Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 16:13, курсовая работа
Тема данной курсовой работы — учет денежных средств на счетах в банках.
В целях повышения эффективности операций в условиях рыночных
отношений предприятиям необходимо выполнять основные задачи,
связанные с учетом денежных средств и расчетов. Прежде всего
необходимо обеспечить соответствие расчетов предъявляемым
требованиям: своевременности, надежности, эффективности.
жанных из заработной платы работников за товары, купленные в кредит
(если организация для этих целей не пользуется кредитами банков);
депонированной заработной платы; за банковское обслуживание и др.;
Д-т сч. 79 "Внутрихозяйственные расчеты" — при перечислении различ-
ных сумм объединением своим филиалам и другим подразделениям,
выделенным на самостоятельный баланс, денежных средств в счет
причитающейся учредителю управления прибыли (дохода);
Д-т сч. 80 "Уставный фонд" — при возврате денежных средств ранее
внесенных товарищами в простое товарищество в счет их вкладов в
уставный фонд;
Д-т сч. 81 "Собственные акции (доли)" — при выкупе акционерным или
иным обществом (товариществом) у акционеров (участников) принад-
лежащих им акций (долей);
Д-т сч. 91 "Операционные доходы и расходы" — на расходы, связанные с
продажей основных средств, производственных запасов, нематериальных
активов, валютных ценностей, ценных бумаг, финансовых вложений и иных
активов;
Д-т сч. 92 "Внереализационные доходы и расходы" — на суммы уплачен-
Ных штрафных санкций, перечисленных денежных средств, связанных с
благотворительной деятельностью, с расходами на осуществление спор-
тивных, оздоровительных мероприятий, отдыха, развлечений, мероприятий
культурно-просветительского характера, шефской и социальной помощи и
иных аналогичных мероприятий;
Д-т сч. 96 "Резервы предстоящих расходов" — при оплате расходов за счет
средств созданных резервов.
Наряду с расчетным счетом (51) организации могут хранить денежные
средства на следующих счетах: "Валютные счета" (52), "Специальные
счета в банках" (55).
3.1. Документальное оформление безналичных расчетов.
Одной из основных функций банков является осуществление расчетов и
организация платежного оборота .
Безналичный денежный оборот является основной частью денежного и
платежного оборота, где движение денег происходит в виде перечислений
по счетам в кредитных учреждениях или зачетов взаимных требований. Он
опосредует такие сферы хозяйственных отношений, как: реализация
продукции, услуг, работ, распределение и перераспределение нацио-
нального дохода, получение и возврат банковских кредитов, выплата и
использование денежных доходов. Участниками этих отношений выступают
объединения, предприятия, организации, учреждения, кооперативы, малые
предприятия, ассоциации, банковские и Структура безналичного
денежного оборота, как и денежного оборота в целом, определяется
связью движения денег с процессами материального производства
(товарный оборот) и нематериального (нетоварный оборот),
финансовые органы, население, предприниматели. Большая часть
платежей совершается без использования наличных денег. Совокупность
платежей, осуществляемых без использования наличных денег, составляет
безналичный денежный оборот.
Безналичные расчеты – это денежные расчеты, совершаемые путем
записей по счетам плательщиков и получателей средств, либо путем
зачета взаимных требований, то есть без использования наличных денег.
Согласно Банковского кодекса Республики Беларусь, который вступил в
силу 1 января 2001 г., под безналичными расчетами понимаются расчеты
между юридическими лицами, а также расчеты с участием индивидуальных
предпринимателей и физических лиц, проводимые через банк, его филиал
(отделение) в безналичном порядке, за исключением случаев,
предусмотренных законодательством Республики Беларусь (статья 236).
Неоднократно изменялись и принципы организации безналичных расчетов.
Однако, несмотря на все их изменения, основные моменты принципов
безналичных расчетов остались, наполнившись новым содержанием.
учреждениях всеми предприятиями, организациями, учреждениями.
Так, для хранения денежных средств и осуществления безналичных
расчетов предприятия открывают в банке (по своему выбору) расчетный
(текущий) счет. Для открытия счета хозорган представляет необходимые
документы: заявление на открытие счета; карточку с образцами подписей
должностных лиц, имеющих право распоряжаться счетом, и оттиска печати
владельца счета; документ о регистрации предприятия в форме выписки
из решения регистрирующего органа (исполкома, Министерства юстиции и
т.п.) или копия свидетельства о регистрации предприятия; копия устава
(положения) с отметкой о регистрации в исполнительном комитете (или
другом органе, производившем регистрацию); оригинал устава
(положения), а для фермерских хозяйств – акт на пользование землей, для
отметки в нем об открытии счета; дубликат извещения о присвоении
учетного номера налогоплательщика, копию информационного письма
органа государственной статистики с указанием идентификационного
кода.
С открытием расчетного (текущего) счета в учреждении банка субъект
хозяйствования становится полноправным участником платежного
оборота.
2. Субъекты хозяйствования совершают платежи главным образом через
учреждения банков или другие финансово-кредитные учреждения в
безналичном порядке по документам, предусмотренным правилами
расчетов.
3. Платежи совершаются, как правило, после отгрузки продукции, оказания
услуг, выполнения работ. Этот принцип не исключает авансовых платежей
и предварительной оплаты, которые допускаются законодательными
актами или предусмотрены договором.
4. В основе расчетов за товары и услуги лежит и такой важный принцип, как
согласие плательщика на списание средств с его счета. Согласие дается
путем акцепта документов, выписанных получателем средств либо путем
выписки платежных документов за полученные товары, выполненные
работы, оказанные услуги.
5. Платежи осуществляются лишь при наличии достаточных средств на
счете плательщика. Средства со счета предприятия списываются по
распоряжению владельца счета.
Оплата расчетных документов при недостаточности средств на счете
производится в очередности, устанавливаемой законодательными и
нормативными актами в зависимости от состояния экономики и финансов.
При отсутствии средств на расчетном (текущем) счете плательщика (по
договоренности с банком) расчетные документы могут быть оплачены за
счет банковского кредита (выдаваемого на оплату счетов поставщиков).
При необходимости банк может выступить в роли плательщика-гаранта
(поручителя) на коммерческой основе (по просьбе кредитоспособного
хозоргана).
6. Порядок зачисления средств на счет поставщика: оно производится, как
правило, после их списания со счета плательщика. Предварительная
оплата товарно-материальных ценностей осуществляется только за счет
собственных средств предприятий. Предоставление кредита на
предварительную оплату материальных ценностей запрещается (за
исключением кредитов на выставление аккредитивов на срок, не
превышающий 30 дней).
Безналичные расчеты совершаются с использованием различных форм.
Форма безналичных расчетов представляет собой совокупность способов
платежа, расчетных документов и определенного документооборота.
В процессе безналичных расчетов происходит концентрация денежных
средств в учреждениях банков, что дает возможность использовать их в
качестве ресурса кредитования, осуществлять банковский контроль за
проведением расчетов.
ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ БЕЗНАЛИЧНЫХ РАСЧЕТОВ. ИХ ПРЕИМУЩЕСТВА
- Безналичные расчеты платежными требованиями
Платежное требование – это требование поставщика к покупателю об
уплате ему определенной суммы денежных средств и зачисления ее на
счет получателя средств.
Данной форме расчета присущи три особенности:
1. Данная форма расчета применяется только после отгрузки продукции.
2. Требования оплачиваются с предварительным акцептом. Срок
предварительного акцепта составляет три рабочих дня, не считая дня
поступления требования в банк
В целях ускорения расчетов между плательщиком и получателем средств
договором может быть предусмотрена оплата требований в день их
поступления в банк плательщика.
Для этого плательщик должен представить в обслуживающий его банк
список предприятий, с которыми заключены договора на оплату
требований в день их поступления в банк плательщика. В списке должны
быть указаны номера и даты заключения договоров. Список заверяется
подписями должностных лиц и оттиском печати плательщика согласно
заявленным в банк образцам подписей и оттиска печати.
Список, с проставленной на нем датой поступления в банк, находится у
ответственного исполнителя, обслуживающего плательщика.
Требования, подлежащие оплате в день поступления в банк плательщика,
должны содержать надпись, учиненную по следующей форме: «Оплата в
день поступления». Ответственный исполнитель сверяет со списком
только те требования, которые содержат указанную надпись.
При отсутствии на требованиях надписи об оплате в день поступления в
банк плательщика, а также при поступлении требований от предприятий,
не указанных в списке, оплата их производится с предварительным
акцептом.
Требования, подлежащие оплате с предварительным акцептом,
оплачиваются на следующий день после истечения срока предвари-
тельного акцепта. Плательщик имеет право заявить обслуживающему его
банку отказ от акцепта требования в течение установленного срока
предварительного акцепта.
Отказ может быть полным или частичным с указанием соответствующих
мотивов. Плательщик имеет право полностью отказаться от акцепта
требования, а банк обязан принять отказ в случаях:
· отсутствия договора;
· отсутствия данной формы расчетов в договоре;
· предъявление бестоварного требования, т.е. требования оплаты
товаров, фактически неотгруженных (неотпущенных) получателю;
· предъявления требования за ранее оплаченный товар;
· несоответствия наименования товаров, указанных в требовании,
приложенным товарно-транспортным накладным или заменяющим их
документам.
Банки не рассматривают споры между получателем и плательщиком по
существу отказов от акцепта.
Инкассо – банковская операция, при которой банк по поручению своего
клиента – получателя средств и на основании составленного им
(получателем) расчетного документа получает причитающуюся
получателю сумму денежных средств от плательщика и зачисляет ее в
установленном порядке на счет получателя.
Ответственный исполнитель банка, принимающий документы на инкассо,
обязан проверить:
· наличие в требовании даты и номера договора, предусматривающего
отгрузку (отпуск) товара, дата отгрузки (отпуска) товара;
· наличие товарно-транспортных или заменяющих их документов,
соответствие их номеров и сумм записям в требованиях;
· при отсутствии товарно-транспортных или заменяющих их документов –
дату их отсылки (вручения) плательщику;
· соответствие образцов подписей и оттиска печати на требованиях
заявленным в банк образцом подписей и оттиска печати;
· правильность составления представленных реестров, в частности,
соответствие общей суммы требований, принятых на инкассо, данным
реестра, соответствие подписей и оттиска печати на реестре заявленным
в банк образцам, а также даты составления реестров дню приема их
банком.
Требования, не отвечающие правилам, установленным для
предоставления документов в банк, вычеркиваются из реестра с
исправлением его итогов и возвращаются представившему их
предприятию.
У этой формы безналичного расчета есть свои преимущества и недостатки.
Преимущества:
1. Система инкассо обеспечивает четкий порядок адресации доставки
требований и контроль за расчетами со стороны покупателя и поставщика.
2. Может осуществляться отгрузка без предварительной оплаты.
Недостатки:
1. Возникновение взаимной дебиторской и кредиторской задолженности.
2.2. Безналичные расчеты платежными поручениями
Платежное поручение (в дальнейшем – «поручение») представляет собой
расчетный документ, содержащий поручение плательщика
обслуживающему банку о перечислении определенной суммы с его счета
на счет получателя.
Поручением могут производиться:
· расчеты за полученные товары при условии ссылки в поручении на
номер и дату товарно-транспортного или иного документа,
подтверждающего отгрузку (отпуск) товара;
· расчеты по нетоварным операциям (платежи в бюджет и во
Информация о работе Учет денежных средств на счетах в банках