Сущность и основные задачи бухгалтерского учета. Основы бухгалтерского учета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2014 в 02:26, реферат

Описание работы

В современных условиях становления рыночной экономики и совершенствования управления, выработки новой стратегии развития предприятий, усиливается роль и значение бухгалтерского учета. Основным становится не обеспечение контроля со стороны государства, а сбор полной и достоверной информации о хозяйственных процессах и результатах деятельности предприятий, как для внутренних нужд его собственников, так и для внешних пользователей (инвесторов, поставщиков, налоговых, финансовых и банковских органов).
Бухгалтерский учет постоянно совершенствуется, становится важным звеном формирования рыночной экономики, языком бизнеса и предпринимательства.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………3
1.Основы бухгалтерского учета………………………………......4
1.1.Сущность и основные задачи бухгалтерского учета………..5
1.2.Предмет и методология бухгалтерского учета………………6
1.3. Основные правила (принципы) бухгалтерского учета …….9
Заключение…………………………………………………………… 16
Список литературы……………………………………………………12

Файлы: 1 файл

2.Бухгалтерский учет.doc

— 76.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

Сущность и основные задачи бухгалтерского учета. Основы бухгалтерского учета.

 

Реферат

 по дисциплине «Бухгалтерский учет»

студента  4,5-5 курса  заочной  формы обучения

специальность – ГМУ 4-5,5 «Государственное и муниципальное управление»

 

 

                                               Научный руководитель

                                    

 

 

 

Дмитров

2013

 

 

 

 

 

 

Содержание:

 

 

Введение……………………………………………………………3

1.Основы бухгалтерского учета………………………………......4

1.1.Сущность и основные задачи бухгалтерского учета………..5

1.2.Предмет и методология бухгалтерского  учета………………6

1.3. Основные правила (принципы) бухгалтерского учета …….9

Заключение…………………………………………………………… 16

Список литературы……………………………………………………12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

         В современных условиях становления рыночной экономики и совершенствования управления, выработки новой стратегии развития предприятий, усиливается роль и значение бухгалтерского учета. Основным становится не обеспечение контроля со стороны государства, а сбор полной и достоверной информации о хозяйственных процессах и результатах деятельности предприятий, как для внутренних нужд его собственников, так и для внешних пользователей (инвесторов, поставщиков, налоговых, финансовых и банковских органов).

        Бухгалтерский учет постоянно совершенствуется, становится важным звеном формирования рыночной экономики, языком бизнеса и предпринимательства.

          Бухгалтерский учет на малых предприятиях заслуживает особого внимания, т.к. он имеет некоторые особенности.

 

 

 

 

 

 

 

 

ОСНОВЫ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА

 
 
      21 ноября 1996 г. впервые в истории России был принят специализированный Федеральный закон «О бухгалтерском учете», который занял важное место в системе законов, разработанных применительно к специфике рыночных отношений.

1. Сущность и основные задачи бухгалтерского учета Бухгалтерский учет, его объекты и основные задачи

 
1. Бухгалтерский учет представляет  собой упорядоченную систему  сбора, регистрации и обобщения  информации в денежном выражении  об имуществе, обязательствах организаций и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций.

 
2. Объектами бухгалтерского учета  являются имущество организаций, их обязательства и хозяйственные  операции, осуществляемые организациями в процессе их деятельности

 

3. Основными задачами бухгалтерского учета являются: 
 
Формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении, необходимой внутренним пользователям бухгалтерской отчетности - руководителям, учредителям, участникам и собственникам имущества организации, а также внешним - инвесторам, кредиторам и другим пользователям бухгалтерской отчетности; 
 
Обеспечение информацией, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчетности для контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации при осуществлении организацией хозяйственных операций и их целесообразностью, наличием и движением имущества и обязательств, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами; 
 
Предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности организации и выявление внутрихозяйственных резервов обеспечения ее финансовой устойчивости. 
Статья 2. Понятия, используемые в настоящем Федеральном законе 
Для целей настоящего Федерального закона используются следующие понятия: 
Руководитель организации - руководитель исполнительного органа организации либо лицо, ответственное за ведение дел организации; 
Синтетический учет - учет обобщенных данных бухгалтерского учета о видах имущества, обязательств и хозяйственных операций по определенным экономическим признакам, который ведется на синтетических счетах бухгалтерского учета; 
Аналитический учет - учет, который ведется в лицевых, материальных и иных аналитических счетах бухгалтерского учета, группирующих детальную информацию об имуществе, обязательствах и о хозяйственных операциях внутри каждого синтетического счета; 
План счетов бухгалтерского учета - систематизированный перечень синтетических счетов бухгалтерского учета; 
Бухгалтерская отчетность - единая система данных об имущественном и финансовом положении организации и о результатах ее хозяйственной деятельности, составляемая на основе данных бухгалтерского учета по установленным формам».

 

 
№ п/п

 
Основные этапы учетного процесса

 
Основные инструменты осуществления этапа

 
1

 
Н аблюдение

 
Д окументирование 
 
Инвентаризация

 
2

 
И змерение

 
К алькуляция 
 
Оценка

 
3

 
Г руппировка

 
С чета 
 
Двойная запись

 
4

 
О бобщение

 
Б аланс 
 
отчеты


 

 

1.2 Предмет и методология  бухгалтерского учета

         Предметом бухгалтерского учета являются имущество предприятия, находящееся в виде средств и обязательств, движение этого имущества посредством хозяйственных операций, происходящих в сферах снабжения, производства и реализации продукции, а также результаты деятельности предприятия.

         Имущество предприятия, его обязательства, источники формирования этого имущества (собственные, заемные и др.), хозяйственные операции составляют объекты бухгалтерского учета.

       Хозяйственная операция характеризует отдельные хозяйственные действия (факты), вызывающие изменения в составе, размещении имущества и источниках его образования.

      Методологическую основу организации бухгалтерского учета составляет система способов и определенных приемов, которые осуществляются посредством документации, инвентаризации, бухгалтерского баланса, системы синтетических и аналитических счетов с применением метода двойной записи, оценки имущества и обязательств, других статей баланса, калькуляции и отчетности предприятия.

1. Документация - это первичная регистрация хозяйственных операций с помощью документов в момент и в местах их совершения.

Обязательным условием отражения хозяйственных операций в системном бухгалтерском учете является оформление их первичными документами, обладающими определенными характеристиками и отвечающими соответствующим требованиям (они должны быть достоверными, ясными, объективными и др.). При организации учета с помощью вычислительных машин роль первичных документов выполняют машинные носители информации (магнитные ленты, диски и др.), удостоверяющие факт выполнения хозяйственной операции.

2. Инвентаризация - способ проверки соответствия фактического наличия имущества в натуре данным бухгалтерского учета. Инвентаризация проводится с целью обеспечения достоверности показателей бухгалтерского учета и сохранности имущества предприятия.

3. Бухгалтерский баланс - способ экономической группировки и обобщения информации об имуществе и обязательствах предприятия, организации по составу и размещению и источникам их образования в денежной оценке на определенную дату.

Средства предприятия отражаются в бухгалтерском балансе денежном выражении в двух группировках: одна показывает, какими средствами предприятие располагает, другая - из каких источников они возникли.

Обе части бухгалтерского баланса равны между собой, так как в них отражается одно и то же имущество, но, с одной стороны по составу и размещению, с другой - по источникам его образования.

4. Система счетов и двойная запись.

Счета бухгалтерского учета предназначены для сбора и группировки информации (бухгалтерских данных) как о состоянии и движении хозяйственных средств предприятия, так и об их источниках. Документы, поступающие в бухгалтерию с мест совершения хозяйственных операций, проверяются, обрабатываются и регистрируются на счетах бухгалтерского учета.

Счета тесно связаны с балансом, поскольку открываются на основании баланса и в свою очередь их данные переносятся в баланс.

Деление счетов на активные и пассивные также связано с балансом.

Независимо от их вида строение счетов одинаково. Они представляют собой двухстороннюю таблицу, левая сторона которой называется "Дебет"', правая - "Кредит". Назначение сторон в активных и пассивных счетах различно.

 

1.3 Основные правила (принципы) бухгалтерского учета

 
          Основные правила ведения бухгалтерского учета в РФ определены Федеральным законом «О бухгалтерском учете» и Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации. Эти правила следующие.

  1. Обязательность двойной записи хозяйственных операций на счетах Рабочего плана счетов, составляемого на основе Плана счетов, утверждаемого Минфином РФ.
  2. Учет объектов учета осуществляется в рублях и на русском языке. Первичные учетные документы, составленные на иных языках, должны иметь построчный перевод на русский язык.
  3. В бухгалтерском учете текущие затраты на производство продукции, выполнение работ и оказание услуг осуществляются раздельно от затрат, связанных с капитальными и финансовыми вложениями.
  4. Обязательность документирования хозяйственных операций. Первичные документы должны быть составлены в момент совершения хозяйственных операций или сразу по окончании операции. Они должны содержать обязательные реквизиты и составляться по типовым формам или формам, утверждаемым руководителем организации. Руководитель также утверждает правила документооборота и технологию обработки учетной информации.
  5. Для систематизации и накопления информации, содержащейся в, учетных документах, используются учетные регистры, формы которых разрабатываются Минфином РФ, органами, которым предоставлено право регулирования бухгалтерского учета, федеральными органами исполнительной власти или самой организацией при соблюдении ими общих методических принципов бухгалтерского учета: Содержание регистров бухгалтерского учета и внутренней бухгалтерской отчетности является коммерческой тайной.
  6. Объекты учета подлежат оценке в денежном выражении. Оценка имущества, приобретенного за плату, осуществляется путем суммирования фактически произведенных затрат на его покупку; имущества, полученного безвозмездно, - по рыночной стоимости на дату оприходования; имущества, произведенного в самой организации, - по стоимости его изготовления.
  7. Обязательность проведения инвентаризации имущества и обязательств. Порядок проведения инвентаризации определяется руководителем организации, за исключением установленных законом о бухгалтерском учете случаев обязательного проведения инвентаризаций.
  8. Для ведения бухгалтерского учета в организации формируется учетная политика в соответствии с установленными допущениями и требованиями.

 
Понятия «допущения» и «требования» также являются правилами ведения бухгалтерского учета. 
 
Допущения:

  1. Допущение имущественной обособленности означает, что имущество и обязательства организации существуют обособленно от имущества и обязательств собственника и имущества других юридических лиц, находящегося у данной организации.
  2. Допущение непрерывности деятельности организации означает, что она будет продолжать свою деятельность в обозримом будущем и у нее отсутствует намерение ликвидации или существенного сокращения деятельности.
  3. Допущение последовательности применения учетной политики означает, что выбранная организацией учетная политика применяется последовательно от одного отчетного года к другому.
  4. Допущение временной определенности фактов хозяйственной деятельности означает, что они отражаются в бухгалтерском учете и отчетности того периода, в котором совершены, независимо от фактического времени поступления или выплаты денежных средств, связанных с этими фактами. 
     
    Требования:
  5. Требование полноты означает необходимость отражения в бухгалтерском учете .всех фактов хозяйственной деятельности.
  6. Требование своевременности означает необходимость своевременного отражения в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности фактов хозяйственной деятельности.
  7. Требование осмотрительности (осторожности, консерватизма) означает большую готовность к учету потерь (расходов) и пассивов, чем возможных доходов и активов: прибыль отражается в учете только после совершения хозяйственных операций, а убыток может отражаться с момента возникновения предположения о его возможности.
  8. Требование приоритета содержания перед формой означает, что в бухгалтерском учете факты хозяйственной деятельности должны отражаться исходя не только из их правовой формы, но и из экономического содержания фактов и условий хозяйствования.
  9. Требование непротиворечивости обусловливает необходимость тождества данных аналитического учета с оборотом и остатком по синтетическим счетам на 1-е число каждого месяца, показателей бухгалтерской отчетности данным синтетического и аналитического учета, а также показателей отчетности на начало и конец периода.
  10. Требование рациональности означает необходимость рационального и экономного ведения бухгалтерского учета исходя из условий хозяйственной деятельности и величины организации.

Информация о работе Сущность и основные задачи бухгалтерского учета. Основы бухгалтерского учета