Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2013 в 10:20, реферат
По организационным формам контроль подразделяется на государственный, ведомственный, вневедомственный, аудиторский, внутрихозяйственный и общественный.
Государственный контроль осуществляется государственными органами контроля. Главной целью государственного контроля является установление соответствия практики управления экономическими ресурсами во всех сферах производства задачами финансовой политики государства
Связь аудита
с другими формами
Контроль - это процесс, обеспечивающий достижение системой поставленных целей, деятельность по измерению и оценке результатов работы. Контроль является неотъемлемой частью системы управления, одной из форм обратной связи, благодаря которой управляющая система получает реальную информацию о действительном состоянии управляемой системы. Контроль обеспечивает проверку выполнения управленческих решений, соблюдение заданных нормативов и условий хозяйствования [1, с.32].
По организационным формам контроль подразделяется на государственный, ведомственный, вневедомственный, аудиторский, внутрихозяйственный и общественный.
Государственный контроль осуществляется государственными органами контроля. Главной целью государственного контроля является установление соответствия практики управления экономическими ресурсами во всех сферах производства задачами финансовой политики государства
Ведомственный контроль – это внутренний контроль отдельных государственных ведомств за деятельностью подведомственных им предприятий и организаций. Целью его осуществления является установление законности расходования государственных средств, полноты и своевременности исполнения обязательств перед бюджетом и внебюджетными фондами, правильности ведения бухгалтерского учета, рационального исполнения ресурсов.
Вневедомственный контроль осуществляется уполномоченными органами в отношении различных предприятий и организаций. Примером вневедомственного контроля может являться судебно–бухгалтерская экспертиза, осуществляемая правоохранительными органами при рассмотрении уголовных и гражданских дел. Аудит также представляет собой форму вневедомственного контроля.
Аудиторский контроль представляет собой независимую проверку финансовых отчетов и относящейся к ним финансовой информации хозяйствующего субъекта, осуществляемую аудиторскими организациями и аудиторами (имеющими лицензию), по договору с заказчиком. Назначение аудиторского контроля – это удовлетворение потребностей заказчиков аудиторской проверки в объективной информации о результатах финансово– хозяйственной деятельности предприятия, ее законности и правильности отражения в отчетности [2, с.18].
Внутрихозяйственный контроль организуется хозяйствующими субъектами самостоятельно. Особенности его организации определяются спецификой финансово-хозяйственной деятельности предприятия, его структурой, объемами и видами деятельности.
Общественный контроль реализуется без посредства специальных государственных органов через общественные институты на основе законов, обязывающих органы власти предоставлять информацию обществу [1, с.34].
Несмотря на тесную связь аудита с другими формами экономического контроля, между ними существуют и принципиальные различия.
Основным отличием аудита от ревизии является целевая установка. Если целью ревизии является установление фактов несохранности имущества собственника и выявление виновных лиц, то цель аудита – публичное высказывание независимого профессионального мнения о достоверности бухгалтерской отчетности аудируемого лица [3, с.17].
Главное различие судебно-бухгалтерской экспертизы и независимого аудита заключается в том, что аудит проводится на основе гражданского законодательства в соответствии с договором возмездного оказания услуги. Судебно-бухгалтерская экспертиза осуществляется только по решению судебных органов, когда характер нарушений, допущенных экономическим субъектом в системе бухгалтерского учета и отчетности, уже известен [3, с.24].
От государственного финансового контроля независимый аудит отличается прежде всего субъектами проведения. Субъектами государственного финансового контроля являются: государственные органы и структуры, предприятия с государственным участием, организации, финансируемые из государственного бюджета. Субъектами аудита же, наоборот, выступают в основном предприятия и организации негосударственного сектора экономики.
Более подробно отличительные черты аудита представлены в таблице.
Таблица
Отличие аудита от других видов контроля
Признаки |
Аудит |
Ревизия |
Налоговая проверка |
Судебно-бухгалтерская | |
Право |
Гражданское право на основе договоров |
Административное право на основе законов и инструкций |
Налоговое, уголовное право на основе законов и инструкций |
Уголовное право на основе законов и инструкций | |
Цели |
Проверка финансовой отчетности с целью выражения мнения о ее достоверности |
Выявление и оценка недостатков, нарушений, злоупотреблений, с целью их устранения и наказания виновных |
Определение правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты в бюджет налогов и других обязательных платежей |
Осуществление независимых экспертиз бухгалтерской отчетности, налоговых деклараций, первичных документов с целью обоснования исковых требований, поданных в следственные или судебные органы | |
Задачи |
Устанавливаются заказчиком при заключении договора |
Определяются органом, назначившим ревизию |
Налоговая проверка организаций проводится на основании решения руководителя налогового органа |
Судебно-бухгалтерская экспертиза организации проводится на основании постановления следователя или суда для сбора доказательств нарушений законодательства | |
Объект |
Годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность |
Устанавливается органом, назначающим проверку |
Расчеты с бюджетом |
Исследование конкретных фактов, определенных правоохранительными органами | |
Достаточность |
Принцип разумной уверенности |
Принцип максимально возможной точности в выявление виновных лиц и размера ущерба |
Принцип максимально возможной законности и выявление налоговых правонарушений |
Принцип максимально возможной точности и законности и выявление нарушений законодательства | |
Продолжение табл. | |||||
Методы |
Идентичны, используются в различных пропорциях, исходя из конкретно поставленных целей и задач |
Имеются ограничения в части используемых методов проверки (нельзя проводить инвентаризации, получать информацию от 3-х лиц, привлекать экспертов и др.) | |||
Управление |
Связи горизонтальные, добровольные |
Связи вертикальные | |||
Оплата труда |
Заказчик услуг или орган, нуждающийся в подтверждении достоверности отчетности |
Государственный орган |
Оплата производится за счет проверяемого субъекта по ставкам, ежегодно утверждаемым Правительством РФ с учетом средней ставки оплаты, сложившейся на рынке аудиторских услуг | ||
Результат |
Аудиторское заключение |
Акт ревизии |
Акт налоговой проверки |
Заключение эксперта– бухгалтера |
Таким образом, можно сделать вывод, что главной целью любой формы экономического контроля является проверка финансовой отчетности хозяйствующего субъекта. Однако существенное отличие аудита от других форм экономического контроля заключается в том, что аудит обеспечивает не только проверку достоверности финансовых показателей и оценку отклонений, но и занимается разработкой предложений по оптимизации хозяйственной деятельности с целью рационализации расходов и увеличения прибыли, выступая в роли советника, консультанта (по вопросам ведения учета, налогообложения), помощника всех специалистов, занимающихся обработкой и использованием финансовой документации.
В современных условиях значение аудита возрастает. Это обусловлено практической необходимостью, так как предприятие в первую очередь заинтересованно в том, чтобы подтвердить достоверность своего годового отчета, представляемого всем заинтересованным пользователям.
Список использованной литературы
1. Богданова Н. А. Основы аудита : учеб. пособие / Н. А. Богданова, М. А. Рябова. – Ульяновск : УлГТУ, 2009. – 229 с.
2. Богатая И.Н. Аудит: учеб. пособие / И.Н. Богатая, Н.Т. Лабынцев, Н.Н. Хахонова. – 4-е изд., перераб. и доп. – Ростов н/Д.: Феникс, 2007. – 506 с.
3. Мерзликина Е.М. Аудит: Учебник / Е.М. Мерзликина, Ю.П. Никольская. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2007. – 368 с.
Информация о работе Связь аудита с другими формами экономического контроля