Сущность и назначение управленческого учета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 23:17, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – изучение сущности и назначения управленческого учета.
Задачи курсовой работы: в соответствии с указанной целью в работе были поставлены и решены следующие задачи: изучить сущность и назначение управленческого учета; дать определение сущности управленческого учета; раскрыть принципы методы и способы управленческого учета.
Исследовать принципы организации бухгалтерского управленческого учета. Объектом исследования является - управленческий учет.

Содержание работы

Введение 3
1.Сущность и назначение управленческого учета 5
1.1. Определение сущности управленческого учета 5
1.2. Объекты управленческого учета 7
1.3. Метод и способы управленческого учета 10
1.4. Принципы управленческого учета 15
2. Управленческий и финансовый учет, их взаимодействие и отличия 23
2.1. Сравнительная характеристика управленческого и финансового учета 23
2.2. Место управленческого учета в информационной системе предприятия 28
Заключение 34
Библиографический список 37

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.doc

— 160.00 Кб (Скачать файл)

Сметами (бюджетом) охватывают производство, реализацию, распределение и финансирование. В сметах находят отражение затраты на производство всего предприятия и его подразделений, доходы от видов деятельности, подразделений, предприятий в целом, прибыль.

Функции управленческого  учета

Понимание сущности управленческого  учета позволяет выявить зависимость  функций, выполняемых этим видом  учета, от функций управления. Функции  управления обычно состоят из: планирования, контроля, оценки,

непосредственно организационной  работы, внутренних информационных связей и стимулирования.

Планирование - процесс описания вариантов действий, которые могут быть осуществлены в будущем. Он включает: постановку цели; формулировку задач; изыскание путей решения задач для достижения поставленной цели; выбор вариантов альтернативных действий. На этой стадии руководитель должен иметь информацию о смете и предполагаемых источниках ее исполнения. Хорошо составленные планы бывают настолько гибкими, что позволяют руководителю их изменять при определенных производственных ситуациях.

Планы могут  быть краткосрочными и долгосрочными. Перспективный план представляет собой  предположение администрации в  отношении развития предприятия на 3-5 лет. Он предусматривает комплекс мер, которые должна провести администрация в настоящее или в ближайшее время. Таким образом решают вопросы инвестиций в основные фонды, производственные запасы, в создание и освоение новой продукции, так как изменение ассортимента выпускаемой продукции страхует предприятие от риска снижения прибыли.

Контроль - проверка осуществления планов со стороны  руководителя, менеджера - состоит из определения состояния объекта; сопоставления фактических результатов с плановыми; пересмотра планов, если становится ясным, что они не могут быть выполнены; выявления отклонений от запланированного и регулирования. Контроль настолько тесно связан с планированием, что в обычной работе не проводят границу между ними. Любое управленческое решение основывается на оценке деятельности, где управленческое планирование и система контроля полностью взаимодействуют.

На этой стадии управления руководитель имеет информацию в виде отчетов исполнителей, в  которых собрано количественное измерение фактического состояния объекта. Часто в отчете сравниваются фактические и бюджетные данные, выявляются отклонения. Это позволяет руководителю концентрировать внимание на негативных процессах и выявлять проблемы, требующие решения в будущем, например, пересмотр обязательств по поставке продукции некоторым покупателям.

Оценка - понимается как заключительный процесс анализа всей системы принятия решений. В этом случае определяется, была ли достигнута поставленная цель (обратная связь), и выясняются причины отклонений: недостатки планирования; неоптимальный набор действий, который привел к увеличению количества оперативных решений; несоответствие системы контроля требованиям управления; выбор неверной цели.

Организационная работа состоит в создании организационной структуры предприятия, предназначенной для практической реализации поставленных целей -отделов, бюро, групп, подразделений и т.п.; распределении обязанностей между исполнителями; координации действий исполнителей на основе внутренних информационных связей, объединяющих разные уровни управления; установлении коммуникационных каналов связи с использованием линейных и нелинейных отношений.

Функционирование  системы управленческого учета  определяется организационной структурой предприятия. Производственная бухгалтерия предстает как система внутренней отчетности структурных подразделений. Учет затрат на производство строится по центрам ответственности, что дает информацию руководству предприятия об эффективности специализации, подчиненности, разделения полномочий в достижении цели.

Стимулирование - это средство мотивации участников производственного процесса, побуждающее уяснить цели и задачи предприятия и принимать решения, соответствующие этим целям. В этом качестве выступают сметы и исполнительские отчеты об их выполнении.

Сметы содержат сбалансированные плановые показатели и ориентируют менеджеров на выполнение конечной цели предприятия. Исполнительские  отчеты мотивируют обоснованность корректировки  фактических результатов по отношению  к запланированным и стимулируют персонал предприятия к принятию мер по устранению отклонений либо к выявлению потенциальных проблем в будущем. Внутренняя отчетность создает основу для повышения эффективности системы контроля и регулирования, осуществляемой менеджерами.

Внутренняя  информационная связь - это обмен информацией и отчетностью. Он позволяет скоординировать действия различных структурных подразделений для выполнения конечной цели; конкретизирует задачи каждого подразделения на предстоящий бюджетный период; определяет условия, в которых будет действовать каждый руководитель подразделения, и требования (потребности и ограничения) к нему смежных производственных подразделений. Функции управления и информация, обеспечивающая их действенность, позволяют сформулировать функции управленческого учета:

  • обеспечение информацией руководителей всех уровней управления, необходимой для текущего планирования, контроля и принятия оперативных управленческих решений;
  • формирование информации, которая служит средством внутренней коммуникационной связи между уровнями управления и различными структурными подразделениями одного уровня;  
  • оперативный контроль и оценка результатов деятельности внутренних подразделений и предприятия в достижении цели;
  • перспективное планирование и координация развития предприятия в будущем на основе анализа и оценки фактических результатов деятельности.

 

2. Управленческий и финансовый учет, их взаимодействие и отличия

2.1. Сравнительная характеристика управленческого и финансового учета

Для сравнительной  характеристики финансового и управленческого  учета необходимо выяснить сходство и различие этих подсистем бухгалтерского учета.

Обязательность  ведения учета: ведение бухгалтерского финансового учета предусмотрено законодательством, т.е. обязательно; ведение бухгалтерского управленческого учета необязательно и всецело зависит от воли руководства.

Цель ведения  учета: цель финансового учета – формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении, необходимой:

  • для составления бухгалтерской отчетности;
  • осуществления контроля за целесообразностью и законностью хозяйственных операций и использованием производственных ресурсов;
  • предотвращения отрицательных результатов хозяйственной деятельности и выявления внутрихозяйственных резервов обеспечения финансовой устойчивости организации.

Цель управленческого учета является формирование и предоставление управленческому персоналу организации и ее структурных подразделений информации, необходимой для планирования, контроля и управления деятельностью организации и ее структурных подразделений.4

Основные пользователи информации:

    • основными пользователями информации финансового учета являются внешние пользователи - органы государственного управления (налоговые, статистические, казначейство и др.), банки, кредиторы, инвесторы (в том числе физические лица) и др.
    • в управленческом учете потребителями информации являются работники управленческого персонала организации и ее структурных подразделений, специалисты, а также непосредственные исполнители, для которых установлены лимиты и нормативы по соответствующим расходам.

 Объекты  учета и отчетности:

  • в финансовом учете информация формируется и отражается в отчетности в целом по организации. В некоторых случаях отчеты о доходах и расходах составляются по отраслям и видам деятельности.
  • в управленческом учете информация формируется и составляется отчетность по структурным подразделениям центрам ответственности, видам деятельности, отдельным изделиям, новым технологическим решениям и другим позициям.

Методы ведения  учета:

    • в финансовом учете обязательно используются все элементы метода бухгалтерского учета - документация и инвентаризация, оценка и калькуляция, счета и двойная запись, бухгалтерский баланс и отчетность.
    • в управленческом - могут использоваться указанные элементы бухгалтерского учета, но не в обязательном порядке (в том числе документация и двойная запись). Кроме того, в управленческом учете широко используются количественные методы (методы элементарной математики, математической статистики и теории вероятностей, математического программирования, эвристические методы и др.).

Правила ведения  учета:

  • финансовый учет и составление отчетности должны осуществляться в соответствии с общепринятыми принципами и правилами. В России эти правила установлены законодательством.
  • в управленческом учете правила ведения учета, и составление отчетности устанавливаются самими организациями.

Используемые  измерители:

    • в финансовом учете используются натуральные, трудовые и денежные измерители в российской валюте. Операции в иностранной валюте приводятся к национальной валюте.
    • в управленческом учете наряду с использованием указанных выше измерителей широко используются специфические измерители произведенной продукции и выполненных работ - машиночас, человекочас и др.

Способы группировки  расходов в финансовом учете затраты группируют и учитывают в обязательном порядке по экономическим элементам:

- материальные  затраты;

- затраты на  оплату труда;

- отчисления  на социальные нужды;

- амортизация;

- прочие затраты.

В управленческом учете учет расходов осуществляется по статьям калькуляции, например:

- сырье и  материалы;

- возвратные отходы;

- топливо и  энергия на технологические нужды;

- цеховые расходы  ;

- и т.д.

Степень точности информации в финансовом учете и отчетности должна отражаться достоверная, документально обоснованная информация. В управленческом учете информация во многом носит расчетный характер и зачастую не связана с операциями на счетах бухгалтерского учета, допускаются приблизительные и примерные оценки. Вместе с тем по ряду показателей администрация требует представления достоверных сведений.

Периодичность составления отчетности в финансовом учете информация представляется за прошедший отчетный период (месяц, квартал, год). В управленческом учете отчеты составляются по мере надобности: ежемесячно, еженедельно, ежедневно, а иногда – немедленно. Администрация предприятия самостоятельно устанавливает состав, сроки и периодичность представления внутренней отчетности. Главный принцип – целесообразность и экономичность. Степень открытости информации: финансовая отчетность не представляет коммерческой тайны. Она является открытой и публичной. Отчетность в управленческом учете обычно является коммерческой тайной предприятия. Она не подлежит публикации и носит конфиденциальный характер.

Ответственность за достоверность и своевременность  представления учетных и отчетных данных в финансовом учете ответственность за достоверность и своевременность представления учетных и отчетных данных предусмотрена законодательством. По учетным и отчетным данным управленческого учета ответственность обычно не предусматривается. Вместе с тем данные управленческого учета могут явиться основой для привлечения менеджера к ответственности за его управленческие решения или поступки.

Связь с другими  дисциплинами финансовый учет основан главным образом на собственном методе. Управленческий учет тесно связан с другими дисциплинами – микроэкономикой, финансами, экономическим анализом, математической статистикой и др.

Наряду с  перечисленными отличиями финансовый и управленческий учет имеют много  общего:

    • Основная часть данных первичного учета используется и в финансовом, и в управленческом учете.
    • Учет затрат и калькулирование себестоимости продукции осуществляются как в финансовом, так и в управленческом учете. (В России конечный финансовый результат производственной деятельности организации определяют только способом сопоставления себестоимости продукции и выручки от продаж.) При этом в финансовом учете определяется себестоимость всей производственной продукции и ее основных видов в целом по организации. В управленческом учете исчисляют различные показатели себестоимости (по отдельным производствам, видам, технологическим решениям, зонам реализации и т.п.).
    • Способы и приемы, составляющие в совокупности метод бухгалтерского учета (документация и инвентаризация, оценка и калькуляция, счета и двойная запись, бухгалтерский баланс и отчетность) применяют как в финансовом, так и управленческом учете.

Информация о работе Сущность и назначение управленческого учета