Теоретические основы финансового и управленческого учета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 20:01, курсовая работа

Описание работы

Перевод национальной системы бухгалтерского учета на международные стандарты потребовал разграничения бухгалтерского учета на финансовый и управленческий.
Этим и обусловливается актуальность темы курсовой работы.
В последнее время появилось много публикаций посвященных проблемам ведения управленческого учета и необходимости его применения на практике при управлении финансами предприятия. Это проблема изучалась такими учеными, как А. Апчер, А. Бородкин, Н. Чумаченко, В. Моссаковский, В. Ластовецкий, Л. Нападовская, А. Загородний, З. Гуцайлюк, Ф. Бутынец, Т. Карпова, С. Голов, В. Палий, Н. Данилочкина и др.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 5
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИНАНСОВОГО И УПРАВЛЕНЧЕ-СКОГО УЧЕТА…………………………………………………………………………….8
1. 1 Финансовый учет 8
1.2 Бухгалтерский управленческий учёт: сущность и назначе-ние…………...11
1.3 Управленческий учёт как элемент системы бухгалтерского учё-та……...17
1.4 Российское законодательство о бухгалтерском и управленческом
учё-те…………………………………………………………………………..…..21
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ. Вариант №1 27
ТЕСТОВОЕ ЗАДАНИЕ 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК. 38

Файлы: 1 файл

Бух 1.doc

— 200.50 Кб (Скачать файл)

Данные бухгалтерского учета и  составляемой на их основе бухгалтерской (финансовой) отчетности призваны охарактеризовать результаты деятельности хозяйствующего субъекта как самостоятельного юридического лица, без учета вклада в эти результаты отдельных структурных подразделений (сегментов бизнеса). Однако подобной информации для целей управления предпринимательской деятельностью не достаточно.

На сегодняшний день общепризнанным является факт выделения налогового учета в самостоятельное направление бухгалтерской деятельности. Статьей 313 главы 25 НК РФ цель налогового учета определена как «формирование полной и достоверной информации о порядке учета для целей налогообложения хозяйственных операций» Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ (ред. от 03.11.2010).. При осуществлении этого вида учета организация должна руководствоваться специально разработанной учетной политикой для целей налогообложения и использовать аналитические регистры (в ряде случаев отличные от регистров финансового учета). Несмотря на то, что первичная база всех трех видов учета должна быть одинакова, каждый факт хозяйственной деятельности классифицируется и отражается ими по-своему, в соответствии с требованиями данного вида учета. Это совершенно разные направления бухгалтерской деятельности, отличающиеся собственными целями, задачами и конечными информационными результатами. Все вышеизложенное предопределило необходимость разделения отечественного учета на управленческий, финансовый и налоговый.

 

1.4  Российское законодательство  о бухгалтерском и управленческом учёте

 

С принятием в 1993 г. Государственной  программы перехода РФ на принятую в международной практике систему учета разработан ряд нормативных документов, создающих необходимые предпосылки для внедрения бухгалтерского управленческого учета в практику российских предприятий. Эти документы затрагивают вопросы как бухгалтерского учета в целом, так и управленческого учета в частности.

К настоящему времени сложилась  система нормативного регулирования  бухгалтерского учета. Иерархия нормативных  документов определена Законом РФ «О бухгалтерском учете» и представлена тремя уровнями.

1. Гражданский кодекс РФ; Федеральный закон РФ «О бухгалтерском учете», Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ и нормативные акты Правительства РФ.

Документы данного уровня призваны обеспечивать единообразное ведение учета хозяйственных операций организаций, своевременное составление и представление заинтересованным пользователям сопоставимой и достоверной информации об имущественном положении организаций, их обязательствах, доходах и расходах.

2. Нормативные акты, методические указания и рекомендации, в основном Министерства финансов РФ. На этом же уровне нормативного регулирования находится План счетов бухгалтерского учета с инструкцией по его применению.

Однако особое место среди документов второго уровня занимают положения по отдельным вопросам имущества, обязательств, капитала, определяющие единообразный подход к подлежащим отражению в бухгалтерском учете фактам и явлениям, обязательный для всех предприятий и организаций независимо от форм собственности. Это национальные российские бухгалтерские стандарты -- положения по бухгалтерскому учету (ПБУ). Предполагается дальнейшая разработка стандартов.

Общепринятые правила бухгалтерского учета, определенные документами второго уровня, реализуются предприятием при разработке им учетной политики. При этом учитываются размер, специфика, отраслевая принадлежность предприятия. И это уже третий уровень системы регулирования бухгалтерского учета.

3. Документы организаций, разрабатываемые ими при формировании учетной политики.

Перечень документов, которые должны утверждаться приказом или распоряжением руководителя организации о принятой учетной политике, содержится в Законе РФ «О бухгалтерском учете». К ним относятся:

 рабочий план счетов бухгалтерского  учета, содержащий синтетические  и аналитические счета, необходимые  для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности;

формы первичных документов, применяемых  для оформления хозяйственных операций, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности;

 порядок проведения инвентаризации  и методы оценки видов имущества и обязательств;

 правила документооборота и  технология обработки учетной  информации;

 порядок контроля за хозяйственными  операциями, а также другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.

Анализ нормативной базы целесообразно  начинать с Закона РФ «О бухгалтерском учете». В гл. 1, ст. 1, п. 3 сформулированы такие основные задачи бухгалтерского учета, как:

 формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении, необходимой как внутренним пользователям бухгалтерской отчетности -- руководителям, учредителям, участникам и собственникам имущества организации, так и внешним -- инвесторам, кредиторам и другим пользователям бухгалтерской отчетности;

 обеспечение информацией, необходимой  внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчетности для контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации при осуществлении организацией хозяйственных операций и их целесообразностью, наличием и движением имущества и обязательств, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами;

 предупреждение отрицательных последствий хозяйственной деятельности организации и выявление внутрихозяйственных резервов обеспечения ее финансовой устойчивости.

Следовательно, официально закрепляются функции бухгалтерского учета по обслуживанию информационных потребностей внутренних пользователей.

Далее (ст. 6, п. 3) предприятиям предоставляются  широкие полномочия в организации  бухгалтерского учета, т.е. предприятием самостоятельно утверждаются:

 рабочий план счетов бухгалтерского  учета, содержащий синтетические  и аналитические счета, необходимые  для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями современности и полноты учета и отчетности;

 формы первичных документов, применяемых для оформления хозяйственных операций, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности;

 порядок контроля за хозяйственными  операциями, а также другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.

Той же статьей (п. 4) предусмотрена  самостоятельная разработка учетной политики предприятия: «Принятая организацией учетная политика применяется последовательно из года в год».

О порядке разработки учетной политики речь идет и в ст. 5, п. 3: «Организации, руководствуясь законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, нормативными актами органов, регулирующих бухгалтерский учет, самостоятельно формируют свою учетную политику, исходя из своей структуры, отрасли и других особенностей деятельности».

Следовательно, Законом РФ «О бухгалтерском  учете» и Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ подтверждаются права предприятия, предоставленные ранее, самостоятельно разрабатывать рабочий счетный план и учетную политику.

Необходимо отметить, что Закон  РФ «О бухгалтерском учете» явился первым официальным документом, провозгласившим конфиденциальность бухгалтерской информации: «содержание регистров бухгалтерского учета и внутренней бухгалтерской отчетности является коммерческой тайной».

Здесь речь идет об информации управленческого  учета и о регистрах аналитического учета затрат.

В Плане счетов бухгалтерского учета  предприняты шаги к разделению финансового  и управленческого учта, к реализации варианта учета с двумя системами  счетов. В частности, счета 30-39 оставлены  свободными и предназначены для организации учета затрат по элементам. Связь между финансовой и производственной бухгалтериями рекомендуется организовывать с помощью так называемых отражающих счетов (счетов-экранов).

По существу предприятию предоставляется  возможность организации управленческого учета в режиме автономии, т.е. в системе счетов, изолированной от счетов финансового учета.

В учетной политике фиксируется  перечень и порядок создания резервов предстоящих расходов и платежей, учета и финансирования ремонта  основных средств. Очевидно, что все эти вопросы являются прерогативой управленческого учета, так как напрямую связаны с производственным учетом и калькулированием себестоимости продукции.

С 1995 г., в соответствии с приказом Минфина РФ от 27 марта 1996 г. № 31 все  предприятия получили возможность калькулировать производственную себестоимость, что должно оговариваться в учетной политике предприятия. С 1995 г. отечественный бухгалтерский язык пополнился новым термином управленческого учета -- «периодические затраты», а российский учет сделал очередной шаг в направлении международных бухгалтерских стандартов.

Наконец, в учетной политике организации  описывается метод распределения косвенных расходов между отдельными видами продукции (носителями затрат). Выбор метода распределения косвенных расходов является одним из принципов калькулирования--основы бухгалтерского управленческого учета.

Таким образом, в российском законодательстве сегодня отсутствуют какие-либо преграды для развития бухгалтерского управленческого учета.

Назрели объективные предпосылки для его становления и развития на предприятиях с учетом ранее накопленного опыта и традиций.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ. Вариант №1

Задача 1 Составить бухгалтерские проводки по следующим хозяйственным операциям:

Поступило от поставщика и оприходованы на склад запасные части на сумму 32000 руб.

Со склада во вспомогательное производство переданы материалы на сумму 10000 руб.

Начислена заработная плата рабочим  основного производства на сумму 47000 руб.

Выдано под отчет 40000 руб. для приобретения канцтоваров

Из кассы предприятия выплачена  заработная плата  46500 руб.

Со специального счета в банке  перечислены денежные средства поставщику за материалы 32000 руб.

Определите тип каждой хозяйственной  операции и ее влияние на бухгалтерский баланс.

п/п

Содержание  хозяйственной операции

Сумма руб.

Дт

Кт

тип

1

Поступило от поставщика и оприходованы на склад запасные части

 

32 000

 

10

 

60

 

3

2

Со склада во вспомогательное  производство переданы материалы

 

10 000

 

23

 

10

1

3

Начислена заработная плата рабочим основного производства

 

47 000

 

20

 

70

 

3

4

Выдано под отчет

40 000

71

50

1

5

Из кассы предприятия  выплачена заработная плата 

46 500

70

50

 

4

 

6

Со специального счета  в банке перечислены денежные средства поставщику за материалы

 

32 000

 

60

 

55

 

4


 

 

Первый тип хозяйственных  операций вызывает изменения только в активе баланса.

Второй тип хозяйственных  операций вызывает изменения только в пассиве баланса.

Третий  тип хозяйственных  операций вызывает изменения и в активе, и в пассиве баланса таким образом, что происходит увеличение и актива, и пассива баланса.

Четвертый тип хозяйственных  операций также происходят изменения и в активе, и в пассиве баланса, но таким образом, что уменьшается и актив, и пассив баланса.

Информация о работе Теоретические основы финансового и управленческого учета