Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2013 в 11:51, реферат
Отрасль бухгалтерского учета в нашей стране является устоявшейся (Закон N 129-ФЗ действует в РФ уже более 15 лет), а потому достаточно консервативной, трудно поддающейся каким-либо преобразованиям, изменениям и новшествам. Однако в развитии бухгалтерского учета на протяжении последних 20 лет происходили значительные события, экономика претерпевала существенные изменения. Темпы развития рыночных отношений таковы, что положения Закона N 129-ФЗ не всегда им соответствуют и удовлетворяют.
Отрасль бухгалтерского учета в нашей стране является устоявшейся (Закон N 129-ФЗ действует в РФ уже более 15 лет), а потому достаточно консервативной, трудно поддающейся каким-либо преобразованиям, изменениям и новшествам. Однако в развитии бухгалтерского учета на протяжении последних 20 лет происходили значительные события, экономика претерпевала существенные изменения. Темпы развития рыночных отношений таковы, что положения Закона N 129-ФЗ не всегда им соответствуют и удовлетворяют. На этом фоне одним из фундаментальных законов-долгожителей, просуществовавших с середины 1990-х гг., был и пока еще остается Федеральный закон «О бухгалтерском учете» № 129-ФЗ, принятый 21 ноября 1996 г. Но уже с 2013 г. вступает в силу новый Закон о бухгалтерском учете, в котором аккумулированы и представлены все существенные изменения в развитии российской экономики в целом и бухгалтерского учета в частности, происшедшие с конца прошлого века.
В соответствии с Пояснительной
запиской "К проекту Федерального
закона "О бухгалтерском учете"
новая редакция Федерального закона
"О бухгалтерском учете" разработана
с целью устранения устаревших норм,
положений и пробелов действующего
Закона N 129-ФЗ, выявленных в результате
анализа соответствующей
С учетом современных экономических
и правовых реалий, а также международной
практики в законопроекте
- уточнение терминологии, используемой в законодательстве Российской Федерации о бухгалтерском учете;
- введение дополнительных требований (к образованию, стажу работы, отсутствие судимости) к главным бухгалтерам отдельных категорий экономических субъектов;
- определение учетной политики экономического субъекта, уточнение требований к ее применению;
- расширение прав экономических субъектов при оформлении первичных учетных документов (отменяется требование об унификации указанных документов, право утверждать их формы предоставляется руководителю экономического субъекта);
- установление требований к составу реквизитов учетных регистров;
- регламентация возможности использования в бухгалтерском учете электронных документов;
- введение особенностей бухгалтерской (финансовой) отчетности при реорганизации и ликвидации юридического лица;
- формирование общедоступного государственного информационного ресурса бухгалтерской (финансовой) отчетности;
- обязанность экономического субъекта по организации и осуществлению внутреннего контроля совершаемых фактов хозяйственной деятельности;
- регламентация принципов регулирования бухгалтерского учета и т.д.
Проведём сравнительный анализ закона №129 – ФЗ «О бухгалтерском учёте» от 21.11.1996 и нового закона «О бухгалтерском учёте» №402 – ФЗ. Рассмотрим основные изменения.
В отличие от прежнего Закона о бухгалтерском учете Закон № 402-ФЗ определяет цели этого закона. Целями настоящего Федерального закона являются установление единых требований к бухгалтерскому учету, в том числе бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также создание правового механизма регулирования бухгалтерского учета. (Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете", ст. 1)
В отличие от Закона № 129-ФЗ, который предусматривал освобождение организаций, перешедших на упрощенную систему налогообложения, от обязанности вести бухгалтерский учет (129 - ФЗ), новым Законом такое освобождение не предусматривается.
По сравнению с ранее
действовавшим порядком требования
Закона № 402-ФЗ распространяются и на
«индивидуальных
По сравнению со старым Законом сфера действия Закона № 402-ФЗ распространяется:
- на бюджетные организации - по учету активов и обязательств РФ, субъектов РФ и муниципальных образований, а также учету операций, изменяющих указанные активы и обязательства;
- в отношении доверительных управляющих — по тем операциям, которые связаны с имуществом, переданным им в доверительное управление;
- на участников договора простого товарищества юридических лиц, на которых возлагается учет общего имущества товарищей;
- на участников процесса выполнения соглашения о разделе продукции.
Для целей Федерального закона №402 – ФЗ вводятся и используются следующие новые основные понятия: уполномоченный федеральный орган, стандарт бухгалтерского учета, международный стандарт, отчетный период, факт хозяйственной жизни, организации государственного сектора. Также определение «руководитель организации» будет заменено на определение «руководитель экономического субъекта».
Следует отметить, что в новом законе определение бухгалтерской (финансово й) отчётности дано несколько иначе, чем в законе 129 – ФЗ. Основные акценты сделаны на тот момент, что это информация о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, а также финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период.
Из перечня понятий в новом Законе исключены понятия синтетического и аналитического учета.
В законе №402 – ФЗ введены
также и новые объекты
Положения статьи 6 «Обязанность ведения бухгалтерского учета» дополняют содержание статьи 2 Закона 2011 года и существенно изменяют порядок определения лиц, обязанных вести бухгалтерский учет, определявшийся статьей 4 «Сфера действия настоящего Федерального закона» Закона 1996 года.
В соответствии с требованиями
статьи 6 Закона № 402-ФЗ бухгалтерский
учет обязаны вести все
1) индивидуальный
2) находящиеся на территории
Российской Федерации филиал, представительство
или иное структурное
Кроме того, для организаций, получивших статус участников проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов в соответствии с Федеральным законом от 08.09.2010 № 244-ФЗ «Об инновационном центре Сколково, предусматривается возможность применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета. В данном случае речь не идет об освобождении от обязанности ведения бухгалтерского учета, а лишь о применении его упрощенной модели.
Важным моментом следует считать ограничение прав руководителей, которые смогут принять на себя функции по ведению бухгалтерского учета только в случае, если данные субъекты относятся к организациям малого и среднего предпринимательства. В противном случае, ведение бухгалтерского учета должно быть возложено на главного бухгалтера или иное должностное лицо этого субъекта либо должен быть заключен договор с иным юридическим или физическим лицом об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета.
По сравнению с Законом
№ 129-ФЗ требования к организации
ведения бухгалтерского учета существенно
изменились. Так, статьей 7, помимо собственно
порядка организации
- иметь высшее профессиональное образование;
- иметь стаж работы, связанной с ведением бухгалтерского учета, составлением бухгалтерской (финансовой) отчетности либо с аудиторской деятельностью, не менее трех лет из последних пяти календарных лет, а при отсутствии высшего профессионального образования по специальностям бухгалтерского учета и аудита - не менее пяти лет из последних семи календарных лет;
- не иметь неснятой или непогашенной судимости за преступления в сфере экономики.
В Законе № 402-ФЗ появилась
самостоятельная статья 8, посвященная
учетной политике. В указанной
статье дано определение учетной
политики, раскрывается ее назначение,
устанавливаются субъект
По сравнению с Законом № 129-ФЗ обязанность формирования учетной политики теперь возлагается на экономический субъект, а не на главного бухгалтера как было ранее. В то же время персональная ответственность главного бухгалтера за формирование учетной политики сохраняется. (п. 4 ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации», утв. приказом Минфина России от 06.10.2008 № 106н)
Статья 9 Закона № 402-ФЗ устанавливает основные требования к содержанию и порядку оформления первичных учетных документов. Следует отметить, что подтвержден важнейший принцип ведения бухгалтерского учета, согласно которому «каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом» – «нет документа, нет бухгалтерской записи».
В то же время в законе нет нормы, согласно которой первичные учетные документы принимаются к учету, в отличие от статьи 9 Закона № 129-ФЗ, где они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации. Исключение делалось лишь для документов, по которым отсутствовали образцы в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации. Теперь же требование использования «унифицированных» форм первичных учетных документов сохраняется только для организаций государственного сектора, где они устанавливаются в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации. Согласно новому закону формы первичных учетных документов утверждает руководитель экономического субъекта по представлению должностного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета.
В первичном учетном документе, как и ранее, допускаются исправления (если иное не установлено федеральными законами или нормативными правовыми актами органов государственного регулирования бухгалтерского учета). Однако в Законе № 402-ФЗ ничего не сказано о возможности внесения исправлений в банковские и кассовые документы.
При решении вопроса о
внесении исправлений в банковские
и кассовые документы следует
руководствоваться не только нормами
Закона № 402-ФЗ, но и требованиями банковского
законодательства, в частности, Положением
«О безналичных расчетах в Российской
Федерации». В нем сказано, что
«исправления, помарки и подчистки,
а также использование
В статье 10 Закона № 402-ФЗ, в
частности, установлено, что «не
допускаются пропуски или изъятия
при регистрации объектов бухгалтерского
учета в регистрах
Помимо этого вводятся обязательные реквизиты регистра бухгалтерского учета, а также право (ответственность) должностного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета, то есть главного бухгалтера, разрабатывать и представлять руководителю организации формы данных регистров для утверждения.
Как и в Законе № 129-ФЗ, в Законе № 402-ФЗ (ст. 11) сохранена норма об обязательном проведении инвентаризации активов и обязательств хозяйствующих субъектов. При этом в тексте закона отсутствует перечень случаев, при которых инвентаризации проводятся в обязательном порядке, а также указания об отражении возможных расхождений в бухгалтерском учете. Вместо этого введена общая норма, согласно которой «случаи, сроки и порядок проведения инвентаризации, а также перечень объектов, подлежащих инвентаризации, определяются экономическим субъектом, за исключением обязательного проведения инвентаризации. Обязательное проведение инвентаризации устанавливается законодательством Российской Федерации, федеральными и отраслевыми стандартами» (п. 3 ст. 11 Закона № 402-ФЗ).
Статья 12 Закона № 402-ФЗ определяет обязательность измерения всех объектов бухгалтерского учета (активов, обязательств, доходов, расходов, фактов хозяйственной жизни и др.) в денежном измерении, то есть в рублях. Сохранена норма об обязательном пересчете в рублевый эквивалент объектов бухгалтерского учета, выраженных в иностранной валюте.
В то же время в текст Закона № 402-ФЗ не включены положения, определяющие правила оценки имущества. Теперь подобные нормы должны устанавливаться в федеральных стандартах бухгалтерского учета, которые и будут определять допустимые способы денежного измерения объектов бухгалтерского учета.
Информация о работе Творческая работа по бухгалтерской финансовой отчётности