Сущность, задачи и функции бухгалтерского учета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2015 в 12:39, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы: изучить сущность, определить задачи и охарактеризовать функции бухгалтерского учета. Для достижения поставленной цели в курсовой работе поставлены следующие задачи: 1) изучить сущность бухгалтерского учета; 2) исследовать задачи и функции бухгалтерского учета.

Содержание работы

Введение ...................................................................................................... 3 - 4
1. Сущность бухгалтерского учета
1.1 Возникновение и развитие бухгалтерского учета ................................. 5 - 16
1.2 Предмет и метод бухгалтерского учета ................................................ 17 - 21
2. Задачи и функции бухгалтерского учета
2.1.Характеристика задач бухгалтерского учета ........................................ 22 -25
2.2 Содержание бухгалтерской отчетности ............................................... 26 - 31
2.3 Функции бухгалтерского учета ............................................................ 32 - 35
Заключение ................................................................................................. 36 - 37
Список использованной литературы .......................................................... 38

Файлы: 1 файл

Бух. учет.doc

— 194.50 Кб (Скачать файл)

В теоретической литературе все задачи бухгалтерского учета можно подразделить на несколько групп: технологические задачи, которые зависят от технологических аспектов учета; алгоритмические задачи, которые зависят от используемых в учете алгоритмов вычислений; исполнительские задачи, зависящие от распоряжений лиц, которым бухгалтер по роду своей работы обязан подчиняться; технические задачи, которые зависят от поддержания системы учета в рабочем состоянии. Классифицировать задачи, стоящие перед учетом, можно и по следующим основаниям: характер отношения (функция), периодичность повторения, степень срочности, способ регламентации, характер воздействия на хозяйственную деятельность, объект целеполагания.

2.2 Содержание бухгалтерской отчетности

В соответствии с приказом Минфина РФ от 22 июля 2003 г. N 67н «О формах бухгалтерской отчетности организаций» и Положением по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99) для организаций, являющихся юридическими лицами по законодательству РФ (кроме кредитных организаций, страховых организаций и бюджетных учреждений), в состав годовой бухгалтерской отчетности включаются следующие формы: бухгалтерский баланс (форма N 1); отчет о прибылях и убытках (форма N 2).           Также в качестве приложений к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках бухгалтерской отчетности составляются: отчет об изменениях капитала (форма N 3); отчет о движении денежных средств (форма N 4); приложение к бухгалтерскому балансу (форма N 5).

Формы бухгалтерской отчетности представлены в Приложениях 1 - 5

Кроме того, в состав отчетности входит пояснительная записка.

Бухгалтерский баланс – это способ экономической группировки имущества предприятия на определенную дату. Балансы предоставляются за периоды 3 месяца, полгода, 9 месяцев и год.

Под балансом в бухгалтерии понимают равновесие двух сторон описания имущественных ценностей. Одна сторона – это их описание по составу и размещению, другая сторона – их описание по источникам возникновения и по целевому назначению. Поскольку речь идет об одних и тех же материальных ценностях, баланс обязательно должен сойтись.

По внешнему виду баланс представляет собой двухстороннюю таблицу. Левая сторона таблицы носит название «Актив» и содержит сведения о составе и размещении имущества предприятия. Правая сторона носит название «Пассив» и содержит сведения об источниках возникновения данного имущества и по его целевому назначению. Актив и пассив баланса подразделяются на разделы и отдельные статьи. Обозначается бухгалтерский баланс как форма № 1.

В заголовочной части баланса указывают:

- по состоянию на какую дату  составлен баланс (например, на 31 марта 2003 года);

- дату утверждения баланса общим  собранием участников (акционеров);

- наименование организации в соответствии с учредительными документами;

- индивидуальный номер налогоплательщика;

- вид деятельности организации  по ОКВЭД;

- организационно-правовую форму  по ОКОПФ ОК 028-99;

- форму собственности организации  по ОКФС ОК 027-99;

- единицу измерения - как правило, тысячи рублей (код по ОКЕИ - 384);

- адрес - указывают полный почтовый  адрес фирмы.

Баланс подписывают руководитель и главный бухгалтер предприятия. Согласно рекомендованной форме, главный бухгалтер помимо расшифровки своей подписи должен указать реквизиты квалификационного аттестата профессионального бухгалтера. Однако в Федеральном законе от 23 февраля 1996 года № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» отсутствует требование, согласно которому отчетность должен подписывать только аттестованный бухгалтер. Поэтому отчетность должна приниматься налоговой инспекцией независимо от того, есть у бухгалтера аттестат или нет (согласно письма МНС России от 20 апреля 2001 г. № АС-6-16 /332 «О наличии в бухгалтерский отчетности организации данных о квалификационном аттестате профессионального бухгалтера».

Следующим видом бухгалтерской отчетности является Отчет о прибылях и убытках (форма № 2). Все доходы и расходы в форме № 2 сгруппированы в порядке, предусмотренном Положением по бухгалтерскому учету «Доходы организации» (ПБУ 9/99), утвержденным Приказом Минфина России от 6 мая 1999 г. № 32 н, и Положением по бухгалтерскому учету «Расходы организации (ПБУ 10/99), утвержденным Приказом Минфина России от 6 мая 1999 г. № 33н.

В соответствии с ПБУ 9/99 и ПБУ 10/99 форма № 2 включает в себя следующие виды доходов и расходов: 1) доходы и расходы по обычным видам деятельности; 2) внереализационные доходы и расходы; 3) чрезвычайные доходы и расходы; 4) операционные доходы и расходы. Таким образом, отчитываясь по форме № 2, предприятие показывает доходы как от основных видов деятельности, определенных уставом, так и от дополнительных, а также расходы по ним.

К видам бухгалтерской отчетности относится и Отчет об изменениях капитала (форма № 3). В форме № 3 отражаются данные о движении собственного капитала, к которому относятся: 1) уставный (складочный) капитал организации; 2) добавочный капитал; 3) резервный капитал; 4) фонды организации, образуемые в соответствии с учредительными документами и принятой учетной политикой; 5) средства целевого финансирования. Таким образом, по форме № 3 учитываются как имеющийся капитал, так и поступивший в результате прироста стоимости основных средств по их дооценке, при получении эмиссионного дохода), а, кроме того, указывается уменьшение капитала путем, к примеру, изъятия вкладов участниками (учредителями); аккумулирования собственных акций АО, уменьшения вкладов или номинальной стоимости акций. В результате такого учета и дается отчет об изменениях капитала (форма № 3).

Отчет о движении денежных средств (форма № 4). Здесь отражаются данные о движении денежных средств организации, учитываемых на счетах: 50 «касса», 51 «расчетные счета», 52 «валютные счета»; 55 «специальные счета в банках». Отчет о движении денежных средств составляется в рублях. Если у организации есть средства в иностранной валюте, сначала составляется расчет в иностранной валюте по каждому ее виду. После этого данные каждого расчета в иностранной валюте пересчитываются по курсу Банка России. Полученные данные по отдельным расчетам суммируются при заполнении соответствующих строк формы № 4. Так как форма заполняется в разрезе текущей (основной), инвестиционной и финансовой деятельности (графы 4, 5, 6 формы № 4), большое значение имеет правильное разделение движения денежных средств по видам деятельности организации.

Так, текущая – это основная (уставная) деятельность, осуществляемая в соответствии с предметами и целями деятельности организации.

Инвестиционная деятельность связана с осуществлением капитальных вложений в недвижимость, оборудование, нематериальные и другие внеоборотные активы. Кроме того, к инвестиционной деятельности относится осуществление долгосрочных финансовых вложений (приобретение ценных бумаг, вложение денежных средств в уставные капиталы других организаций и т.п.). В графе «По инвестиционной деятельности» показываются также доходы, полученные от продажи объектов капитальных вложений (основных средств, нематериальных активов и др.).

Финансовой является деятельность, связанная с осуществлением краткосрочных финансовых вложений (менее 12 месяцев), а также с выпуском облигаций или других краткосрочных ценных бумаг, например, векселей. Таким образом, отчет о движении денежных средств дает информацию об активности как текущей, так и инвестиционной, и финансовой деятельности предприятий.

Приложение к бухгалтерскому балансу (форма № 5) содержит показатели, которые расшифровывают данные бухгалтерского баланса. В форме № 5 указывается: 1) движение заемных средств; 2) наименование дебиторской и кредиторской задолженности; 3) наличие амортизируемого имущества (нематериальных активов и основных средств; 4) движение средств, направляемых на финансирование долгосрочных инвестиций и финансовых вложений; 5) наличие финансовых вложений и долгосрочных инвестиций; 6) информация о расходе по обычным видам деятельности.

На практике существует также форма № 6 «Отчет о целевом использовании полученных средств», однако ее в составе годовой отчетности представляют только некоммерческие организации, к работе предприятий это не относится.

Пояснительная записка как один из видов бухгалтерской отчетности. Пояснительная записка должна содержать характеристику деятельности организации.

При отражении основных показателей деятельности организации необходимо дать их качественные изменения и их причины.

Качественные показатели финансово-хозяйственной деятельности должны быть выбраны организацией самостоятельно и утверждены в учетной политике, например:

- абсолютные показатели (валюта  баланса, выручка, затраты, прибыль, фонд  оплаты труда);

- относительные показатели (рентабельность, платежеспособность, оборачиваемость и т.д.).

В пояснительной записке приводятся дополнительные данные, характеризующие финансовое положение организации и не нашедшие отражения в установленных формах бухгалтерской отчетности. Также в состав пояснительной записки может входить и другая информация, интересующая пользователей отчетности.

Пояснительная записка состоит из нескольких разделов.

Данные о хозяйственной деятельности предприятия. Здесь можно указать: а) краткую характеристику деятельности организации (виды текущей, инвестиционной и финансовой деятельности; б) объем продаж продукции, товаров, работ, услуг по видам деятельности и географическим рынкам сбыта; в) чрезвычайные факты хозяйственной деятельности и их последствия. Также нужна оценка деловой активности предприятия: а) широта рынков сбыта продукции; б) степень выполнения плановых показателей, обеспечения заданных темпов их роста; в) уровень эффективности используемых ресурсов.

Данные о финансовой деятельности организации. В этом разделе можно указать: а) информацию о составе прочих внереализационных доходов и расходов; б) расшифровку тех данных форм № 1 и № 2, по которым отражаются прочие активы и пассивы, кредиторы и дебиторы, а также отдельные виды прибылей и убытков, если они являются существенными. При этом следует иметь ввиду, что существенной признается сумма, отношение которой к общему итогу соответствующих данных составляет не менее 5 процентов.

Данные об инвестиционной деятельности предприятия, где могут быть указаны: а) количество акций, выпущенных акционерным обществом; б) номинальную стоимость акций дочерних и зависимых обществ, находящихся в собственности организации; в) сумму прибыли, приходящуюся на одну акцию организации. Акционерные общества в пояснительной записке приводят фамилии и должности членов совета директоров, наблюдательного совета, членов исполнительного органа, выплаченного им в прошедшем году, за который составляется отчет. При этом отдельно указываются все виды выплаченного вознаграждения (оплата труда, премии, дивиденды и т.п.).

О способах ведения бухгалтерского учета. В этом разделе указываются: а) положения учетной политики, отличные от учетной политики предыдущего года; среди них существенно влияющие на бухгалтерскую отчетность прошедшего периода, а также причины этих изменений и оценка их последствий в стоимостном выражении; б) причины изменений вступительного баланса на начало года. Организации, уплачивающие налоги «по оплате», должны указать в записке суммы отклонений между суммами налогов, подлежащих перечислению в бюджет, и суммами налогов, начисленных «по отгрузке».

События после отчетной даты. Данные о доходах, расходах и обязательствах, выявленных после составления годовой отчетности, но до ее представления и существенно влияющих на оценку имущественного и финансового положения организации (события после отчетной даты), должны найти отражение в этом разделе пояснительной записки. Здесь приводятся и решения по итогам рассмотрения годовой бухгалтерской отчетности и распределения прибыли, остающейся в распоряжении организации.

Кроме обязательных данных предприятие может предоставить в составе пояснительной записки и дополнительную информацию, необходимую для более полного раскрытия информации о ее деятельности. Здесь могут приводиться показатели оценки удовлетворительности структуры баланса (текущей ликвидности, обеспеченности собственными средствами и способности восстановления (утраты) платежеспособности). Также можно включить данные о динамике важнейших экономических и финансовых показателей работы организации, описания будущих капиталовложений и природоохранных мероприятий.

2.3 Функции бухгалтерского учета

Рис. 2.1 Функции бухгалтерского учета

В системе управления бухгалтерский учет выполняет ряд функций (рис. 2.1): Информационная функция в системе управления – одна из главных функций бухгалтерского учета, которая выполняется в системе управления. Бухгалтерская информация широко используется всеми видами хозяйственного учета с целью планирования и прогнозирования, а также для определения стратегии и тактики деятельности организации. Бухгалтерский учет фиксирует и накапливает всестороннюю синтетическую (обобщающую) и аналитическую (детализированную) информацию о состоянии и движении имущества и источниках его образования, хозяйственных процессах, о конечных результатах финансовой и производственно-хозяйственной деятельности предприятия. На всех этапах развития к бухгалтерской информации предъявляются требования: объективность, достоверность, своевременность, оперативность. Обеспечение сохранности собственности – значимая в условиях рыночных отношений и наличия разных форм собственности функция. Данная функция осуществляется в зависимости от действующей системы учета и определенных предпосылок, таких как:                                      - совершенствование системы учета;       - применение передовых методов выявления недостач, растрат и хищений; - использование мерной тары, измерительных и контрольных приборов; Функция обратной связи необходима при управлении, она формируется и передается в виде информации о фактических параметрах развития объекта управления. Используя обратную связь, на основании фактических показателей осуществляется контроль за выполнением запланированных показателей, выявляются недостатки и резервы производства.    Аналитическая функция. Реализация этой функции позволяет проводить анализ по всем разделам бухгалтерского учета, в том числе использования всех видов ресурсов, затрат на производство и продажу продукции, правильности применяемых цен, что имеет важное значение в условиях действия рыночных цен, инфляционных процессов. На современном этапе совершенствования управления, становления рыночной экономики к бухгалтерской информации предъявляются повышенные требования. Она должна быть высокого качества и эффективной, удовлетворять потребностям собственника, иностранного партнера, участвующего в создании и функционировании совместного предприятия. В зависимости от функции управления экономическая информация подразделяется на плановую, нормативную, учетную, аналитическую.  Контрольная функция бухгалтерского учета. Контроль неотделим от учета. Контроль – проверка с целью обеспечения правильности и законности определенных действий. Настоящий, действенный контроль возможен только при правильной организации всего процесса бухгалтерского учета (т.е. в соответствии с законодательством). Качественная учетная информация позволяет осуществлять контроль на разных стадиях производства, контролировать в случае необходимости во всех деталях деятельность предприятия и его подразделений, анализировать ее и на базе этой информации подготавливать, обосновывать и принимать соответствующие управленческие решения на различных уровнях управления. Различают три вида контроля: предварительный, текущий и последующий (заключительный). По форме осуществления они схожи и имеют одну цель: способствовать тому, чтобы фактически получаемые результаты были как можно ближе к требуемым. Бухгалтерский учет обеспечивает информацией для контроля за материально ответственными лицами. С этой целью ведется раздельный учет материальных ценностей и денежных средств по каждому материально ответственному лицу. Таким образом, можно сделать следующие выводы. В системе управления бухгалтерский учет выполняет ряд функций. Информационная функция в системе управления – одна из главных функций бухгалтерского учета, которая выполняется в системе управления. Обеспечение сохранности собственности – значимая в условиях рыночных отношений и наличия разных форм собственности функция. Функция обратной связи необходима при управлении, она формируется и передается в виде информации о фактических параметрах развития объекта управления. Аналитическая функция. Реализация этой функции позволяет проводить анализ по всем разделам бухгалтерского учета, в том числе использования всех видов ресурсов, затрат на производство и продажу продукции, правильности применяемых цен, что имеет важное значение в условиях действия рыночных цен, инфляционных процессов. Контрольная функция бухгалтерского учета. Контроль неотделим от учета. Контроль – проверка с целью обеспечения правильности и законности определенных действий.

Информация о работе Сущность, задачи и функции бухгалтерского учета