Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2013 в 16:32, курсовая работа
В процессе производственно-хозяйственной деятельности у многих организаций возникает потребность в заемных средствах, необходимых для поддержания необходимого уровня оборотных средств и содействия ускорению оборачиваемости средств предприятия, либо для осуществления капитальных инвестиций.
В своей курсовой работе я хотел бы рассмотреть:
- бухгалтерский учет операций с кредитами и займами;
- порядок отражения информации о кредитах и займах в отчетности;
- налоговый учет кредитов и займов.
Введение
Глава I. Нормативное регулирование учета кредитов и займов
1.1 Общие положения
1.2 Классификация кредитов и займов
Глава II. Бухгалтерский учет операций с кредитами и займами
2.1 Порядок учета затрат по кредитам и займам
2.2 Учет заемных обязательств
2.3 Порядок учета затрат по кредитам и займам, направленных на приобретение инвестиционных активов
Глава III. Порядок отражения информации о кредитах и займах в отчетности
3.1 Отражение информации о кредитах и займах в бухгалтерской отчетности
3.2 Отражение информации о кредитах и займах в учетной политике организации
Глава IV. Налоговый учет кредитов и займов
4.1 Определение налоговой базы по налогу на прибыль
4.2 Порядок учета кредитов и займов
4.3 Порядок учета ценных бумаг
Заключение
Практикум
Список используемой литературы
Возникающие курсовые и суммовые разницы по процентам за пользование инвестиционными кредитами и займами, стоимость которых выражена в иностранной валюте или условных денежных единицах, согласно пункту 7 ПБУ 6/01, уменьшают или увеличивают фактические затраты на приобретение и сооружение объектов основных средств.
Если по инвестиционному активу предусмотрено начисление амортизации, то суммовые разницы, согласно требованиям ПБУ 6/01 и ПБУ 15/01 включаются в его стоимость.
В пункте
26 ПБУ 15/01 предусмотрена возможность
уменьшения затрат по кредитам и займам,
связанным с приобретением
Как мы уже разобрали выше, начисленные проценты по инвестиционным кредитам и займам включаются в стоимость инвестиционного актива. Однако в пункте 29 ПБУ 15/01 установлено, что в случае если для приобретения инвестиционного актива израсходованы заемные средства, полученные на другие цели, то начисление процентов за использование указанных средств, производится по средневзвешенной ставке. Величина средневзвешенной ставки определяется по сумме всех займов и кредитов, остающихся непогашенными в течение отчетного периода. Для расчета средневзвешенной ставки из всей суммы непогашенных займов и кредитов исключаются суммы, полученные специально для финансирования инвестиционного актива.
Порядок расчета средневзвешенной ставки рассмотрим на примере 10. (см. Практикум)
Обычно в условиях договоров по получению заемных средств содержится ссылка на то, что кредиты или займы предоставляются для производственной деятельности организаций. К сожалению, законодатель не указал, необходимо ли именно в договорах указывать на то, что кредит или заем будет использоваться на приобретение инвестиционного актива. Возможно, что достаточен сам факт использования кредита или займа на приобретение указанного актива.
Поскольку
по данному вопросу способы
Включение затрат по полученным займам и кредитам в первоначальную стоимость инвестиционного актива, согласно пункту 30 ПБУ 15/01, прекращается с первого числа месяца, следующего за месяцем принятия актива к бухгалтерскому учету в качестве объекта основных средств или имущественного комплекса (по соответствующим видам активов, формирующих имущество комплекса).
Бывают ситуации, когда инвестиционный актив еще не принят к бухгалтерскому учету в качестве объекта основных средств или имущественного комплекса, но выпуск продукции, выполнение работ и оказание услуг на нем уже производятся. В этом случае включение затрат по займам и кредитам в первоначальную стоимость инвестиционного актива прекращается с первого числа месяца, следующим за месяцем фактического начала эксплуатации.
Глава III. Порядок отражения информации о кредитах и займах в отчетности
3.1 Отражение информации о
Как было
рассмотрено выше, порядок отражения
в бухгалтерском учете и
Для отражения долгосрочных обязательств по полученным кредитам или займам в пассиве Бухгалтерского баланса предусмотрен раздел IV «Долгосрочные обязательства», а для отражения краткосрочных обязательств - раздел V «Краткосрочные обязательства». Расшифровка сумм срочной и просроченной кредиторской задолженности приводится в приложении к Бухгалтерскому балансу (форма № 5) в разделе «Движение заемных средств».
При предоставлении организацией займа сумма выданных заемных средств, согласно пункту 44 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, отражается в активе Бухгалтерского баланса по статье дебиторская задолженность.
В пояснительной
записке к годовой
В соответствии с пунктом 6 ПБУ 15/01 организации разрешено переводить долгосрочную задолженность в краткосрочную. Перевод производится в момент, когда по условиям договора до возврата основной суммы долга остается 365 дней. Указанное положение необходимо закрепить в учетной политике организации.
Кроме того,
в пояснительной записке к
годовой бухгалтерской
- о сроках
погашения основных видов
обязательств;
- о наличии
и изменении величины
- о величине,
видах, сроках погашения
облигаций;
- о суммах затрат по кредитам, займам и другим заемным обязательствам, которые включены в операционные расходы и в стоимость инвестиционных активов;
- о величине
средневзвешенной ставки
3.2 Отражение информации о
В пункте 32 ПБУ 15/01 установлено, что в учетной политике организации необходимо закрепление, как минимум, следующих данных:
- о переводе долгосрочной задолженности в краткосрочную;
- о составе
и порядке списания
- о порядке учета доходов от временного вложения заемных средств.
Кроме того, в учетной политике организации необходимо закрепить выбранные способы ведения бухгалтерского учета, особенно по тем вопросам, способы ведения по которым не установлены в нормативных документах по бухгалтерскому учету.
Глава IV. Налоговый учет кредитов и займов
Налоговый
учет - это система обобщения
Система налогового учета организуется налогоплательщиком самостоятельно, применяя принцип последовательности учета хозяйственных операций от одного налогового периода к другому. Порядок ведения налогового учета устанавливается в учетной политике организации, утверждаемой соответствующим приказом (распоряжением) руководителя.
Налогоплательщик может изменить порядок учета отдельных операций и (или) объектов налогообложения в случае:
- изменения применяемых методов учета;
- изменения законодательства по налогам и сборам. Подтверждением данных налогового учета являются:
- первичные учетные документы;
- аналитические регистры налогового учета;
- расчет налоговой базы.
Порядок определения налоговой базы рассмотрен ниже в данной курсовой работе.
Требования,
предъявляемые к форме и
- наименование регистра;
- дату (период) составления;
- измерители
операций в денежном и
- подпись,
расшифровку подписи лица, ответственного
за составление указанных
Формы регистров налогового учета могут вестись на бумажных носителях, в электронных виде или на любых машинных носителях.
4.1 Определение налоговой базы по налогу на прибыль
Порядок определения налоговой базы по налогу на прибыль установлен статьей 315 НК РФ. В связи с установленным порядком организация самостоятельно определяет налоговую базу по налогу на прибыль нарастающим итогом с начала года. Расчет налоговой базы должен содержать следующие данные:
1) Период,
за который определяется
2) Сумма доходов от реализации, полученных в отчетном (налоговом) периоде, в том числе:
- выручка
от реализации товаров (работ,
услуг) собственного
- выручка
от реализации ценных бумаг,
не обращающихся на
- выручка от реализации ценных бумаг, обращающихся на организованном рынке;
- выручка
от реализации покупных
- выручка
от реализации финансовых
- выручка
от реализации основных
- выручка
от реализации товаров (работ,
услуг) обслуживающих
3) Сумма
расходов, произведенных в отчетном
(налоговом) периоде,
- расходы
на производство и реализацию
товаров (работ, услуг)
- расходы,
понесенные при реализации
- расходы,
понесенные при реализации
- расходы,
понесенные при реализации
- расходы,
понесенные при реализации
- расходы,
связанные с реализацией
- расходы,
понесенные обслуживающими
4) Прибыль (убыток) от реализации, в том числе:
- прибыль
от реализации товаров (работ,
услуг) собственного
- прибыль
(убыток) от реализации ценных
бумаг, не обращающихся на
- прибыль
(убыток) от реализации ценных
бумаг, обращающихся на
- прибыль (убыток) от реализации покупных товаров;
- прибыль (убыток) от реализации финансовых инструментов срочных сделок, не обращающихся на организованном рынке;
- прибыль (убыток) от реализации основных средств;
- прибыль (убыток) от реализации обслуживающих производств и хозяйств.
5. Сумма внереализационных доходов.
6. Сумма внереализационных расходов.
7. Прибыль (убыток) от внереализационных операций.
8. Итого налоговая база за отчетный (налоговый) период.
9. Для
определения суммы прибыли,
4.2 Порядок учета кредитов и займов
В налоговом
учете под долговыми
Средства, полученные организацией по договорам кредита и займа, независимо от формы оформления заимствований, в соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 251 НК РФ, относятся к доходам, не учитываемым при определении налоговой базы по налогу на прибыль.
Суммы, направленные организацией на погашение заимствований, согласно пункту 12 статьи 270 НК РФ, относятся к расходам, не учитываемым при налогообложении.
Средства, выданные организацией по договору займа (кредита), отражаются в налоговой декларации по налогу на прибыль в Приложении № 3 к листу 02 в строке 260 «Общая сумма расходов, не учитываемых в целях налогообложения» таблицы «Расходы, не учитываемые в целях налогообложения».