Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2014 в 10:00, реферат
Тема «Учет материально-производственных запасов» является актуальной, так как материалы являются необходимым звеном в процессе производства товаров (работ, услуг). Материалы обеспечивают непрерывность на предприятии. Они необходимы как для изготовления непосредственно готовой продукции, также и для устранения дефектов со стороны оборудования, которое необходимо для производства товаров или для управленческих нужд организации.
Введение……………………………………………………………………………….3
1. Понятие и состав материально-производственных запасов…………………...4
2. Оценка материально-производственных запасов……………………………….7
3. Документальное оформление и учет поступления материальных ценностей…
………………………………………………………………………………………….8
3.1. Учет материалов…………………………………………………………………...8
3.2. Учет специальной оснастки и спецодежды……………………………………..12
4. Документальное оформление и учет выбытия материально-производственных запасов……………………………………………………………………………..14
4.1. Списание материалов……………………………………………………………..14
4.2. Особенности списания стоимости специальной оснастки и спецодежды….....16
5. Отражение в бухгалтерской отчетности материально-производственных запасов…………………………………………..…………………………………18
Заключение…………………………………………………………………………....20
Список литературы…………………………………………………………………...
Соблюдение этих требований важно, так как по поводу заполнения накладной сложилась обширная арбитражная практика. Как правило, инспекторы налоговой службы придираются по тому или иному основанию. Их позиция понятна, поскольку документ (а затем и понесенные расходы) можно принять к учету только тогда, когда он оформлен надлежащим образом.
Так же может составляться акт о приемке материалов по форме М-7. Его применяют, если в накладной от поставщика написано одно, а поступило что-то другое (к примеру поставлены материалы не в том количестве, ассортименте или не того качества). Такой акт вам понадобиться и при снятии материалов на ответственное хранение.
Для приемки материалов, как полностью соответствующих условиям поставки, так и полученных с выявленными расхождениями, можно разработать и использовать единый, универсальный документ:
-взять за основу классический
приходный ордер (по форме №
М-4, убрав из нее ненужные
-дополнить то, что получилось
реквизитами, которые могут понадобиться
при выявлении расхождений в
количестве и качестве
Поступление материалов отражается в учете на активном счете 10 «Материалы». Он предназначен для обобщения информации о наличии и движении сырья, материалов, топлива, запасных частей, инвентаря и хозяйственных принадлежностей, тары и т.п. ценностей организации (в том числе находящихся в пути и переработке).
При учете материалов по учетным ценам (плановая себестоимость приобретения (заготовления), средние покупные цены и др.) разница между стоимостью ценностей по этим ценам и фактической себестоимостью приобретения (заготовления) ценностей отражается на счете 16 «Отклонения в стоимости материалов».
К счету 10 «Материалы» могут быть открыты субсчета:
10-1 «Сырье и материалы»;
10-2 «Покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия, конструкции и детали»;
10-3 «Топливо»;
10-4 «Тара и тарные материалы»
10-5 «Запасные части»;
10-6 «Прочие материалы»
10-7 «Материалы, переданные в переработку на сторону»
10-8 «Строительные материалы»
10-9 «Инвентарь и хозяйственные принадлежности»;
10-10 «Специальная оснастка и специальная одежда на складе»;
10-11 «Специальная оснастка и
специальная одежда в
Поступление материалов отражается в учете следующими проводками (если материалы приобретаются у поставщиков):
Дебет счета 10 «Материалы» Кредит счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» - получены приобретенные материалы» ;
Дебет счета 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям» Кредит счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» - отражен НДС по приобретенным материалам;
Дебет счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» Кредит 51 «Расчетные счета» - поставщику перечислена оплата за приобретенные материалы.
Например: ЗАО «ЦПТА» приобрело у ООО «Петрокоммерц» материалы, необходимые для изготовления собственной продукции, при этом производилась предоплата поставщику. Формируются следующие проводки:
Таблица №1 Учет поступления материалов в бухгалтерском учете | ||||
Содержание операции |
Бухгалтерские проводки |
Сумма, руб. | ||
Дт |
Кт | |||
Поступили материалы на склад |
10.01 «Сырье и материалы» |
60.01 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» |
31 355,93 | |
Отражен НДС по приобретенным материалам |
19.03 «НДС по приобретенным |
60.01 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» |
5 644,07 | |
Зачет аванса поставщику |
60.01 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» |
60.02 «Расчеты по авансам выданным» |
37 000,00 |
Если материалы производятся собственными силами организации:
Дебет счета 10 «Материалы» Кредит счета 20 «Основное производство» (23 «Вспомогательное производство») – на склад поступили материалы, которые организация произвела собственными силами;
Если материалы получены в качестве вклада в уставный капитал:
Дебет счета 10 «Материалы» Кредит счета 75 «Расчеты по вкладам в уставный (складочный) капитал» - получены материалы, внесенные учредителями в качестве вклада в уставные капитал.
При реализации продукции продавец кроме накладной формы ТОРГ-12 обязан выставить покупателю счет-фактуру (р.3 ст.168 НК РФ). Делается это не позднее 5 дней, считая со дня отгрузки товара. Форма счет-фактуры, применяемого при расчетах по налогу на добавленную стоимость и правила его заполнения регламентированы приложением № 1 к Постановлению Правительства Российской Федерации от 26.12.2011 №1137. Ошибки при составлении первичных документов могут привести за собой санкции и штрафы со стороны инспекторов налоговой службы. Налоговая инспекция может признать вычет неправомерным, если счет-фактура заполнен с ошибками (п.2 ст. 169 НК РФ)
Специальный инструмент и специальные приспособления, а также специальное оборудование принято называть специальной оснасткой. Этот термин применен в Методических указаниях №135н, в Плане счетов (утвержденным приказом Минфина России от 31.10.2001 № 94н) и других нормативных документах.
Объекты, относящиеся к оборотным активам, вне зависимости от стоимости и срока службы.
Специальный инструмент и специальные приспособления – технические средства, обладающие индивидуальными (уникальными) свойствами и предназначенные для обеспечения условий изготовления (выпуска) конкретных видов продукции (выполнения работ, оказания услуг). К ним относятся инструменты, штампы, пресс-формы, изложницы, прокатные валки, модельная оснастка, стапели, опоки, плазово-шаблонная спецоснастка, другие виды специальных инструментов и специальных приспособлений. За исключением технических средств, предназначенных для производства типовых видов продукции (работ, услуг). Конкретный перечень средств труда, учитываемых в составе специальных инструментов и специальных приспособлений, определяется организацией, исходя из особенности технологического процесса в отраслях промышленности и иных отраслях экономики. (п 2, 4, 8 Методических указаний № 135н)
Специальное оборудование - это многократно используемых в производстве средства труда, которые обеспечивает условия для выполнения специфических (нестандартных) технологических операций. Специальное технологическое оборудование, применяемое для выполнения нестандартных операций; контрольно-испытательные аппаратура и оборудование (стенды, пульты, макеты готовых изделий, испытательные установки), предназначенные для регулировок, испытаний конкретны изделий и сдачи их заказчику (покупателю); реакторное оборудование; дезавакционное оборудование; другие виды специального оборудования. К данному виду оборотного актива не относится технологического оборудования для выполнения типовых операций по механической, термической, гальванической и иной обработке деталей и изделий, стандартное испытательное оборудование для проверки покупных полуфабрикатов, комплектующих изделий и материалов, а также иное оборудование общего применения (п. 2,5,6 Методических указаний № 135н).
Специальная одежда – средства индивидуальной защиты работников организации. Специальная одежда, специальная обувь и предохранительные приспособления (комбинезоны, костюмы, в том числе изолирующие куртки, брюки, халаты, полушубки, тулупы, различная обувь, рукавицы, очки, шлемы, противогазы, респираторы, средства защиты лица, средства защиты органа слуха, средства защиты глаз и другие виды специальной одежды и предохранительных приспособлений. Конкретный перечень средств труда, учитываемых в составе специальной одежды определяется организацией, исходя из особенности технологического процесса в отраслях промышленности и иных отраслях экономики (п. 2,7,8 методических указаний № 135Н, П. 6 Межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты).
Спецоснастка и спецодежда учитываются на субсчетах активного счета 10 «Материалы»: 10-10 «Специальная оснастка и специальная одежда на складе» и 10–11 «Специальная оснастка и специальная одежда в эксплуатации».
При поступлении специальной оснастки и специальной одежды формируются следующие бухгалтерские проводки:
Дебет счета 10-10 «Специальная оснастка и специальная одежда на складе» и Кредит счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».
Дебет счета 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям» Кредит счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» - отражен НДС по приобретенным материалам;
Дебет счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» Кредит 51 «Расчетные счета» - поставщику перечислена оплата поставщику.
Материалы могут выбывать с баланса по следующим причинам:
- при отпуске в производство;
-при продаже;
-при безвозмездной передаче;
-при взносе в качестве вклада в уставный капитал;
-при списании со счетов учета при выявлении недостач, хищений или порчи, в том числе вследствие аварий, пожаров, стихийных бедствий;
-как пришедшие в негодность по истечении срока хранения;
-как морально устаревшие.
Независимо от причин выбытия материалов согласно п. 16 ПБУ 5/01 их оценка производится одним из способов:
-по себестоимости каждой
-по средней себестоимости;
-по себестоимости первых по
времени приобретения
При выбытии материалов в учете делаются следующие проводки:
При отпуске в производство:
Дебет счета 20 «Основное производство» (23 «Вспомогательное производство, 25 «Общепроизводственные расходы», 26 «Общехозяйственные расходы») Кредит счета 10 «Материалы»
Например: со склада отпустили материалы, необходимые для текущего ремонта основных средств. В этом случае в бухгалтерском учете формируются следующие проводки:
Таблица №2 Учет списания материалов в бухгалтерском учете» | |||
Содержание операции |
Бухгалтерские проводки |
Сумма, руб. | |
Дт |
Кт | ||
Списаны материалы для текущего ремонта основных средств |
25.01 «Общепроизводственные расходы (по деятельности, не облагаемой ЕНВД)» |
10.05 «Запасные части» |
42 700,87 |
При безвозмездной передаче:
Дебет счета 91 «Прочие доходы и расходы» (субсчет «Прочие расходы») Кредит счета 10 «Материалы» - списана себестоимость использованных материалов;
Дебет счета 91 «Прочие доходы и расходы» Кредит счета 68 «Расчеты по налогам и сборам» - начислен НДС по материалам, переданным безвозмездно;
Дебет счета 99 «Прибыли и убытки» Кредит счета 91 «Прочие доходы и расходы» (субсчет «Прочие расходы») – отражен убыток безвозмездной передачи материалов.
Отпуск материальных ценностей хозяйствам своей организации, расположенным за пределами территории, или сторонним организациям на основании договоров и других документов организации оформляют с использованием формы М15, которая составляется в двух экземплярах, первый из которых передают на склад в качестве основания для отпуска материалов, второй – получателю. Кроме того можно использовать лимитно-заборную карту (форму №8) – если в организации такие лимиты установлены или накладную на отпуск материалов на сторону (форма М-15) – при передаче их в другое территориально обособленное подразделение компании (к примеру филиал, у которого есть свой склад).
Отпуск материально-производственных запасов в производство сопровождается документом «Требование-накладная» (форма М-11), которая служит для учета движения материальных ценностей внутри организации между структурными подразделениями или материально ответственными лицами.
Накладную в двух экземплярах составляет материально ответственное лицо структурного подразделения, сдающего материальные ценности. Один экземпляр служит сдающему складу основанием для списания ценностей, а второй - принимающему складу для оприходования ценностей.
Но бывает так, что переданные в производство сырье и материалы не были использованы для производства продукции, то есть их просто переместили со склада на производственный участок для использования в производственных целях. С экономической точки зрения их стоимость не должна учитываться в качестве расходов текущего месяца. Отпуск таких материалов со склада на производственное подразделение лучше отражать как внутреннее перемещение. Используя для этого специальные субсчета, например 10 «Материалы на складе» и 10 – «Материалы в цехе».
Согласно пунктам 2 и 9 методических указаний 135н учет специальной оснастки и специальной одежды может вестись в составе:
- материально-производственных
Информация о работе Учет материально-производственных запасов