Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 22:34, курсовая работа
Сводная бухгалтерская отчетность часто применяется при принятии экономических решений акционерами и инвесторами не только самой группы, но и предприятий, входящих в группу, поскольку она дает возможность оценить перспективы деятельности группы предприятий, следовательно, выбранная тема курсовой работы актуальна. Сводная отчетность может быть также успешно использована поставщиками и покупателями продукции группы и ее конкретных предприятий, кредитными учреждениями и другими контрагентами группы и ее предприятий. Кроме того, сводная отчетность, как правило, используется для осуществления государственного антимонопольного контроля за экономической деятельностью группы предприятий, а также для целей эффективного управления группой предприятий.
Введение
В мировой практике основной сферой применения сводной бухгалтерской отчетности группы предприятий является котировка на фондовом рынке акций группы. Без предоставления сводной отчетности котировка акций группы, как правило, невозможна. Таким образом, основными пользователями сводной отчетности являются акционеры и инвесторы группы.
Сводная бухгалтерская отчетность часто применяется при принятии экономических решений акционерами и инвесторами не только самой группы, но и предприятий, входящих в группу, поскольку она дает возможность оценить перспективы деятельности группы предприятий, следовательно, выбранная тема курсовой работы актуальна. Сводная отчетность может быть также успешно использована поставщиками и покупателями продукции группы и ее конкретных предприятий, кредитными учреждениями и другими контрагентами группы и ее предприятий. Кроме того, сводная отчетность, как правило, используется для осуществления государственного антимонопольного контроля за экономической деятельностью группы предприятий, а также для целей эффективного управления группой предприятий.
Целью курсовой работы является рассмотрение порядка составления и представления сводной бухгалтерской отчетности.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
- рассмотреть виды и назначение сводной отчетности;
- изучить порядок составления и предоставления сводной отчетности;
- ознакомиться с нормативными документами, регулирующими данную тему.
Предметом исследования является сводная бухгалтерская отчетность.
1. Сущность, значение и виды отчетности
Осуществление коммерческой деятельности
организации предполагает необходимость
по окончании отчетного периода
обобщения данных текущего учета, подведения
итогов, определения и оценки результатов
этой деятельности. Это обеспечивается
составлением отчетности организации,
которая представляет собой взаимосвязанную
систему обобщающих показателей, дающих
количественную и качественную характеристику
результатов производственно-
1.1 Понятие и сущность сводной бухгалтерской отчетности
Сводная бухгалтерская отчетность — это система показателей, отражающих финансовое положение на отчетную дату и финансовые результаты за отчетный период группы взаимосвязанных организаций, сформированная в соответствии с Методическими рекомендациями по составлению и представлению сводной бухгалтерской отчетности. Сводная бухгалтерская отчетность Группы объединяет бухгалтерскую отчетность головной организации и ее дочерних обществ, а также включает данные о зависимых обществах. По отношению к дочерним обществам головная организация выступает как основное общество (товарищество), по отношению к зависимым обществам — как преобладающее (участвующее) общество. В дальнейшем именуется сводная бухгалтерская отчетность.[5]
Сводная бухгалтерская отчетность объединяет бухгалтерскую отчетность дочерних обществ и включает данные о зависимых обществах, являющихся юридическими лицами по законодательству места его государственной регистрации.
Статус дочернего или зависимого общества определяется в соответствии со статьями 105, 106 ГК РФ:
Хозяйственное общество признается дочерним, если другое (основное) хозяйственное общество или товарищество в силу преобладающего участия в его уставном капитале, либо в соответствии с заключенным между ними договором, либо иным образом имеет возможность определять решения, принимаемые таким обществом.[6]
Хозяйственное общество признается зависимым если другое (преобладающее, участвующее) общество имеет более 20% уставного капитала общества с ограниченной ответственностью.[7]
Бухгалтерская отчетность дочернего общества объединяется в сводную бухгалтерскую отчетность, если головная организация:
- обладает более 50% голосующих акций акционерного общества или более 50% уставного капитала общества с ограниченной ответственностью;
- определяет решения, принимаемые дочерним обществом, в соответствии с договором, заключенным между головной организацией и дочерним обществом;
- имеет иные способы определения решений, принимаемых дочерним обществом.
В свою очередь, данные о зависимом обществе включаются в сводную отчетность, если головная организация имеет более 20% голосующих акций акционерного общества или более 20% уставного капитала общества с ограниченной ответственностью.
Сводная ( консолидированная) отчетность не составляется, если:
- предполагается временный контроль, поскольку дочернее предприятие приобретено с целью продажи в ближайшем будущем;
- дочернее предприятие работает в условиях строгих ограничений, что существенно снижает возможность передачи фондов материнской компании;
- головная организация не может определять решения, принимаемые дочерним обществом;
- дочернее предприятие не является значительным для группы;
- несколько взятых вместе предприятий не занимают значительного места в группе;
- деятельность дочернего предприятия отличается от деятельности предприятий, входящих в группу (иначе нарушается концепция справедливой и достоверной оценки);
- высока стоимость и значительна задержка представления информации и документов, необходимых для консолидации.
В этих случаях стоимостная оценка участия головной организации в дочернем (зависимом) обществе может отражаться в консолидированной отчетности в порядке, установленном для отражения финансовых вложений. Каждый такой случай подлежит раскрытию в пояснениях к сводной отчетности с указанием:
-полного
наименования дочернего (
-места
государственной регистрации и
/ или места ведения
-величины
уставного капитала и доли
участия в нем головной
-доли
принадлежащих головной
-основных
финансовых показателей
Дочернее
общество, выступающее как головная
организация по отношению к своим
дочерним обществам, может не составлять
сводную бухгалтерскую
-100% голосующих
акций или уставного капитала
принадлежат другой
-90% или
более его голосующих акций
или уставного капитала
Головная организация также может не составлять сводную бухгалтерскую отчетность в случае наличия у нее только зависимых обществ. Каждый такой случай подлежит раскрытию в пояснениях к бухгалтерской отчетности головной организации.
2. Нормативно-правовое регулирование составления сводной отчетности
В настоящее время система нормативного регулирования бухгалтерского учета в России состоит из документов четырех уровней.
Основные документы, регулирующие бухгалтерский учет движения готовой продукции, отражены на рисунке 1. [8]
I уровень Указы-Законы президента |
II уровень Положения по бухгалтерскому учету |
III уровень Нормативные документы отраслей Методические инструкции Акты |
IV уровень Юридическая деятельность предприятия Устав Учетная политика |
Рисунок 1 – Распределение нормативных документов по уровням издания.
Важное место в документах первого уровня занимает федеральный закон от 21.11.1996 № 129-ФЗ (ред. от 28.11.2011) «О бухгалтерском учете», который устанавливает все основные требования и допущения бухгалтерского учета выпуска и продажи готовой продукции.
В соответствии с федеральным законом от 21.11.1996 № 129-ФЗ (ред. от 28.11.2011) «О бухгалтерском учете» все организации обязаны составлять на основе данных синтетического и аналитического учета бухгалтерскую отчетность.[9]
Бухгалтерская отчетность организаций, за исключением отчетности государственных (муниципальных) учреждений, а также общественных организаций (объединений) и их структурных подразделений, не осуществляющих предпринимательской деятельности и не имеющих кроме выбывшего имущества оборотов по реализации товаров (работ, услуг), состоит из:
- бухгалтерского баланса;
- отчета о прибылях и убытках;
- приложений к ним, предусмотренных нормативными актами;
- аудиторского заключения или заключения ревизионного союза сельскохозяйственных кооперативов, подтверждающих достоверность бухгалтерской отчетности организации, если она в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту или обязательной ревизии;
- пояснительной записки.[10]
Состав бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) учреждений определяется Министерством финансов Российской Федерации.
Для общественных организаций (объединений) и их структурных подразделений, не осуществляющих предпринимательской деятельности и не имеющих кроме выбывшего имущества оборотов по реализации товаров (работ, услуг), устанавливается упрощенный состав годовой бухгалтерской отчетности в соответствии со статьей 15 настоящего Федерального закона. Формы бухгалтерской отчетности организаций, а также инструкции о порядке их заполнения утверждаются Министерством финансов Российской Федерации.
Другие органы, осуществляющие регулирование бухгалтерского учета, утверждают в пределах своей компетенции формы бухгалтерской отчетности банков, страховых и других организаций и инструкции о порядке их заполнения, не противоречащие нормативным актам Министерства финансов Российской Федерации.
Пояснительная
записка к годовой
В пояснительной записке должно сообщаться о фактах неприменения правил бухгалтерского учета в случаях, когда они не позволяют достоверно отразить имущественное состояние и финансовые результаты деятельности организации, с соответствующим обоснованием. В противном случае неприменение правил бухгалтерского учета рассматривается как уклонение от их выполнения и признается нарушением законодательства Российской Федерации о бухгалтерском учете.
В пояснительной
записке к бухгалтерской
Также важнейшим документом первого уровня является Гражданский кодекс, вступивший в силу с 21.10.1994 г.(с изм. и доп.) Он регулирует порядок перехода права собственности на продукцию, порядок заключения договоров купли-продажи.
Второй уровень системы нормативного регулирования составляют национальные стандарты - Положения по бухгалтерскому учету. В этих документах обобщаются требования и принципы ведения учета движения готовой продукции. Одним из важнейших документов третьего уровня является Приказ Минфина РФ от 31.10.2000 N 94н (ред. от 08.11.2010) «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению». Согласно инструкции по применению План счетов представляет собой схему регистрации и группировки фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете, предусматривающий синтетические счета для учета выпуска и продажи готовой продукции.[12] Четвертый уровень составляют юридические документы предприятия, формирующие учетную политику предприятия. Учетная политика устанавливает порядок отражения в учете процесса выпуска готовой продукции и выбора учетных цен.[13] Первичными документами по учету выпуска готовой продукции служат:
- приемосдаточные накладные;