Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2014 в 18:46, реферат
Экспансионистская денежно-кредитная политика сопровождается, как правило, расширением масштабов кредитования, ослаблением контроля над приростом количества денег в обращении, сокращением налоговых ставок и понижением уровня процентных ставок.
По масштабам воздействия денежно-кредитная политика может быть тотальной и селективной. При тотальной денежно-кредитной политике мероприятия ЦБ распространяются на все кредитные учреждения, при селективной – на отдельные кредитные институты либо их группы или же на определенные виды банковской деятельности.
Типы денежно-кредитной политики……………………………………...3
Государственное регулирование банковской деятельности в РФ…….6
Регулирование банковских операций……………………………………9
Учетная (дисконтная) политика…………………………………………14
Уставный капитал и порядок его формирования……………
СОДЕРЖАНИЕ:
Типы денежно-кредитной политики
В зависимости от состояния хозяйственной конъюнктуры выделяются два основных типа денежно-кредитной политики, для каждого из которых характерен свой набор инструментов и определенное сочетание экономических и административных методов регулирования.
Рестрикционная денежно-кредитная политика направлена на ужесточение условий и ограничение объема кредитных операций коммерческих банков путем повышения уровня процентных ставок. Ее про ведение обычно сопровождается увеличением налогов, сокращением государственных расходов, а также другими мероприятиями, направленными на сдерживание инфляции и оздоровление платежного баланса. Рестрикционная денежно-кредитная политика может быть использована как в целях борьбы с инфляцией, так и в целях сглаживания циклических колебаний деловой активности.
Экспансионистская денежно-кредитная политика сопровождается, как правило, расширением масштабов кредитования, ослаблением контроля над приростом количества денег в обращении, сокращением налоговых ставок и понижением уровня процентных ставок.
По масштабам воздействия денежно-кредитная политика может быть тотальной и селективной. При тотальной денежно-кредитной политике мероприятия ЦБ распространяются на все кредитные учреждения, при селективной – на отдельные кредитные институты либо их группы или же на определенные виды банковской деятельности.
В соответствии с целями и типом проводимой Центральным Банком денежно-кредитной политики определяются конкретные методы и инструменты ее проведения.
Основные инструменты и методы денежно-кредитной политики Банка России:
• процентные ставки по операциям Банка России;
• нормативы обязательных резервов, депонируемых в Банке Рос сии (резервные требования);
• операции на открытом рынке;
• рефинансирование банков;
• валютное регулирование;
• установление ориентиров роста денежной массы;
• прямые количественные ограничения;
• депозитные операции Банка России.
Процентные ставки Банка России представляют собой минимальные ставки, по которым он осуществляет свои операции (известны: ставка рефинансирования, учетная, депозитная, ломбардная ставка). В практике Банка России ведущую роль играет ставка рефинансирования. Под ре финансированием понимается кредитование Банком России других банков, включая учет и переучет векселей. Для проведения операций с векселями может быть установлена и самостоятельная ставка – учетная. Ломбардной ставкой является процентная ставка по краткосрочному кредиту банкам под залог государственных ценных бумаг.
С 1998 г. широко используются ставки по депозитным операциям ЦБ РФ наконец 1999 г. – 9 видов депозитов, по которым ставки устанавливаются ежедневно с учетом рыночной конъюнктуры. В н.в. ставки по депозитам ЦБ РФ характеризуют реальную цену денег на денежном рынке.
Депозитные операции введены с целью поддержания банковской ликвидности.
Регулируя уровень ставок по рефинансированию, ЦБ влияет на величину денежной массы в стране, способствует повышению или сокращению спроса КБ на кредит. Повышение официальных ставок затрудняет для КБ возможность получить кредитные ресурсы, а в результате и возможность расширять операции с клиентурой. Официальные процентные ставки оказывают косвенное влияние на рыночные процентные ставки, устанавливаемые КБ самостоятельно в соответствии с условиями рынка кредитных ресурсов и не находящиеся под прямым контролем ЦБ. В Рос сии в условиях роста инфляции в 199193 гг. ставка рефинансирования изменяется часто, к 1999 г. она составляла 55%. Втечени и 2000 года ставка рефинансирования снижалась 5 раз. В последующие годы процесс снижения ставки продолжался (в конце 2004 г. она составляла 13%). Величина процентных ставок ЦБ не обязательно должна изменяться в соответствии с динамикой рыночных процентных ставок КБ – она может от нее отклоняться в ту или иную сторону.
Государственное регулирование банковской деятельности в РФ
Особенностью экономической функции современной России является необходимость поиска оптимальных способов участия государства в экономических процессах, налаживания эффективного государственного регулирования банковской деятельности, использования рыночных механизмов и новых форм опосредованного (косвенного) управления ею. Они должны способствовать сохранению государственного влияния на процессы в денежно-кредитной сфере, и обеспечивать оперативную (хозяйственную) независимость банковской деятельности кредитных организаций.
Государственное регулирование выражается: в принятии федеральными органами государственной власти законодательных актов, устанавливающих основы организации банковской системы, ее структуру и принципы функционирования. Государственное регулирование реализуется и в процессе осуществления иных закрепленных законом видов деятельности уполномоченных государственных органов (надзор, контроль, лицензирование, применение специальных экономических методов воздействия на банковскую систему и т.п.).
По своей правовой
природе государственное
Государственное регулирование банковской деятельности осуществляется в нескольких направлениях: а) нормотворчество, в процессе которого федеральные органы законодательной власти и Банк России устанавливают правовые нормы, регулирующие порядок создания, регистрации и лицензирования кредитных организаций, порядок осуществления банковской деятельности; порядок осуществления банковского надзора и контроля; б) регистрация и лицензирование деятельности конкретных кредитных организаций, филиалов и представительств иностранных банков, оформление разрешений на использование иностранного капитала при создании кредитных организаций в РФ, согласование сделок с долями (акциями) кредитных организаций; в) банковское регулирование, включая инструменты и методы денежно-кредитной политики, установление обязательных экономических нормативов; г) осуществление государственного контроля и надзора за банковской деятельностью; сюда включается контрольная деятельность Государственной Думы РФ за Банком России, контрольная деятельность Счетной палаты РФ; надзорно - контрольная деятельность Банка России, Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг, Государственного комитета РФ по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур, Агентства по реструктуризации кредитных организаций; д) принятие судами судебных решений по вопросам банковской деятельности, банкротства, ликвидации кредитных организаций, назначении арбитражных управляющих и т.п.
Правовыми формами государственного воздействия на банковскую сферу являются правовые (нормативные и индивидуальные) акты, гражданско-правовые договоры, решения Конституционного Суда РФ, федеральных судов РФ.
Регулирование банковских операций
Основой развития и надежного, устойчивого функционирования банковской системы является формирование гибкого механизма денежно-кредитного регулирования экономики, позволяющего Центральному банку эффективно воздействовать на хозяйственную активность, контролировать деятельность банковских институтов, добиваться стабилизации денежного обращения.
Основным объектом денежно-кредитного
регулирования со стороны Центрального
банка выступает совокупная наличная
и безналичная денежная масса
в экономике, от динамики которой
зависит изменение различных
компонентов совокупного
Одной из важнейших задач
Центрального банка в условиях двухуровневой
банковской системы является организация
процессов управления операциями банков
на макроэкономическом уровне, координация
деятельности банков и прочих кредитно-финансовых
институтов в масштабах всего
народного хозяйства, поддержание
стабильности функционирования банковской
и денежной системы страны. Центральным
банком, исходя из сложившейся хозяйственной
конъюнктуры, выбираются цели и приоритеты
банковской деятельности, разрабатываются
соответствующие стратегия и
тактика денежно-кредитной
При этом принципы построения межбанковских взаимоотношений как по вертикали, так и по горизонтали фиксируются в банковском законодательстве, в то время как конкретные формы этого взаимодействия, их набор и соподчиненность на каждом конкретном этапе могут модифицироваться и уточняться. В различные периоды в зависимости от состояния денежного рынка Центральный банк фиксирует произошедшие изменения в управлении платежным оборотом страны и регулировании операций кредитных институтов, издает соответствующие официальные материалы, имеющие либо обязательный, либо рекомендательный характер. На основе данных инструктивных и методических материалов кредитные институты второго уровня ставятся в известность о произошедших процедурных, структурных либо количественных изменениях в регулирующих мероприятиях Центрального банка, смещении акцентов при выборе методов денежно-кредитного регулирования, модификации практики использования и значимости отдельных инструментов воздействия.
Регулирующая деятельность Центрального банка основана на анализе динамики основных макроэкономических показателей, в том числе валового национального продукта и национального дохода, индекса цен, дефицита госбюджета, совокупного фонда заработной платы и т.д. Прежде всего она направлена на осуществление контроля за состоянием совокупной денежной массы в стране и имеет своей целью эффективное управление совокупным денежным оборотом, включая его наличный и безналичный компоненты, путем установления границ прироста денежной массы.
Денежно-кредитная политика на макроуровне представляет собой целенаправленную деятельность Центрального банка (при содействии Министерства экономики и финансов и при необходимости иных центральных ведомств) по выполнению общегосударственных задач. Совокупность мероприятий денежно-кредитной политики Центрального банка охватывает сферы денежного обращения и кредита, им прежде всего определяются границы как наличной, так и безналичной денежной эмиссии путем регулирования депозитно-ссудных и других операций банковских учреждений второго уровня. Конечная цель данного регулирования со стороны Центрального банка заключается в обеспечении товарно-денежной сбалансированности в хозяйстве, стимулировании экономического роста, достижении стабильности национальной валюты, урегулировании госдолга. Таким образом, основным субъектом денежно-кредитной политики на макроуровне является государство.
Инструменты и методы регулирования:
Механизм регулирования банковских операций зависит от форм организации банковской деятельности в стране, места, роли и функций Центрального банка, степени его независимости от правительства и других факторов. Он включает как методы и инструменты регулирования наличных и безналичных банковских операций, так и конкретные формы контроля за динамикой денежной массы, банковских процентных ставок и банковской ликвидностью на макро- и микроуровне.
Достижение поставленных задач по управлению платежным оборотом в едином экономическом пространстве достигается Центральным банком путем разработки и реализации комплекса мер на макроуровне, а также посредством регулирования операций отдельных банковских учреждений или их групп. При этом могут использоваться как прямые (административные), так и косвенные (экономические) методы воздействия на деятельность банков. Реакция рынка банковских услуг на прямые административные методы вмешательства в деятельность банков более ощутима во времени и пространстве. Использование косвенных экономических методов предполагает высокую степень развития процессов саморегуляции на микроуровне, а эффект применения замедлен и неоднозначен.