Теоретические основы формирования отчетности организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2014 в 17:37, курсовая работа

Описание работы

Под финансовой отчетностью понимают систему итоговых показателей, характеризующих результаты финансово-хозяйственной деятельности предприятия за определенный период. Цель финансовой отчетности – предоставление пользователям значимой, достоверной и полезной информации о реальном финансовом положении юридического лица, результатах его деятельности и изменениях в его финансовом положении за истекший период. В число пользователей финансовой отчетности входят настоящие и потенциальные инвесторы, поставщики, кредиторы, работники, покупатели, а также государственные органы и общественность. Финансовая отчетность раскрывает информацию, полезную для принятия инвестиционных решений и решений по предоставлению кредитов, оценки будущих денежных потоков субъекта, оценки ресурсов, обязательств субъекта в связи с вверенными ему ресурсами, оценки работы руководящих органов.[]

Файлы: 1 файл

1 глава.docx

— 33.51 Кб (Скачать файл)
    1. Теоретические основы формирования отчетности организации.

 

    1. Финансовая отчетность, как источник финансового состояния предприятия.

Под финансовой отчетностью понимают систему итоговых показателей, характеризующих результаты финансово-хозяйственной деятельности предприятия за определенный период. Цель финансовой отчетности – предоставление пользователям значимой, достоверной и полезной информации о реальном финансовом положении юридического лица, результатах его деятельности и изменениях в его финансовом положении за истекший период.  В число пользователей финансовой отчетности входят настоящие и потенциальные инвесторы, поставщики, кредиторы, работники, покупатели, а также государственные органы и общественность. Финансовая отчетность раскрывает информацию, полезную для принятия инвестиционных решений и решений по предоставлению кредитов, оценки будущих денежных потоков субъекта, оценки ресурсов, обязательств субъекта в связи с вверенными ему ресурсами, оценки работы руководящих органов.[]

Данные финансовой отчетности используются внешними пользователями для оценки эффективности деятельности предприятия, и для экономического анализа его хозяйственной деятельности. Также, отчетность необходима для оперативного руководства хозяйственной деятельностью и служит исходной базой для последующего планирования и прогнозирования.

К финансовой отчетности предъявляются следующие требования: точное и объективное отражение действительных результатов деятельности предприятия, строгая увязка всех показателей, согласованность бухгалтерской и оперативно - статистической отчетности, соблюдение методологических и других положений. За предоставление искаженной отчетности и оценки статей баланса руководители  и главные бухгалтера, виновные в этом, несут ответственность в соответствии с действующим законодательством Республики Казахстан. []

Отчетность составляется по данным первичных документов, которые обобщаются в соответствующих накопительных документах и учетных регистрах в установленных формах. Учетные регистры должны содержать аналитические данные, в которых накапливают необходимую информацию на начало года, за год и на конец года для составления отчетности.

К основным принципам финансовой отчетности относятся:

- Первый принцип –  принцип начисления. В соответствии  с этим принципом, доходы признаются (отражаются), когда они заработаны, а расходы и убытки, когда они  понесены;

-  Вторым принципом  является непрерывность финансовой  отчетности, который предполагает, что субъект будет продолжать  свою деятельность в течение  неопределенного периода, и нет  подтверждения тому, что он имеет  намерение или возникает необходимость  ликвидации в обозримом будущем;

- Третий принцип –  это принцип понятности. Информация, которая представляется в финансовых  отчетах, должна быть понятной  для пользователей;

- Принцип четвертый –  принцип значимости. Информация  должна быть значимой, чтобы удовлетворять  все потребности пользователей  в процессе принятия ими решений  и помогать им в оценке событий  операционной, финансовой и хозяйственной деятельности;

- Пятый принцип – существенность. Финансовая информация будет  являться существенной, если ее  пропуск или неправильное представление  могут повлиять на экономические  решения пользователей, которые  были приняты на основе финансовой отчетности;

- Принцип шестой –  достоверность. Отчетность достоверна, если в ней отсутствуют существенная ошибка или предвзятость;

- Седьмой принцип –  правдивое и беспристрастное  представление. Финансовые отчеты должны создать у пользователей беспристрастное и правдивое представление о финансовом положении, результатах операций, движении денежных средств субъекта;

- Восьмой принцип –  принцип нейтральности. Информация, которая представлена в финансовой  отчетности, должна быть свободной  от предвзятости для того, чтобы быть надежной;

- Девятый принцип –  осмотрительность. Он подразумевает  соблюдение степени предосторожности  при принятии решений, которые  необходимы для вынесения оценок, в условиях неопределенности, для  того, чтобы активы и доход  не были переоценены, а обязательства  или расходы не были недооценены;

- Принцип десятый –  завершенность и сопоставимость. Чтобы финансовые отчеты были  достоверными, информация в отчетах  должна быть полной. Поэтому для  повышения содержательности и  полезности, информация одного отчетного  периода должна быть сопоставимой с другим периодом;

- Одиннадцатый принцип  – принцип последовательности. У  пользователей должна быть возможность  сравнивать финансовые отчеты  субъекта за разные отчетные  периоды с целью определения  тенденции изменений в его  финансовом положении.[]

Финансовая отчетность включает в себя: бухгалтерский баланс, отчет о результатах финансово-хозяйственной деятельности, отчет о движении денежных средств, пояснительную записку к ним и другой дополнительной информации в виде таблиц и диаграмм.

Составные части отчетности взаимосвязаны, так как они отражают разные аспекты одних и тех же операций и событий.[]

Приказом Министра финансов Республики Казахстан от 8 июля 2010 года № 325 «Об утверждении форм и правил составления и представления финансовой отчетности», зарегистрированном в Министерстве юстиции Республики Казахстан 26 июля 2010 года № 6352 были утверждены следующие формы финансовой отчетности.[]

Таблица 1 Формы отчетности и информация для принятия управленческих решений

Форма отчетности

Информация

Управленческие решения

Бухгалтерский баланс

Финансовое положение организации

Использование экономических ресурсов. Определение ликвидности и платежеспособности организации, способности адаптироваться к изменениям экономических условий

Отчет о прибылях и убытках

Результаты деятельности организации

Прогнозирование способности организации генерировать потоки денежных средств на основе своих ресурсов. Вынесение суждения об эффективности возможности использования дополнительными ресурсами.

Отчет об изменении капитала

Изменения в финансовом положении организации

Инвестиционные, финансовые и операционные решения в деятельности организации. Прогнозирование способности организации получать денежные средства и их эквиваленты, потребности организации в использовании этих денежных средств.

Отчет о движении денежных средств

Изменение в денежных потоках

Определение динамики чистых активов, изменений ликвидности и платежеспособности и эффективности управления денежными потоками.


Бухгалтерский баланс - одна из основных составляющих бухгалтерской отчетности. В соответствии с международными правилами финансовой отчетности,  баланс содержит данные об активах, обязательствах и собственном капитале. В бухгалтерской практике - баланс это способ группировки активов и пассивов организации в денежном выражении. Бухгалтерский баланс характеризует имущественное и финансовое состояния организации в денежной оценке на отчётную дату.[] 

В соответствии с МСФО  баланс состоит из трёх частей: активов, обязательств  и капитала. В основном, статьи баланса по традиции следуют друг за другом в порядке ликвидности, хотя есть исключения. Основное свойство отчёта состоит в том, что суммарные активы всегда равны сумме обязательств и собственного капитала. Активы показывают, какие средства использует бизнес, а обязательства и собственный капитал показывают, кто предоставил эти средства и в каком размере. Все ресурсы, которыми обладает предприятие, могут быть предоставлены либо собственниками (капитал), либо кредиторами (обязательства). Поэтому сумма требований кредиторов вместе с требованиями владельцев должна быть равна сумме активов. Это также обусловлено тем, что при отражении операций на счетах в балансе соблюдается принцип двойной записи.

Представление текущей информации об имуществе хозяйствующего субъекта в виде бухгалтерского баланса является одним из основополагающих методов  бухгалтерского учета. Бухгалт1ерский баланс не отражает движения средств и фактов осуществления конкретных хозяйственных операций, но показывает финансовое состояние хозяйствующего субъекта в определённый момент времени. Сущность баланса (как метода) состоит в том, что данные о стоимости имущества хозяйствующего субъекта на интересующую дату группируются определённым образом, позволяющим провести финансовый анализ и получить прогнозы на будущее.[]

Отчет о прибылях и убытках – официальный документ, с помощью которого можно охарактеризовать финансовый результат деятельности предприятия за определенный отчетный период. Таким образом, можно увидеть за счет чего и по каких причинам организация получила прибыль или понесла убытки. Это происходит путем анализа суммарного дохода и расхода.

Все доходы и расходы в данном отчете должны отображаться с эффектом нарастания (т.е. с начала отчетного года до даты составления).

Отчет состоит из набора показателей, которые в сумме дают итоговый финансовый результат – чистую прибыль или убыток. Основные показатели деятельности организации идут в самом начале отчета – это выручка, себестоимость продаж, коммерческие и управленческие расходы – все это составляет финансовый результат (прибыль или убыток) от продаж, т.е. от основной деятельности организации, ради которой она и создавалась.

Далее идут показатели других доходов и расходов, таких как проценты к получению и уплате, прочие доходы и расходы, которые в сумме с полученным ранее результатам от продаж составляю показатель "Прибыль (убыток) до налогообложения". После того, как от этого показателя вычтут налог на прибыль и прибавят изменение отложенных налоговых и активов и обязательств, получается итоговый финансовый результат – чистая прибыль или убыток за период.[]

Отчёт об изменениях капитала  — отчёт, в котором раскрывается информация о движении уставного капитала, резервного капитала, добавочного капитала, а также информация об изменениях величины нераспределённой прибыли (непокрытого убытка) организации и доли собственных акций, выкупленных у акционеров. Кроме того, в этой форме указывают корректировки в связи с изменением учетной политики и исправлением ошибок.

В отчете об изменениях капитала необходимо приводить объяснительную информацию об остатках фондов (фонд накопления, фонд потребления и др.), которые были образованы в строгом соответствии со всеми учредительными документами предприятия, а так же принятой учетной политикой за счет прибыли, которая осталась в свободном распоряжении организации. В частности следует указать конкретные направления и цели использования этой оставшейся прибыли.

Так же в данной форме бухгалтерской отчетности организация должна отображать данные, касающиеся направленности использования денежных поступлений из государственного бюджета и внебюджетных фондов, а так же привести их сравнительную характеристику с предыдущим отчетным годом.[]

Отчёт о движении денежных средств — отчёт компании об источниках  денежных средств и их использовании в данном временном периоде. Этот отчёт прямо  или косвенно  отражает денежные поступления компании с классификацией по основным источникам и её денежные выплаты с классификацией по основным направлениям использования в течение периода. Отчёт даёт общую картину производственных результатов, краткосрочной  ликвидности, долгосрочной кредитоспособности и позволяет с большей лёгкостью провести финансовый анализ  компании.

Этот отчёт необходим как менеджерам, так и внешним пользователям, которые по его показателям могут увидеть реальные доходы и расходы, а также узнать:

  • Объём и источники получения денежных средств и направления их использования.
  • Способность компании в результате своей деятельности обеспечивать превышение поступлений денежных средств над выплатами.
  • Способность компании выполнять свои обязательства.
  • Информацию о достаточности денежных средств для ведения деятельности.
  • Степень самостоятельного обеспечения инвестиционных потребностей за счёт внутренних источников.
  • Причины разности между величиной полученной прибыли и объёмом денежных средств.

Этот отчёт прямо или косвенно отражает денежные поступления компании с классификацией по основным источникам и её денежные выплаты с классификацией по основным направлениям использования в течение периода. Он может быть составлен любой компанией независимо от её размера, структуры, отрасли. Отчёт даёт общую картину производственных результатов, краткосрочной ликвидности, долгосрочной кредитоспособности и позволяет с большей лёгкостью провести финансовый  анализ компании.[]

Правила представления финансовой отчетности раскрываются в МСФО 1 «Представление финансовой отчетности». Данный стандарт указывает на необходимость добросовестного представления финансового положения, финансовых результатов и движения денежных средств в финансовой отчетности организации. Добросовестное представление финансовой отчетности требует соответствия определениям и критериям признания активов, обязательств, доходов и расходов, данным в принципах.[]

Информация о работе Теоретические основы формирования отчетности организации