Учет кредитов банков, заемных средств и затрат на их обслуживание

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2013 в 20:58, курсовая работа

Описание работы

Основные задачи бухгалтерского учета:
- формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и её имущественном положении, необходимой внутренним пользователям бухгалтерской отчетности – руководителям, учредителям, участникам и собственникам имущества организации, а также внешним пользователям бухгалтерской отчетности – инвесторам, кредиторам и др.;
- обеспечение информацией, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчетности для контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации при осуществлении организацией хозяйственных операций и их целесообразностью, наличием и движением имущества и обязательств, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами;
- предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности организации и выявления внутрихозяйственных резервов обеспечения её финансовой устойчивости.

Содержание работы

Введение
1. Кредитный договор, кредит банка и его учет
1.1 Понятие, виды и формы кредита
2. Учет кредитов банка
2.1 Учет дисконта векселей в банках
2.2 Учет кредитов банка для персонала
2.3 Особенности учета ипотечных кредитов
2.4 Особенности учета налоговых кредитов
2.5 Учет процентов по кредитам (займам)
3. Учет займов
3.1 Особенности учета облигационных займов
3.2 Особенности учета выданных финансовых векселей
4. Учет средств целевого финансирования и поступлений
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 125.00 Кб (Скачать файл)

Для учета операций по получению и погашению кредитов используются пассивные счета 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам» и 67 « Расчеты по долгосрочным счетам и займам». Полученные ссуды отражают по кредиту этих счетов в корреспонденции со счетами по учету денежных средств и расчетов, а погашение ссуд – по дебету счетов в корреспонденции по счетам денежных средств.

Начисленные проценты по полученным кредитам являются для заемщика в соответствии с ПБУ 15/01 (20) и ПБУ 10/99 (15) его операционными расходами  и отражаются по дебету счета 91 «Прочие  расходы и доходы» и кредиту  счетов 66 и 67.

Из этого общего правила имеются два исключения. При использовании заемных средств для предварительной оплаты, выдачи авансов и задатков, связанных с приобретением МПЗ, предстоящим выполнением работ и оказанием услуг, начисленные заемщиком проценты за использование заемных средств относятся на увеличение дебиторской задолженности и отражаются по дебету счетов 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» или 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» и кредиту счетов 66 и 67.

При поступлении МПЗ, выполнении работ и оказании услуг их стоимость увеличивается на сумму начисленной дебиторской задолженности ( дебетуют счета 10,15 и др. и кредиту счета 60 и 76).

Последующие начисления процентов за полученные кредиты  под указанные объекты учитываются  в общем порядке, т. е. включаются в состав операционных расходов.

Вторым исключением  из общих правил является порядок  начисления процентов по кредитам, полученным для финансирования инвестиционных активов (основных средств, имущественных комплексов и других аналогичных активов).

Начисленные проценты по кредитам, полученным под инвестиционные активы, включаются в их первоначальную стоимость и отражаются по дебету счетов 07 «Оборудование к установке» и 08 «Вложения во внеоборотные активы».

После принятия к учету  основных средств, имущественного комплекса и других аналогичных объектов к учету, а также в случае, если эти объекты используются при серийном выпуске продукции, выполнении работ и оказании услуг, начисляемые проценты за полученные кредиты включаются в состав операционных расходов ( дебетуют счет 91 и кредитуют счета 66 и 67).

Начисленные организации  проценты за хранение денежных средств  в банках отражают по дебету счета 51 «Расчетные счета» и кредиту счета 91.

Учет дополнительных затрат,связанных с получением кредитов (расходы по исследованию рынка кредитных услуг, оплате нотариальных услуг, услуг связи и др.), осуществляются по дебету счета 91 в качестве операционных расходов с кредита счетов учета денежных средств или расчетов. Если указанные дополнительные затраты составляют значительную величину, то заемщик может учитывать их на счете номер 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами « и затем равномерно списывать с кредита этого счета в дебет счета 91.

Курсовые разницы по основной сумме долга по кредитам и начисленным процентам, возникающие из-за несовпадения времени получения и погашения кредита и начисления и перечисления процентных сумм, отражаются на счетах 91,66 и 67. При этом положительные курсовые разницы отражаются по дебету счетов 66 и 67 и кредиту счета 91, а отрицательные – по дебету счета 91 и кредиту счетов 66 и 67.

 

2.1 Учет дисконта  векселей в банке

 

На отдельных субсчетах  к счетам 66 и 67 (в зависимости от срока погашения) учитываются расчеты  с кредитными организациями по операциям  учета (дисконта) векселей и иных долговых обязательств в зависимости от срока погашения.

Учет ( дисконтирование ) векселя означает получение у банка кредита под залог векселя. Продать такой вексель банк не в праве. Следовательно, его собственником остается предприятие и с баланса он не снимается.

Учет (дисконта) векселей и иных долговых обязательств отражается организацией-векселедержателем:

Дебет 51,52 – фактически полученная сумма кредита

Дебет 91/2 – учетный  процент банка

Кредит 66 (67) – номинал  векселя.

Операция по учету векселей закрывается на основании извещения кредитной организации об оплате путем отражения суммы векселя по дебету счета 66 и 67 и кредиту соответствующих счетов учета дебиторской задолженности.

Если векселедатель  не выполняет в установленный  срок своих обязательств по платежу, организация-векселедержатель обязана вернуть сумму денежных средств, полученных от кредитной организации в результате учета (дисконта) векселей или иных долговых обязательств.

В этом случае производиться  запись по дебету счетов 66 или 67 в корреспонденции со счетами учета денежных средств. Задолженность по расчетам с покупателями, заказчиками и другими дебиторами, обеспеченная просроченными векселями, продолжает учитываться на счетах учета дебиторской задолженности (на отдельном субсчете).

Аналитический учет дисконтированных векселей ведется по кредитным организациям, осуществившим учет (дисконт) векселей, по векселедателям и по отдельным векселям. Учет векселей производиться банками, как правило, с правом регресса. Это означает, что поставщик гарантирует возврат банку полученной от него суммы, если покупатель-векселедатель не сможет или откажется произвести платеж.

 

2.2 Учет кредитов банка для персонала

 

Кроме вышеперечисленных  целевых кредитов предприятия имеют  право получать в банке ссуды для своих работников. Для обобщения такой информации применяется отдельный субсчет к счету 66 (67). Ссуды могут быть выданы на различные цели, а именно:

- на индивидуальное  жилищное строительство;

- на строительство  садовых домиков;

- на возмещение торговым организациям сумм за товары, проданные ими в кредит;

- на другие цели.

Расчеты с работниками  по кредитам отражаются в бухгалтерском  учете в соответствии с условиями  договора следующими проводками:

Дебет 51 Кредит 66 (67) – на сумму полученного кредита в соответствии с договором.

Дебет 50 Кредит 51 – денежные средства получены в кассу предприятия.

Дебет 73/1 Кредит 50 – денежные средства выданы работнику.

Дебет 73/1 Кредит 66 (67) – начислены проценты банка по кредиту для работника в соответствии с договором в увеличение задолженности.

Дебет 70 (50) Кредит 73/1 – работником погашается задолженность по кредиту путем удержания из зарплаты или внесения наличных средств в кассу предприятия.

Дебет 51 Кредит 50 – денежные средства внесены на расчетный счет.

Дебет 66 (67) Кредит 51 – уменьшена сумма кредита на величину погашенной задолженности.

Условия погашения процентов по кредиту должны быть отражены в договоре между работником и предприятием. В случае погашения процентов  по кредиту, полученному для работника за счет средств предприятия, расходы должны быть списаны за счет собственных средств предприятия, включены в совокупный доход работника и учтены при расчете подоходного налога и платежей во внебюджетные фонды.

 

 

2.3 Особенности учета ипотечных кредитов

 

В основе ипотеки лежит  договор между залогодателем  и залогодержателем. Договор об ипотеке  оформляется в виде закладной, которая  должна быть нотариально удостоверена и зарегистрирована в установленном  порядке. Не соблюдение нотариальной формы  закладной или требования о ее государственной регистрации влечет недействительность договора об ипотеке. Договор вступает в силу с момента регистрации закладной.

В договоре должны быть указаны  предмет ипотеки, его оценочная  стоимость, существо, размер и срок исполнения обязательства, обеспечиваемого ипотекой, а также право, в силу которого имущество, являющееся предметом ипотеки, принадлежит залогодателю, и орган государственной регистрации прав на недвижимое имущество, зарегистрировавший это право залогодателя.

Оценочная стоимость  предмета ипотеки определяется по соглашению залогодателя с залогодержателем и  указывается в договоре в денежном выражении, при этом оценочная стоимость  земельного участка не может быть установлена ниже его нормативной  цены.

Ипотека здания или сооружения допускается только с одновременной ипотекой по тому же договору земельного участка, на котором находится это здание или сооружение, либо часть этого участка, функционально обеспечивающей закладываемый объект, либо принадлежащего залогодателю права аренды этого участка или его соответствующей части.

При ипотеке предприятия  или иного имущественного комплекса  в целом право залога распространяется на все его движимое и не движимое имущество, включая права требования и исключительные права, в т.ч. приобретенные в период действия договора ипотеки. Ипотека предприятия имеет некоторые особенности. Ипотекой предприятия может быть обеспечено денежное обязательство, сумма которого составляет не менее половины стоимости активов предприятия. Не допускается передача в ипотеку предприятия, в отношении которого возбуждено дело о банкротстве либо принято решение о ликвидации или реорганизации.

Ипотекой предприятия  обеспечивается денежное обязательство, подлежащее исполнению не ранее, чем  через год после заключения договора ипотеки. Если договором предусмотрено, что ипотекой предприятия обеспечивается денежное обязательство с менее продолжительным сроком исполнения, право на обращение взыскания на предмет ипотеки по неисполненному обязательству возникает у залогодержателя по истечении года с момента заключения договора ипотеки.

Состав имущества передаваемого  в ипотеку предприятия и оценка его стоимости определяются на основе полной инвентаризации имущества предприятия. Акт инвентаризации, бухгалтерский  баланс и заключение независимого аудитора о составе и стоимости имущества предприятия являются обязательными приложениями к закладной.

О прекращении ипотеки  должна быть сделана отметка в  реестре, в котором зарегистрирован  договор об ипотеке.

1. Дебет 01 (основные средства, переданные в залог) Кредит 01 – учтен обособлено объект недвижимости, переданный в залог (по балансовой стоимости).

2. Дебет 009 – отражена передача здания в залог на сумму, указанную в закладной.

3. Дебет 51 Кредит 67 – перечислены банком денежные средства по кредитному договору.

4. Дебет 08 Кредит 67 – начислены проценты за пользование кредитом.

5. Дебет 67 Кредит 51 – перечислены банку кредит и проценты по нему.

6. Дебет 01 Кредит 01 (основные средства, переданные в залог) – восстановлены в учете объекты залога по окончании расчетов по кредиту с залогодержателем.

Одновременно списывается  стоимость заложенного имущества по окончании срока действия договора о залоге.

 

2.4 Особенности  учета налоговых кредитов

 

Налоговые кредиты –  новый для отечественной практики вид кредитования организаций и  новый объект бухгалтерского учета. Благодаря им организация-заемщик временно освобождается от уплаты налогов (сборов), т.е. получает возможность вовлечь в хозяйственный оборот отвлеченные средства. В свою очередь, кредитор (государство) с их помощью регулирует экономическую ситуацию в стране и пополняет доходы бюджета за счет кредитных процентов. Как правило, такие кредиты предоставляют организациям, своевременно исполняющим налоговые обязательства перед бюджетом и внебюджетными фондами. При этом допускается изменение любых сроков уплаты, установленных действующим законодательством по конкретному налогу (сбору), включая сроки внесения авансовых взносов. Возврат кредита обеспечивается залогом имущества, поручительством и банковской гарантией.

Чтобы получить налоговый  кредит, организация должна подать заявление:

- по федеральным налогам и сборам – в Министерство финансов РФ;

- по региональным и  местным налогам и сборам –  в финансовые органы субъекта  РФ и муниципального образования;

-по налогам и сборам, уплачиваемым в связи с перемещением  товаров через таможенную территорию России – в Государственный таможенный комитет РФ или уполномоченный им таможенный орган;

- по государственной  пошлине – в органы, контролирующие  ее уплату (ссуды, Роспатент и  др.);

- по налогам и сборам, поступающим во внебюджетные  фонды, - в органы соответствующих фондов.

Если налог (сбор) подлежит оплате в бюджеты разного уровня, то заявление о предоставлении кредита  подается в несколько уполномоченных органов. Например, чтобы получить кредит в форме полной отсрочки платежей по налогу на прибыль, организация должна обратиться сразу в два органа – в Министерство финансов РФ (в части налога, уплачиваемого в федеральный бюджет) и в финансовое управление субъекта Российской Федерации (в части налога, вносимого в региональный бюджет).

При положительном решении вопроса стороны заключают кредитный договор.С правовой точки зрения предоставление налогового кредита является изменением порядка исполнения налогоплательщиком своих обязательств по уплате налога (сбора), причем как уже наступивших (просроченная обязанность), так и будущих.

В экономическом аспекте  любая отсрочка платежа означает предоставление кредита. Поэтому сумма  налога (сбора), уплата которой переносится на более поздний срок, квалифицируется как кредиторская задолженность организации перед бюджетом или внебюджетным фондом по налоговому кредиту. Поэтому синтетический учет обязательств организации по налоговым кредитам нужно вести на пассивном счете «Расчеты с бюджетом», к которому предварительно открывают субсчета «Расчеты по налоговым кредитам» и «Расчеты по инвестиционным налоговым кредитам». По кредиту последних будет накапливаться информация о суммах налогов (сборов), в отношении которых предоставлен кредит, а по дебету – о погашении кредитных обязательств. Сальдо покажет величину задолженности по налоговым кредитам на отчетную дату.

Информация о работе Учет кредитов банков, заемных средств и затрат на их обслуживание