного регулирования аудиторской деятельности, договорными обязательствами аудитора и клиента. В соответствии с Федеральным законом № 307 «Об аудиторской деятельности» целью аудита является установление достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности экономических субъектов и соответствия совершенных ими финансовых и хозяйственных операций нормативным актам. Основная цель аудита может дополняться обусловленными договором с клиентом задачами выявления резервов лучшего использования финансовых ресурсов, анализом правильности исчисления налогов, разработкой мероприятий по улучшению финансового положения предприятия, оптимизации затрат и результатов деятельности, доходов и расходов.

Целью аудита, как это определено в правиле (стандарте) № 1 «Цель и основные принципы аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности» (в ред. Постановления Правительства РФ от 07.10.2004 N 532), является выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации. Аудитор выражает свое мнение о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности во всех существенных отношениях.

 Несмотря на то, что мнение аудитора может  способствовать росту доверия  к финансовой (бухгалтерской) отчетности, пользователь не должен принимать  данное мнение ни как выражение  уверенности в непрерывности  деятельности аудируемого лица  в будущем, ни как подтверждение эффективности ведения дел руководством данного лица.

В ходе аудита бухгалтерской  отчетности должны быть получены достаточные и уместные аудиторские доказательства, позволяющие аудиторской организации с приемлемой уверенностью сделать выводы относительно соответствия:

• бухгалтерского учета  экономического субъекта документам и  требованиям нормативных актов, регулирующих порядок ведения бухгалтерского учета и подготовки бухгалтерской отчетности в Российской Федерации;

• соответствия бухгалтерской отчетности экономического субъекта тем сведениям, которыми располагает аудиторская организация о деятельности экономического субъекта.

К задачам аудиторской  проверки бухгалтерских финансовых отчетов относят следующие:

• подтверждение достоверности отчетов или констатация их недостоверности;

• контроль за соблюдением  законодательства и нормативных документов, регулирующих правила ведения учета и составления отчетности, методологии оценки активов, обязательств и собственного капитала;

• проверка полноты, достоверности и точности отражения в учете и отчетности затрат, доходов и финансовых результатов деятельности предприятия за проверяемый период;

• выявление резервов лучшего использования собственных  основных и оборотных средств, финансовых резервов и заемных средств.

1.4. Понятие, цель и задачи ревизии

 

    Наиболее глубоким  методом финансового контроля  является ревизия. Ревизия представляет  собой систему обязательных контрольных  действий по документальной и  фактической проверке законности  и обоснованности совершенных в ревизуемом периоде хозяйственных и финансовых операций организации.

    Цель ревизии  – осуществление контроля над  соблюдением законодательства РФ  при осуществлении организациями  хозяйственных и финансовых операций, их обоснованностью, наличием и движением имущества, использованием материальных и трудовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами. Основной задачей ревизии является проверка финансово-хозяйственной деятельности организации по следующим направлениям:

1) соответствие осуществляемой  деятельности учредительным документам;

2) обоснованность расчетов  сметных назначений;

3) исполнение смет  расходов;

4) использование бюджетных  средств по целевому назначению;

5) обеспечение сохранности  денежных средств и материальных ценностей;

6) обоснованность образования  и расходования государственных  внебюджетных средств;

7) соблюдение финансовой  дисциплины и правильности ведения  бухгалтерского учета и составления  отчетности;

8) обоснованность операций  с денежными средствами и ценными бумагами, расчетных и кредитных операций;

9) операции с основными  средствами и нематериальными  активами;

10) полнота и своевременность  расчетов с бюджетом и внебюджетными  фондами;

11) операции, связанные  с инвестициями;

12) расчеты по оплате труда и прочие расчеты с физическими лицами;

13) обоснованность произведенных  затрат, связанных с текущей деятельностью,  и затрат капитального характера;

14) формирование финансовых  результатов и их распределение.

Ревизия – это полное обследование финансово-хозяйственной деятельности экономического субъекта с целью проверки ее законности, правильности, целесообразности и эффективности.

В зависимости от объекта  различают ревизии полные, частичные, тематические и комплексные. При  этом они могут быть плановыми и внеплановыми. По степени охвата данных в процессе ревизии осуществляются сплошные ревизии, когда контролируются все документы и материальные ценности, и выборочные, суть которых заключается в контроле части документов.

Ревизии проводятся органами управления в отношении подведомственных предприятий и учреждений, а также различными государственными и негосударственными органами контроля (Департаментом финансового контроля и аудита Минфина РФ, Центральным банком РФ, аудиторскими службами).

Составлению программы ревизии и ее проведению должен предшествовать подготовительный период, в ходе которого участники ревизии обязаны изучить необходимые законодательные и другие нормативные акты, отчетные и статистические данные, другие имеющиеся материалы, характеризующие финансово-хозяйственную деятельность.

Основные этапы и  последовательность ревизии 

    В ревизионной  работе следует выделить следующие  этапы:

    1) подготовительный;

    2) проведение  ревизии;

    3) оформление  результатов ревизии;

    4) реализация результатов ревизии;

    5) контроль  над выполнением решений, принятых  по результатам ревизии.

  Материалы ревизии  состоят из акта ревизии и  надлежаще оформленных приложений  к нему, на которые имеются  ссылки в акте ревизии (документы,  копии документов, сводные справки, объяснения должностных и материально ответственных лиц и т. п.).

Акт проверки является результатом  кропотливой работы группы ревизоров  и официальным документом для  принятия решений по проведенной  ревизии, вплоть до возбуждения уголовного дела. Записи в акте необходимо излагать на основе проверенных фактов, вытекающих из имеющихся документов, материалов встречных проверок, инвентаризаций и других данных.

Акт проверки составляется в двух экземплярах за подписью ревизора, руководителя учреждения и главного бухгалтера.

При наличии возражений или пояснений по акту подписывающие  делают об этом оговорку перед своей  подписью и представляют письменные возражения или пояснения в 10-дневный  срок с момента подписания акта.

В тех случаях, когда  принятыми в ходе проверки мерами не обеспечивается полное устранение всех выявленных нарушений, ревизор разрабатывает проект приказа об устранении выявленных нарушений и представляет на рассмотрение руководству, назначившему ревизию.

1.5. Сравнительная характеристика аудита и ревизии

 

 

Аудит отличается от такого вида финансового контроля, как ревизия:

- своими целями, составом методов и приемов работы;   

- взаимоотношениями между проверяющим и проверяемым субъектами;

- выводами, сделанными по результатам проверки;

- методами реализации мероприятий, направленных на исправление выявленных недостатков в работе экономического субъекта.

В отличие от аудита, ревизия (re-Visio) буквально означает «пересмотр». Ревизия – форма последующего контроля, представляющая собой систему обязательных контрольных действий по документальной и фактической проверке законности и обоснованности совершенных в ревизуемом периоде хозяйственных и финансовых операций ревизуемой организации, правильности их отражения в бухгалтерском учете и отчетности, а также законности действий руководителя и главного бухгалтера (бухгалтера) и иных лиц, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными актами установлена ответственность за их осуществление.

Целью ревизии является обеспечение сохранности активов, пресечение и профилактика злоупотреблений, в том числе выявление лиц, виновных в злоупотреблениях, и подготовка доказательств для установления их вины. Ревизию проводят работники контрольно-ревизионного аппарата, а ее проведение инициирует и организует собственник имущества. Таковым может быть и вышестоящая организация или государственный орган. Инициаторы проведения ревизии оплачивают работу членов ревизионной комиссии. В процессе ревизии выявляются факты несохранности имущества собственника и неправильного ведения бухгалтерского учета в организации, определяется величина нанесенного ущерба.

Ревизия проводится на основе инструкций Министерства финансов Российской Федерации, внутренних инструкций, приказов вышестоящих или государственных органов. Акт ревизии – документ, предназначенный ограниченному кругу лиц, в котором фиксируются все выявленные (даже незначительные) недостатки.

По окончании ревизии  акт ревизии и сопутствующая  информация передаются собственнику, в том числе государственным организациям, а также государственным контролирующим органам, вышестоящей организации для принятия организационных выводов, применения взысканий.

Информация о работе Сущность аудита и его экономическая обусловленность. Взаимосвязь и отличия аудита и ревизии