Сводная бухгалтерская отчетность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 22:34, курсовая работа

Описание работы

Сводная бухгалтерская отчетность часто применяется при принятии экономических решений акционерами и инвесторами не только самой группы, но и предприятий, входящих в группу, поскольку она дает возможность оценить перспективы деятельности группы предприятий, следовательно, выбранная тема курсовой работы актуальна. Сводная отчетность может быть также успешно использована поставщиками и покупателями продукции группы и ее конкретных предприятий, кредитными учреждениями и другими контрагентами группы и ее предприятий. Кроме того, сводная отчетность, как правило, используется для осуществления государственного антимонопольного контроля за экономической деятельностью группы предприятий, а также для целей эффективного управления группой предприятий.

Файлы: 1 файл

курсач.docx

— 42.13 Кб (Скачать файл)

Введение 

В мировой  практике основной сферой применения сводной бухгалтерской отчетности группы предприятий является котировка на фондовом рынке акций группы. Без предоставления сводной отчетности котировка акций группы, как правило, невозможна. Таким образом, основными пользователями сводной отчетности являются акционеры и инвесторы группы.

Сводная бухгалтерская отчетность часто применяется при принятии экономических решений акционерами и инвесторами не только самой группы, но и предприятий, входящих в группу, поскольку она дает возможность оценить перспективы деятельности группы предприятий, следовательно, выбранная тема курсовой работы актуальна. Сводная отчетность может быть также успешно использована поставщиками и покупателями продукции группы и ее конкретных предприятий, кредитными учреждениями и другими контрагентами группы и ее предприятий. Кроме того, сводная отчетность, как правило, используется для осуществления государственного антимонопольного контроля за экономической деятельностью группы предприятий, а также для целей эффективного управления группой предприятий.

Целью курсовой работы является рассмотрение порядка  составления и представления сводной бухгалтерской отчетности.

Для достижения цели поставлены следующие задачи:

- рассмотреть виды и назначение сводной отчетности;

- изучить порядок составления и предоставления сводной отчетности;

- ознакомиться с нормативными документами, регулирующими данную тему.

Предметом исследования является сводная бухгалтерская  отчетность.

 

 

1. Сущность, значение и виды отчетности

Осуществление коммерческой деятельности организации предполагает необходимость  по окончании отчетного периода  обобщения данных текущего учета, подведения итогов, определения и оценки результатов  этой деятельности. Это обеспечивается составлением отчетности организации, которая представляет собой взаимосвязанную  систему обобщающих показателей, дающих количественную и качественную характеристику результатов производственно-хозяйственной  деятельности организации за отчетный период. Бухгалтерская отчетность содержит обобщающую информацию о финансовом положении организации и о  финансовых результатах ее деятельности за отчетный период нарастающим итогом с начала года.[1] Отчетность завершает учетный процесс и состоит из итоговых показателей, которые получают в конце отчетного периода путем подсчета и специальной обработки (обобщения, детализации, группировки и т.п.) данных текущего учета. Поэтому она содержит обобщенные данные текущего учета, представляемые в ней в системе показателей, устанавливаемой Федеральной службой государственной статистики и Министерством финансов Российской Федерации.[2] Значение отчетности определяется тем, в каких целях используется содержащаяся в ней информация. Значение ее состоит, прежде всего, в том, что она представляет собой важный источник информации о результатах деятельности организации и является средством и орудием контроля и руководства деятельностью организации. В этих целях она используется руководством самой организации для принятия необходимых управленческих решений, органами государственной власти и местного самоуправления и другими заинтересованными пользователями (инвесторами, поставщиками, покупателями, банками и т.д.). В связи с этим на органы государственной статистики возложены функции по сбору и обработке данных отчетности организации для представления соответствующей информации указанным пользователям.[3] Велико значение отчетности в планировании деятельности организаций. Отчетность подводит итоги выполнения плана за истекший период и одновременно служит базой для технико-экономических расчетов при составлении плана на следующий период. Отчетность составляется по данным текущего учета деятельности организации и вместе с тем она оказывает большое организующее влияние на построение текущего учета, требуя соответствия его показателям отчетности и требованиям контроля и оперативного управления. Отчетность организаций подразделяется по видам в зависимости от источника данных текущего учета, роли ее в народном хозяйстве, количества охватываемых организаций и периодичности ее составления и представления. В зависимости от источника данных текущего учета различают бухгалтерскую, статистическую и оперативную отчетность. Бухгалтерская отчетность составляется по данным синтетического и аналитического бухгалтерского учета и характеризует в денежном выражении состояние имущества организации и источников его формирования по отдельным видам, финансовые результаты деятельности и их использование, дебиторскую и кредиторскую задолженность и т.д. Статистическая отчетность составляется с использованием данных всех трех видов учета — бухгалтерского, статистического и оперативного и характеризует отдельные наиболее важные стороны деятельности организации, например, производство и продажу продукции, использование трудовых ресурсов, инвестиции и др., с использованием натуральных, трудовых и денежных измерителей. Оперативная отчетность служит для текущего контроля за хозяйственной деятельностью организации и ее подразделений, например, оперативная отчетность о выпуске продукции, ее продаже, остатках материально-производственных запасов и др. По периодичности составления и представления различают отчетность периодическую или промежуточную, составляемую за отдельные отчетные периоды внутри года (ежедневную, декадную, месячную, квартальную, полугодовую), и годовую. В обоих этих видах отчетности данные отражаются нарастающим итогом с начала года.[4]

1.1 Понятие и сущность сводной бухгалтерской отчетности

Сводная бухгалтерская отчетность — это  система показателей, отражающих финансовое положение на отчетную дату и финансовые результаты за отчетный период группы взаимосвязанных организаций, сформированная в соответствии с Методическими рекомендациями по составлению и представлению сводной бухгалтерской отчетности.  Сводная бухгалтерская отчетность Группы объединяет бухгалтерскую отчетность головной организации и ее дочерних обществ, а также включает данные о зависимых обществах. По отношению к дочерним обществам головная организация выступает как основное общество (товарищество), по отношению к зависимым обществам — как преобладающее (участвующее) общество. В дальнейшем именуется сводная бухгалтерская отчетность.[5]

Сводная бухгалтерская отчетность объединяет бухгалтерскую отчетность дочерних обществ и включает данные о зависимых  обществах, являющихся юридическими лицами по законодательству места его государственной регистрации.

Статус  дочернего или зависимого общества определяется в соответствии со статьями 105, 106 ГК РФ:

Хозяйственное общество признается дочерним, если другое (основное) хозяйственное общество или товарищество в силу преобладающего участия в его уставном капитале, либо в соответствии с заключенным между ними договором, либо иным образом имеет возможность определять решения, принимаемые таким обществом.[6]

Хозяйственное общество признается зависимым если другое (преобладающее, участвующее) общество имеет более 20% уставного капитала общества с ограниченной ответственностью.[7]

Бухгалтерская отчетность дочернего общества объединяется в сводную бухгалтерскую отчетность, если головная организация:

- обладает более 50% голосующих акций акционерного общества или более 50% уставного капитала общества с ограниченной ответственностью;

- определяет решения, принимаемые дочерним обществом, в соответствии с договором, заключенным между головной организацией и дочерним обществом;

- имеет иные способы определения решений, принимаемых дочерним обществом.

В свою очередь, данные о зависимом обществе включаются в сводную отчетность, если головная организация имеет более 20% голосующих акций акционерного общества или  более 20% уставного капитала общества с ограниченной ответственностью.

Сводная ( консолидированная) отчетность не составляется, если:

- предполагается временный контроль, поскольку дочернее предприятие приобретено с целью продажи в ближайшем будущем;

- дочернее предприятие работает в условиях строгих ограничений, что существенно снижает возможность передачи фондов материнской компании;

- головная организация не может определять решения, принимаемые дочерним обществом;

- дочернее предприятие не является значительным для группы;

- несколько взятых вместе предприятий не занимают значительного места в группе;

- деятельность дочернего предприятия отличается от деятельности предприятий, входящих в группу (иначе нарушается концепция справедливой и достоверной оценки);

- высока стоимость и значительна задержка представления информации и документов, необходимых для консолидации.

В этих случаях  стоимостная оценка участия головной организации в дочернем (зависимом) обществе может отражаться в консолидированной  отчетности в порядке, установленном  для отражения финансовых вложений. Каждый такой случай подлежит раскрытию  в пояснениях к сводной отчетности с указанием:

-полного  наименования дочернего (зависимого) общества;

-места  государственной регистрации и  / или места ведения хозяйственной  деятельности;

-величины  уставного капитала и доли  участия в нем головной организации;

-доли  принадлежащих головной организации  голосующих акций, если она  отличается от доли участия;

-основных  финансовых показателей деятельности  дочернего общества.

Дочернее  общество, выступающее как головная организация по отношению к своим  дочерним обществам, может не составлять сводную бухгалтерскую отчетность (кроме случаев, когда оно зарегистрировано и / или ведет хозяйственную деятельность за пределами РФ), если:

-100% голосующих  акций или уставного капитала  принадлежат другой организации,  которая не требует составления  сводной бухгалтерской отчетности;

-90% или  более его голосующих акций  или уставного капитала принадлежат  другой головной организации  и остальные акционеры (участники)  не требуют составления сводной  бухгалтерской отчетности.

Головная организация  также может не составлять сводную  бухгалтерскую отчетность в случае наличия у нее только зависимых  обществ. Каждый такой случай подлежит раскрытию в пояснениях к бухгалтерской  отчетности головной организации.

2. Нормативно-правовое регулирование составления сводной отчетности

В настоящее  время система нормативного регулирования  бухгалтерского учета в России состоит  из документов четырех уровней.

Основные  документы, регулирующие бухгалтерский  учет движения готовой продукции, отражены на рисунке 1. [8]

 

I уровень

Указы-Законы президента

II уровень

Положения по бухгалтерскому учету

III уровень

Нормативные документы отраслей

Методические инструкции

Акты

IV уровень

Юридическая деятельность предприятия

Устав

Учетная политика


Рисунок 1 – Распределение нормативных документов по уровням издания.

 

Важное  место в документах первого уровня занимает федеральный закон от 21.11.1996 № 129-ФЗ (ред. от 28.11.2011) «О бухгалтерском  учете», который устанавливает все  основные требования и допущения  бухгалтерского учета выпуска и  продажи готовой продукции.

В соответствии с федеральным законом от 21.11.1996 № 129-ФЗ (ред. от 28.11.2011) «О бухгалтерском  учете» все организации обязаны  составлять на основе данных синтетического и аналитического учета бухгалтерскую отчетность.[9]

Бухгалтерская отчетность организаций, за исключением  отчетности государственных (муниципальных) учреждений, а также общественных организаций (объединений) и их структурных  подразделений, не осуществляющих предпринимательской  деятельности и не имеющих кроме  выбывшего имущества оборотов по реализации товаров (работ, услуг), состоит  из:

- бухгалтерского баланса;

- отчета о прибылях и убытках;

- приложений к ним, предусмотренных нормативными актами;

- аудиторского заключения или заключения ревизионного союза сельскохозяйственных кооперативов, подтверждающих достоверность бухгалтерской отчетности организации, если она в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту или обязательной ревизии;

- пояснительной  записки.[10]

Состав  бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) учреждений определяется Министерством финансов Российской Федерации.

Для общественных организаций (объединений) и их структурных  подразделений, не осуществляющих предпринимательской  деятельности и не имеющих кроме  выбывшего имущества оборотов по реализации товаров (работ, услуг), устанавливается  упрощенный состав годовой бухгалтерской  отчетности в соответствии со статьей 15 настоящего Федерального закона. Формы бухгалтерской отчетности организаций, а также инструкции о порядке их заполнения утверждаются Министерством финансов Российской Федерации.

Другие  органы, осуществляющие регулирование  бухгалтерского учета, утверждают в  пределах своей компетенции формы  бухгалтерской отчетности банков, страховых  и других организаций и инструкции о порядке их заполнения, не противоречащие нормативным актам Министерства финансов Российской Федерации.

Пояснительная записка к годовой бухгалтерской  отчетности должна содержать существенную информацию об организации, ее финансовом положении, сопоставимости данных за отчетный и предшествующий ему годы, методах  оценки и существенных статьях бухгалтерской  отчетности, сведения, предусмотренные  законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.

В пояснительной  записке должно сообщаться о фактах неприменения правил бухгалтерского учета  в случаях, когда они не позволяют  достоверно отразить имущественное  состояние и финансовые результаты деятельности организации, с соответствующим  обоснованием. В противном случае неприменение правил бухгалтерского учета  рассматривается как уклонение  от их выполнения и признается нарушением законодательства Российской Федерации  о бухгалтерском учете.

В пояснительной  записке к бухгалтерской отчетности организация объявляет изменения  в своей учетной политике на следующий  отчетный год.[11]

Также важнейшим  документом первого уровня является Гражданский кодекс, вступивший в  силу с 21.10.1994 г.(с изм. и доп.) Он регулирует порядок перехода права собственности  на продукцию, порядок заключения договоров  купли-продажи.

Второй  уровень системы нормативного регулирования  составляют национальные стандарты - Положения  по бухгалтерскому учету. В этих документах обобщаются требования и принципы ведения учета движения готовой продукции.  Одним из важнейших документов третьего уровня является Приказ Минфина РФ от 31.10.2000 N 94н (ред. от 08.11.2010) «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению». Согласно инструкции по применению План счетов представляет собой схему регистрации и группировки фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете, предусматривающий синтетические счета для учета выпуска и продажи готовой продукции.[12]  Четвертый уровень составляют юридические документы предприятия, формирующие учетную политику предприятия. Учетная политика устанавливает порядок отражения в учете процесса выпуска готовой продукции и выбора учетных цен.[13]  Первичными документами по учету выпуска готовой продукции служат:

- приемосдаточные накладные;

Информация о работе Сводная бухгалтерская отчетность