Типы денежно-кредитной политики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2014 в 18:46, реферат

Описание работы

Экспансионистская денежно-кредитная политика сопровождается, как правило, расширением масштабов кредитования, ослаблением контроля над приростом количества денег в обращении, сокращением налоговых ставок и понижением уровня процентных ставок.
По масштабам воздействия денежно-кредитная политика может быть тотальной и селективной. При тотальной денежно-кредитной политике мероприятия ЦБ распространяются на все кредитные учреждения, при селективной – на отдельные кредитные институты либо их группы или же на определенные виды банковской деятельности.

Содержание работы

Типы денежно-кредитной политики……………………………………...3
Государственное регулирование банковской деятельности в РФ…….6
Регулирование банковских операций……………………………………9
Учетная (дисконтная) политика…………………………………………14
Уставный капитал и порядок его формирования……………

Файлы: 1 файл

Банковское дело.docx

— 37.54 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ:

  1. Типы денежно-кредитной политики……………………………………...3
  2. Государственное регулирование банковской деятельности в РФ…….6
  3. Регулирование банковских операций……………………………………9
  4. Учетная (дисконтная) политика…………………………………………14
  5. Уставный капитал и порядок его формирования……………………..20

 

Типы денежно-кредитной  политики

В зависимости от состояния  хозяйственной конъюнктуры выделяются два основных типа денежно-кредитной политики, для каждого из которых характерен свой набор инструментов и определенное сочетание экономических и административных методов регулирования.

Рестрикционная денежно-кредитная политика направлена на ужесточение условий и ограничение объема кредитных операций коммерческих банков путем повышения уровня процентных ставок. Ее про ведение обычно сопровождается увеличением налогов, сокращением государственных расходов, а также другими мероприятиями, направленными на сдерживание инфляции и оздоровление платежного баланса. Рестрикционная денежно-кредитная политика может быть использована как в целях борьбы с инфляцией, так и в целях сглаживания циклических колебаний деловой активности.

Экспансионистская денежно-кредитная политика сопровождается, как правило, расширением масштабов кредитования, ослаблением контроля над приростом количества денег в обращении, сокращением налоговых ставок и понижением уровня процентных ставок.

По масштабам воздействия  денежно-кредитная политика может быть тотальной и селективной. При тотальной денежно-кредитной политике мероприятия ЦБ распространяются на все кредитные учреждения, при селективной – на отдельные кредитные институты либо их группы или же на определенные виды банковской деятельности.

В соответствии с целями и типом проводимой Центральным  Банком денежно-кредитной политики определяются конкретные методы и инструменты ее проведения.

Основные инструменты  и методы денежно-кредитной политики Банка России:

•                    процентные ставки по операциям Банка  России;

•                    нормативы обязательных резервов, депонируемых в Банке Рос сии (резервные требования);

•                    операции на открытом рынке;

•                    рефинансирование банков;

•                    валютное регулирование;

•                    установление ориентиров роста денежной массы;

•                    прямые количественные ограничения;

•                    депозитные операции Банка России.

 

Процентные ставки Банка  России представляют собой минимальные ставки, по которым он осуществляет свои операции (известны: ставка рефинансирования, учетная, депозитная, ломбардная ставка). В практике Банка России ведущую роль играет ставка рефинансирования. Под ре финансированием понимается кредитование Банком России других банков, включая учет и переучет векселей. Для проведения операций с векселями может быть установлена и самостоятельная ставка – учетная. Ломбардной ставкой является процентная ставка по краткосрочному кредиту банкам под залог государственных ценных бумаг.

С 1998 г. широко используются ставки по депозитным операциям ЦБ РФ наконец 1999 г. – 9 видов депозитов, по которым ставки устанавливаются ежедневно с учетом рыночной конъюнктуры. В н.в. ставки по депозитам ЦБ РФ характеризуют реальную цену денег на денежном рынке.

Депозитные операции введены  с целью поддержания банковской ликвидности.

Регулируя уровень ставок по рефинансированию, ЦБ влияет на величину денежной массы в стране, способствует повышению или сокращению спроса КБ на кредит. Повышение официальных ставок затрудняет для КБ возможность получить кредитные ресурсы, а в результате и возможность расширять операции с клиентурой. Официальные процентные ставки оказывают косвенное влияние на рыночные процентные ставки, устанавливаемые КБ самостоятельно в соответствии с условиями рынка кредитных ресурсов и не находящиеся под прямым контролем ЦБ. В Рос сии в условиях роста инфляции в 199193 гг. ставка рефинансирования изменяется часто, к 1999 г. она составляла 55%. Втечени и 2000 года ставка рефинансирования снижалась 5 раз. В последующие годы процесс снижения ставки продолжался (в конце 2004 г. она составляла 13%). Величина процентных ставок ЦБ не обязательно должна изменяться в соответствии с динамикой рыночных процентных ставок КБ – она может от нее отклоняться в ту или иную сторону.

 

Государственное регулирование банковской деятельности в РФ

Особенностью экономической функции современной России является необходимость поиска оптимальных способов участия государства в экономических процессах, налаживания эффективного государственного регулирования банковской деятельности, использования рыночных механизмов и новых форм опосредованного (косвенного) управления ею. Они должны способствовать сохранению государственного влияния на процессы в денежно-кредитной сфере, и обеспечивать оперативную (хозяйственную) независимость банковской деятельности кредитных организаций.

 Государственное  регулирование выражается: в принятии федеральными органами государственной власти законодательных актов, устанавливающих основы организации банковской системы, ее структуру и принципы функционирования. Государственное регулирование реализуется и в процессе осуществления иных закрепленных законом видов деятельности уполномоченных государственных органов (надзор, контроль, лицензирование, применение специальных экономических методов воздействия на банковскую систему и т.п.).

По своей правовой природе государственное регулирование банковской деятельности в РФ имеет межотраслевой характер. Оно выражается в эффективной организации банковской деятельности, руководстве и осуществлении контроля и надзора. Государственное регулирование банковской деятельности имеет как бы два основных уровня: с одной стороны, - это регулирование государством макроэкономических процессов, связанных с денежно-кредитными отношениями. Поэтому воздействие государства осуществляется на все структурные элементы банковской системы, включая Центральный банк РФ. Регулирующее воздействие Российского государства на упорядочение процессов в банковской системе проявляется, например, в принятии соответствующими органами государственной власти федеральных законов и иных нормативно-правовых актов. В рамках этой стороны государственного регулирования принимаются основные направления единой государственной денежно-кредитной политики, осуществляются иные меры прямо или косвенно, влияющие на состояние банковской системы и внутреннюю политику в государстве. С другой стороны, - государственное регулирование проявляется в осуществлении непосредственной регулирующей деятельности уполномоченных государственных органов при создании, организации, регистрации, лицензировании коммерческих организаций, включенных в банковскую систему РФ, и осуществлении ими банковской деятельности.

Государственное регулирование банковской деятельности осуществляется в нескольких направлениях: а) нормотворчество, в процессе которого федеральные органы законодательной власти и Банк России устанавливают правовые нормы, регулирующие порядок создания, регистрации и лицензирования кредитных организаций, порядок осуществления банковской деятельности; порядок осуществления банковского надзора и контроля; б) регистрация и лицензирование деятельности конкретных кредитных организаций, филиалов и представительств иностранных банков, оформление разрешений на использование иностранного капитала при создании кредитных организаций в РФ, согласование сделок с долями (акциями) кредитных организаций; в) банковское регулирование, включая инструменты и методы денежно-кредитной политики, установление обязательных экономических нормативов; г) осуществление государственного контроля и надзора за банковской деятельностью; сюда включается контрольная деятельность Государственной Думы РФ за Банком России, контрольная деятельность Счетной палаты РФ; надзорно - контрольная деятельность Банка России, Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг, Государственного комитета РФ по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур, Агентства по реструктуризации кредитных организаций; д) принятие судами судебных решений по вопросам банковской деятельности, банкротства, ликвидации кредитных организаций, назначении арбитражных управляющих и т.п.

Правовыми формами  государственного воздействия на банковскую сферу являются правовые (нормативные и индивидуальные) акты, гражданско-правовые договоры, решения Конституционного Суда РФ, федеральных судов РФ.

 

Регулирование банковских операций

Основой развития и надежного, устойчивого функционирования банковской системы является формирование гибкого  механизма денежно-кредитного регулирования  экономики, позволяющего Центральному банку эффективно воздействовать на хозяйственную активность, контролировать деятельность банковских институтов, добиваться стабилизации денежного  обращения.

Основным объектом денежно-кредитного регулирования со стороны Центрального банка выступает совокупная наличная и безналичная денежная масса  в экономике, от динамики которой  зависит изменение различных  компонентов совокупного платежеспособного  спроса. Поскольку деньги на современном  этапе развития нашего государства  носят кредитный характер, т.е. денежная масса в основном создается в  процессе кредитно-депозитной деятельности банков, регулирование структуры  и объема денежного оборота Центральный  банк осуществляет посредством управления операциями банковских учреждений второго  уровня, определения условий кредитно-депозитной эмиссии с помощью соответствующих  методов и инструментов.

Одной из важнейших задач  Центрального банка в условиях двухуровневой  банковской системы является организация  процессов управления операциями банков на макроэкономическом уровне, координация  деятельности банков и прочих кредитно-финансовых институтов в масштабах всего  народного хозяйства, поддержание  стабильности функционирования банковской и денежной системы страны. Центральным  банком, исходя из сложившейся хозяйственной  конъюнктуры, выбираются цели и приоритеты банковской деятельности, разрабатываются  соответствующие стратегия и  тактика денежно-кредитной политики, которые конкретизируются в выборе определенных методов, инструментов и  средств достижения поставленных задач.

 

При этом принципы построения межбанковских взаимоотношений как по вертикали, так и по горизонтали фиксируются в банковском законодательстве, в то время как конкретные формы этого взаимодействия, их набор и соподчиненность на каждом конкретном этапе могут модифицироваться и уточняться. В различные периоды в зависимости от состояния денежного рынка Центральный банк фиксирует произошедшие изменения в управлении платежным оборотом страны и регулировании операций кредитных институтов, издает соответствующие официальные материалы, имеющие либо обязательный, либо рекомендательный характер. На основе данных инструктивных и методических материалов кредитные институты второго уровня ставятся в известность о произошедших процедурных, структурных либо количественных изменениях в регулирующих мероприятиях Центрального банка, смещении акцентов при выборе методов денежно-кредитного регулирования, модификации практики использования и значимости отдельных инструментов воздействия.

Регулирующая деятельность Центрального банка основана на анализе  динамики основных макроэкономических показателей, в том числе валового национального продукта и национального  дохода, индекса цен, дефицита госбюджета, совокупного фонда заработной платы  и т.д. Прежде всего она направлена на осуществление контроля за состоянием совокупной денежной массы в стране и имеет своей целью эффективное управление совокупным денежным оборотом, включая его наличный и безналичный компоненты, путем установления границ прироста денежной массы.

Денежно-кредитная политика на макроуровне представляет собой  целенаправленную деятельность Центрального банка (при содействии Министерства экономики и финансов и при  необходимости иных центральных  ведомств) по выполнению общегосударственных  задач. Совокупность мероприятий денежно-кредитной  политики Центрального банка охватывает сферы денежного обращения и  кредита, им прежде всего определяются границы как наличной, так и безналичной денежной эмиссии путем регулирования депозитно-ссудных и других операций банковских учреждений второго уровня. Конечная цель данного регулирования со стороны Центрального банка заключается в обеспечении товарно-денежной сбалансированности в хозяйстве, стимулировании экономического роста, достижении стабильности национальной валюты, урегулировании госдолга. Таким образом, основным субъектом денежно-кредитной политики на макроуровне является государство.

Инструменты и методы регулирования:

Механизм регулирования  банковских операций зависит от форм организации банковской деятельности в стране, места, роли и функций  Центрального банка, степени его  независимости от правительства  и других факторов. Он включает как  методы и инструменты регулирования  наличных и безналичных банковских операций, так и конкретные формы  контроля за динамикой денежной массы, банковских процентных ставок и банковской ликвидностью на макро- и микроуровне.

Достижение поставленных задач по управлению платежным оборотом в едином экономическом пространстве достигается Центральным банком путем разработки и реализации комплекса  мер на макроуровне, а также посредством регулирования операций отдельных банковских учреждений или их групп. При этом могут использоваться как прямые (административные), так и косвенные (экономические) методы воздействия на деятельность банков. Реакция рынка банковских услуг на прямые административные методы вмешательства в деятельность банков более ощутима во времени и пространстве. Использование косвенных экономических методов предполагает высокую степень развития процессов саморегуляции на микроуровне, а эффект применения замедлен и неоднозначен.

Информация о работе Типы денежно-кредитной политики