Сущность и формирование учетной политике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2014 в 11:14, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является рассмотрение технологии формирования эффективной учетной политики, соответствующей целям установке организации.
Для реализации поставленной цели решим следующие задачи:
раскроем сущность и формирование учетной политики предприятия;
проанализируем методологические аспекты учетной политики для целей бухгалтерского учета;
рассмотрим учетную политику в целях налогообложения;
разработаем рекомендации по совершенствованию учетной политики предприятия.

Файлы: 1 файл

курсач по буху класс.docx

— 54.13 Кб (Скачать файл)

- «по оплате» по мере  поступления денежных средств  за выполненные работы, оказанные  услуги. Метод «по оплате» с  01.01.06 г в соответствии с законодательством РФ не применяется

3) Учетная политика для  отчетности по международным  стандартам (например US GAAP, IFRS)

Учетная политика для отчетности по международным стандартам.

Международные стандарты  финансовой отчётности (МСФО; англ. International Financial Reporting Standards) -- набор документов (стандартов и интерпретаций), регламентирующих правила составления финансовой отчетности, необходимой внешним  пользователям для принятия ими  экономических решений в отношении  предприятия.

МСФО, в отличие от некоторых  национальных правил составления отчетности, представляют собой стандарты, основанные на принципах, а не на жестко прописанных  правилах. Цель состоит в том, чтобы  в любой практической ситуации составители  могли следовать духу принципов, а не пытаться найти лазейки в  четко прописанных правилах, которые  позволили бы обойти какие-либо базовые  положения. Среди принципов: принцип  начисления (accrual basis), принцип непрерывности  деятельности (going concern), осторожности (prudence), уместности (relevance) и ряд других.

Форма учетной политики нормативно не регламентирована. Поэтому сформированная учетная политика может быть изложена непосредственно в приказе. В  этом случае она будет иметь исключительно  текстовый формат с выделением отдельных пунктов. Более удобна табличная форма построения учетной политики. При этом утверждаемая приказом учетная политика является самостоятельным законченным документом (например, положением), имеющим собственную логическую структуру и форму, соответствующую целям ее создания. В этом случае учетная политика становится приложением к соответствующему приказу.

Табличная форма построения учетной политики делает этот документ более структурированным, с наглядными ссылками на нормативные документы, являющиеся обоснованием (основанием) для выбранного организацией способа  ведения бухгалтерского учета. Табличная  форма позволяет графически выделить в общем объеме документа отдельные  разделы, соответствующие конкретным объектам или направлениям учета. Все  это облегчает последующее использование  учетной политики работниками организации  в процессе ежедневной работы. Особенно актуально это в том случае, если бухгалтерская служба имеет  сложную иерархическую структуру  с разделением учетных работ  по направлениям.

При формировании учётной  политики организации по конкретному  направлению ведения и организации  бухгалтерского учета осуществляется выбор одного способа из нескольких, допускаемых законодательством  и нормативными актами по бухгалтерскому учёту. Если по конкретному вопросу  в нормативных документах не установлены  способы ведения бухгалтерского учёта, то при формировании учётной  политики осуществляется разработка организацией соответствующего способа.

Принятая организацией учётная  политика подлежит оформлению соответствующей  организационно-распорядительной документацией (приказами, распоряжениями и т.п.) организации.

Способы ведения бухгалтерского учёта, избранные организацией при  формировании учётной политики, применяются  с первого января года, следующего за годом утверждения соответствующего организационно-распорядительного  документа. При этом они применяются  всеми филиалами, представительствами  и иными подразделениями организации (включая выделенные на отдельный  баланс), независимо от их места нахождения.

1.3 Процесс формирование учетной политике      

Процесс формирования учетной  плитики организации состоит из следующих последовательных этапов:

Определение объектов бухгалтерского учета, в отношении которых должна быть разработана учетная политика;

  1. Выявление, анализ, оценка и ранжирование факторов, под влиянием которых производится выбор способов ведения бухгалтерского учета;
  2. Выбор и обоснование исходных положений построения учетной политики;
  3. Идентификация потенциально пригодных для применения организацией способов ведения бухгалтерского учета по каждому приему метода учета и для каждого объекта учета;
  4. Отбор способов ведения бухгалтерского учета, пригодных для применения организацией в их взаимосвязи;
  5. Оформление избранной учетной политики.

В этой последовательности все перечисленные этапы являются строго необходимыми: каждый предыдущий этап обеспечивает осуществление последующего.

На первом этапе устанавливается  предмет учетной политики, ибо  конкретная организация имеет свою специфическую совокупность объектов бухгалтерского учета (фактов хозяйственной  деятельности). В зависимости от состава объектов учета на втором этапе выявляются конкретные условия, явления и процессы, которые оказывают  влияние на разработку учетной политики. Третий этап формирование подразумевает  анализ общепризнанных допущений в  построении учетной политики с точки  зрения выявленной на предыдущем этапе  совокупности факторов; при их адекватности эти допущения закладываются  в основу учетной политики. Четвертый  этап заключается в отборе потенциально пригодных к использованию организацией способов ведения учета; отбор ведется  из всего множества теоретически возможных (предусмотренных нормативными документами) способов, исходя из принятых на предыдущем этапе допущений выявленных на втором этапе факторов выбора. Пятый этап состоит непосредственно в выборе способов ведения учета для конкретной организации; выбор производится посредством проверки каждого способа, отработанного на предыдущем этапе, системой соответствующих критериев. На заключительном, шестом, этапе избранная учетная политика получает соответствующее оформление, с тем, чтобы удовлетворять формальным требованиям к ней.

На  выбор способа ведения учета  влияют различные факторы.

Таким образом, при формировании учетной  политики должно соблюдаться важнейшее  условие – единство учетной политики в организации, то есть, другими словами, выбор способов ведения учета  должен осуществляться на единых основах.

 

Глава 2. Выбор  способов организации бухгалтерского учета и раскрытие учетной  политики.

2.1 Важнейшие элементы  учетной политики 

 

Элементами формируемой  в организации учетной политики могут быть:

1)Рабочий План счетов  бухгалтерского учета.

2)Методы организации учетной  работы.

3)Формы ведения бухгалтерского  учета.

4)Технология обработки  информации.

 

5)Формы первичных учетных  документов а также формы документов 

для внутренней бухгалтерской  отчетности, применяемые предприятием.

6)Перечень лиц, имеющих  право подписи документов.

7)Правила и график документооборота.

8)Регистры учета, используемые  предприятием.

9)Порядок проведения инвентаризации.

10)Оценка оприходования  имущества и обязательств.

 

 

Рабочий План счетов бухгалтерского учета. В соответствии с требованиям Приказов Минфина России от 31 октября 2000 года N 94н "Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкции по его применению".

Фактически формирование Рабочего Плана счетов производится путем отбора  синтетических счетов, предусмотренных новым планом счетов, которые фактически используются при ведении учета в организации.

Введение синтетических счетов, не предусмотренных планом счетов, может

осуществляться с выполнением  требований пункта 4 статьи 13 Закона о

бухгалтерском учете, согласно которому о таких фактах должно сообщаться в пояснительной записке к  бухгалтерскому балансу. В противном  случае это классифицируется как  уклонение от выполнения правил бухгалтерского учета и признается нарушением законодательства Российской Федерации о бухгалтерском учете с вытекающими из этого последствиями

Рабочий План счетов аналитического учета определяется самостоятельно организацией предприятием с учетом субсчетов, определенных Планом счетов и положений действующего законодательства. Так, например субсчета к счету 68 "Расчеты по налогам и сборам" могут быть сформированы по видам уплачиваемых организацией налогов и сборов.

Методы организации  учетной работы. Определяются согласно пункта 2 статьи 6 Закона о бухгалтерском учете (руководитель может учредить бухгалтерскую службу как структурное подразделение, возглавляемое главным бухгалтером, ввести в штат должность бухгалтера, передать на договорных началах ведение бухгалтерского учета централизованной бухгалтерии, специализированной организации или бухгалтеру-специалисту, вести бухгалтерский учет лично).

Технология обработки  информации. Бухгалтерский учет в организациях может вестись ручным способом, ручным способом с частичным применением средств автоматизации или автоматизированным способом.

Формы первичных учетных документов, а также формы документов для

внутренней бухгалтерской  отчетности, применяемые организацией. В

соответствии со статьей 9 Закона о бухгалтерском учете  все хозяйственные

операции, проводимые организацией, должны оформляться первичными

оправдательными документами, на основании которых ведется  бухгалтерский

учет.

Первичные учетные документы  принимаются к учету, если они  составлены по

форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной  учетной

документации, утвержденных Госкомстатом России.

Правила и график документооборота. Правила документооборота в организации регулируются принимаемым графиком документооборота, составляемым в виде схемы или перечня работ, выполняемых структурными подразделениями или конкретными работниками-исполнителями с отражением взаимосвязи и сроков формирования и исполнения документов и их дальнейшим хранением. При разработке графика документооборота организации могут использовать "Положение о документах и документообороте в бухгалтерском учете.

Регистры учета используемые организацией. В соответствии со статьей 10

Закона о бухгалтерском  учете регистры учета предназначены  для систематизации и накопления информации, содержащейся в принятых к учету первичных документах, для отражения на счетах бухгалтерского учета и в бухгалтерской отчетности.

В связи с тем, что до настоящего времени новые регистры учеты, используемые при журнально-ордерной форме учета, Минфином России не определены, организации вправе скорректировать ранее применявшиеся регистры, что зафиксировать в своей учетной политике на новый 2002 год.

Порядок проведения инвентаризации. Принимаемый и закрепляемый в учетной политике организацией порядок проведения инвентаризации не может противоречить основным принципам ее организации и проведения, закрепленными Законом о бухгалтерском учете, Положением по ведению бухгалтерского учета, а также Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденным приказом Минфина РФ от 13 июня 1995 года N 49.

Оценка оприходованных имущества и обязательств. В соответствии с пунктом 1 статьи 11 Закона о бухгалтерском учете оценка имущества и обязательств

организаций производится в  обязательном порядке для их отражения  в бухгалтерском учете и отчетности. Оценка имущества производится путем:

       приобретенного  за плату - суммирования фактически  произведенных затрат на покупку;

       полученного  безвозмездно - по рыночной стоимости  на дату оприходования;

        произведенного  на самом предприятии - по стоимости  изготовления (фактических затрат, связанных с производством объекта имущества).

Оценка имущества, обязательств и хозяйственных операций может  производится до целых рублей. Специальные правила оценки устанавливаются действующим законодательством по товарообменным операциям, а также по хозяйственным операциям, по которым стоимость активов устанавливается в сумме, выраженной в иностранной валюте, а их оплата производится в рублях.

Оценка и учет товаров. В соответствии с пунктом 13 ПБУ 5/01 товары, приобретенные организацией для продажи, должны оцениваться по стоимости их приобретения в порядке, определенном для других материально-производственных запасов.

Вместе с этим, действующее  законодательством устанавливает  и отдельные особенности оценки товаров. Так, организации, осуществляющие розничную торговлю, могут производить  оценку приобретаемых товаров по продажной стоимости с отдельным учетом наценок (скидок).

Номенклатура  материально-производственных запасов, используемых организацией. С 2002 года в соответствии с пунктом 3 ПБУ 5/01 единица бухгалтерского учета материально-производственных запасов выбирается организацией самостоятельно таким образом, чтобы обеспечить формирование полной и достоверной информации об этих запасах, а также надлежащий контроль за их наличием и движением. В зависимости от характера материально-производственных запасов, порядка их приобретения и использования, единицей материально-производственных запасов может быть номенклатурный номер, партия, однородная группа и т.п.

Принятая организацией номенклатура в разрезе наименований, номенклатурных номеров и групп прикладывается отдельным приложением к разрабатываемой учетной политике.

Учет выпуска  готовой продукции. Под готовой продукцией в соответствии с пунктом 2 ПБУ 5/01 понимается часть материально-производственных запасов, предназначенных для продажи (в частности - конечный результат производственного цикла, активы, законченные обработкой (комплектацией), технические и качественные характеристики, которых соответствуют условиям договора или требованиям иных документов, в случаях, установленных законодательством).

Бухгалтерский учет выпуска  готовой продукции может быть организован с использованием счета 40 "Выпуск продукции (работ, услуг)" (чем обеспечивается учет продукции по нормативной себестоимости) или без его использования. Соответствующий выбор закрепляется в учетной политике.

Учет выполнения работ долгосрочного характера. В соответствии с Инструкцией по применению Плана счетов организации, выполняющие работы долгосрочного характера (строительные, научные, проектные, геологические и т.п.) могут осуществлять их учет с использованием счета 46 "Выполненные этапы по незавершенным работам" или без использования счета 46. Соответствующий выбор отражается в учетной политике.

Информация о работе Сущность и формирование учетной политике