Сущность и виды аудита

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2014 в 21:38, контрольная работа

Описание работы

Существует множество определений аудита - одни из них закреплены в официальных нормативных документах, как международных, так и национальных, другие определения даются специалистами в области аудита. На макроэкономическом уровне аудит является элементом рыночной инфраструктуры, необходимость функционирования которого определяется следующими обстоятельствами:
а) бухгалтерская отчетность используется для принятия решений ее заинтересованными пользователями, в том числе руководством, участниками и собственниками имущества экономического субъекта, реальными и потенциальными инвесторами, работниками и заказчиками, органами власти и общественностью в целом;

Файлы: 1 файл

Теоретическая часть.docx

— 26.41 Кб (Скачать файл)

1.Теоретическая часть. Сущность и виды аудита

Существует множество определений аудита - одни из них закреплены в официальных нормативных документах, как международных, так и национальных, другие определения даются специалистами в области аудита. На макроэкономическом уровне аудит является элементом рыночной инфраструктуры, необходимость функционирования которого определяется следующими обстоятельствами:

 а) бухгалтерская  отчетность используется для принятия решений ее заинтересованными пользователями, в том числе руководством, участниками и собственниками имущества экономического субъекта, реальными и потенциальными инвесторами, работниками и заказчиками, органами власти и общественностью в целом;

б) бухгалтерская отчетность может быть подвержена искажениям в силу ряда факторов, в частности применения оценочных значений и возможности неоднозначной интерпретации фактов хозяйственной жизни; помимо этого, достоверность бухгалтерской отчетности не обеспечивается автоматически ввиду возможной пристрастности ее составителей;

в) степень достоверности бухгалтерской отчетности, как правило, не может быть самостоятельно оценена большинством заинтересованных пользователей из-за затрудненности доступа к учетной и прочей информации, а также многочисленности и сложности хозяйственных операций, отражаемых в бухгалтерской отчетности экономических субъектов.

Аудит - предпринимательская деятельность аудиторов (аудиторских организаций) по осуществлению независимых проверок бухгалтерской отчетности, платежно-расчетной документации, налоговых декларации и других финансовых обязательств и требований экономических субъектов с целью установления достоверности их бухгалтерской отчетности и соответствия совершенных ими финансовых и хозяйственных операций нормативным актам, действующим в Российской Федерации.[3]

Основной целью аудита финансовой отчетности является выражение мнения аудиторской организации о достоверности отчетности экономического субъекта во всех существенных отношениях.

 

 Эта цель может быть  достигнута, если в ходе проверки  бухгалтерской отчетности получены  достаточные аудиторские доказательства, позволяющие аудитору с определенной  уверенностью сделать выводы  относительно соответствия бухгалтерского  учета проверяемой организации  требованиям нормативных актов, регулирующих порядок ведения  бухгалтерского учета и подготовки  бухгалтерской отчетности.

 Вместе с тем пользователи  бухгалтерской отчетности не  должны трактовать мнение аудиторской  организации как полную гарантию  будущей жизнеспособности экономического  субъекта или эффективности деятельности  его руководства, а также как  гарантию отсутствия каких-либо  иных (помимо изложенных в аудиторском  заключении) обстоятельств, влияющих  на бухгалтерскую отчетность  экономического субъекта.

Одной из международных организаций, до недавнего времени контролирующей и координирующей аудиторскую деятельность, был Комитет по аудиторской практике, который состоял из представителей всех основных профессиональных бухгалтерских организаций. Комитет был ответствен за установление стандартов и инструкций аудита с 1976 по 1991 г.; в настоящее время эту функцию выполняет Совет по аудиторской практике.

Результатом аудита могут быть выводы о состоянии финансовой отчетности - реальности статей баланса, достоверности бухгалтерского учета, законности и целесообразности хозяйственных операций, а результатом аудиторских услуг - возможное состояние объектов в будущем, т.е. прогнозные экономические показатели, качественные характеристики организационной структуры управления, системы учета и контроля.

Аудиторская деятельность представляет собой предпринимательскую деятельность по проведению собственного аудита и оказанию сопутствующих ему работ и услуг.

Аудит - это независимая проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности с целью выражения мнения о степени достоверности этой отчетности.

Собственно аудитом имеет право заниматься только аттестованный аудитор, имеющий лицензию (индивидуальную или на организацию) на право заниматься аудиторской деятельностью. [5]

В Российской Федерации существуют две формы аудита: обязательный и инициативный. Аудит может проводиться в отношении любых юридических лиц независимо от их организационно-правовых форм и видов деятельности, а также любых физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица и зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей.

Ежегодным обязательным аудиторским проверкам подлежат экономические субъекты, круг которых очерчен в Федеральном законе «Об аудиторской деятельности».

Инициативный аудит– аудит, проводимый по инициативе экономического субъекта, и поэтому его цели могут быть более разнообразными, увязанными с сопутствующими аудиторскими услугами и стадиями развития аудита.

Вместе с тем субъект хозяйствования, который в соответствии с Законом не обязан проводить аудиторскую проверку, также может провести подтверждающий аудит, т.е. получить суждение о достоверности своей отчетности. Такая проверка часто проводится в случае смены учредителей, руководителей, а в ряде случаев — даже при смене главного бухгалтера.

Различают также первоначальный аудит и согласованный (продолжающийся) аудит. Первоначальный аудит проводится аудитором впервые для данного проверяемого субъекта, что существенно увеличивает риск и трудоемкость проверки, так как у аудиторов нет информации об особенностях деятельности клиента, уровне внутреннего контроля и т.п.

Согласованный аудит осуществляется повторно. При этом планирование и проведение аудита основано на знании специфики деятельности клиента и организации бухгалтерского учета на предприятии. Зачастую аудиторская фирма оказывает и консультационные услуги проверяемому предприятию, что также позволяет снизить риск аудита и повысить его надежность, не увеличивая объем аудиторской выборки.

Важный признак классификации видов аудита — особенность объекта аудита. В этой связи принято различать банковский, страховой аудит, аудит Товарных и фондовых бирж, инвестиционных институтов и внебюджетных фондов, а также общий аудит. Как видно, круг проверяемых объектов по видам аудита различен. Наиболее четко очерчен страховой аудит и аудит коммерческих банков. Группа организаций, выделенных по принципу привлечения чужих денег, уже достаточно разнообразна, что часто требует дополнительной специализации аудиторских организаций. Такое деление связано, прежде всего, с необходимостью знания специального законодательства и особенностей организации бухгалтерского учета. Наиболее разнообразны объекты проверок в общем аудите — от торговли до крупнейших корпораций добывающей промышленности. [4]

Следует отметить, что в различных странах существуют разные подходы к такой классификации аудиторских организаций. Одни считают ее необходимой, другие отстаивают позицию, согласно которой методология аудита не связана с отраслевой спецификой проверяемого объекта.

Таким образом, аудиторскую деятельность можно классифицировать по семи различным признакам. 

   1. По отношению  к субъекту  -  аудируемому лицу:

   • внешний аудит (проверки проводятся приглашенными  специалистами по желанию экономического  субъекта или согласно требованиям  государства);

   •  внутренний  аудит  (проверки  проводятся  специалистами, находящимися в подчинении  экономического субъекта).

   2. По обязательности  проведения:

   • обязательный  аудит (проверки, проводимые согласно  требованиям и критериям,  установленным  актами законодательства);

   •  инициативный  (добровольный)  аудит  (проверки, проводимые  по  желанию экономического  субъекта,  учредителя (участника),  собственника имущества,    наблюдательного    органа    экономического субъекта).

   3. По виду экономической  деятельности субъекта  -  аудируемого  лица:

   • общий   аудит  (аудит  предприятий,   объединений,   организаций, учреждений независимо  от организационно-правовых форм  и видов собственности); банковский  аудит; аудит страховых организаций; аудит бирж;

   •  аудит инвестиционных  институтов; аудит внебюджетных  фондов.

   4.   По характеру  проверки:

   •    подтверждающий  аудит (проверка и подтверждение  достоверности документов бухгалтерского  учета и отчетности);

   •    системно-ориентированный  аудит (аудиторская экспертиза на  основе анализа системы внутреннего  контроля);

   •    аудит, базирующийся  на риске (концентрация аудиторской  работы в областях с более  высоким возможным риском, что  значительно упрощает аудит в  областях с низким риском).

   5.   По периодичности  проведения:

   •    первоначальный   аудит   (проводится   аудитором (аудиторской организацией) впервые  для данного экономического субъекта);

   • периодический (повторяющийся) аудит (осуществляется  аудитором (аудиторской организацией) повторно или регулярно и основан  на знании специфики бухгалтерского  учета и отчетности данного  экономического субъекта);

   •  оперативный  аудит (кратковременная проверка  для вынесения общей оценки  состояния учета,   отчетности, соблюдения законодательства, эффективности  внутреннего контроля,  оценки  деятельности).

   6.   По назначению:

   •    аудит  на соответствие требованиям  законодательства;

   •  управленческий (производственный) аудит (проверка  и  совершенствование  организации  и  управления  предприятием,   качественных  сторон  производственной  деятельности, оценка эффективности  производства и  финансовых  вложений,  производительности,   рациональности  использования  имущества);

   • аудит хозяйственной  деятельности (системный анализ  хозяйственной  деятельности  экономического  субъекта,   проводимый  для  определенных  целей: оценки эффективности  управления, выявления возможностей  улучшения хозяйственной деятельности, формулирования рекомендаций относительно  улучшения деятельности или принятия  управленческих решений);

   •    специальный  отраслевой аудит (экологический, технический  и т. п.).

   7.  По отношению  к объекту аудита:

   • аудит финансовой (бухгалтерской) отчетности (проверка  отчетности  экономического  субъекта  с целью вынесения заключения  о соответствии ее правилам  ведения бухгалтерского учета);

   •    налоговый  аудит (проверка соблюдения законодательства  о налогах и сборах);

   •    ценовой  аудит (проверка обоснованности  установления цены).

   В России особое значение имеет деление аудита на внешний и внутренний. Если внешний аудит – аудит, проводимый специализированными аудиторскими организациями, то внутренний аудит— это аудит, проводимый специально созданным подразделением в системе управления организации или внутренним аудитором, который выбирается высшим органом управления организации.

Подразделения внутреннего контроля создаются, как правило, в крупных и многозвенных структурах, для которых характерно наличие обособленных подразделений. Их задачей является прежде всего, контроль за соблюдением учетной политики организации всеми подразделениями, правильностью ведения бухгалтерского учета и составления отчетности, обоснование стратегии развития финансовой, амортизационной, инвестиционной политики.

Создание подразделений внутреннего аудита тесно связано с усилением функции контроля. При этом внутренний аудит рассматривается как звено внутреннего контроля, в функции которого входит не только контроль за правильностью составления отчетности, но и оценка эффективности использования ресурсов, рациональности расходов и поиска резервов повышения эффективности производства.

Заказчиками внешнего аудита могут быть:

-государственные органы;

-собственники предприятий (акционеры, инвесторы, государство, частные 
лица);

-банки и другие кредитные учреждений.

Внутренний аудит осуществляется самим предприятием, его задачи состоят во внутрихозяйственном контроле за формированием затрат, выявлением отклонений от плановых смет и нормативов, анализе их причин и установлении виновных лиц, поиск резервов финансово-хозяйственной деятельности и обеспечении необходимой информацией руководителей предприятия. Для проведения внутреннего аудита можно привлекать профессиональных аудиторов со стороны.

В таблице 1 представлены различия внутреннего и внешнего аудита. [3]

Таблица 1- Различия внутреннего и внешнего аудита

Внутренний аудит

Внешний аудит

Осуществляется специалистами по учету, контролю и анализу, работающими в данной хозяйственной системе

Осуществляется профессионалами, 
которые не являются наемными 
работниками данной хозяйственной 
системы, выполняют функцию 
засвидетельствования, главным

образом на договорной основе.

Основная задача - удовлетворение потребностей администрации в рамках данной хозяйственной системы.

Главная задача - высказать свое мнение для нужд «третьих лиц» -акционеров, инвесторов,

Действительность и эффективность прямо влияют на объем, содержание и характер внешнего аудита

Объем, содержание и характер, а также аудиторский риск определяется в зависимости от качества и действительности внутреннего аудита

Внутренний         аудит часть

внутрихозяйственного контроля,

который должен быть непрерывным.

Внешний аудит является

периодическим, осуществляется

примерно с годовым интервалом.

Аудит прямо связан с текущим 
обеспечением сохранности активов, 
контролем постановки и организации 
материальной ответственности,

выявлением и ликвидацией

задолженности по недостачам, растратам и хищениям.

Аудит связан с выявлением факторов 
мошенничества, контролем за 
постановкой материальной

ответственности не прямо, а случайно, т. е. возникает в тех случаях, когда их результатом являются приписки и иные искажения отчетности

Внутрихозяйственный аудит должен быть независимым от ревизуемых объектов лишь организационно, а в целом удовлетворять потребности руководства и получать от него зарплату для аудиторов.

Внешний аудит долен быть независимым от клиента не только организационно, но и в материальном отношении

Информация о работе Сущность и виды аудита