Учет экспортно-импортных операций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 14:49, контрольная работа

Описание работы

Для российских налогоплательщиков, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность, помимо норм налогового права, необходимо знать таможенное и валютное законодательство России и соответствующих стран, а также помнить о требованиях к сделкам и траншам. Знание, в частности, правил определения таможенной стоимости товаров, декларирования и таможенного контроля, выбор эффективного таможенного режима помогут оптимизировать выгоду от внешнеторговой сделки.

Файлы: 1 файл

Учет экспортно.doc

— 199.00 Кб (Скачать файл)

Учет  экспортно-импортных операций

Общая характеристика законодательных требований к внешнеторговой деятельности

Федеральным законом  от 08.12.2003 № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» внешнеэкономическая деятельность определена как деятельность по осуществлению сделок в области внешней торговли товарами (импорт и экспорт товаров), услугами, информацией и интеллектуальной собственностью.

Для российских налогоплательщиков, осуществляющих внешнеэкономическую  деятельность, помимо норм налогового права, необходимо знать таможенное и валютное законодательство России и соответствующих стран, а также  помнить о требованиях к сделкам  и траншам. Знание, в частности, правил определения таможенной стоимости товаров, декларирования и таможенного контроля, выбор эффективного таможенного режима помогут оптимизировать выгоду от внешнеторговой сделки.

Валютное законодательство вменяет, кроме прочего, в обязанность резиденту возврат в Россию денежных средств, причитающихся ему на основании внешнеэкономического контракта. Во-первых, резидент должен получить на банковские счета в уполномоченных банках иностранную или российскую валюту за переданные нерезидентам товары, информацию и результаты интеллектуальной деятельности, выполненные для нерезидента работы и оказанные ему услуги.

Во-вторых, резиденты  обязаны обеспечить возврат в  Российскую Федерацию денежных средств, уплаченных нерезидентам за не ввезенные  на российскую таможенную территорию товары, невыполненные работы, не оказанные услуги, не переданные информацию и результаты интеллектуальной деятельности.

Организация-резидент, которая нарушила требование о репатриации, может быть оштрафована. Штраф взимается в сумме от 3/4 до одного размера суммы денежных средств, не зачисленных на счета в уполномоченных банках и не возвращенных в Российскую Федерацию (п.п. 4 и 5 ст. 15.25 КоАП РФ). Поэтому позаботиться об исполнении этого обязательства следует уже на стадии заключения контракта, предусмотрев разумные сроки возврата средств.

В случае возникновения  конфликтной ситуации в пользу резидента  будут свидетельствовать произведенные  на стадии заключения контракта следующие  действия:  
- внесение в договор условия о способе обеспечения исполнения обязательств в зависимости от надежности и деловой репутации партнера. Речь идет о банковской гарантии, неустойке, поручительстве, залоге, задатке и т.д.;  
- применение форм расчетов, при которых исключается риск неисполнения контрагентом обязательств по договору (например, аккредитив, предварительная оплата);  
- указание в контракте процедуры разрешения возможных разногласий (сроки досудебных способов защиты нарушенных прав, какой судебный орган будет рассматривать возникший спор);  
- страхование коммерческих рисков.

Одним из обязательных реквизитов внешнеторгового контракта  является наименование базиса поставки. Это предусмотрено в Рекомендациях  по минимальным требованиям к  обязательным реквизитам и форме  внешнеторговых контрактов, утвержденных МВЭС России 29.02.1996 и доведенных Письмом ЦБ РФ от 15.07.1996 № 300.

Базис поставки – это условия внешнеторговой сделки, согласно которым разделяются  обязанности между продавцом  и покупателем по оформлению документов, распределению расходов, выполнению сроков поставки и т.п. Базис поставки напрямую не определяет момент перехода права собственности, но указывает на момент перехода риска случайной гибели.

Базисы поставки определены в Международных правилах толкования торговых терминов «Инкотермс». В настоящее время действует тринадцать базисов, объединенных в 4 группы – Е, F, C и D. Объем обязанностей продавца последовательно увеличивается от базисных условий группы Е и становится максимальным в группе D.

Благодаря указанию в импортных контрактах базиса поставки исключается различие в толковании наиболее часто встречающихся во внешней торговле понятий, распределяются риски утраты и гибели товара, обязанности сторон по транспортировке, страхованию и таможенной очистке груза. Поэтому формирование цены товара у экспортера, а также расходы импортера, связанные с приобретением товаров, напрямую зависят от базиса поставки по «Инкотермс», оговоренного сторонами при заключении контракта.

В зависимости  от базиса поставки может меняться порядок отражения операций по импорту/экспорту товаров в бухгалтерском и налоговом учете.

При подписании контракта устанавливается также  форма расчетов с контрагентом. К  выбору условий расчетов следует  подходить по-разному, в зависимости  от того, покупаете ли вы товар или продаете.

В международной  практике наиболее распространены такие  формы расчетов, как документарный  аккредитив, документарное инкассо  и банковский перевод. Практикуются также расчеты чеками.

Для экспортера наиболее выгодной формой расчетов является авансовый банковский перевод. Если покупатель отказывается платить аванс без получения каких-либо гарантий, можно применить банковский аккредитив либо инкассовую форму расчетов.

Импортеру лучше  использовать оплату банковским переводом  по факту получения товара. Если иностранный поставщик не соглашается на такие условия, применяется документарное инкассо. Аккредитивная форма для импортера невыгодна, но все же она предпочтительнее авансового банковского перевода.

Основные принципы совершения операций с аккредитивами в международной торговле изложены в Унифицированных правилах и обычаях для документарных аккредитивов, опубликованных Международной торговой палатой (публикация № 500); по инкассо – в Унифицированных правилах по инкассо (публикация Международной торговой палаты № 522). Порядок чекового обращения устанавливается ст.ст. 877-885 ГК РФ, так как к Женевской конвенции, устанавливающей Единообразный закон о чеках, Россия не присоединилась.

После заключения контракта с нерезидентом, в том  случае, если сумма контракта превышает 5 000 долларов США, российская организация представляет в уполномоченный банк паспорт сделки (п. 2.1 Положения Центрального банка РФ от 01.06.2004 № 258-П «О порядке представлении резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций»). Порядок его оформления установлен в Инструкции Банка России от 15.06.2004 № 117-И. Резидент обязан оформить паспорт сделки не позднее осуществления первой валютной операции по контракту либо иного исполнения обязательств по нему.

По каждой операции, связанной с исполнением внешнеторгового  договора, резидент должен отчитываться перед тем банком, в котором был оформлен паспорт сделки.

Порядок представления  сведений об операциях по внешнеэкономическим  контрактам регулируется Положением о  порядке представления резидентами  подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций по внешнеторговым контрактам, от 01.06.2004 № 258-П и Инструкцией № 117-И, утвержденными ЦБ РФ. Номер паспорта сделки указывается в грузовой таможенной декларации.

Импорт

Ввоз товаров  на таможенную территорию РФ без обязательства  об обратном вывозе признается импортом (п. 10 ст. 2 Федерального закона № 164-ФЗ). В Таможенном кодексе термин «импорт» не встречается. Вместо него используется оборот «выпуск для внутреннего потребления». Это таможенный режим, при котором ввезенные на таможенную территорию РФ товары остаются на этой территории без обязательства об их вывозе с этой территории (ст. 163 ТК РФ).

В соответствии с п. 1 ст. 69 ТК РФ прибытие товаров  на таможенную территорию РФ допускается  в пунктах пропуска через государственную  границу РФ. Перевозчик после пересечения таможенной границы обязан доставить ввезенные им товары в пункт пропуска, предъявить их таможенному органу и представить документы и сведения, предусмотренные ст.ст. 73-76 ТК РФ (в зависимости от вида транспорта, на котором осуществляется международная перевозка).

Таможенное оформление при ввозе товаров начинается с представления таможенному  органу предварительной таможенной декларации либо документов в соответствии со ст. 72 ТК РФ (в зависимости от того, какое действие производится ранее), а завершается помещением товаров под таможенный режим ввоза, исчислением и взиманием таможенных платежей.

Декларирование  товаров осуществляется декларантом  либо таможенным брокером (ст. 124 ТК РФ). Декларант – это лицо, которое  декларирует товары либо от имени которого декларируются товары (пп. 15 п. 1 ст. 11 ТК РФ), то есть в случае ввоза импортного товара из-за рубежа декларантом будет являться российский покупатель. Таможенный брокер (представитель) – это посредник, совершающий таможенные операции от имени и по поручению декларанта. Таможенным брокером может быть только российское юридическое лицо, включенное в Реестр таможенных брокеров (представителей) (п. 1 ст. 139 ТК РФ).

Таможенная декларация на ввозимые товары подается не позднее 15 дней со дня предъявления товаров таможенным органам в месте их прибытия либо со дня завершения внутреннего таможенного транзита, если декларирование производится не в месте прибытия товаров (ст. 129 ТК РФ). На иностранные товары до их прибытия на таможенную территорию РФ или до завершения внутреннего таможенного транзита может быть подана предварительная таможенная декларация (ст. 130 ТК РФ). Для этого в таможенный орган представляются заверенные декларантом копии транспортных (перевозочных) или коммерческих документов, сопровождающих товары. После прибытия товаров таможенный орган сопоставляет сведения, которые содержатся в указанных копиях, с теми сведениями, которые содержатся в оригиналах документов. Однако если товары не предъявлены в таможенный орган, принявший предварительную таможенную декларацию, в течение 15 дней со дня ее принятия, то декларация считается не поданной.

При декларировании товаров в таможенный орган представляются документы, подтверждающие сведения, заявленные в таможенной декларации (ст. 131 ТК РФ):  
- договоры международной купли-продажи или другие виды договоров, заключенных при совершении внешнеэкономической сделки;  
- имеющиеся в распоряжении декларанта коммерческие документы;  
- транспортные (перевозочные) документы;  
- разрешения, лицензии, сертификаты и (или) иные документы, подтверждающие соблюдение ограничений, установленных в соответствии с законодательством РФ;  
- документы, подтверждающие происхождение товаров (в случаях, предусмотренных ст. 37 ТК РФ);  
- платежные и расчетные документы;  
- документы, подтверждающие сведения о декларанте.

Таможенным кодексом предусмотрен ряд упрощенных процедур таможенного оформления, которыми могут  воспользоваться лица, осуществляющие ВЭД не менее трех лет, при выполнении следующих условий:  
- отсутствие вступивших в силу и неисполненных постановлений по делам об административных правонарушениях;  
- ведение системы учета коммерческой документации способом, позволяющим таможенным органам сопоставлять содержащуюся в ней информацию со сведениями, представленными таможенным органам при производстве таможенного оформления товаров.

Одним из условий  совершения таможенными органами действий, связанных с таможенным оформлением, является уплата таможенных платежей. В соответствии с п. 1 ст. 318 ТК РФ к таможенным платежам относятся:  
- ввозная таможенная пошлина;  
- НДС и акциз, взимаемые при ввозе товаров на таможенную территорию РФ;  
- таможенные сборы.

Базой для исчисления ввозных таможенных платежей, как  правило, является таможенная стоимость  товаров, которая определяется одним из шести методов, изложенных в ст. 12 Закона РФ от 21.05.1993 № 5003-1 «О таможенном тарифе». Правильность ее исчисления будет влиять на размер платежей.

Как правило, для  определения таможенной стоимости  товаров по импортному контракту требуется произвести пересчет иностранной валюты. В этом случае применяется курс иностранной валюты по отношению к рублю, устанавливаемый Банком России и действующий на день принятия таможенным органом таможенной декларации (ст. 326 ТК РФ). Ставки ввозных таможенных пошлин применяются дифференцированно в зависимости от страны происхождения товаров.  
Ставки таможенных сборов фиксированы и зависят от таможенной стоимости товара.  
Таможенный кодекс предусматривает уплату таможенных платежей, акцизов и НДС двумя способами: в кассу и на счет таможенного органа. Оплата производится в рублях (действие п. 2 ст. 331 ТК РФ в части уплаты таможенных пошлин, налогов в иностранной валюте приостановлено на период с 1 января по 31 декабря 2008 г. Федеральным законом от 24.07.2007 № 198-ФЗ).

Вносить платежи  нужно не позднее 15 дней со дня предъявления товаров в таможенный орган в  месте их прибытия в РФ или со дня завершения внутреннего таможенного  транзита, если декларирование товаров  производится не в месте их прибытия.

Чаще всего  на практике импортеры осуществляют авансовые платежи (ст. 330 ТК РФ). В  этом случае денежные средства вносятся на счет таможенного органа в счет предстоящих таможенных платежей и  не идентифицируются плательщиком в  качестве конкретных видов и сумм таможенных платежей в отношении конкретных товаров.

Эти денежные средства являются имуществом лица, внесшего авансовые  платежи, и не могут рассматриваться  в качестве таможенных платежей до тех пор, пока это лицо не сделает  распоряжение об этом таможенному органу. Подача таможенной декларации рассматривается в качестве такого распоряжения. Если таможенная декларация представлена таможенным брокером от имени предпринимателя, внесшего авансовые платежи, то она также будет рассматриваться в качестве распоряжения данного предпринимателя, и тогда авансовые платежи можно считать таможенными.

Бухгалтерский и налоговый учет таможенных платежей

Такие виды таможенных платежей, как пошлины и сборы, в состав налоговых платежей не включены, поскольку не поименованы в ст. 13 НК РФ, а их уплата регулируется Таможенным кодексом. На основании Плана счетов расчеты по данным платежам учитывают на счете 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», к которому при необходимости можно открыть субсчета второго и более высоких порядков.

Таможенные пошлины  и сборы, уплаченные организацией, в  бухгалтерском учете включаются в первоначальную стоимость приобретенных  по импортному контракту основных средств (п. 8 ПБУ 6/01), в себестоимость материалов и в учетную стоимость товаров (п. 6 ПБУ 5/01). В налоговом учете таможенные пошлины и сборы, так же как и в бухучете, формируют первоначальную стоимость основных средств (п. 1 ст. 257 НК РФ), включаются в стоимость материальных ценностей (п. 2 ст. 254 НК РФ), и только при приобретении товаров налогоплательщик может самостоятельно определить порядок учета либо в стоимости приобретенных товаров, либо в составе косвенных расходов (ст. 320 НК РФ).

В бухгалтерском  учете организации суммы таможенных пошлин и налогов по импорту будут  отражаться следующим образом:

Дебет 76 – Кредит 51 «Расчетные счета»  
- перечислены суммы таможенных пошлин, сборов

Дебет 08 «Вложения  во внеоборотные активы», 10 «Материалы», 41 «Товары» – Кредит 76  
- включена в стоимость приобретенных товаров (сырья, материалов, оборудования) сумма уплаченной таможенной пошлины, сборов.

Пример 6

Организация ввозит на территорию РФ партию импортного товара. Стоимость ввезенных товаров  эквивалентна 300 000 руб., НДС, уплаченный на таможне, – 54 000 руб. Сумма таможенной пошлины равна 10 000 руб., а таможенных сборов – 1 000 руб.

В бухгалтерском  учете организации будут сделаны  следующие проводки:

Дт

Кт

Сумма, руб.

Содержание  операции

76

51

11 000

Перечислены суммы  таможенных платежей и сборов

68

51

54 000

Перечислен НДС  при ввозе товаров

41

60

300 000

Принят к учету  ввезенный товар

41

76

11 000

Увеличена стоимость  ввезенных товаров на сумму таможенных платежей


НДС при импорте товаров

При ввозе товара на таможенную территорию Российской Федерации импортер обязан уплатить НДС таможенным органам по ставке 10 или 18% в зависимости от вида ввозимого товара. В зависимости от вида товара и от таможенного режима ввоза товары могут быть освобождены от обложения НДС полностью или частично (ст.ст. 150 и 151 НК РФ).

Уплаченный при  импорте товаров НДС принимается к вычету налогоплательщиком при выполнении следующих условий:  
- ввезенные товары приняты на учет;  
- имеются в наличии соответствующие первичные документы;  
- ввезенные товары будут использоваться для осуществления операций, признаваемых объектами обложения НДС;  
- НДС фактически уплачен таможенным органам.

В книге покупок  при ввозе товаров на территорию Российской Федерации регистрируются таможенная декларация на ввозимые товары и платежные документы, подтверждающие фактическую уплату таможенному органу НДС. Документы должны храниться в журнале учета полученных счетов-фактур.

В отношении  таможенных деклараций сделано допущение  о возможности хранения их копий, а не оригиналов в журнале учета  полученных счетов-фактур. При этом копии таможенных деклараций должны быть заверены руководителем и главным бухгалтером организации-импортера (индивидуальным предпринимателем). Для платежных документов такой возможности не предусмотрено, однако на практике обычно распечатывают дополнительный экземпляр платежного поручения, а в журнале учета полученных счетов-фактур и подшивке банковских документов хранятся оригиналы.

Если организация-импортер применяет УСН, сумму уплаченного  НДС она должна включить в стоимость  товара. При объекте налогообложения «доходы минус расходы» она имеет право включить данную сумму в расходы, уменьшающие налогооблагаемую базу (ст.ст. 346.16 и 346.17 НК РФ). Если такая организация ввезла не товары, а основное средство, то сумма НДС самостоятельно к расходам не принимается, а включается в стоимость основного средства.

Использование посреднических договоров при импорте

В некоторых  случаях при использовании услуг  посредников в процессе ведения  внешнеэкономической деятельности могут возникнуть проблемы с принятием  НДС к вычету. Это зависит от вида заключаемого с посредником договора.  
Так, если между субъектом внешнеэкономической деятельности и посредником заключен договор поручения, то посредник-поверенный выступает в отношениях с таможенными органами от имени доверителя. Соответственно все документы будут выписаны таможней на доверителя.

В случае, когда  между посредником и импортером заключен договор комиссии, комиссионер-посредник  выступает в отношениях с таможенными  органами от своего имени. Тогда все  документы, в том числе и таможенная декларация, будут выписаны на его имя, а не на импортера.

Даже если комиссионер  выставит комитенту счет-фактуру  с указанием суммы НДС, уплаченной таможенным органам, комитент не имеет  права отразить его в книге  покупок. Согласно п. 10 Правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по НДС, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.12.2000 № 914, в книге покупок требуется по импортным операциям отражать только таможенные декларации и платежные документы, подтверждающие факт уплаты налога таможенным органам.

В этом случае в  качестве приложения к отчету комиссионера должны наличествовать таможенная декларация или ее копия, заверенная в обычном  порядке, а также документы, подтверждающие уплату налога на таможне комиссионером. Именно эти документы и следует указывать импортеру в книге покупок (Письмо Минфина России от 23.03.2006 № 03-04-08/67).

Экспорт

Согласно ст. 2 Федерального закона от 08.12.2003 № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» экспорт товара – это вывоз товара с таможенной территории Российской Федерации без обязательства об обратном ввозе.

На основании  п. 2 ст. 166 Таможенного кодекса РФ при экспорте товаров производятся освобождение от уплаты, возврат или возмещение внутренних налогов в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах. Одним из условий экспорта является уплата вывозных пошлин, а также сборов за таможенное оформление (ст. 149 Таможенного кодекса РФ). Вывозными пошлинами облагается в основном сырье.

Для определения  размера пошлин нужно знать таможенную стоимость товара. Порядок определения  таможенной стоимости установлен Федеральным  законом от 21.05.1993 № 5003-1 «О таможенном тарифе» и Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 500. Рассчитанную величину экспортер заявляет в грузовой таможенной декларации (ГТД).

После определения  таможенной стоимости к ней надо применить соответствующую ставку (Приказ ГТК России от 06.08.2003 № 865 «О ставках вывозных таможенных пошлин»). Ставка определяется по коду товара, указанному в Постановлении Правительства РФ от 30.11.2001 № 830 «Таможенный тариф», и может быть адвалорной (в процентах от таможенной стоимости), специфической (выраженной в долларах США или евро за единицу товара) и комбинированной (как, например, по коду 4401 10 000 9 – 6,5%, но не менее 4 евро/куб. м).

Согласно ст. 329 Таможенного кодекса РФ экспортные таможенные пошлины должны быть перечислены  не позднее дня подачи ГТД. Чаще всего  на счет таможни переводят аванс (ст. 330 Таможенного кодекса РФ), а потом дают распоряжение о таможенных платежах. Распоряжением считается подача таможенной декларации или иные действия, свидетельствующие о намерении использовать перечисленные суммы на таможенные платежи. Таможня обязана представить экспортеру отчет о расходовании его денег не позднее 30 дней после обращения.

Пошлины можно  уплачивать как в рублях, так и  в валюте (ст. 331 Таможенного кодекса  РФ).  
Все товары, провозимые через таможенную границу нашей страны, подлежат специальному оформлению, после чего помещаются под определенный таможенный режим.

Согласно п. 1 ст. 60 Таможенного кодекса РФ при  экспорте оформление начинается с момента  подачи таможенной декларации (в отдельных  случаях – в момент устного заявления либо совершения иных соответствующих действий). Документ оформляют, следуя Инструкции о порядке заполнения грузовой таможенной декларации, утвержденной Приказом ГТК России от 21.08.2003 № 915.

За данную процедуру  взимаются таможенные сборы в размере, установленном Постановлением Правительства РФ от 28.12.2004 № 863 «О ставках таможенных сборов за таможенное оформление товаров». Их нужно уплатить не позднее подачи ГТД (п. 1 ст. 357.6 Таможенного кодекса РФ). Сборы, так же как и пошлины, можно уплачивать в рублях и в иностранной валюте (ст. 357.7 Таможенного кодекса РФ).

При осуществлении  экспортных операций бухгалтерский  учет операций по приобретению товаров, предназначенных для экспортной реализации, ведется аналогично учету  товаров, закупаемых для их продажи на внутреннем рынке. До момента перехода права собственности товар должен учитываться экспортером на счете 45 «Товары отгруженные». Для отражения в учете выручки от продажи экспортных товаров должен быть определен момент перехода права собственности на товар от продавца к покупателю.

Реализуемый товар  считается врученным покупателю с момента его фактического поступления  во владение покупателя или указанного им лица.

Для отражения  в бухгалтерском учете операции по продаже товара необходимо иметь документальное подтверждение перехода права собственности на этот товар к покупателю. Этим подтверждением выступают различные первичные документы: накладные, товаротранспортные накладные, акты приема-передачи и так далее.

Для обобщения  информации о доходах и расходах, связанных с обычными видами деятельности организации, а также для определения финансового результата по ним предназначен счет 90 «Продажи», субсчет 90-1 «Выручка». Выручка, полученная по экспортному контракту, должна быть пересчитана для целей бухгалтерского учета в рубли на дату перехода права собственности по курсу Банка России, действующему на эту дату.

Задолженность покупателя за отгруженный товар  должна быть пересчитана в рубли  по официальному курсу на каждую отчетную дату, а также на дату погашения задолженности.

Расчеты с таможенными  органами ведутся на счете 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».  
В зависимости от условий поставки, предусмотренных договором, у организации, экспортирующей товар, могут возникнуть расходы, связанные с движением товара, в рублях и иностранной валюте, как на территории Российской Федерации, так и за ее пределами. Такие расходы учитываются на счете 44 «Расходы на продажу». В состав коммерческих расходов при экспорте товаров или произведенной продукции включаются следующие затраты организации:  
- на подготовку товара к отгрузке;  
- транспортно-экспедиторские расходы;  
- на хранение товара в пути;  
- на страхование товара;  
- на оплату таможенных сборов.

Пример 7

Организация заключила  внешнеторговый контракт на условиях CFR по «Инкотермс-2000» (морской порт в Финляндии). Условиями поставки определено, что риск случайной гибели товаров переходит к покупателю в момент перехода товаров через поручни судна в порту отгрузки.

Контрактная стоимость  товара составляет 30 000 евро. Таможенная стоимость, применяемая для расчета таможенных платежей, – 32 000 евро.

Себестоимость реализуемых товаров составила  согласно данным бухгалтерского учета 800 000 руб., в том числе сумма  НДС, предъявленная поставщиком  товаров, – 144 000 руб. Расходы по доставке товаров до склада составили 13 800 руб. без учета суммы НДС.

Расходы экспортера по оплате услуг транспортной организации  – морского перевозчика, осуществившего доставку товаров от российского  продавца иностранному покупателю, – 63 000 руб.  
Чтобы упростить пример, предположим, что курс евро не менялся и составил 34,50 руб. за 1 евро.

Термин CFR «Стоимость и фрахт» означает, что продавец выполнил поставку, когда товар перешел  через поручни судна в порту  отгрузки.

Продавец обязан оплатить расходы и фрахт, необходимые для доставки товара в названный порт назначения, однако риск потери или повреждения товара, а также любые дополнительные расходы, возникающие после отгрузки товара, переходят с продавца на покупателя.  
По условиям термина CFR на продавца возлагается обязанность по таможенной очистке товара для экспорта.

Дт

Кт

Сумма, руб.

Содержание  операций

41

60

800 000

Принят к учету  товар, подлежащий продаже на экспорт

19

60

144 000

Отражен НДС, предъявленный  поставщиком товаров

60

51

13 800

Оплачены расходы  по доставке товаров на склад

На  дату оформления таможенной декларации

44

76

1 104

Начислен таможенный сбор в рублях (32 000 евро x 0,1% x 34,50 руб. за 1 евро)

44

76

552

Начислен таможенный сбор в валюте (32 000 евро x 0,05% x 34,50 руб. за 1 евро)

44

60

13 800

Включены в  состав расходов на продажу затраты  по доставке товаров на склад

60

51

63 000

Оплачены услуги морского перевозчика

На  дату перехода права собственности  на товар к иностранному покупателю

62

90-1

1 035 000

Начислена выручка  от продажи экспортных товаров (30 000 евро x 34,50 руб. за 1 евро)

90-2

41

800 000

Списана покупная стоимость проданных товаров

44

60

63 000

Отражены услуги морского перевозчика

90

44

78 456

Списаны расходы, связанные с продажей экспортных товаров

На  дату получения оплаты от иностранного покупателя

52

62

1 035 000

Зачислена выручка  от продажи экспортных товаров


НДС при экспорте товаров

В соответствии со ст. 143 Налогового кодекса Российской Федерации перемещение товаров (работ, услуг) через таможенную границу  Российской Федерации является объектом обложения НДС. Реализация товаров (работ, услуг) на экспорт, а также  работы (услуги), непосредственно связанные с производством и реализацией экспортируемых товаров, облагаются налогом на добавленную стоимость по нулевой ставке (п. 1 ст. 164 НК РФ).

«Входной» НДС  по товарам (и по сопутствующим услугам, например, транспортировке или хранению) может быть принят к вычету (п. 2 ст. 172 НК РФ). Для подтверждения нулевой ставки и возмещения «входного» НДС необходимо представить документы по факту экспорта товаров. Срок для подтверждения установлен в 180 календарных дней со дня помещения товара под таможенный режим экспорта. Перечень необходимых для этого документов приведен в ст. 165 НК РФ. В общем случае в пакет включаются:  
- контракт (копия контракта) налогоплательщика с иностранным лицом на поставку товара (припасов) за пределы таможенной территории Российской Федерации (пп. 1 п. 1 ст. 165 НК РФ);  
- выписка банка (копия выписки), подтверждающая фактическое поступление выручки от реализации указанного товара (припасов) иностранному лицу на счет налогоплательщика в российском банке (пп. 2 п. 1 ст. 165 НК РФ);  
- таможенная декларация (ее копия) с отметками российского таможенного органа, осуществившего выпуск товаров в режиме экспорта, и российского таможенного органа, в регионе деятельности которого находится пункт пропуска, через который товар был вывезен за пределы таможенной территории Российской Федерации (пограничный таможенный орган) (пп. 3 п. 1 ст. 165 НК РФ);  
- копии транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов с отметками пограничных таможенных органов, подтверждающих вывоз товаров за пределы территории Российской Федерации.

Если товар  реализуется на экспорт через  комиссионера, поверенного или агента, в налоговые органы представляются также следующие документы:  
- договор комиссии (поручения, агентский);  
- контракт комиссионера с иностранным лицом на поставку товаров за пределы таможенной территории РФ;  
- выписка банка, подтверждающая фактическое поступление выручки от реализации товара иностранному лицу на счет налогоплательщика или комиссионера (поверенного, агента) в российском банке;  
- таможенная декларация (ее копия) с отметками российского таможенного органа;  
- копии транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов с отметками пограничных таможенных органов, подтверждающих вывоз товаров за пределы территории Российской Федерации.

В ином случае экспорт  подтвердить не удастся и придется уплатить НДС со всей реализованной  партии товара.

При продаже  товаров за рубеж счет-фактура  составляется в общеустановленном  порядке. В нем указывают ставку НДС – 0%. Счет-фактуру следует выставить не позднее пяти календарных дней с даты отгрузки товаров и зарегистрировать в журнале учета выставленных счетов-фактур. Счет-фактура может быть выставлен в иностранной валюте (п. 7 ст. 169 НК РФ).

Счета-фактуры, полученные от поставщиков, регистрируются в журнале учета полученных счетов-фактур в момент их получения.

Дальнейший учет как выставленных покупателю, так  и полученных от поставщиков счетов-фактур, а, следовательно, и НДС зависит  от того, успеет ли налогоплательщик собрать  все необходимые документы в установленный законодательством срок. Если документы собраны вовремя, то:  
- выставленный покупателю счет-фактуру следует зарегистрировать в книге продаж в том налоговом периоде, на который приходится день сбора подтверждающих экспорт документов;  
- полученные от поставщиков счета-фактуры регистрируются в книге покупок в последний день месяца того налогового периода, в котором будет собран полный пакет документов.

Пример 8

Организация приобрела 11.02.2008 партию оборудования для продажи на экспорт. Стоимость оборудования – 1 180 000 руб., в том числе НДС – 180 000 руб. Оборудование было реализовано иностранному покупателю 19.02.2008 за 60 000 долл. Курс ЦБ РФ на дату отгрузки составил 25 руб./долл. Документы для подтверждения экспорта собраны в июне 2008 г.

В бухгалтерском  учете будут сделаны следующие  записи:

Дт

Кт

Сумма, руб.

Содержание  операций

На 11 февраля 2008 г.

41

60

1 000 000

Приобретено оборудование для экспорта

19

60

180 000

Отражен НДС  со стоимости оборудования

На 19 февраля 2008 г.

62

90-1

1 500 000

Отгружен товар  на экспорт (60 000 долл. x 25)

90-2

41

1 000 000

Списана покупная стоимость проданных товаров

На 30 июня 2008 г.

68

19

180 000

Принят к вычету НДС по подтвержденному экспорту


Если налогоплательщик не успевает собрать все необходимые документы в установленный законодательством срок, то:  
- ранее выставленный счет-фактура не может быть зарегистрирован в книге продаж, поэтому на 181-й календарный день после отгрузки выставляется новый счет-фактура, с учетом ставки НДС, в зависимости от вида товара, 10 или 18%;  
- данный счет-фактура регистрируется в журнале учета выставленных счетов-фактур и в книге продаж на дату фактической отгрузки;  
- полученные от поставщиков счета-фактуры регистрируются в книге покупок на дату отгрузки товара.

Счет-фактуру  в данной ситуации можно выставлять в рублях, так как сумма НДС  рассчитывается на день отгрузки товара (абз. 2 п. 9 ст. 167 НК РФ).

Налогоплательщику придется уплатить в бюджет не только начисленный НДС, но и пени. Порядок отражения НДС в бухгалтерском учете в данной ситуации предложен Минфином в Письме от 27.05.2003 № 16-00-14/177.

Пример 9

Используем данные примера 8 с условием, что факт экспорта в положенный срок не подтвержден.  
В данной ситуации в бухгалтерском учете февральские записи остаются прежними, а по истечении 180 дней необходимо будет сделать следующие записи:

Дт

Кт

Сумма, руб.

Содержание  операций

На 18 августа 2008 г.

68/НДС к возмещению

68/НДС к начислению

270 000

Начислен НДС  на сумму неподтвержденной экспортной операции

68 /НДС

19

180 000

Принят к вычету НДС по неподтвержденному экспорту

91-2

68 /НДС к возмещению

270 000

Отнесен к расходам НДС на сумму неподтвержденной экспортной операции

На 19 октября 2008 г.

68/НДС к начислению

51

90 000

Перечислен в бюджет НДС по неподтвержденному экспорту


Первоначальный  счет-фактуру с «нулевой» ставкой  НДС аннулировать не нужно. Если в  дальнейшем документы будут собраны  и факт экспорта подтвержден, то экспортер  может использовать его для регистрации  в книге продаж. Счет-фактура с реализацией, облагаемой по ставке 10 или 18%, регистрируется в этом случае в книге покупок.

Подать документы  на подтверждение экспорта возможно до истечения трех лет после налогового периода, в котором был уплачен  НДС.

После принятия налоговой инспекцией решения о подтверждении права на применение «нулевой» ставки НДС и возмещении налога перечисленный налог может быть зачтен в счет недоимки, пени, штрафов и (или) текущих платежей (п. 4 ст. 176 НК РФ) или перечислен на расчетный счет организации органом Федерального казначейства.

НДС на суммы  предварительной оплаты, полученные в счет предстоящего экспорта товаров, начислять не надо (п. 9 ст. 154 НК РФ).  
Согласно п. 3 ст. 153 НК РФ выручка от реализации товаров, вывезенных в режиме экспорта, полученная в иностранной валюте, пересчитывается в рубли по курсу ЦБ РФ на дату оплаты отгруженных товаров. Данное положение имеет отношение только к НДС и касается операций, предусмотренных пп. 1-3 и 8-9 п. 1 ст. 164. Общее правило определения налоговой базы, отраженное в первом предложении п. 3 ст. 153, предписывает осуществление пересчета на дату определения налоговой базы.

В случае если налогоплательщик не подтвердил право на применение ставки 0%, для определения налоговой  базы следует поступить следующим образом:  
- если имеется предоплата, ее следует пересчитать по курсу на дату оплаты;  
- при отсутствии предоплаты пересчет производится на дату отгрузки.

Статьей 149 НК РФ установлен перечень товаров (работ, услуг), операции по реализации которых не подлежат обложению НДС на территории Российской Федерации. Единственное, что требуется от налогоплательщика в этом случае – отразить соответствующие операции в декларации по НДС.

Согласно пп. 1 п. 2 ст. 170 НК РФ суммы НДС, уплаченные при покупке товаров (работ, услуг), используемых для осуществления необлагаемых операций, учитываются в их стоимости. В связи с этим, например, суммы НДС, уплаченные организацией в отношении услуг по таможенному оформлению, складских и подобных услуг, используемых при осуществлении операций по реализации на экспорт товаров (работ, услуг), освобожденных от обложения НДС, учитываются в их стоимости (Письмо Минфина России от 08.02.2005 № 03-04-08/18).

При этом ст. 149 НК РФ устанавливает два перечня  товаров (работ, услуг), реализация которых освобождена от обложения НДС:  
- операции, по которым налогоплательщик не имеет права отказаться от освобождения от НДС (п. 2 ст. 149 НК РФ);  
- операции, по которым налогоплательщик имеет такое право (п. 3 ст. 149 НК РФ).

НДС при импортно-экспортных операциях с Республикой Беларусь

Порядок налогообложения  НДС при ввозе белорусских  товаров в Россию (импорте товаров) и при вывозе российских товаров  в Республику Беларусь (экспорте товаров) регулируется Соглашением между  Правительством РФ и Правительством Республики Беларусь от 15.09.2004 о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг, которое вступило в силу с 1 января 2007 г.

Соглашение распространяется только на товары:  
а) полностью произведенные на территории РФ или Белоруссии;  
б) подвергшиеся на территории РФ или Белоруссии обработке.

В соответствии с Соглашением:  
- при импорте в Россию белорусских товаров НДС уплачивается в РФ (за некоторыми исключениями, предусмотренными ст. 3 Соглашения); пунктом 1 разд. I Положения установлено, что взимание косвенных налогов по товарам, ввозимым на территорию государства одной стороны с территории государства другой стороны, осуществляется налоговыми органами по месту постановки на учет налогоплательщиков, включая плательщиков налогов, сборов и пошлин, применяющих специальные режимы налогообложения; 
- при экспорте российских товаров в Республику Беларусь НДС исчисляется как при обычном экспорте по ставке 0% при условии документального подтверждения указанной операции (ст. 2 Соглашения).

Таким образом, хотя установленный порядок налогообложения  и схож с общепринятым, ввиду отсутствия таможенного контроля и таможенного  оформления в отношении белорусских  и российских товаров при их перемещении  через таможенную границу России и Белоруссии он имеет свои особенности.

При ввозе товаров  из Республики Беларусь в Россию НДС  обязаны уплачивать российские импортеры, т.е. лица, которые осуществляют операции по ввозу товаров на территорию РФ. При этом импортер обязан не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем принятия к учету ввезенных товаров, представить в налоговые органы соответствующие налоговые декларации и документы, перечисленные в п. 6 Положения. До этой же даты необходимо уплатить НДС (п.п. 5, 6 Положения).  
Импортерам белорусских товаров необходимо обратить внимание на следующие особенности документального оформления операций по ввозу товаров.

1. При ввозе  на территорию РФ белорусских  товаров и товаров, происходящих  из России, НДС уплачивается налоговым органам (а не таможенным) (п. 1 разд. I Положения, Письмо ФТС России № 01-06/45416, ФНС России № ШТ-6-03/1244@ от 22.12.2006).

2. При ввозе  из Белоруссии в Россию товаров,  страной происхождения которых  Белоруссия не является, НДС уплачивается  таможенным органам в общеустановленном порядке, так как под термином «товары» в Соглашении понимаются только товары, происходящие из территории Белоруссии и России (Закон № 181-ФЗ).  
Для подтверждения страны происхождения товара в конкретном государстве - участнике Соглашения о создании зоны свободной торговли необходимо представление таможенным органам страны ввоза сертификата о происхождении товара формы № СТ-1 или декларации о происхождении товара.  
В соответствии с п. 15 Правил оригинал сертификата происхождения товара представляется вместе с грузовой таможенной декларацией и другими документами, необходимыми для осуществления таможенного оформления.  
Пунктом 19 Правил установлено, что товар не считается происходящим из данной страны до тех пор, пока не будут представлены документы и (или) сведения, подтверждающие его происхождение.  
Таким образом, сертификат о происхождении товара формы № СТ-1 служит основой для определения страны происхождения товара.

3. Ввоз товаров  из Белоруссии облагается по  ставке 10 или 18% в зависимости от вида ввозимого товара (п. 4 разд. I Положения). Чтобы определить ставку НДС, по которой облагается ввозимый из Белоруссии товар, необходимо:  
а) найти код ТН ВЭД (Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности) ввозимого товара в Таможенном тарифе РФ (утв. Постановлением Правительства РФ от 27.11.2006 № 718);  
б) сопоставить этот код с кодами товаров, включенных в соответствующий перечень товаров, облагаемых при их ввозе на таможенную территорию РФ по ставке НДС в размере 10%. Эти перечни устанавливает Правительство РФ;  
в) при наличии кода ввозимого вами товара в соответствующем перечне надо применять ставку 10%;  
г) при отсутствии кода ввозимого вами товара в соответствующем перечне надо применять ставку 18%.

В настоящее  время действуют следующие перечни:  
- Перечень кодов видов продовольственных товаров в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Российской Федерации, облагаемых налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке 10 процентов при ввозе на таможенную территорию Российской Федерации (утв. Постановлением Правительства РФ от 31.12.2004 № 908);  
- Перечень кодов видов товаров для детей в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Российской Федерации, облагаемых налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке 10 процентов при ввозе на таможенную территорию Российской Федерации (утв. Постановлением Правительства РФ от 31.12.2004 № 908);  
- Перечень видов периодических печатных изданий и книжной продукции, связанной с образованием, наукой и культурой, облагаемых при их реализации налогом на добавленную стоимость по ставке 10 процентов (утв. Постановлением Правительства РФ от 23.01.2003 № 41).

4. Существует  перечень товаров, ввоз которых  из Белоруссии не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) (п. 7 разд. I Положения). В частности, к таким товарам относятся медицинские товары, художественные ценности, все виды печатных изданий, оборудование и комплектующие, ввозимые в качестве вклада в уставный капитал и т.д.

5. Налог уплачивается  в месяце, следующем за месяцем,  в котором ввезенные товары  были приняты на учет (п. 5 разд. I Положения), до 20 числа. Налоговая  база по НДС определяется на  дату принятия на учет товаров.

6. При ввозе  товаров из Белоруссии в налоговую инспекцию одновременно представляется отдельная налоговая декларация и пакет соответствующих документов (п. 6 разд. I Положения). Форма и порядок заполнения декларации (налоговой декларации по косвенным налогам (налогу на добавленную стоимость и акцизам) при ввозе товаров на территорию Российской Федерации с территории Республики Беларусь утверждены Приказом Минфина России от 27.11.2006 № 153н.  
Вместе с декларацией представляется заявление о ввозе товара и уплате косвенных налогов. Форма Заявления и порядок его заполнения приведены в Приложении 1 к Порядку заполнения налоговой декларации по импорту из Белоруссии, утвержденному Приказом Минфина России от 27.11.2006 № 153н.

Кроме указанных  выше представляются следующие документы (п. 6 разд. I Положения):  
1) выписка банка (ее копия), подтверждающая фактическую уплату налога по ввезенным товарам;  
2) договор (его копия), на основании которого товар был ввезен;  
3) транспортные документы, подтверждающие перемещение товара с территории Республики Беларусь;  
4) товаросопроводительный документ белорусского налогоплательщика.

7. НДС, уплаченный  при ввозе товаров из Белоруссии, налогоплательщик вправе принять  к вычету в порядке, установленном  НК РФ (п. 8 разд. I Положения). (Это  положение касается только лиц, являющихся плательщиками НДС. Лицам, не являющимся плательщиками данного налога, следует учесть «ввозной» НДС в стоимости товара по правилам, которые установлены в п. 2 ст. 170 НК РФ.)

Экспортерам товаров  в республику Беларусь необходимо обратить внимание на следующие основные моменты.  
Экспорт товаров в Республику Беларусь облагается НДС по ставке 0% при условии документального подтверждения этой операции (ст. 2 Соглашения).

Ставка НДС 0% при экспорте товаров в Белоруссию применяется при одновременном соблюдении следующих условий:  
- экспортируемые товары происходят из территории РФ, т.е. произведены в России (Закон № 181-ФЗ);  
- экспортируемые товары облагаются НДС при их ввозе на территорию Белоруссии в соответствии с белорусским законодательством (Закон № 181-ФЗ, ст. 2 Соглашения). Товары, освобождаемые от налогообложения НДС при ввозе на таможенную территорию Республики Беларусь, перечислены в ст. 4 Закона Республики Беларусь от 19.12.1991 № 1319-XII «О налоге на добавленную стоимость». Кроме того, сведения об уплате или освобождении от уплаты НДС при ввозе товара в Белоруссию содержатся в Заявлении о ввозе товаров и уплате косвенных налогов, один экземпляр которого предоставляется российскому продавцу белорусским покупателем.

Если же российский товар при ввозе в Белоруссию в соответствии с белорусским законодательством не облагается НДС, то применять ставку 0% продавец не вправе (абз. 1 ст. 2 Соглашения).

В этом случае реализация российского товара облагается в  зависимости от вида товара по ставке 10% или 18% либо освобождается от обложения НДС в соответствии со ст. 149 НК РФ.

Подтвердить нулевую  ставку продавец должен в течение 90 календарных дней с даты отгрузки (передачи) товаров (п. 3 разд. II Положения, Письмо Минфина России от 19.10.2007 № 03-07-15/164). В числе подтверждающих документов нужно представить (п. 2 разд. II Положения):  
- договор (его копию) на поставку товара в Белоруссию;  
- выписку банка (ее копию) о поступлении выручки от покупателя;  
- третий экземпляр заявления о ввозе товара с отметкой белорусского налогового органа, подтверждающей уплату косвенных налогов в полном объеме (о наличии освобождения от налогообложения при ввозе);  
- копии транспортных, товаросопроводительных документов о перевозке экспортируемого товара.

Для подтверждения обоснованности применения нулевой ставки налоговые органы могут потребовать представить также иные документы, не поименованные в разд. II Положения.

Согласно положениям гл. 26.2 НК РФ организации, перешедшие на УСН, не являются плательщиками НДС (п. 2 ст. 346.11 НК РФ). Поэтому при отгрузке товаров (выполнении работ, оказании услуг) они не выставляют счета-фактуры своим покупателям и заказчикам. Однако при экспорте товаров в Республику Беларусь применяются нормы Положения о взимании косвенных налогов, а не Налогового кодекса. Пунктом 6 разд. 1 Положения установлено, что белорусские покупатели обязаны представлять в налоговые органы по месту своего учета счета-фактуры российских продавцов. Следовательно, российские экспортеры, в том числе и использующие УСН, обязаны эти счета-фактуры выставлять. В счете-фактуре такие организации не указывают ни ставку, ни сумму НДС, а делают пометку «Без НДС». Следовательно, обязанности по подтверждению обоснованности применения нулевой ставки по НДС у таких налогоплательщиков не возникает.

При экспорте товаров  в Республику Беларусь на счете-фактуре, выписанном белорусскому покупателю, необходимо проставить отметку налогового органа в порядке, который утвержден  Приказом Минфина России от 20.01.2005 № 3н.  
Чтобы проставить отметку на счете-фактуре, в налоговую инспекцию по месту учета следует представить (п. 2 Порядка проставления отметок):  
1) заявление о проставлении отметки на счете-фактуре, составленное в произвольной форме;  
2) счет-фактуру, заполненный в установленном порядке.  
После получения счета-фактуры с отметкой налогового органа необходимо передать его белорусскому покупателю.

Если в установленный  срок экспорт не подтвержден, придется заплатить НДС по одной из общих  ставок – 10 или 18%. Налог нужно исчислить и уплатить по итогам того налогового периода, в котором произошла отгрузка (абз. 2 п. 3 разд. II Положения).

Право подтвердить  факт экспорта и вернуть уплаченный НДС после того, как истек 90-дневный  срок, сохраняется у экспортера в  течение трех лет со дня возникновения обязанности по уплате налога.

Раздельный  учет НДС

Согласно п. 1 ст. 153 НК РФ при применении налогоплательщиками  различных налоговых ставок налоговая  база определяется отдельно по каждому  виду товаров (работ, услуг), облагаемых по разным ставкам. Поэтому, если организация ведет торговую деятельность на внутреннем рынке и поставляет товар на экспорт, следует вести раздельный учет НДС по затратам, приходящимся на эти два вида деятельности. Порядок ведения раздельного учета в НК РФ не установлен, поэтому налогоплательщик может определить его самостоятельно, отразив в приказе об учетной политике. Критериями для распределения сумм налога на добавленную стоимость по приобретенным товарам (работам, услугам), предъявляемым к вычету в порядке, который предусмотрен для товаров, реализуемых на внутреннем рынке и на экспорт, могут являться стоимость реализуемых товаров, фактические расходы или иные показатели, выбранные налогоплательщиком с учетом особенностей его деятельности. Когда налогоплательщик осуществляет деятельность на территории Российской Федерации и реализует товары (работы, услуги) как на территории Российской Федерации, так и на экспорт, при приобретении товаров (работ, услуг) он может не знать, будут ли в дальнейшем товар или произведенная готовая продукция реализованы на территории Российской Федерации или на экспорт. Если НДС по приобретенным товарам (работам, услугам) принят к вычету в общеустановленном порядке, а в дальнейшем налогоплательщик заключает договор реализации части товаров (готовой продукции) на экспорт, возникает вопрос, в какой момент следует восстановить ранее принятый к вычету НДС: в момент реализации продукции на экспорт или в момент подписания договора.

На практике налоговые органы часто требуют  восстановления НДС в момент подписания договора. Тем не менее, ряд писем ФНС России и Минфина России содержат противоположное мнение. Так, в Письме ФНС России от 09.08.2006 № ШТ-6-03/786@ указано, что, если НДС по приобретенным товарам (работам, услугам) ранее правомерно был включен в налоговые вычеты, сумма налога должна быть восстановлена к уплате в бюджет в момент отгрузки товара на экспорт.

Аналогичное мнение высказано и в Письме Минфина  России от 11.11.2004 № 03-04-08/117: восстановление таких сумм налога должно производиться не позднее того налогового периода, в котором производится оформление региональными таможенными органами грузовых таможенных деклараций на вывоз товаров в режиме экспорта. Рассмотрим порядок восстановления в бюджет принятого к вычету НДС при последующей реализации части приобретенных товаров на экспорт.

Пример 10

Организация приобрела  в ноябре для последующей продажи  товары по цене 177 000 руб., в том числе  НДС – 27 000 руб. Транспортные расходы  составили 23 600 руб., в том числе  НДС – 3 600 руб. Оплата произведена в ноябре в полном объеме.  
Кроме того, в ноябре организация понесла расходы на содержание офиса, телефонные переговоры и т.д. в сумме 17 700 руб., в том числе НДС – 2 700 руб.  
В декабре приобретенный товар был реализован: 70% – на внутреннем рынке, 30% – на экспорт.

В учете организации  эти операции были оформлены следующими проводками:

Дт

Кт

Сумма, руб.

Содержание  операций

В ноябре 2008 г.

60

51

177 000

Оплачен товар  поставщику

41

60

150 000

Товары оприходованы на склад

19

60

27 000

Отражен НДС по приобретенным товарам

44

60

20 000

Учтены транспортные расходы

19

60

3 600

Отражен НДС  со стоимости транспортных расходов

44

60

15 000

Начислены общехозяйственные  расходы

19

60

2 700

Отражен НДС, приходящийся на общехозяйственные расходы

68

19

33 300

Принят к вычету предъявленный НДС

В декабре 2008 г.

19

68

9 990

Восстановлен  в бюджет НДС в части пропорции, относящейся к товарам, реализованным  на экспорт ((27 000 + 3 600 + 2 700)х30%)

На  дату подтверждения экспортной операции

68

19

9 990

Принят к вычету ранее восстановленный НДС, приходящийся на подтвержденный экспорт


Услуги  по перевозкам импортных и экспортных грузов

В современной  внешней торговле перевозка грузов может осуществляться авто- и железнодорожным  транспортом, реже – морским (речным) или авиатранспортом.  
Подтверждающим документом служит соответствующая (авто-, авиа, железнодорожная, морская) накладная. Указанные документы, построчно переведенные на русский язык, являются основанием для отнесения затрат на перевозку грузов к расходам в целях налогообложения прибыли.

Перевозку груза  может осуществлять как иностранная  компания, так и российский перевозчик.

В отношении  иностранного перевозчика у российской организации могут возникнуть обязанности  налогового агента по налогу на прибыль, т.к. согласно пп. 8 п. 1 ст. 309 НК РФ доходы от международных перевозок, полученные иностранной организацией и не связанные с осуществлением предпринимательской деятельности через постоянное представительство, подлежат обложению налогом у источника выплаты. При этом под международными перевозками понимаются любые перевозки морским, речным или воздушным судном, автотранспортным средством или железнодорожным транспортом, за исключением случаев, когда перевозка осуществляется исключительно между пунктами, находящимися за пределами РФ.

Налогообложение доходов иностранных организаций, полученных в связи с осуществлением ими международных перевозок, производится у источника выплаты по ставке 10% (п. 1 ст. 310, пп. 2 п. 2 ст. 284 НК РФ), если иное не предусмотрено международным договором, заключенным между Россией и страной постоянного местопребывания перевозчика. Положения международного договора имеют приоритет перед положениями внутреннего законодательства РФ (ст. 7 НК РФ). В этом случае иностранная фирма должна подтвердить свое местоположение, предоставив документы в соответствии с требованиями международного договора и п. 1 ст. 312 НК РФ.  
Поскольку в соответствии со ст. 148 НК РФ услуги, оказанные иностранными перевозчиками, признаются услугами, оказанными за пределами РФ, объекта обложения НДС не возникает.

При оказании услуг  российскими перевозчиками организации, ведущей внешнеэкономическую деятельность, необходимо иметь в виду следующее. Как установлено пп. 2 п. 1 ст. 164, услуги по перевозке вывозимых за пределы территории РФ или ввозимых на территорию РФ товаров (за исключением перевозок железнодорожным транспортом) облагаются НДС по ставке 0%. Услуги по перевозке на железнодорожном транспорте облагаются НДС по ставке 0% на основании п. 8 ст. 164.  
Соответственно компания-перевозчик, выполняя услуги по международным перевозкам, должна выставлять счета-фактуры с указанием ставки 0%.



Информация о работе Учет экспортно-импортных операций