Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2014 в 23:23, дипломная работа
Сырьевые, материальные и топливно-энергетические ресурсы - это важнейшая составная часть национального богатства страны. Поэтому в комплексе мер по созданию системы бухгалтерского учета большое значение имеет формирование полной и достоверной учетной информации о наличии, движении и использовании производственных запасов на каждом предприятии, а также четкая организация внутрихозяйственного контроля за их сохранностью. Важное значение приобретает улучшение качественных показателей использования производственных запасов. Этого можно добиться путем экономии материалов и более эффективного их использования. Решения вышеизложенных задач можно достичь, применяя более прогрессивные конструкционные материалы, внедряя новые технологии, заменяя дорогостоящие материалы более дешевыми без снижения качества продукции, сокращая отходы и потери в производственном процессе, а также широко вовлекая в хозяйственный оборот вторичные ресурсы и попутные продукты.
ВВЕДЕНИЕ
1. ЗАПАСЫ ОРГАНИЗАЦИИ – ВАЖНЕЙШИЙ ФАКТОР РАЗВИТИЯ МАТЕРИАЛЬНОГО ПРОИЗВОДСТВА
1.1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ЗАПАСОВ,
ИХ РОЛЬ, ЗНАЧЕНИЕ И ЗАДАЧИ УЧЕТА.
1.2. КЛАССИФИКАЦИЯ И ОЦЕНКА ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ЗАПАСОВ.
1.3. ТЕХНИКО–ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЗАО «ЛЕВОБЕРЕЖНЫЙ ЗАВОД ЖЕЛЕЗОБЕТОННЫХ ИЗДЕЛИЙ».
2. ОРГАНИЗАЦИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА ЗАПАСОВ ОРГАНИЗАЦИИ ОШИБКА! ЗАКЛАДКА НЕ ОПРЕДЕЛЕНА.
2.1. УЧЕТ ПОСТУПЛЕНИЯ МАТЕРИАЛЬНЫХ ЦЕННОСТЕЙ
И РАСЧЕТОВ С ПОСТАВЩИКАМИ
Итого
2.2. УЧЕТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МАТЕРИАЛЬНЫХ ЦЕННОСТЕЙ В ПРОИЗВОДСТВЕННОМ ПРОЦЕССЕ
2.3. АВТОМАТИЗАЦИЯ УЧЕТА ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ЗАПАСОВ
3. АУДИТ ЗАПАСОВ ОРГАНИЗАЦИИ ОШИБКА! ЗАКЛАДКА НЕ ОПРЕДЕЛЕНА.
3.1. МЕТОДИКА АУДИТА ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ЗАПАСОВ
3.2. АНАЛИЗ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ЗАПАСОВ
НАИМЕНОВАНИЕ
ОТЧЕТНЫЙ ГОД
Итого
3.3. АНАЛИЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ЗАПАСОВ
МАТЕРИАЛОЕМКОСТЬ ТОВАРНОЙ ПРОДУКЦИИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА
Операции по доставке приобретенных материальных ресурсов, их погрузке и выгрузке включается в себестоимость заготовленных производственных запасов (дебет счетов 10 «Материалы», 12 «Малоценные и быстроизнашивающиеся предметы») с кредита счетов (23, 60, 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению», 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда», 71 «Расчеты с подотчетными лицами», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами») в зависимости от вида расходов (если учетной политикой не предусмотрено использование счета 15 «Заготовление и приобретение материалов»).
Уплачиваемый при приобретении материалов НДС отражается в учете по субсчету 19-3 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям», только если он выделен в расчетных документах отдельной позицией (дебет счета 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям», 71 «Расчеты с подотчетными лицами», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»). К расчетным документам относятся платежные требования, платежные требования-поручения, платежные поручения, реестры чеков и реестры на получение средств с аккредитива при переводе средств продавцом. Если в расчетных документах НДС не выделяется, то его выделение расчетным путем не производится. В этом случае предприятия принимают на учет материалы вместе с уплаченным НДС. Поэтому необходимо отслеживать такие документы и возвращать их для переоформления. В дальнейшем ежемесячно НДС подлежит зачету (дебет счета 68 «Расчеты с бюджетом», кредит субсчета 19-3 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям» и списанию (дебет счетов 08, 23, 25, 26, 28, 29, 31, 43, 47, 65, 80-3, 81-2, 84, 88, 96) в порядке предусмотренном Инструкцией № 39 ГНС России «О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость».
Суммы НДС по приобретенным производственным запасам (дебет счета 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям», кредит счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками») подлежит зачету (дебет счета 68 «Расчеты с бюджетом», кредит счета 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям») в том месяце, когда происходит оплата этих ценностей (дебет счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», кредит счета 51 «Расчетный счет»). Так, если материалы поступили в апреле и расчетный документ поставщика за данную поставку оплачен в апреле (мае), то и сумма уплаченного НДС будет зачтена в апреле (мае).
Материалы и малоценные предметы, приобретенные за наличный расчет на предприятиях оптовой и розничной торговли, приходуют (дебет счетов 10 «Материалы», 12 «Малоценные и быстроизнашивающиеся предметы», кредит счетов 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 71 «Расчеты с подотчетными лицами») вместе с НДС, уплаченном при их приобретении.
Учет заготовительных операций с использованием счета 15. Использовать или не использовать счет 15 «Заготовление и приобретение материалов» для учета заготовительных операций, определяет само предприятие при выборе учетной политики на предстоящий год. В зависимости от принятой учетной политики на организации учета заготовления материалов его можно вести либо с использованием счетов 15 «Заготовление и приобретение материалов» и 16 «Отклонение от стоимости материалов», либо без их использования (непосредственно на счете 10 «Материалы»). Если предприятие включило в свой рабочий план счетов счет 15 «Заготовление и приобретение материалов», то оно все расходы, связанные с заготовлением товарно-материальных ценностей, в течение месяца предварительно собирает на дебете этого счета с кредита разных счетов (23, 60, 68, 69, 70, 71, 76 и др.) в зависимости от характера расходов. В конце месяца на основании данных о фактически поступивших материальных ценностях суммы, учетные на счете 15 «Заготовление и приобретение материалов», перечисляют на счета производственных запасов (дебет счетов 10 «Материалы», 12, кредит счета 15 «Заготовление и приобретение материалов»). Целесообразно в этом случае к счету 15 «Заготовление и приобретение материалов» открыть субсчета 1 «Заготовление и приобретение материалов»; 2 «Заготовление и приобретение малоценной и быстроизнашивающейся продукции».
Остаток по счету 15 «Заготовление и приобретение материалов» на конец месяца характеризует стоимость производственных запасов, оставшихся в пути на конец месяца.
Предприятия применяющие в учете 16 «Отклонение в стоимости материалов», сальдо на конец отчетного периода (месяца, квартала, года) по этому счету при составлении баланса присоединяют без корреспонденции счетов к производственным запасам (счет 10 «Материалы»).
Если при поступлении от поставщика установлена их недостача, то необходимо определить ее фактическую себестоимость и отразить на счетах бухгалтерского учета (Таблица 2.1. на условном примере).
Сумма фактической недостачи складывается из стоимости недостающей части материальных ценностей по покупным ценам и части подлежащего возмещению тарифа по их доставке (железнодорожного, автомобильного и др.). Для исчисления общей суммы недостачи необходимо:
Когда груз поступил после оплаты расчетного документа поставщика, то следует сделать записи;
Дебет счета 10 40 825 тыс. руб.
Дебет субсчета 19-3 8 165 тыс. руб.
Дебет счета 63 6 210 тыс. руб.
Кредит счета 60 55 200 тыс. руб.
Если к моменту поступления груза предприятие не оплатило расчетный документ поставщика, то груз необходимо оприходовать по фактической поставке (без отражения на счете 63);
Дебет счета 10 40 825 тыс. руб.
Дебет субсчета 19-3 8 165 тыс. руб.
Кредит счета 60 48 990 тыс. руб.
Отражение в учете неотфактурованных поставок. Наиболее часто встречаются ошибки при отражении на счетах бухгалтерского учета операций по неотфактурованным поставкам и производственным запасам, находящимся в пути.
Неотфактурованной считается поставка материальных ценностей от поставщика до предъявления расчетного документа к его оплате. В этом случае их приходуют по покупным (или учетным) ценам (дебет счетов 10 «Материалы», 12 «Малоценные и быстроизнашивающиеся предметы», кредит счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками») без НДС. Суммы налогов по этим материалам будут учтены в том отчетном периоде, в котором поступят расчетные документы (дебет субсчета 19-3 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям», кредит счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»). При поступлении расчетного документа поставщика ранее сделанную запись стоимости материальных ценностей по покупным (учетным) ценам сторнируют и дают положительную запись на сумму счета, предъявленного к оплате.
Неотфактурованные поставки определяют в конце месяца на основе данных о фактическом поступлении материальных ценностей и расчетных документов, предъявленных для оплаты.
Таблица 2.1.
Порядок определения суммы недостач при поступлении
материальных ценностей от поставщиков
Показатели |
Стоимость материалов и тарифы, руб. |
НДС, (20%) |
Сумма счета, Руб. |
Оплаты: Стоимость материалов Железнодорожный тариф Подлежащий возмещению |
40 000
6 000 |
8 000
1 200 |
48 000
7 200 |
Итого |
46 000 |
9 200 |
55 200 |
Груза: Недостача материалов Приходящийся на недостачу Железнодорожный тариф |
4 500
675 |
900
135 |
5 400
810 |
Итого |
5 175 |
1 035 |
6 210 (д-т сч. 63) |
Подлежит оприходованию |
40 825 (д-т сч. 10) |
8 165 (д-т сч. 19) |
Поставщика незамедлительно извещают о такой поставке: ему высылают письмо с приложением акта о приемке материалов.
Бартер и его использование в расчетах с поставщиками. В связи с неплатежами многие предприятия строят свои взаимоотношения на бартерной основе. Порядок отражения расчетов с поставщиками за товары (работы, услуги) по бартеру можно видеть из таблицы 2.2.
Таблица 2.2
Бухгалтерские записи по расчетам с поставщиками
на бартерной основе
Операции |
Сумма (тыс. руб.) |
Корреспондирующий счет (субсчет) | |
Дебет |
Кредит | ||
Предъявлен для оплаты счет-фактура на сумму покупки на сумму НДС |
40 000 8 000 |
10, 12 19 |
60 60 |
Произведен зачет задолженности реализованным товарам (работам, услугам) в эквивалентном размере при методе начислений при кассовом методе (в субсчетах малого предприятия) |
48 000
48 000 |
60
60 |
62
46 |
В данном примере рассмотрен случай обмена равноценными товарами. При обмене неравноценными товарами (когда цена обмениваемого товара меньше, например, 36 тыс. руб. (дебет счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», кредит счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками») передающая сторона должна оплатить разницу в ценах 12 тыс. руб. (дебет счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», кредит счета 51 «Расчетный счет»).
Отражение в учете материальных ценностей в пути. Материальные ценности считаются находящимися в пути, если они оплачены (дебет счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», кредит счета 51 «Расчетный счет»), но до конца месяца не поступили (или находятся на ответственном хранении у поставщика). Бухгалтерия предприятия приходует их условно (дебет счета 10 «Материалы», 12, кредит счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками») в отчетном месяце. Так делают для того, чтобы отразить в балансе предприятия эти материальные ценности в составе производственных запасов. В следующем месяце указанные материальные ценности восстанавливают на счете 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» сторнировочной записью в той же корреспонденции; по мере поступления производственных запасов, числящихся в пути, они приходуются в фактически поступивших количествах.
Особенности расчетов с поставщиками в СКВ. Синтетический учет расчетов с поставщиками в СКВ ведется обычным порядком. Полученные предприятием от поставщика счета в СКВ акцептуются (дебет счетов 07, 08, 10, 12, 19, 20, 23, 26, 31, 41, 43, 81-2, 88, 89, кредит счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками») и оплачиваются с текущего валютного счета (дебет счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», кредит субсчета 52-2 «Валютные счета за рубежом»). В аналитическом разрезе учет по счету 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» отдельно по каждому поставщику ведут в валюте платежа (долларах США, немецких марках и т.д.) и ее рублевом эквиваленте по курсу Центрального банка России на дату возникновения обязательств. Если услуга была оказана 10-го числа на 480 дол. США (курс 6180 руб.), счет был выписан 15-м числом (курс 6220 руб.), а предъявлен к оплате 28-го числа (курс 6280 руб.), то необходимо отразить операцию по курсу 10-го числа месяца - по дате возникновения обязательств.
При оплате счета поставщиков операцию отражают по курсу на день платежа, который может отклоняться от курса на день возникновения долга. Указанная курсовая разница непосредственно относится на операционные доходы (кредит субсчета 80-2 «Прибыли и убытки») или расходы (дебет субсчета 80-2 «Прибыли и убытки») предприятия.
В конце отчетного периода все неоплаченные счета поставщиков в СКВ обязательно пересчитываются по курсу Центрального банка России на дату составления бухгалтерской отчетности.
Материалы со складов предприятия отпускаются в цеха для изготовления продукции и на различные хозяйственные нужды, а также на сторону для переработки или реализации как излишние и не нужные. Как и при поступлении, так и при выбытии материалов со склада на информационно-вычислительный центр передаются данные, где ежедневно составляется табуляграмма «Список выбывших материалов со склада» (Приложение 10). Под отпуском в производство понимается отпуск материалов для изготовления продукции, выполнения работ или оказания услуг. Отпуск материалов в кладовые цехов рассматривается как внутреннее перемещение материалов. При отсутствии кладовых цехов отпуск ценностей с центральных складов считается расходом на производство.
Расход материалов оформляется лимитно-заборными картами (Приложение 11), накладными-требованиями на отпуск (внутреннее перемещение) (Приложение 12) материалов, комплектовочными ведомостями, раскройными картами и др.
Для систематического отпуска в производство лимитируемых материалов, а также для текущего контроля за соблюдением установленных лимитов их отпуска на производственные нужды используется лимитно-заборная карта. Она является оправдательным документом для списания товарно-материальных ценностей со склада.