Учет денежных средств

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 13:33, реферат

Описание работы

Основными задачами выступают последовательные этапы исследования проблем учета денежных средств: выявление роли учета денежных средств на предприятии, порядка и правил ведения учета денежных средств; описание расчетных, валютных счетов, открытых в банке; подробное рассмотрение учета денежных средств, находящихся на специальных счетах, то есть сущность аккредитивов, чековых книжек, депозитных вкладов.

Содержание работы

1. Введение
2. 1. Учет денежных средств на предприятии
1.1 Коммерческие банки в современной рыночной экономике
1.2 Учет денежных средств на предприятии и его нормирование
3. 2. Учет денежных средств на специальных счетах в банках
2.1 Аккредитивы
2.2 Чеки и чековые книжки
4. Список литературы

Файлы: 1 файл

бу.docx

— 34.29 Кб (Скачать файл)

Министерство сельского  хозяйства Российской Федерации

ФГБОУ ВПО ЧГСХА

 

 

 

 

Реферат

 

 

По дисциплине: Бухгалтерский  учет

По теме: Учет денежных средств

 

 

 

 

 

Выполнила студентка 3 курса 

экономического факультета

Зайцева Дария Сергеевна

Проверила Казакова

 

 

 

 

Чебоксары 2013

 

Содержание

  1. Введение
  2. 1. Учет денежных средств на предприятии

1.1 Коммерческие банки в современной рыночной экономике

1.2 Учет денежных средств на предприятии и его нормирование

      3.  2. Учет денежных средств на специальных счетах в банках

          2.1 Аккредитивы

          2.2 Чеки и чековые книжки

      4.   Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Учет денежных средств представляет собой значительный интерес, как для разного рода организаций, так и для обывателей. Учет возник вместе с человеческой цивилизацией, первые его шаги имели огромные последствия для истории. На сегодняшний день каждый человек в своей повседневной жизни сталкивается с учетом времени, учетом возможностей, учетом денег, т.к. развитие бухгалтерского учета было вызвано потребностями жизни. Перед бухгалтерским учетом ставятся следующие задачи:

- формирование полной  и достоверной информации о  деятельности организации, ее  имущественном положении для  внутренних пользователей бухгалтерской  отчетности – руководители, учредителям,  участникам и собственникам имущества  организации, и для внешних  – инвесторам, кредиторам;

- обеспечение информацией,  необходимой внутренним и внешним  пользователям бухгалтерской отчетности  с целью контроля за соблюдением организацией законодательства Российской Федерации при осуществлении хозяйственных операций, за их целесообразностью; наличием и движением имущества и обязательств; использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами;

- своевременное  предупреждение выявления негативных  явлений в финансово- хозяйственной  деятельности организаций, выявление  и мобилизация внутрихозяйственных  резервов и прогнозирование результатов  работы организации на текущий  период и на перспективу;

Целью является исследование учета денежных средств, находящихся  на специальных счетах в банке. Каждая современная организация имеет  счета в банке: расчетные, валютные, специальные и т.д. Это связано с тем, что в процессе хозяйственной деятельности предприятия постоянно ведут расчеты с поставщиками за приобретенные у них основные средства, сырье, материалы и другие товарно-материальные ценности, за оказанные услуги; с покупателями за купленные ими товары, с кредитными учреждениями по ссудам и другим финансовым операциям; с бюджетом и налоговыми органами по платежам различного рода; с другими организациями и лицами по разным хозяйственным операциям.  Поэтому значимым для благополучия предприятий является своевременность денежных расчетов, тщательно поставленный учет кредитных и расчетных операций.

Основными задачами выступают последовательные этапы  исследования проблем учета денежных средств: выявление роли учета денежных средств на предприятии, порядка  и правил ведения учета денежных средств; описание расчетных, валютных счетов, открытых в банке; подробное  рассмотрение учета денежных средств, находящихся на специальных счетах, то есть сущность аккредитивов, чековых  книжек, депозитных вкладов.

1. УЧЕТ  ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ НА ПРЕДПРИЯТИ

1.1 Коммерческие  банки в современной рыночной  экономике

Банки составляют неотъемлемую часть современного денежного хозяйства, их деятельность тесно связана с  потребностями воспроизводства. Они  находятся в центре экономической  жизни, обслуживают интересы производителей, связывая денежным потоком промышленность и торговлю, сельское хозяйство и  население. Во всем мире банки имеют  значительную власть и влияние, они  распоряжаются огромным денежным капиталом, стекающимся к ним от предприятий  и фирм, от торговцев и фермеров, от государства и частных лиц. По существу, банковская система - это  сердце хозяйственного организма любой  страны.

В обиходе банки - это хранилища денег. Вместе с  тем данное и подобное ему житейское  толкование банка не только не раскрывает его сути, но и скрывает его подлинное назначение в народном хозяйстве. Еще более запутывает дело само терминологическое значение слова банк ("банко" - скамья, на которой совершались денежные и кредитные операции) а также такие современные выражения, как банк данных, банк растений, книжный банк, которые к банку, как таковому, не имеют никакого отношения.

Деятельность банковских учреждений так многообразна, что  их действительная сущность оказывается  неопределенной. В современном обществе банки занимаются самыми разнообразными видами операций. Они не только организуют денежный оборот и кредитные отношения; через них осуществляется финансирование народного хозяйства, страховые  операции, купля-продажа ценных бумаг, а в некоторых случаях посреднические сделки и управление имуществом. Кредитные  учреждения выступают в качестве консультантов, участвуют в обсуждении народнохозяйственных программ, ведут  статистику, имеют свои подсобные  предприятия.

Банки прочно вошли  в нашу жизнь. Они обеспечивают жизнедеятельность  экономики, оставаясь при этом не на виду у широких масс. Однако это  не повод забывать об их проблемах  и потребностях, которые нужно  решать и обеспечивать. Только таким  путем можно создать благоприятные  условия для развития и деятельности банковской системы - необходимого компонента для эффективной деятельности рыночных механизмов.

1.2 Учет  денежных средств на предприятии  и его нормирование

Денежные средства организации представляют собой  совокупность денег, находящихся в  кассе, на банковских расчетных, валютных и специальных счетах, в выставленных аккредитивах, чековых книжках, переводах  в пути и денежных документах. Денежные средства характеризуют начальную  и конечную стадии кругооборота хозяйственных  средств. Скоростью их движения во многом определяется эффективность всей предпринимательской деятельности организации. Объемом имеющихся у них денег, как важнейшего средства платежа по обязательствам, определяется её платежеспособность – одна из важнейших характеристик финансового положения. Абсолютно платежеспособными считаются организации, обладающие достаточным количеством денежных средств для расчетов по имеющимся у них текущим обязательствам. Кроме того, организации необходимы определенные запасы резервных денег для оплаты возможных непредвиденных обязательств, а также для осуществления неожиданных выгодных инвестиций. Но излишние запасы денежных средств приводят к замедлению их оборота, то есть к снижению эффективности их использования, а в условиях инфляции – к прямым потерям за счет их обесценивания. Поэтому искусство управления денежными потоками заключается не в том, чтобы накопить как можно больше денег, а в оптимизации их запасов, в стремлении к такому планированию денежных потоков, чтобы к каждому очередному платежу по обязательствам организации ей было обеспечено поступление денег от покупателей или дебиторов при сохранении необходимых резервов. Такой подход позволяет сохранять повседневную платежеспособность и извлекать дополнительную прибыль за счет инвестиций временно свободных денег. Всё это придает особое значение учету денежных средств как важнейшему инструменту управления денежными потоками, контроля сохранности, законности и эффективности использования денежных ресурсов, поддержания повседневной платежеспособности организации. В процессе хозяйственной деятельности организации постоянно ведут взаимные денежные расчеты. денежные расчеты производятся либо в виде безналичных платежей, либо наличными деньгами. Использование наличных денег при расчетах регламентируется положением о правилах организации наличного денежного обращения на территории РФ, утвержденных центральным банком РФ и др. Эти нормативные документы предусматривают: наличие специально оборудованного помещения кассы, оснащенного охранной организацией; ведение кассовой книги и других кассовых документов установленной формы; прием наличных денег организациями при осуществлении расчетов с населением производится с обязательным применением контрольно кассовых машин; хранение свободных денежных средств в учреждениях банков; расходование наличных денег, полученных из банка, строго на цели, указанные в чеке; хранение наличных денег в кассе в пределах лимитов, установленных обслуживающим банком после согласования с руководством организации. Исключение составляют денежные средства, взятые в банке для выплаты заработной платы, пособий по социальному страхованию и стипендий. Денежные средства, предназначенные на эти цели, могут храниться в кассе организации в течении трёх рабочих дней, включая день получения денег в банке. Каждая организация обязана обеспечить сохранность денег, как в помещении кассы, так и при доставке их из банка или при сдаче в банк. Администрация несет ответственность, если по её вине не были созданы соответствующие условия по сохранности и транспортировке денежных средств. Основными задачами учета денежных средств и расчетов являются: своевременное и правильное документирование операций по движению денежных средств и расчетов; контроль за сохранностью денежных средств и ценных бумаг в кассе предприятия; использование денежных средств по их целевому назначению, своевременность расчетов с поставщиками, покупателями, банками, органами социального страхования, рабочими и служащими; своевременная проверка расчетов с дебиторами и кредиторами для предупреждения просроченной задолженности.

Предпринимательская деятельность в современных условиях все больше зависит от экономической  информации. От её качества зависит  получение прибыли в результате принимаемых решений, в том числе  определения круга клиентов, поставщиков  и возможных партнеров. При этом большое значение придается полноте  и достоверности информации. Самым  распространенным источником такой  информации является бухгалтерская  отчетность. Для целей анализа, контроля налогообложения, а также для принятия управленческих решений необходимо периодически иметь сводные данные об имущественном положении организации и финансовых результатах ее деятельности собственников. Таким образом, объясняется необходимость составления бухгалтерской отчетности, которая нужна не столько для управления в организации, сколько для внешних пользователей. Внешние пользователи бухгалтерской отчетности имеют деловые отношения не с одной, а с несколькими организациями. Для того чтобы отчетная информация была сопоставима, она должна быть составлена по единым правилам и нормам. 

К документам первого  уровня, регулирующим бухгалтерский  учет косвенно, можно отнести Гражданский  Кодекс РФ, который является основным документом гражданского законодательства, регулирующим отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую  деятельность, или с их участием. Под предпринимательской деятельностью  в Гражданском Кодеке РФ понимается самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое  получение прибыли от пользования  имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке;

- второй уровень  – положения по бухгалтерскому  учету. Здесь обобщаются принципы, а также базовые правила, на  которых основывается бухгалтерский  учет, как в общем понимании,  так и применительно к определенным видам деятельности;

- третий уровень  – методологические указания  и рекомендации по ведению  бухгалтерского учета. Важнейшим  документом для этого уровня  нормативного регулирования учета  является План счетов бухгалтерского  учета и инструкция по его  применению. Данный документ содержит  список активных и пассивных  счетов, с помощью которых ведется  бухгалтерский учет материальных и финансовых средств предприятия. Посредством ведения учета с использованием плана счетов организация контролирует потоки доходов и расходов;

- четвертый уровень  занимают рабочие документы организации,  формирующие направленность ведения  бухгалтерского учета в методическом, техническом и организационном  аспектах.

Большую роль для  организации играет её учетная политика. Под учетной политикой организации  понимается принятая ей совокупность способов ведения бухгалтерского учета, включающая в себя первичное наблюдение, стоимостное измерение, текущую  группировку и итоговое обобщение  фактов хозяйственной деятельности. При формировании учетной политики организация имеет право выбрать  один из нескольких элементов из каждого  способа ведения бухгалтерского учета, допускаемых нормативными документами  о бухгалтерском учете в РФ. Учетная политика - это реальный инструмент управления организацией, так как на ее основе осуществляется финансовое и налоговое планирование деятельности организации любого вида, что позволяет существенно снижать  налоговое бремя, повышать гибкость, оперативность и эффективность  принимаемых управленческих решений.

2. УЧЕТ  ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ НА СПЕЦИАЛЬНЫХ  СЧЕТАХ В БАНКЕ     2.1 Аккредитивы

Исторически первичной  формой аккредитива были кредитные  письма, появившиеся в средние  века как простейшая форма перевода денег для дальнейшего получения  в другом месте. Понятие аккредитив употребляется в широком и  узком значении термина. В узком  смысле аккредитив представляет собой  поручение банка покупателя иногороднему банку поставщика произвести оплату счетов поставщика за товары, отгруженные  покупателю, на условиях, указанных  покупателем в заявлении на открытие аккредитива. Условием вступления обязательств в силу является предъявление бенефициаром надлежащих документов, указанных в условиях аккредитива и ранее определенных клиентом в заявлении на открытие аккредитива. В широком смысле аккредитив охватывает весь комплекс взаимоотношений сторон сделки: продавца и покупателя, либо сторон подрядчика и заказчика, а также перевозчиков, страховой компании и т.д. Использование аккредитивной формы расчетов открывает широкие возможности для финансирования одной из сторон основного договора, как путем использования коммерческого, так и банковского кредита. Коммерческий кредит покупателю может предоставляться с использованием аккредитивов с рассрочкой платежа.

Аккредитив может  быть открыт за счет средств покупателя или ссуды банка. Аккредитив открывается  для расчетов с одним конкретным поставщиком и ограничен сроком использования средств. При неполном использовании средств аккредитив закрывается перечислением средств  на расчетный счет или банку. Главными участниками работы аккредитивной  системы являются импортер и экспортер, грузоотправитель и рынок международных  краткосрочных капиталов, который  и предоставляют другие банки, крупные  корпорации, правительства и центральные  банки. В расчетах в основном применяются  два вида аккредитивов: документарные (товарные) аккредитивы, выплата с  которых обусловлена предоставлением  коммерческих документов; денежные (чистые) аккредитивы, выплата с которых  не обусловлена предоставлением  коммерческих документов. Товарный аккредитив представляет собой выдаваемый банком документ, в котором говорится  о готовности банка уплатить какому-либо лицу (продавцу/экспортеру) определенную сумму от имени покупателя (импортера) в том случае, если продавец выполнит определенные условия. Основные проблемы, возникающие при проведении сделок с помощью Товарного Аккредитива, связаны с тем, что продавец может  счесть условия слишком сложными или невыполнимыми, и либо он попытается их выполнить и потерпит неудачу, либо попросит покупателя внести поправки в условия Товарного Аккредитива. Поскольку товарные аккредитивы в большинстве случаев являются безотзывными, внести поправку в исходную формулировку Товарного Аккредитива можно только после соответствующих переговоров и соглашений между покупателем и продавцом. Стороны могут столкнуться с одной или несколькими проблемами: указанный в Товарном Аккредитиве график отгрузки не может быть выполнен; условия, касающиеся стоимости транспортировки, неприемлемы; цена за товар недостаточна, ввиду изменения обменного курса валют; количество заказанного товара не соответствует тому, которое предполагалось ранее; описание отгружаемого товара недостаточно или избыточно подробно; документы, перечисленные в Товарном Аккредитиве, трудно или невозможно получить.

Информация о работе Учет денежных средств