Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2012 в 17:41, лекция
Материально-производственные запасы – часть оборотных активов организации, т.е. часть имущества, используемая при производстве продукции (работ, услуг), в качестве средств труда, участвующих в обороте не более 12 месяцев, в качестве готовой продукции, в виде товаров, приобретенных для продажи без дополнительной обработки.
5
Материально-производственные запасы – часть оборотных активов организации, т.е. часть имущества, используемая при производстве продукции (работ, услуг), в качестве средств труда, участвующих в обороте не более 12 месяцев, в качестве готовой продукции, в виде товаров, приобретенных для продажи без дополнительной обработки.
Т.е. это сырье, материалы, топливо, инвентарь и хозяйственные принадлежности, готовая продукция, товары.
В балансе эти виды имущества находятся во 2 разделе «Оборотные активы».
Их учет регулируют:
- Положение по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» (ПБУ 5/01) - в последней редакции;
- Методические указания по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов (утверждены приказом Минфина РФ от 28.12.2001 г. № 119н) - в последней редакции.
Материалы относятся к материально-производственным запасам. Они используются для производства продукции, выполнения работ, оказания услуг и для управленческих нужд.
Материалы учитываются на синтетическом счете 10 «Материалы», который является активным балансовым счетом. По дебету его отражается поступление материалов, а по кредиту - их расходование. В зависимости от особенностей используемых материалов к счету 10 могут быть открыты субсчета:
1. Сырье и материалы.
2. Покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия, конструкции и детали.
3. Топливо.
4. Тара и тарные материалы.
5. Запасные части.
6. Прочие материалы.
7. Материалы, переданные в переработку на сторону.
8. Строительные материалы.
9. Инвентарь и хозяйственные принадлежности.
10.Специальная оснастка и специальная одежда на складе.
11.Специальная оснастка и специальная одежда в эксплуатации.
Синтетический учет материалов должен быть дополнен их аналитическим учетом по номенклатурным номерам материалов. Перечень номенклатурных номеров разрабатывается самой организацией в разрезе наименований материалов и (или однородных групп (видов).
Поступление материалов:
Материалы отражаются в учете по фактической себестоимости, включающей фактические затраты на их приобретение за минусом НДС и других возмещаемых налогов.
Поступившие от поставщиков МПЗ приходуются независимо от момента поступления расчетных документов.
Поступление материалов:
Д 10 «Материалы» К 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 71 «Расчеты с подотчетными лицами», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», 20 «Основное производство» и др.
На сумму НДС
Д 19 «НДС по приобретенным ценностям» К 60, 76 и др.
В фактические затраты на приобретение материалов входят:
- суммы, уплачиваемые поставщику или продавцу,
- расходы на транспортировку,
- суммы, уплачиваемые организациям за информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением материалов,
- таможенные пошлины и т. д.
Предприятия могут учитывать материально-производственные запасы в процессе их хранения и использования и в других оценках, в том числе по учетным (плановым) ценам.
При оценке запасов по учетным ценам предприятие может применять для их учета дополнительные счета 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» и 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей».
По дебету счета 15 отражается фактическая покупная стоимость материалов в соответствии с расчетными документами поставщиков
Д 15 К 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», по кредиту — стоимость оприходованных материалов по учетным ценам. Учетные цены устанавливаются исходя из предполагаемой себестоимости заготовления, т.е. включают транспортные и другие расходы Д 10 К 15.
Разница между учетными и фактическими ценами относится на счет 16 по дебету или кредиту в зависимости от того, какая из них выше. К нему могут быть открыты субсчета по отдельным группам запасов.
Накопленные суммы списываются со счета 16 на счета затрат пропорционально стоимости израсходованных материалов (суммы по счетам затрат либо увеличиваются, либо сторнируются).
МПЗ, не принадлежащие данной организации, но находящиеся в ее распоряжении по договору с собственником, показываются на забалансовых счетах в оценке по договору.
При приобретении МПЗ с оценкой в иностранной валюте производится пересчет в рублевом эквиваленте по курсу ЦБ РФ на дату принятия ценностей к бухучету.
Способ отражения на счетах процесса заготовления и приобретения материалов должен быть указан в учетной политике организации.
Отпуск материалов на нужды производства и управления.
В учетной политике должен быть также отражен метод списания материалов на нужды производства и управления.
При списании материалов разрешается использовать следующие методы оценки:
• по себестоимости каждой единицы (этот способ хорошо использовать при небольшом количестве применяемых материалов или при учете драгоценных металлов и т.д.);
• по средней себестоимости;
• по себестоимости первых по времени закупок - ФИФО (при данном методе сначала списываются в расход материалы по цене первой закупленной партии, затем — второй и т. д. до исчерпания общего количества израсходованных материалов);
• по себестоимости последних по времени закупок - ЛИФО (при использовании этого метода материалы, которые списываются в расход, оцениваются по цене последней закупленной партии).
Поступившие в организацию МПЗ проверяются с т.з. их соответствия количеству и качеству, указанным в сопроводительных документах.
Рационально вести учет ТМЗ на компьютере.
В случае обнаружения недостачи грузов в пути их стоимость относится на дебет счета 76, субсчет 2 «Расчеты по претензиям» и кредит счета 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей.
Поступление средств для возмещения недостачи записывается:
Д счетов 51, 52 и К счета 76, субсчет 2.
Невозмещенные претензии по недостачам отражаются:
Д счета 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет 2 «Прочие расходы» и К счета 76, субсчет 2 только, как правило, в случаях отказа судебных органов от взыскания с виновных по искам заявителей.
Если обнаружено, что получены негодные для использования материальные ценности, их следует учесть на забалансовом счете 002 «Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение» по дебету, без двойной записи.
При их возвращении поставщику:
Д-т 60, 76 (2) К-т 10 или 15. Одновременно снимаем эти материальные ценности с забалансового учета — кредитуем счет 002 опять же без двойной записи.
При продаже материалов:
Д-т 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет 1 «Прочие доходы» и К-т 10.
Счета, предъявленные покупателю за их реализацию, отражаются:
Д-т 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» и К-т 91 -1.
Прибыль от реализации записывается: Д-т 91-1 и К-т 99 «Прибыли и убытки» (ежемесячно).
На сумму выявленного убытка от продажи, списания МПЗ запись на счетах осуществляется в обратном порядке Д-т 99 К-т 91-1.
Недостача материальных ценностей, выявленная при инвентаризации, записывается: Д-т 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» и К-т 10. Если потери произошли в процессе отгрузки и реализации, то К-т счета 90 «Продажи» или 44 «Расходы на продажу». Счет 94 кредитуется в корреспонденции со следующими счетами (по дебету):
10 — на стоимость лома и т.п.;
73 — на размер претензий к материально-ответственным лицам.
76-2 — на размер претензий к страховой компании, поставщикам.
При удовлетворении этих претензий счет 76-2 кредитуется. Дебетуются счета:
51 (52) — при перечислении сумм по претензиям;
50 — при внесении наличных в кассу;
70 — при удержании из заработной платы работников организации.
Если виновник потерь не может быть найден по заключению следственных органов или его вина судом не доказана, то недостача списывается в убыток: Д-т 99 К-т 76-2 или 73.
Потери от стихийных бедствий сразу списываются на счет 99 «Прибыли и убытки»
Налог на добавленную стоимость по поступившим материалам отражается на счете 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям», субсчет 3 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным материально-производственным запасам».
Документы, используемые в учете ТМЦ
«Доверенность» используется для получения товарно-материальных ценностей. Составляется в одном экземпляре и выдается получателю под расписку бухгалтерией сроком на 15 дней, но при получении ценностей в порядке плановых платежей она действительна календарный месяц;
«Приходный ордер» используется для оформления учета запасов, поступивших на склад организации от поставщиков. Бланки приходных ордеров вручаются материально ответственным лицам в пронумерованном виде. Составляются в одном экземпляре на фактически принятое количество ценностей в момент их поступления.
«Акт о приемке материалов» оформляется в тех случаях, когда имеются количественные и качественные расхождения с данными сопроводительных документов поставщика или при приемке запасов, поступивших без документов. Он утверждается руководителем организации. Составляется в 2 экземплярах, один с сопроводительными документами в бухгалтерию, другой – поставщику.
«Лимитно-заборная карта» для учета отпуска со склада сырья, материалов в производственные подразделения в пределах утвержденного лимита. Выписываются в 2 экземплярах сроком на месяц. Один экземпляр до начала месяца передается цеху, другой на склад. В ней фиксируется дата и количество отпущенных материалов и выводится остаток лимита по каждой номенклатуре. Все выданные лимитно-заборные карты регистрируются в специальном реестре.
«Требование-накладная» используется для учета движения МПЗ в самой организации. Заполняется в 2 экземплярах.
«Накладная на отпуск материалов на сторону» выписывают в 2 экземплярах на основании договора и при предъявлении получателем доверенности на получение груза.
«Карточка учета материалов» - для учета движения запасов на складе по каждому номенклатурному номеру, виду, сорту, размеру. Являются документами строгой отчетности и выдаются кладовщику под расписку. Материально-ответственное лицо делает записи на основе первичных приходно-расходных документов в день совершения операций в натуральном выражении.
При небольшой номенклатуре материалов и небольших оборотах организациям разрешается вместо карточек складского учета вести месячные материальные отчеты, составляемые в соответствии с реквизитами карточек складского учета.
«Акт об оприходовании материальных ценностей, полученных при разборке и демонтаже зданий и сооружений» для учета материальных ценностей, полученных при ликвидации основных средств. На стоимость таких ценностей увеличивается финансовый результат. Составляется в 3 экземплярах: 2 – у заказчика, третий – у подрядчика.
В современных условиях учет товарно-материальных ценностей значительно облегчается при использовании компьютера.
Поступившие в организацию материально-производственные запасы проверяются с точки зрения их соответствия количеству и качеству, указанным в сопроводительных документах.
Ежемесячно бухгалтерией формируется сводная информация по учету запасов в виде распечатанных итоговых ведомостей: поступления материальных ценностей от поставщиков, отпуска в производство, внутренних перемещений, отпуска на сторону, возврата неиспользуемых ценностей и отходов, оборотного баланса по счетам (субсчетам) материально-производственных запасов.
E:\БухФинУчет\УчетМатериалов.
Информация о работе Учет материально-производственных запасов (МПЗ)