Связь аудита с другими формами экономического контроля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2013 в 10:20, реферат

Описание работы

По организационным формам контроль подразделяется на государственный, ведомственный, вневедомственный, аудиторский, внутрихозяйственный и общественный.
Государственный контроль осуществляется государственными органами контроля. Главной целью государственного контроля является установление соответствия практики управления экономическими ресурсами во всех сферах производства задачами финансовой политики государства

Файлы: 1 файл

Связь аудита с другими формами экономического контроля.docx

— 28.30 Кб (Скачать файл)

 

Связь аудита с другими формами экономического контроля

 

Контроль - это процесс, обеспечивающий достижение системой поставленных целей, деятельность по измерению и оценке результатов работы. Контроль является  неотъемлемой частью системы управления, одной из форм обратной связи, благодаря которой управляющая система получает реальную информацию о действительном состоянии управляемой системы. Контроль обеспечивает проверку выполнения управленческих решений, соблюдение заданных нормативов и условий хозяйствования [1, с.32].

По организационным формам контроль подразделяется на государственный, ведомственный, вневедомственный, аудиторский, внутрихозяйственный и общественный.

Государственный контроль осуществляется государственными органами контроля. Главной целью государственного контроля является установление соответствия практики управления экономическими ресурсами во всех сферах производства задачами финансовой политики государства

Ведомственный контроль – это внутренний контроль отдельных государственных ведомств  за деятельностью подведомственных им предприятий и организаций. Целью его осуществления является установление законности расходования государственных средств, полноты и своевременности исполнения обязательств перед бюджетом и внебюджетными фондами, правильности ведения бухгалтерского учета, рационального исполнения ресурсов.

Вневедомственный контроль осуществляется уполномоченными органами в отношении различных предприятий и организаций. Примером вневедомственного контроля может являться судебно–бухгалтерская экспертиза, осуществляемая правоохранительными органами при рассмотрении уголовных и гражданских дел. Аудит также представляет собой форму вневедомственного контроля.

Аудиторский контроль представляет собой независимую проверку финансовых отчетов и относящейся к ним финансовой информации хозяйствующего субъекта, осуществляемую аудиторскими организациями и аудиторами (имеющими лицензию), по договору с заказчиком. Назначение аудиторского контроля – это удовлетворение потребностей заказчиков аудиторской проверки в объективной информации о результатах финансово– хозяйственной деятельности предприятия, ее законности и правильности отражения в отчетности [2, с.18].

Внутрихозяйственный контроль организуется хозяйствующими субъектами самостоятельно. Особенности его организации определяются спецификой финансово-хозяйственной деятельности предприятия, его структурой, объемами и видами деятельности.

Общественный контроль реализуется без посредства специальных государственных органов через общественные институты на основе законов, обязывающих органы власти предоставлять информацию обществу [1, с.34].

  Несмотря на тесную связь аудита с другими формами экономического контроля, между ними существуют и принципиальные различия.

Основным отличием аудита от ревизии является целевая установка. Если целью ревизии является установление фактов несохранности имущества собственника и выявление виновных лиц, то цель аудита – публичное высказывание независимого профессионального мнения о достоверности бухгалтерской отчетности аудируемого лица [3, с.17].

Главное различие судебно-бухгалтерской экспертизы и независимого аудита заключается в том, что аудит проводится на основе гражданского законодательства в соответствии с договором возмездного оказания услуги. Судебно-бухгалтерская экспертиза осуществляется только по решению судебных органов, когда характер нарушений, допущенных экономическим субъектом в системе бухгалтерского учета и отчетности, уже известен [3, с.24].

От государственного финансового контроля независимый аудит отличается прежде всего субъектами проведения. Субъектами государственного финансового контроля являются: государственные органы и структуры, предприятия с государственным участием, организации, финансируемые из государственного бюджета. Субъектами аудита же, наоборот, выступают в основном предприятия и организации негосударственного сектора экономики.

 

Более подробно отличительные черты аудита представлены в таблице.

Таблица

Отличие аудита от других видов контроля

Признаки

Аудит

Ревизия

Налоговая проверка

Судебно-бухгалтерская экспертиза

Право

Гражданское право на основе договоров

Административное право на основе законов

и инструкций

Налоговое, уголовное право

на основе законов

и инструкций

Уголовное право

на основе законов

и инструкций

Цели

Проверка финансовой отчетности

с целью выражения мнения о ее достоверности

Выявление и оценка недостатков, нарушений, злоупотреблений, с целью их устранения и наказания виновных

Определение правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты в бюджет налогов и других обязательных платежей

Осуществление независимых экспертиз бухгалтерской отчетности, налоговых деклараций, первичных документов с целью обоснования исковых требований, поданных в следственные или судебные органы

Задачи

Устанавливаются заказчиком

при заключении

договора

Определяются

органом, назначившим

ревизию

Налоговая проверка организаций проводится на основании решения руководителя налогового органа

Судебно-бухгалтерская экспертиза организации проводится на основании постановления следователя или суда для сбора доказательств нарушений законодательства

Объект

Годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность

Устанавливается

органом, назначающим проверку

Расчеты с бюджетом

Исследование конкретных фактов, определенных правоохранительными органами

Достаточность

Принцип

разумной

уверенности

Принцип максимально возможной точности в выявление виновных лиц и размера ущерба

Принцип максимально возможной законности и выявление налоговых правонарушений

Принцип максимально возможной точности и законности и выявление нарушений законодательства

 

 

 

 

 

 

 

Продолжение табл.

Методы

Идентичны, используются в  различных пропорциях,

исходя из конкретно поставленных целей и задач

Имеются ограничения

в части используемых

методов проверки (нельзя проводить  инвентаризации, получать информацию от 3-х лиц, привлекать экспертов и др.)

Управление

Связи горизонтальные, добровольные

Связи вертикальные

Оплата труда

Заказчик услуг или орган, нуждающийся в подтверждении достоверности

отчетности

Государственный орган

Оплата производится

за счет проверяемого

субъекта по ставкам,

ежегодно утверждаемым Правительством РФ с учетом средней ставки оплаты, сложившейся на рынке аудиторских услуг

Результат

Аудиторское

заключение

Акт ревизии

Акт налоговой

проверки

Заключение эксперта–

бухгалтера


 

Таким образом, можно сделать вывод, что главной целью любой формы экономического контроля является проверка финансовой отчетности хозяйствующего субъекта. Однако существенное отличие аудита от других форм экономического контроля заключается в том, что аудит обеспечивает не только проверку достоверности финансовых показателей и оценку отклонений, но и занимается разработкой предложений по оптимизации хозяйственной деятельности с целью рационализации расходов и увеличения прибыли, выступая в роли советника, консультанта (по вопросам ведения учета, налогообложения), помощника всех специалистов, занимающихся обработкой и использованием финансовой документации.

В современных условиях значение аудита возрастает. Это обусловлено практической необходимостью, так как предприятие в первую очередь заинтересованно в том, чтобы подтвердить достоверность своего годового отчета, представляемого всем заинтересованным пользователям.

 

Список  использованной литературы

 

1. Богданова Н. А.  Основы аудита : учеб. пособие / Н. А. Богданова,  М. А. Рябова. – Ульяновск : УлГТУ, 2009. – 229 с.

2. Богатая И.Н. Аудит: учеб. пособие / И.Н. Богатая, Н.Т. Лабынцев, Н.Н. Хахонова. – 4-е изд., перераб. и доп. – Ростов н/Д.: Феникс, 2007. – 506 с.

3. Мерзликина Е.М. Аудит:  Учебник / Е.М. Мерзликина, Ю.П.  Никольская. – 3-е изд., перераб.  и доп. – М.: ИНФРА-М, 2007. – 368 с.

 


Информация о работе Связь аудита с другими формами экономического контроля