Теоретические основы автоматизации бухучета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2013 в 17:59, контрольная работа

Описание работы

Целью дипломной работы является исследование и описание возможностей использования бухгалтерских программ по автоматизации бухгалтерского учета в условиях перехода к рыночным экономике в России.
Задачи дипломной работы – охарактеризовать организацию автоматизации бухгалтерского учета на предприятиях, сравнить и проанализировать по использованию программ автоматизации в бухгалтерском учете и их ценообразование, выявить и предложить наиболее эффективную программу для анализируемого предприятия.
Предметом исследования: является исследование общих принципов автоматизации бухгалтерского учета и подготовки разного рода отчетностей на основе компьютерных технологий.

Файлы: 1 файл

Автоматизация бухуяета.doc

— 496.50 Кб (Скачать файл)

                                       Т= 91440/80-1143

Среднечасовая зарплата получается в результате деления заработной платы бухгалтера на количество рабочих часов в месяце (8-часовой рабочий день).

Часовая норма амортизации определяется по следующему алгоритму: берется стоимость  компьютера и делится на среднегодовое  время работы, умноженное на пять лет (срок эксплуатации компьютера, в соответствии с законодательством -–пять лет). На компьютере работает только бухгалтер, соответственно время эксплуатации компьютера составляет 8 часов в день.

                                      254*8=1270

                                      28870/1270=22,7

Стоимость накладных расходов не учитывается, т.к. для работы компьютера необходима только электроэнергия, а ее стоимость  в данном случае не считается.

Стоимость работы оборудования получается путем складывания графы 7 (среднечасовая  зарплата), графы 8 (часовая норма  амортизации) и 9 (накладные расходы). Эта графа показывает сколько  стоит для предприятия один час  работы оператора на компьютере.

                                             30+22,7=52,7

Стоимостные затраты показывают общую  стоимость данной операции.

                                            30*52,7=1581

Для того, чтобы осуществился  перенос  данных (в данном случае накладных) из ”1С-Бухгалтерия 7.7” в “1С-Бухгалтерия 8.0” ФГУП ”АМНГР” необходимо установить программу 1С-Бухгалтерия 8.0 разработать приемлемую конфедерацию либо сама организация или продавец (дилер) данной бухгалтерской программы.

Время, затраченное на установку  новой автоматизированной бухгалтерской програмы, может составить примерно равно 1-й недели.

При расчете экономической эффективности  и использования проекта, надо рассчитывать следующий момент: когда сравниваются показатели для выявления разницы  между занесением данных в базу при ручной и автоматизированной технологии, то эти показатели описывают только работу бухгалтера. Расчет показателей эффективности от внедрения проекта автоматизации приведен в таблице 37.Из таблицы видно, что проектный вариант решения задачи является в два раза выгоднее базового варианта как в плане стоимости, так и в плане трудовых затрат и нормы выработки.

         Такая большая  разница между индексами изменения  затрат обусловлено тем, что  скорость обработки данных и  соответственно переноса данных  из компьютера гораздо выше человеческих возможностей. Но зато создание программы требует больших денежных затрат.

Установка новой версии автоматизированной бухгалтерской программы повлечет за собой косвенный экономический  эффект, т.е. это приведет к увеличению прибыли фирмы, также снижению трудозатрат.

 

3.2. Анализ по использованию программ автоматизации бухгалтерского учета и ценообразованию.

 

Статистика использования бухгалтерских  программ московскими пользователями системы "ГАРАНТ". Данные получены по результатам опроса, проведенного в сентябре-октябре 2003г. Известно, что системой "Гарант" пользуются не только бухгалтеры, но и юристы, руководители и т.д. Поэтому для "чистоты эксперимента" были отобраны только лишь ответы бухгалтеров.

 

Рисунок 1      Статистика использования бухгалтерских программ московскими пользователями системы "ГАРАНТ"

(%)

 

(Для справки: Компания "Гарант" - один из крупнейших  производителей правовых компьютерных  систем).

 

 

 

 

Рисунок 2   Рейтинг компаний-производителей бухгалтерского ПО по данным службы телемаркетинга компании Инфин за 9 месяцев 2003 г. по г. Москве Общее количество звонков = 29850

"Доверяй, но проверяй". Чтобы  оценить объективность представленных "ИНФИНом" данных, мы сравнили их с результатом одного из собственных исследований. Получилось очень, похоже. Судите сами. Наши (Бизнес-Программы-Сервис) результаты опроса посетителей выставки "Бухучет и аудит 03"

Рисунок 3      Результаты опроса посетителей выставки "Бухучет и аудит 03"

(%)

 

 

 

 

 

 

       Любые Топ-100 и прочие рейтинги сравнивают, прежде всего, фирмы и их маркетинговый успех. Сами программы сравниваются реже и к тому же не по всем параметрам. На ежегодных конкурсах "Бизнес-Софт" программы сравниваются, прежде всего, по их возможностям, по заложенным в них учетным моделям, по функциональному наполнению. Но в тот момент, когда какое-либо предприятие принимает решение заняться автоматизацией, то возникает потребность в сравнении еще по одному параметру - по цене программы. Более того, зачастую этот фактор становится решающим при принятии решения. Чтобы помочь сориентироваться в уровне цен, мы регулярно проводим исследования в этой области. Сравнивать цены имеет смысл только на более-менее сопоставимые программы. В идеале сопоставимыми являются программы, относящиеся к одному и тому же классу. Но поскольку классов программ даже по конкурсному классификатору довольно много, мы решили упростить подход, разделив все программы, содержащие бухгалтерское ядро или подсистему бухгалтерского учета, на три группы - "малые", "средние" и "крупные". Есть такой нестрогий, но часто используемый термин "среднее предприятие". Программы, ориентированные именно на средние предприятия мы и попытались выделить. Следовательно, сюда не включены системы, рассчитанные преимущественно на малый бизнес. С другой стороны мы отбросили комплексы, существенно более широкие, чем бухгалтерия, с элементами товарного и оперативного учета, подсистемами документооборота и планирования. И тех, и других мы рассмотрим чуть позже. Чтобы все-таки увязать это упрощенное деление с конкурсным классификатором, отметим, что в группу "средних" можно отнести программы классов "Комплексная бухгалтерия для средних и малых предприятий", "Отдельные задачи (участки) учета", "Универсальная бухгалтерская программа с расширенными адаптационными механизмами", "Бухгалтерская программа-конструктор". Все включенные в рассмотрение системы купивший в принципе сможет установить самостоятельно. Хотя с помощью дилера или консультанта это получиться оптимально. Рассматриваемые разработки в разной мере содержат элементы товарного учета и анализа хозяйственной деятельности. Общим моментом является и то, что они универсальны для использования в различных отраслях хозяйства, хотя в большинстве имеют дополнительные функции, связанные с возможностью учета торговой или (реже) производственной специфики. Программы, каких производителей мы включили в рассмотрение? В первую очередь - явных лидеров рынка. Кроме того, включили несколько программ, которые лидерами не являются, но достаточно точно попадают под выше обозначенные характеристики. Зачастую тип продукта лучше всего характеризуют 1-2 наиболее известные марки. Вспомним тот же "аспирин". В данном случае можно сказать, что в обзор включены "парусы" и "бэсты". Чтобы не обзванивать все фирмы, информацию о текущих ценах мы попросили предоставить специалистов салона "финансист", где все упомянутые программы демонстрируются и продаются. Каждый из перечисленных разработчиков производит существенно большее число продуктов, но консультанты Салона отобрали по нашей просьбе лишь наиболее сопоставимые. Может возникнуть вопрос, почему у некоторых фирм указано только по одной программе, а у других сразу по 2-3. Все дело в комплектации. Одни фирмы продают набор функций в рамках одной программы. Другие разбивают его на несколько программ. Поэтому, например, набор функций одной системы "БЭСТ-4" эквивалентен набору функций сразу трех программ компании "Инфин". Это "Инфин-Супер", плюс "Торговля-Супер", плюс "Зарплата Макси". Избранные нами в качестве "эталонов" программы "БЭСТ" и "Парус" содержат ряд дополнительных функций, связанных с товарным учетом и анализом. Чтобы покупка программ у других производителей была сопоставима по результату, мы условно доукомплектовали их. Поэтому для более корректного анализа, на наш взгляд, следует сравнивать с эталонами именно сумму цен всего комплекта. Звездочкой (*) помечены дважды пересчитанные показатели цены. Дело в том, что у фирм "Интеллект-Сервис" и "Инфософт" цены указаны в долларовом эквиваленте. Однако фирмы заявляют, что пересчет происходит не по курсу Центробанка, а по их собственному. На 14 сентября этот курс был установлен "Интеллект-Сервисом" на уровне 23 руб./долл., а "Инфософтом" на уровне 17 руб./долл. при (напомню) официальном курсе примерно 25.5 руб./долл. Поэтому, сохранив их долларовые цены, указанные в прайс-листе, мы через дробь привели цены, приведенные к общему эквиваленту. Продукты фирмы "1С" ранее не включались нами в число программ для "средних" предприятий. Но время идет, и от версии к версии системы этой фирмы становятся все более мощными. Однако, даже с ростом программы, она сохраняет многие родовые черты. В частности, можно говорить о высокой гибкости и настраиваемости. Многие поставщики этой программы вовсю используют этот аппарат настройки. По нашим сведениям настройка этого комплекса под специфику конкретной фирмы обходится от 500 и до нескольких тысяч долл.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 1

Цены на бухгалтерские  программы для "средних" предприятий

Программный продукт

Цена (у. е.) на локальный вариант

Цена (у.е.) на сетевой  вариант в зависимости от числа  рабочих мест

3

5

10

15

20

 

АВЭР

ФинЭко-Комплекс

537

862

1075

1075

1075

1075

Инетеллект-Сервис

БЭСТ-4

530/478*

1113

1431

2226

3021

3816

Инфин

Инфин-Супер

270

567

946

1506

2258

3011

Торговля-Супер 

270

567

946

1506

2258

3011

Зарплата Макси

193

405

676

1081

1621

2162

Инфософт

Интегратор

580/387*

2500

4500

-

-

7700

Управл.персоналом

350

750

1250

2500

3750

5000

Компас

Компас+SQL

650

1200

5000

10000

15000

20000

Комтех+

Комтех

750

1050

1150

1250

1450

1450

Омега

Абакус Стандарт5.3

606

1374

2142

3630

3966

5166

TRADE House

606

1374

2142

3630

3966

5166

Парус

Парус 4.32 ВАТ

870

1330

1970

3570

5170

6770

Тензор

СБИС

97

181

232

305

386

386

1С Предприятие  7.7 Компл.Конфигурация

340

1360

1360

1360

**

**

Основные средства

60

60

60

60

**

**


(**) - По мнению консультантов,  при наличии у клиента сети, объединяющей 10 и более рабочих  мест, имеет смысл использовать другую SQL- версию 1С:Предприятие. Но в этом случае не только существенно вырастают цены, но и меняется весь порядок ценообразования. Ценообразование у каждый фирмы настолько своеобразно, что приведенные в таблице цифры следует воспринимать как ориентировочные. С одной стороны на нем отразились экономические реалии переходного периода, а с другой - такая сложная система определения конечной цены оставляет пространство для маневра, как самой фирме-производителю, так и дилеру. По мнению консультантов, в большинстве случаев возможен торг, результатом которого может быть реальное снижение цены. Есть мнение, что склонность или желание поторговаться появились у дилеров после их активного вывоза в последние годы на семинары в Турцию, Тунис, Кипр, Египет и пр. страны. Немаловажным способом стимуляции клиента остаются скидки при покупке варианта на большее число рабочих мест. Из нижеприведенной таблицы видно, что максимально стимулируют к этому шагу фирмы "Авэр" и "Комтех+".

Рисунок 4    Во сколько раз становится дешевле одного рабочее место при покупке 20-ти пользовательского варианта по сравнению с 3-х пользовательским

Неплохую пищу для анализа дает простое сравнение цен на программы  за интервал в целых три года.

 

 

Таблица 2

Изменение цены на бухгалтерские программы для "средних" предприятий за три года

Производитель

Цены на локальный  вариант системы (у.е.)

Изменения

авг.02

сен.03

 

АВЭР

ФинЭко-Комплекс

587/1174

537

0,07849

Интеллект-Сервис

БЭСТ

727

478*

-249

Инфин

Инфин-Супер

558

270

-288

Торговля-Супер

442

270

-172

Инфософт

Интегратор

945

387*

-558

Комтех+

Комтех

599

750

151

Омега

Абакус

410

606

196

TRADE House

450

606

156

Парус

Парус 4.ХХ ВАТ

900

870

-30

Тензор (Пролог)

СБИС

298

97

-201


 

 

Из таблицы видно, что большинство фирм снизили цены. Повысили же - только две фирмы, которых объединяют относительно невысокие тиражи, позволяющие работать более тесно с каждым клиентом. А любой намек на эксклюзив позволяет уверенно повышать цены. Средняя цена комплекса в локальном варианте в 2002 г. составила приблизительно 650 долл. А в 2003 г. она составляла приблизительно 840 долл. Таким образом, средняя цена за три года упала с 840 до 650 долл., т.е. почти на 23%. Разумеется, не последнюю роль в этом сыграл прошлогодний кризис. Однако бухгалтера скорее интересует не относительное изменение цены, а абсолютная величина. Чтобы понять примерную величину затрат на автоматизацию, возьмем ходовой вариант на 5 рабочих мест. Его средняя стоимость составляет 2300 долл. Поторговавшись, систему можно купить и за 2000. Плюс столько же вы потратите на настройку, внедрение и обучение. Итого, стоимость проекта без учета технического дооснащения может составить около 4 тыс. долл. А с дооснащением - 5-8 тыс. долл. Еще раз напомним, что речь идет о "средних" бухгалтериях. Консультанты салона "Финансист" привели нам примеры, когда на крупном предприятии в огромной бухгалтерии работала скромная по цене программа "Инфо-Бухгалтер", купленная примерно за 150 долл. И наоборот, когда на небольшом предприятии оптовой торговли, насчитывающем всего 9 сотрудников была закуплена мощная и недешевая система "Галактика". Но все это, скорее исключения. Успех экономических реформ зависит не только от действий Правительства, но и от того, как работает страна - каждое предприятие, каждая фирма, каждая организация. А эффективность их работы зависит от уровня используемых ими технологий и, в первую очередь, учетных, управленческих и современных компьютерных. Используя медицинский термин, можно сказать, что главными "разносчиками" этих технологий являются фирмы-разработчики программ, внедрены программ, системные интеграторы, консультационные и аудиторские компании. Аудиторские и консалтинговые услуги пока что не носят ярко выраженного отчуждаемого и тиражируемого характера. Поэтому наиболее массовое распространение технологий происходит через финансово-экономические программы. Не случайно фирмы-разработчики сегодня стали одной из немногих по-настоящему конкурентоспособных и достаточно влиятельных отраслей хозяйства. Тема моего выступления обозначена как "Анализ рынка бухгалтерских компьютерных программ". В этом есть некоторая дань событию: Съезду бухгалтеров и аудиторов. Однако можно ли выделить сугубо бухгалтерские программы? На первый взгляд - да. Упрощенно, их можно разбить на два класса (два сектора рынка): Первый класс - это недорогие тиражные бухгалтерские программы, ориентированные на малый и средний бизнес. Наиболее известные разработчики программ этого типа: "1С", "Информатик", "ДИЦ". По некоторым оценкам, эта тройка занимает до 70% своего сектора рынка. Второй класс - это более дорогие тиражные бухгалтерские и управленческие системы, ориентированные на средние и частично крупные предприятия. Наиболее известные представители - корпорация "Парус", фирмы "Интеллект-Сервис", "Инфин" и, возможно, "Инфософт". Эти фирмы в совокупности занимают не менее 40%-45% своего сектора рынка. В последнее время в этот класс проникает и фирма "1С" с клиент-серверной системой. Если этим ограничиться, то такой подход к рынку бухгалтерских программ не будет корректным. Подсистемы бухгалтерского учета присутствуют в любой корпоративной и управленческой системе. Следовательно, нужно учесть при рассмотрении также сегмент дорогих малотиражных комплексных управленческих систем, ориентированных на средние и крупные предприятия и корпорации. Наиболее известными представителями здесь являются корпорации "Галактика", тот же "Парус", "АйТи". Многие слышали о продукции компании SAP, но о западных продуктах я постараюсь сегодня не упоминать. Менее известны отечественные компании "Никос-Софт", "ЛокИС", "ИнтеллГрупп", также работающие в этом сегменте. Но учет сам по себе мало информативен для руководства. Для принятия решений необходим анализ учетных данных. Следовательно, в круг рассматриваемых систем включаем тиражные аналитические системы.  Наиболее известными разработчиками таких систем являются фирмы "ИНЭК" и "Про-Инвест Консалтинг". Любой бухгалтер и аудитор опирается на нормативную базу. А информационно-правовые системы - это еще один самостоятельный сектор рынка. Он интересен еще и тем, что на нем очень быстро выделились 3 явных лидера ("Гарант", "Консультант", ЦКР), постепенно превращающих этот рынок в живой пример олигополии из книг по маркетингу. Примеры сегментов рынка, так или иначе связанных с учетной тематикой, можно продолжать, например, в отраслевой плоскости (торговые, банковские и иные системы). Но почти каждая из упомянутых фирм производит продукцию не только для бухгалтеров, но также и для руководителей, аналитиков, торговых работников и т.д. Такими образом, наиболее корректно было бы говорить о более широкой категории - о рынке финансово-экономического или делового программного обеспечения. На английском языке это звучит более компактно - Business-Soft (Бизнес-Софт). Не случайно так называется ежегодный конкурс деловых программ, проводимый Центром "Бизнес-Программы-Сервис", журналом "Бухгалтерский Учет" и Международным еженедельником "Финансовая Газета". Кстати, достаточно подробный классификатор существующих программ можно получить из материалов этого ежегодного конкурса (см. также "Финансовую газету" стр.15 февраль-май) Прежде чем назвать цифры, оговорюсь, что большинство приводимых мною данных взяты из различных отчетов Центра исследований экономических систем "Бизнес-Программы-Сервис". На российском рынке деловых компьютерных программ насчитывается 450-500 отечественных фирм-производителей и примерно 4700 региональных фирм-дилеров. Оборот этого рынка (деловых программ и услуг) за 1998 г. составил примерно $ 500 млн. без учета стоимости компьютерной техники. И подчеркну, без учета стоимости проектов с участием западных систем. Как правило, за них расплачиваются западными же кредитами. Подавляющее большинство наиболее известных разработчиков сосредоточены в Москве. Однако существует немало региональных производителей бухгалтерских, аналитических и торговых программ. Например: фирма "Компас" г. Санкт-Петербург, фирма "Квантекс" г. Рязань, фирма "Комсофт" г. Тольятти Среди известных региональных центров, где присутствуют свои сильные команды разработчиков можно выделить Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Екатеринбург, Тольятти. Но, конечно же, местом наивысшей концентрации производителей программ и их потребителей является Москва. О том, насколько охвачены компьютеризацией столичные бухгалтеры, можно косвенно судить по посетителям выставок и, в частности, ежегодной выставки "Бухгалтерский учет и аудит". Наш центр проводит опросы практически на всех профильных выставках. В частности на выставке "Бухучет и аудит'03" было опрошено свыше 500 посетителей. 85% опрошенных заявили, что их фирма (организация) уже использует Финансово-экономические программы, а 66% указали, что использует Правовые базы данных.  Разумеется, эти цифры касаются наиболее активного слоя московских предприятий, т.е. тех, кто составляет основную часть посетителей выставки "Бухгалтерский учет и аудит". Сразу после августовского кризиса рынок пребывал в шоке. Это длилось примерно полтора-два месяца. Затем производители стали существенно снижать цены, а потребители сначала выплачивать долги за сопровождение и за уже сделанные поставки, а потом постепенно стали покупать новые подешевевшие программы. Осенью и в начале зимы наблюдалась снижение спроса. Покупали самое дешевое, скорее учетное, нежели управленческое программное обеспечение. С февраля ситуация стала выправляться и уже в марте некоторые фирмы бодро заявили о выходе на докризисный уровень, если не по числу клиентов, то хотя бы по уровню цен на ряд продуктов. Правда, в апреле-мае положительная динамика, вопреки ожиданиям, вновь пропала. Обратимся теперь к самим системам. Несмотря на кризис, прогресс в разработках не останавливался даже осенью.  Тенденции в развитии программ позволил выявить прошедший конкурс "Бизнес-Софт'03". Программы анализировали 15 экспертов (среди них д.э.н. Евгений Шуремов, к.ф.-м.н. Леонид Дзагуров, д.э.н. Дмитрий Чистов и др.) Материалов и выводов очень много. Приведу лишь некоторые из них. Программы становятся все более "инструментальными", т.е. при внешней простоте они вбирают в себя мощные подсистемы настройки, которые можно сравнить с языками программирования. Все большее число разработчиков ориентируется на создание корпоративных систем. В этой связи большое внимание уделяется технологиям тиражирования и консолидации данных. Все большее внимание уделяется аналитическим системам. Если в первый момент после кризиса наблюдалась снижение спроса, то сейчас снова возрастает интерес к сложным аналитическим системам. Технологический и финансовый разрыв между фирмами-лидерами и остальными фирмами продолжает увеличиваться. В каком-то смысле, завершается очередной виток эволюционной спирали. 15 лет назад почти повсеместно в бывшем СССР использовалась централизованная обработка данных. Потом все перешли на автономные ПК, потом объединили их в сети, потом стали переходить на архитектуру клиент-сервер: сначала на двухуровневую модель, потом на трехуровневую. В связи с экономическим кризисом просматривается устойчивая тенденция смещения активности рынка из сегмента продаж в сегмент внедрений8. Как известно, у бухгалтеров почти никогда не бывает свободного времени, чтобы освоить и настроить программу самостоятельно. Поэтому существенно возрастает нагрузка на внедренцев, происходит рост числа обслуживаемых ими клиентов. При этом послекризисные цены и здесь упали. Пользуясь, случаем, хочу напомнить бухгалтерам избитую, но актуальную истину о том, что скупой платит дважды. По собственному опыту знаю, как вы сегодня упорно торгуетесь, используете различные скидки, экономя средства предприятия при покупке программы. Но при этом зачастую покупаете не ту систему, которая вам действительно нужна. Настоящая экономия будет в том случае, если вы будете не просто покупать программу, а покупать, выбирая из альтернативных вариантов. Да еще и с опытным консультантом. 2003 год, как и предыдущие, готовит бухгалтерам и руководителям новые хлопоты. Готовятся к принятию новые нормативные акты, стандарты учета и отчетности. Естественно, пользователей программ волнует, как с этим справятся разработчики? Снова приведем результаты опроса. Похоже, что бухгалтера доверяют программистам. 63% посетителей считают, что разработчики программ помогут приспособиться к новым реформам в бухгалтерском учете и отчетности.  В одной из книг д.э.н. В.М.Соколинского по экономической теории написано, что на продвинутой ступени развития рынка участники сбыта, заинтересованы в росте массового спроса (в высоких доходах потребителей). Казалось бы, наш российский рынок далек от высокой ступени развития. Но дело в том, что рынок деловых программ развивается быстрее, чем страна в целом. Поэтому российские разработчики уже сегодня делают все для того, чтобы их клиенты были богаче. Другими словами, они сначала помогают предприятию заработать деньги, а уже потом берут за это деньги. Вот пример зрелого поведения целой группы фирм-лидеров. В начале апреля 12 фирм-разработчиков ("1С", "АйТи", "Гарант", "ДИЦ", "Парус", "Инфин", "Информатик" и т.д.) объявили о проведении акции "Программа поддержки российского производителя".

Информация о работе Теоретические основы автоматизации бухучета