Учет денежных средств на счетах в банке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 14:19, лекция

Описание работы

Безналичные расчеты в РБ. Порядок открытия счетов в банке.
Очередность осуществления платежей с расчетного счета.
Документальное оформление операций по расчетному счету.
Порядок обработки выписки банка.
Синтетический учет операций по расчетному счету.

Файлы: 1 файл

Тема_1_2013.doc

— 301.50 Кб (Скачать файл)

Учет денежных средств  на счетах в банке

Тема 1.  «Учет денежных средств на счетах в банке»

 

  1. Безналичные расчеты в РБ. Порядок открытия счетов в банке.
  2. Очередность осуществления платежей с расчетного счета.
  3. Документальное оформление операций по расчетному счету.
  4. Порядок обработки выписки банка.
  5. Синтетический учет операций по расчетному счету.

 

Нормативная база, литература.

  1. Банковский кодекс Республики Беларусь http://nbrb.by/legislation/
  2. Инструкция о банковском переводе http://nbrb.by/Legislation/BankOperRegul/
  3. Инструкция о порядке открытия и закрытия банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями банковских счетов Утверждено Постановлением Правления НБ РБ от 20.06.2007 N 127 (в ред. постановления Правления Нацбанка от 21.02.2008 N 28)
  4. Об утверждении порядка расчетов между юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями в Республике Беларусь Указ Президента Республики Беларусь от 29 июня 2000 г. № 359 с изменениями и дополнениями

 

1.

В РБ платежи  между субъектами хозяйствования могут  производиться в наличной и безналичной  форме. В безналичном порядке производятся расчеты между юр. лицами и ИП. Если сумма платежа не превышает 50 БВ в месяц, то такие расчеты можно производить наличными деньгами с разрешения руководителя обслуживающего банка (должен быть оформлен соответствующий документ).

Все организации, независимо от организационно-правовых форм и сферы деятельности, обязаны  хранить свои денежные средства в  банках. Расчеты организаций по своим  обязательствам с другими организациями производятся, как правило, в безналичном порядке через учреждения банков. Организация самостоятельно выбирает банк, который играет роль посредника в расчетах между плательщиками и получателями средств. Отношения между организацией и банком регулируются заключенным между ними договором банковского счета.

Для проведения безналичных расчетов предприятие  открывает в выбранном им банке расчетный (текущий) или другие счета. К другим относятся депозитные, корреспондентские, субсчета, специальные счета, счета в иностранной валюте.

Предприятие может  открывать нужное им количество банковских счетов, в том числе текущих, как в белорусских рублях, так и в иностранных валютах.

Но  для открытия второго счета необходимо соблюдение условий:

  1. Со дня государственной регистрации владельца счета прошло не менее трех лет;
  2. Наличие прибыли (дохода), остающейся в распоряжении владельца счета после уплаты всех налогов, сборов (пошлин), иных обязательных платежей в бюджет, в государственные внебюджетные фонды, по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (чистой прибыли);
  3. Наличие положительного аудиторского заключения о результатах обязательного аудита достоверности годовой бухгалтерской отчетности по итогам предыдущего финансового года - для владельцев счетов, которые подлежат обязательному аудиту.

В банк надо представить  подтверждающие документы. 

Для открытия (переоформления) счетов предприятие представляет в банк документы:

  1. Заявление на открытие счета по утвержденной форме.
  2. Копию документа о государственной регистрации (перерегистрации) предприятия, удостоверенную органом, ее выдавшим.
  3. Устав юридического лица и (или) учредительный договор юридического лица, на основании которых действует юридическое лицо, либо их копии, верность которых свидетельствована нотариально либо регистрирующим органом.
  4. Карточка с образцами подписей и оттиска печати предприятия, заверенная нотариально. Если предприятие использует электронные документы, то представляется карточка открытого ключа проверки подписи, удостоверенная подписью владельца и печатью. Право первой подписи расчетно-кассовых документов принадлежит руководителю и уполномоченным лицам. Право второй подписи принадлежит главному бухгалтеру или уполномоченным лицам. Если нет лиц, имеющих право второй подписи, об этом делается оговорка. Оттиск печати – гербовой (предприятия). Месяц на изготовление. В случае проведения банками расчетных операций на основании электронных расчетных документов банки могут использовать электронную цифровую подпись. В этом случае в банк представляется карточка открытого ключа проверки подписи, удостоверенная подписью (подписями) и печатью владельца (владельцев) личного ключа подписи.
  5. Документ о внесении сведений о руководителе и гл. бухгалтере предприятия в Государственный реестр налогоплательщиков (справка). Выдается налоговыми органами.

Банк заключает с  клиентом договор на расчетно-кассовое обслуживание. Все документы хранятся в деле по оформлению счета, кроме карточки с подписями и оттиском печати. После оформления договора банковского счета банк присваивает предприятию номер счета (состоит из 13 цифр).

Если предприятие  только создается, то для формирования уставного фонда ему открывают временный счет. Для открытия требуются:

  • Заявление на открытие счета.
  • Карточка с образцами подписей должностных лиц учредителей, имеющих право распоряжаться счетом, нотариально удостоверенных.

После формирования уставного  фонда и государственной регистрации  предприятия временный счет переоформляется  в текущий.

При переоформлении счета предприятия:

    1. Связанным с реорганизацией предприятия, предоставляются те же документы, что и при открытии счета.
    2. При изменении и дополнении в учредительные документы – копии новых учредительных документов, удостоверенные выдавшей организацией или нотариусом.
    3. При изменении названия предприятия без его реорганизации – заявление, сообщающее об изменении и новая карточка с образцами подписей.  

Эти документы  предоставляются в течение 30 дней с момента изменений.

При переходе предприятия на обслуживание в другой банк текущий счет в обслуживающем  банке закрывается в течение 10 рабочих дней.

При этом документы передаются в новый  банк. Не передаются заявление, карточки с образцами подписей, договор на расчетно-кассовое обслуживание, дубликат УНП, справки ФСЗН, Белгосстраха, справка из налоговых органов.

Остаток средств перечисляется в новый банк не позднее следующего дня после передачи документов.

2.

Все безналичные расчеты производятся в установленном законодательством порядке.

3.

Прием и выдача денег или безналичные  перечисления производятся банком на основании документов специальных форм.

К ним  относятся денежный чек, объявление на взнос наличными, платежное поручение, платежное требование, расчетный чек и т. д.

Денежный чек является приказом предприятия банку о выдаче с его расчетного счета в кассу предприятия указанной в нем суммы наличных денег.

Объявление  на взнос наличными выписывается при внесении наличных денег из кассы предприятия в банк.

Платежное поручение представляет собой расчетный документ, содержащий поручение плательщика обслуживающему банку о перечислении определенной суммы с его счета на счет получателя.

Платежное требование – документ, содержащий требование получателя средств к плательщику об уплате определенной суммы через банк.

Все расчетные  документы должны содержать обязательные реквизиты:

  1. Наименование расчетного документа
  2. Номер расчетного документа и дату его составления. Номер расчетного документа присваивается ему по порядковой системе.  Для этого на предприятии ведется журнал регистрации платежных поручений, платежных требований и т. д. При проставлении даты число указывается цифрами, месяц – прописью, год – цифрами.
  3. Наименование плательщика, номер его счета в банке.
  4. Наименование, код и местонахождения обслуживающего банка.
  5. Наименование получателя средств, номер его счета в банке.
  6. Наименование, код и местонахождения обслуживающего банка.
  7. Назначение платежа (ссылка на номер договора, счета-фактуры, ТН, ТТН и указание, за что производится платеж).       
  8. Сумму платежа, обозначенную цифрами, а в платежном поручении – прописью. После последней цифры ставится =.
  9. Первые экземпляры заверяются оттиском печати предприятия и подписями должностных лиц. При приемке документов работник банка контролирует правильность их заполнения, соответствие подписей и оттиска печати. Банк может заполнить реквизиты «Код плательщика» и «Код получателя», а остальные заполняет само предприятие.

Расчетные документы выписываются в один прием. На всех экземплярах оплаченных расчетных документов проставляются дата оплаты, подпись ответственного исполнителя, штамп банка.

 

4.

Периодически  предприятие получает из банка копии выписок из расчетного счета. В них указывается: за какой период предоставлена выписка, остаток средств на счете на начало периода, номер расчетного документа, на основании которого была совершена операция, корреспондирующий счет, обороты по дебету и кредиту счета. К выписке прилагаются документы, на основании которых средства зачислены на счет или списаны с него. При этом, сохраняя денежные средства предприятия, банк является кредитором предприятия. Поэтому выписка банка имеет одну особенность: дебет выписки является кредитом счета 51, а кредит выписки – дебетом счета 51. Выписка банка заменяет регистр аналитического учета по расчетному счету и одновременно служит основанием для бухгалтерских записей. Все приложенные к выписке документы гасятся штампом «Погашено».

Полученная  из банка выписка обрабатывается: подбираются все оправдательные документы, сверяется вступительное сальдо, проставляется корреспонденция счетов. Проверка и обработка выписок должна производиться в день их поступления.

 

5.

На  предприятии учет наличия и движения средств по расчетному счету ведется  на счете 51. Счет активный, основной, денежный.

Для отражения оборотов по кредиту счета 51 при полной журнально-ордерной форме  используется журнал-ордер № 2. Обороты по дебету этого счета записываются в ведомости № 2. Основание для заполнения являются проверенные и обработанные выписки банка.

Записи  в этих регистрах ведутся в  хронологическом порядке. Для каждой выписки отводится только одна строка. Поэтому, на конец месяца в учетных регистрах будет заполнено столько строк, сколько выписок из банка получило предприятие.

Остаток денежных средств отражается в ведомости  № 2.  Начальное сальдо переносится  из ведомости за прошлый месяц. По окончании месяца в журнале-ордере подсчитывают кредитовый оборот, а в ведомости – дебетовый. Затем в ведомости № 2 определяется конечное сальдо. Остаток денежных средств на расчетном счете по ведомости № 2 должен быть равен остатку по выписке банка на последний день отчетного месяца.

В конце  месяца обороты по ведомости и  Ж/о сверяются с другими учетными регистрами  и переносятся в  Главную книгу.

 

 




Информация о работе Учет денежных средств на счетах в банке