Сущность затрат и их классификация в бухгалтерском управленческом учете

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2013 в 00:18, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение сущности затрат и их классификации в бухгалтерском управленческом учете и применения своих навыков в практической части.
Задачами является изучить понятие затрат, их классификацию, группировку, а также рассмотреть современные модели учета затрат на производство и результатов хозяйственной деятельности.

Содержание работы

Введение …………………………………………………………………………. 2
Глава 1. Теоретические основы …………………………...……………………. 3
1.1 Эволюция методов учета затрат ……………………………………………. 3
1.2 Понятие затрат и их классификация ……………………………………..… 4
1.3 Определение сущности учета затрат на производство …………………… 6
Глава 2. Классификация и группировка затрат ……………………………….. 9
2.1 Виды классификации затрат в системе управленческого учета …………. 9
2.2 Классификация затрат для осуществления процессов контроля и регулирования ………………………………………………………………..… 13
2.3 Группировка затрат на производство в зависимости от целей
управления ……………………………………………………………………... 16
2.4 Учет затрат на рабочую силу ……………………………………………. 18
Глава 3. Современные методы учета затрат в системе бухгалтерского управленческого учета ……………………………………………………….. 22
3.1 Современные методы учета затрат ……………………………………….. 22
Заключение ……………………………………………………..………………. 26
Список использованной литературы ……………………………………...….. 28

Файлы: 1 файл

Сущность затрат и их классификация в бухгалтерском управленческом учете.doc

— 144.00 Кб (Скачать файл)

Заканчивая характеристику сущности учета затрат на производство, еще раз подчеркнем его основное назначение – контроль за производственной деятельностью и управление затратами на ее осуществление.

Глава 2. Классификация  и группировка затрат

2.1 Виды классификации затрат в системе управленческого учета

Целевые классификации  затрат, используемые на предприятиях, являются обязательным элементом системы управленческого учета. Из многочисленных оснований для учебных целей выделены следующие группы:

  • по целям управления;
  • для ценовых решений;
  • по видам деятельности;
  • по отношению ко времени возникновения и окончания производственных процессов.

Классификация затрат по целям управления предназначена  для достоверного измерения и  учета: ранее понесенных затрат на общий  объем производства конкретного  продукта и единицу выпущенной продукции; полного обеспечения информацией  всего цикла принятия управленческих решений, начиная т выбора цели и заканчивая контролем и регулированием заданного курса действий, а также оперативного сбора, обработки и предоставления данных для планирования, обобщения и оценки деятельности подразделений и предприятия в целом.

Управленческие решения  касаются таких проблем, как: выбор  видов продукции для сокращения, увеличения, поддержания в постоянном объеме; увеличение или сокращение объема производства и продаж по предприятию  в целом; изменение структуры  затрат при увеличении (уменьшении) покупных полуфабрикатов в общей сумме производственных затрат. В основу принятия решений о вложениях в производство новых продуктов, в НИОКР, о реконструкции предприятия, совершенствовании технологии и организации производства положена себестоимость единицы продукции. Без исчисления этого показателя невозможно исчислить прибыль предприятия, доходность продаж, дать оценку реализованной продукции и запасов. Такая информация не только полезна, но и необходима руководству для осуществления функций управления, что и послужило основанием для выделения группы затрат, отражающих процесс формирования себестоимости. Обычно ограничиваются тремя элементами затрат: материальными, затратами на труд и накладными производственными расходами. В некоторых случаях (что зависит от принятого метода оценки готовой продукции) используется статья "Управленческие (общепроизводственные) расходы". При этом главным принципом сбора "исторических" затрат выступает их соизмерение с доходами:

Затраты  > Выпуск  > Доходы

Процесс принятия управленческих решений менеджмент разделяет на три стадии, каждая из которых требует сбора и обработки экономической информации о затратах: на подготовку решения, принятия решения, реализацию решения.

На стадии подготовки управленческого решения проводятся сбор и группировка информации о затратах, а также выявляются и формируются дополнительные затраты, возникающие при принятии решения.

На стадии принятия решения  разрабатываются возможные варианты действий. По каждому варианту рассчитываются затраты на базе прошедших, настоящих и будущих данных. Эти затраты называются альтернативными, так как они имеют конкретное отношение только к одному из альтернативных вариантов решений и подчиняются принципу:

Доходы  > Затраты  > Прибыль

Изучение альтернативных затрат привело не только к их делению по стадиям принятия решения, но и к выделению из общей величины четырех уровней фактического формирования:

затраты на финансирование деятельности предприятия;

затраты на управление предприятием, выполнение им функций маркетинга, исследований, разработки и т.п.;

затраты на производство, связанные с выпуском определенных видов продукции, конкретной технологией, уровнем качества и т.д.;

затраты на совершение определенных видов деятельности, выбранных в  соответствии с тактикой предприятия.

Альтернативные затраты  имеют свою отличительную характеристику – они субъективны, пригодны только для краткосрочных решений (тактики  организации), не учитывают ранее  произведенных затрат, не связанных  с данным вариантом решения, игнорируют постоянные накладные расходы.

Для осуществления контроля и регулирования производственные затраты дифференцируют относительно объема (уровня) производства. При этом информация должна быть собрана и  обработана в следующей последовательности:

Затраты  > Объем производства ------- > Прибыль

Здесь затраты могут  быть представлены в виде плановой (нормативной) или фактической величины в непосредственной связи с натуральной  основой производства и вкладом  каждого подразделения, сегментированном в общие результаты деятельности предприятия. Основанием для системы контроля в этом случае будут какие-то предельные затраты в отношении: продукта, производственного подразделения или конкретного периода.

В любом случае под  предельными затратами понимают определенный перечень таких переменных затрат, какие растут пропорционально увеличению объема производства. При этом не все предельные затраты будут иметь прямое отношение к продукту и должны быть рассчитаны на единицу изделий, работ, услуг. В таком случае система контроля на основе "покрытия затрат доходами" должна быть построена на базе расчета предельных нормативных затрат.

Управленческий учет формирует информацию об ожидаемых  затратах, соответствующую концепции  их управления и контроля. Важным моментом в системе контроля выступает положение, при котором большая часть затрат закреплена за ответственными лицами. Из всего состава затрат выбирают контролируемые статьи по каждому центру ответственности, которые будут характеризовать возможности влияния на их величину менеджеров структурных подразделений.

Процедурами управленческого  учета предусматривается пересчет ожидаемых (плановых или нормативных) затрат на фактический выпуск продукции. Основаниями для пересчета служат особая классификация затрат и влияние  на переменные затраты изменения объема производства. Поскольку объем производства не контролируется центрами возникновения затрат, то это позволяет рассчитать неконтролируемые менеджером затраты и вывести их из состава совокупных издержек конкретного подразделения. В отчетах об исполнении смет должны содержаться данные сопоставления фактических затрат с предельными, а также о результатах деятельности по подконтрольным показателям.

Следовательно, система управленческого  учета с помощью особой группировки  затрат, отвечающей требованиям контроля, информирует аппарат управления о ходе производственного процесса, динамике затрат и результатах.

Следующим основанием для классификации  затрат выступает их группировка  по видам деятельности. Каждый вид  деятельности предприятия сопровождается определенными затратами, полная классификация которых будет приведена ниже. Одним из возможных оснований классификации можно предложить деление затрат на прямые (связанные с определенным видом деятельности) и косвенные (имеющие общий для предприятия характер). Косвенные затраты в машиностроении, как и во многих отраслях промышленности, могут доходить до 90% общей суммы затрат.

Принцип деления затрат по перечисленным  основаниям не является новым относительно изделий, но в данном случае предлагается применить его к процессам деятельности – от начала снабженческо-заготовительных процессов до последних операций организационной деятельности предприятия. Размежевание затрат позволяет проводить их обобщение по продуктам внутри видов деятельности и группировать косвенные расходы по местам их возникновения.

Важным моментом в таком подходе  к классификации затрат выступает  выбор для каждого "потребителя" единиц измерения косвенных расходов, которые варьируют в зависимости от источников их возникновения, организационной и производственной структуры предприятия, а также от системы оценки продукции и незавершенного производства. Принцип "в каждом виде деятельности – свои затраты" создает возможность определить сумму фиксированных затрат предприятия. Они должны быть как фактическими, так и планируемыми. В этом смысле группировка позволяет вскрывать "потребителей" затрат, нерациональные и непроизводительные расходы, а также не предусмотренные сметами косвенные расходы.

Отличием одной временной классификации  от другой служат: круг принимаемых решений, степень воздействия на ожидаемые результаты внешней среды и общая оценка реальной экономической ситуации.

Рассматривая разные виды группировок затрат, можно сделать  вывод о том, что управленческий учет оперирует не только бухгалтерскими издержками, которые находят отражение в отчетах о прибылях и убытках, но и экономическими.

 

2.2 Классификация затрат для осуществления процессов контроля и регулирования

Управление затратами  требует иных подходов к выбору группировки  затрат, позволяющих организовать систему наблюдения и своевременно реагировать на негативные моменты роста затрат. В этих целях применяется следующая классификация затрат: регулируемые и нерегулируемые; эффективные и неэффективные; в пределах норм (сметы) и отклонений от норм; контролируемые и неконтролируемые.

Регулируемые — это затраты, зарегистрированные по центрам ответственности, величина которых зависит от степени влияния на них менеджера. В целом на предприятии все затраты регулируемые, но не на все из них могут воздействовать на низших уровнях управления. Например, администрация предприятия имеет право регулировать приобретение производственных запасов, нанимать людей на работу, организовывать отдельные производственные участки, цехи и т. д., в то же время на такие затраты не влияет руководитель низшего звена управления.

Регулируемые затраты следует  рассматривать в трех аспектах: полностью  регулируемые; частично регулируемые (произвольные); слабо регулируемые (заданные). Критериями отдельных категорий  затрат является временной период возникновения и сегменты деятельности предприятия.

Полностью регулируемые затраты возникают  в процессе производства и в сфере  сбытовой деятельности. К ним относятся  материальные и трудовые затраты, использованные в технологических операциях по производству и реализации конкретной продукции. Обычно это прямые затраты, сопровождающие продукт от первой производственной операции (вход) до момента реализации (выход), т.е. в течение всего внутреннего цикла.

Частично регулируемые затраты  либо возникают, либо отсутствуют в ходе выполнения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, в ходе маркетинга продукции и исполнения услуг по обслуживанию клиента. Кроме того, они могут быть вызваны нестандартными технологическими операциями, носить вероятностный характер, иметь длительный период формирования.

Слабо регулируемые, или установленные, затраты возникают во всех сферах внутренней деятельности предприятия, так как функциями управления установлена обязательность исполнения планирования, диспетчирования, нормирования и т. д. Они связаны с использованием основных средств, капитальными вложениями и с другими долгосрочными активами. Такого рода затраты имеют самый длительный период оборота.

Классификация затрат по степени регулируемости предусматривает общий подход к выявлению динамики затрат и воздействия на них специфики организации управления. Затраты, на которые не влияет менеджер данного центра ответственности, называют нерегулируемыми. Так, мастер заготовительного участка не может влиять на затраты по оплате труда конструкторского отдела. Деление затрат на регулируемые и нерегулируемые предусмотрено в отчетах об исполнении сметы по центрам ответственности, что позволяет выделить сферу ответственности каждого менеджера и оценить его работу по осуществлению контроля за затратами подразделения предприятия.

Оценка управленческой деятельности строится на классификации затрат на эффективные и неэффективные.

Эффективные — затраты, в результате которых получают доходы от реализации тех видов продукции, на выпуск которых были произведены эти затраты. Неэффективные — расходы непроизводительного характера, в результате которых не будут получены доходы, поскольку не будет произведен продукт. Неэффективные расходы — это потери в производстве. К ним относят потери от брака, простоев, недостачи незавершенного производства и материальных ценностей на общезаводских складах и в цеховых кладовых, порчу материалов и др. Обязательность выделения неэффективных расходов диктуется тем, чтобы в будущем они не вошли в нормы и сметы.

Деление затрат на расходы  в пределах норм (сметы) и отклонений от норм применяют в текущем учете  для определения эффективности  работы подразделений путем оценки соответствия фактических затрат нормативным (плановым) или фактической себестоимости ее нормативному (плановому) уровню.

Для обеспечения действенности  системы контроля за затратами их группируют на контролируемые и неконтролируемые. К контролируемым относят затраты, поддающиеся проверке со стороны субъектов управления. Особо важно выделение контролируемых затрат на предприятиях с многоцеховой организационной структурой. По своему составу они отличаются от регулируемых, так как имеют целевой характер и могут быть ограничены какими-то отдельными расходами.

Неконтролируемые затраты — это расходы, не зависящие от деятельности субъектов управления (например, переоценка основных фондов, повлекшая за собой увеличение сумм амортизационных отчислений, изменения цен на топливно-энергетические ресурсы и др.).

 

2.3 Группировка затрат на производство в зависимости от целей управления

Классификация затрат и  методика их сбора и обобщения  в бухгалтерском управленческом учете постепенно становится необходимым  инструментом выполнения менеджерами функций управления: планирования; нормирования; контроля; координации; оценки работы подчиненных; компенсации за труд; совершенствования работы подчиненных; обмена информацией между менеджерами разных уровней управления, между подразделениями в условиях как формальных, так и неформальных отношений; организационной деятельности, направленной на поднятие престижа фирмы; мотивации персонала, позволяющей ставить четкие цели перед каждым менеджером и компенсировать его труд на основе личных успехов.

Информация о работе Сущность затрат и их классификация в бухгалтерском управленческом учете