Учет материалов в промышленных предприятиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2012 в 06:37, курсовая работа

Описание работы

В условия рынка успешность работы предприятия оценивается не в количестве произведенной продукции, а в величине прибыли, получаемой при реализации товаров, пользующихся платежеспособным спросом. Величина прибыли зависит от объема, ассортимента реализуемой продукции, уровня издержек производства и уровня цен, по которым она продается. Следовательно, прибыль в условиях рынка является результатом не только успешного использования факторов производства, но и синтетическим показателем всех видов хозяйственно-производственной деятельности. Именно поэтому прибыль, ко всему прочему, рассматривается и с позиции использования факторов, влияющих на формирование ее уровня и характер использования

Содержание работы

Введение

1.Состав, классификация и задачи учета производственных запасов.

2.Организация аналитического и синтетического учета производственных запасов.

3.Способы оценки производственных запасов в текущем бухгалтерском учете.

4.Документальное оформление поступления материалов и расхода их на производственные нужды. Учет материалов на складе.

5.Учет движения материалов в бухгалтерии и расчетов с поставщиками.

6.Учет транспортно-заготовительных расходов.

7.Инвентаризация материалов.

Заключение

Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

кр БУ Жилин Дм. 08-ЭУП1.doc

— 202.00 Кб (Скачать файл)

     Контроль  за правильностью складского учета  осуществляется в бухгалтерии путем  проверки правильности составления  и оформления первичных документов, записей движения материалов в карточках  складского учета и их остатков в  сальдовой книге.

     Аналитический учет материалов в бухгалтерии ведется в денежном выражении по материально ответственным лицам (складам) в разрезе балансовых счетов (субсчетов) и групп запасов.

     Поступившие со склада в бухгалтерию первичные  документы проверяются с точки  зрения правильности их оформления, а затем таксируются (оцениваются) по твердым учетным ценам. Итоги реестров документов (по приходу и расходу) отражаются по синтетическим счетам, субсчетам и группам материалов в накопительных ведомостях. По окончании месяца информация накопительных ведомостей используется для составления групповых оборотных ведомостей по каждому складу.

     Правильность  ведения складского учета материалов проверяется путем сопоставления  стоимостных итогов по каждой группе запасов в сальдовой книге  с аналогичными остатками в групповой оборотной ведомости. Если обнаружены расхождения между показателями складского учета с показателями групповой оборотной ведомости, то, как правило, составляется сортовая оборотная ведомость в пределах той группы запасов, по которой выявлены расхождения.

     Такой метод учета материалов называется оперативно-бухгалтерским, или сальдовым.

 

5.Учет движения материалов в бухгалтерии и расчетов с поставщиками.

 

     Бухгалтерия предприятия осуществляет только денежный, суммовой учет движения товарно-материальных ценностей, используя для этого ведомость № 10 “Движение материальных ценностей” (в денежном выражении). Это основной регистр, отражающий движение товарно-материальных ценностей в группировках, обеспечивающий: контроль за сохранностью материалов по местам их хранения - 1 раздел; поступление и остатки материалов в разрезе синтетических счетов и групп материалов - по учетным ценам и по фактической себестоимости; показатели для расчета сумм и процентов транспортно-заготовительных расходов или отклонений фактической себестоимости от плановых цен по группам материалов - 2 раздел; расчет фактической себестоимости окончательного расхода материалов, отпуск со складов, расход цехов, остатки ценностей в цехах, на общезаводских складах по фактической и учетной стоимости - 3 раздел.

     Основанием  для заполнения ведомости № 10 служат реестры складов или накопительные  ведомости № М-43. В ведомости  № 10 приводятся две справки: № 1 “Слагаемые фактической себестоимости поступивших  материальных ценностей”, заполняется по показателям журналов- 
ордеров № 1, 6, 7, 8, 10/1, 13 и других, т. е. всех тех, где могут быть отражены затраты, связанные с процессом заготовления материалов текущего месяца. Данные этой справки необходимы для заполнения 11 раздела ведомости № 10.

     № 2 “Стоимость поступивших материалов по учетным ценам”, заполняется  аналогичными показателями тех же журналов-ордеров, что и справка № 1, но без учета  расходов, связанных с заготовлением  материалов. Данные этой справки служат для сверки с разделом 1 ведомости № 10 и для расчета результатов процесса заготовления или сумм транспортно-заготовительных расходов за отчетный месяц.

     Таким образом, ведомость № 10 “Движение  товарно-материальных ценностей” обеспечивает решение большинства задач, стоящих  перед бухгалтерским учетом материалов, но обязательным 
дополнением к ведомости № 10 является ведомость .№ 11 “Движение материальных ценностей (по учетным ценам) по цеховым самостоятельным складам или по цехам на производстве, не имеющим складов”.

     Ведомость № 11 заполняется в бухгалтерии предприятия на основе производственных отчетов цехов, накладных на возврат материалов, накопительных и группировочных ведомостей по движению малоценных и быстроизнашивающихся предметов и прочих документов, позволяющих определить объем полученных и возвращенных ценностей разного вида каждым цехом, а также оставшихся в цехах и израсходованных. Показатели ведомости № 11 отражаются в разделе 3 ведомости № 10 (расход цеховых самостоятельных кладовых и остатки в цехах, не имеющих самостоятельных складов).

     Следовательно, по первому разделу ведомости № 10 можно производить взаимосверку данных складского и бухгалтерского учета по каждому складу в отдельности, без разбивки на группы материалов, по учетным ценам, что необходимо при оперативно бухгалтерском (сальдовом) методе учета материалов.

     По  второму разделу ведомости можно  выявлять общий объем ценностей  в разрезе групп материалов и  балансовых статей в двух оценках - по учетным ценам и фактической себестоимости, что дает возможность рассчитать суммы и проценты транспортно-заготовительных расходов или отклонений от плановых цен.

     В третьем разделе выявляются важнейшие  показатели бухгалтерского учета - фактическая себестоимость израсходованных на производство материалов, их окончательный расход и их остатки на конец месяца по группам материалов - для заполнения статей баланса.

     Производственные  запасы материалов пополняются промышленными  предприятиями за счет предприятий-поставщиков  или снабженческо-сбытовых организаций. Фонды на материалы предприятия получают от управлений материально-технического снабжения или отраслевых управлений. Хозяйственные отношения между предприятиями построены на основе договоров. В них предусматриваются: наименование материалов ценностей, количество, цены, сроки поставки, порядок расчетов, способы транспортировки, санкции за несоблюдение условий договора, порядок приемки и т. п. Договорные отношения более полно обеспечивают потребность предприятий в материалах должного качества и в соответствии с установленными сроками. Предприятия-поставщики на отгруженную продукцию выписывают платежные требования и счета-фактуры, передают их банку для оплаты и пересылают почтой покупателю.  Оперативный учет выполнения договорных обязательств на предприятиях осуществляет отдел снабжения, поэтому платежные требования и счета-фактуры в первую очередь поступают в отдел снабжения или в финансовый отдел. Там проверяют соответствие их договорам, регистрируют в журнале учета поступающих грузов (ф. № М-1), делают отметку в книге реализации фондов и акцептуют, т. е. дают согласие на оплату. После регистрации платежное требование получает внутренний номер (регистрационный) и передается в бухгалтерию предприятия для оплаты, а квитанция и товарно-транспортная накладная передаются в экспедиционный отдел для получения и доставки груза.

     С этого момента у бухгалтерии  предприятия возникают расчеты  с поставщиками. По мере поступления  груза на склад выписывается приходный  ордер, затем при реестре сдается  в бухгалтерию, где таксируется  и прикладывается к платежному требованию. По мере оплаты банком этого документа бухгалтерия получает выписку из расчетного счета о списании денежных средств в пользу предприятия-поставщика.

     Учет  расчетов с поставщиками товарно-материальных ценностей и услуг организуется на счете 60 “Расчеты с поставщиками и подрядчиками”. Счет по отношению к балансу - пассивный; сальдо кредитовое свидетельствует о суммах задолженности предприятия перед поставщиками и подрядчиками по неоплаченным счетам и неотфактурованным поставкам; оборот по дебету - о 
суммах оплат, списаний и зачетов за отчетный месяц; оборот по кредиту - о суммах по принятым к оплате акцептованным платежным документам и неотфактурованным поставкам за отчетный месяц.

     Ведется учет расчетов с поставщиками в журнале-ордере № 6. Это комбинированный регистр, аналитический учет в котором организуется в разрезе каждого платежного документа, приходного ордера или приемного акта. Открывается этот журнал-ордер суммами незаконченных расчетов с поставщиками на начало месяца:

     по  акцептованным платежным документам, срок оплаты которых не наступил, или просроченным - материалы поступили (сальдо на начало месяца по счету 60);

     по  акцептованным платежным документам оплаченным - материалы не поступили (справочно “За неприбывший груз”, сальдо нет);

     по акцептованным платежным документам неоплаченным материалы не поступили (справочно “За неприбывший груз” и сальдо на начало месяца);

     сальдо  на начало месяца по неотфактурованным  поставкам (материалы поступили, а  платежные документы для оплаты их не поступили).

     В течение отчетного месяца бухгалтерия  предприятия получает платежные  требования поставщиков, акцептованные  отделом снабжения, принимает приходные ордера и приемные акты складов, получает выписки из расчетного и прочих счетов предприятия. Это позволяет заключить расчеты, закончить их ввиду выполнения каждой стороной своих обязательств.

     Журнал-ордер  № 6 ведется линейно-позиционным  способом, что дает возможность судить о состоянии расчетов с поставщиками по каждому документу. Кроме справочных данных (номер 
счета, регистрационный номер, наименование поставщика), в журнале-ордере № 6 записывается номер приходного документа склада, стоимость поступивших материалов по учетным ценам пред- 
приятия и стоимость по платежному документу поставщика. Суммы по учетным ценам записываются независимо от вида поступивших ценностей общей суммой, а суммы по платежным требованиям поставщиков - в разбивке по группам поступивших материалов (основные, вспомогательные, полуфабрикаты, топливо и т. п.). Сумма претензий записывается на основании актов. По выпискам банка производится отметка об оплате каждого платежного документа.

     Материалами в пути называются такие поставки, по которым предприятие акцептовало  платежные документы, а материалы  на склад по ним еще не поступили. К учету принимаются акцептованные платежные документы независимо от того, оплачены они банком или не оплачены.

     В журнале-ордере № 6 платежные документы  регистрируются в течение месяца в графе “За неприбывший груз”  и в графе “акцент”. По окончании  месяца предприятие обязано принять эти ценности на баланс, т. е. записать по принадлежности к группе материалов (условно оприходовать), но на начало следующего месяца расчеты по этим поставкам не будут закончены. При поступлении ценностей бухгалтерия получит приходные ордера складов, оприходует их на склад и на группу (без акцепта, так как он уже был дан в момент поступления платежных требований, а, может быть, эти счета уже и оплачены) по строке регистрации этого счета в не законченных на начало месяца расчетах. При закрытии журнала - ордера № 6, по окончании месяца, эта поставка по группе материалов будет сторнирована как оприходованная дважды и расчетах с поставщиками за материальные ценности могут быть выявлены недостачи или излишки фактически поступившего количества по сравнению с документами поставщика, которые оформляются актом (ф. № М-7). Излишки приходуются по акту и расцениваются по учетным ценам предприятия или по оптовым (отпускным ценам), затем учитываются в журнале-ордере № 6 отдельной строкой как неотфактурованная поставка – отдел снабжения сообщает поставщику об излишках и просит выставить платежное требование. В случае выявления недостач бухгалтерия рассчитывает их фактическую себестоимость и предъявляет претензию к поставщику. Сумма железнодорожного тарифа при этом распределяется пропорционально массе груза, а суммы наценок, скидок - пропорционально стоимости груза.

     Сумма недостач относится в дебет счета 63 “Расчеты с претензиями” и в  кредит счета 60 “расчеты с поставщиками”  и отражается в журнале ордере №6 и ведомости №7. В данном журнале ордере отражены операции расчетов с поставщиками, связанные только с приобретением товарно-материальных ценностей. Кроме того, предприятия пользуются услугами поставщиков воды, газа, сжатого воздуха, подрядчиков ремонтных работ и т. п. Поэтому ведется отдельный журнал-ордер №6 по расчетам с поставщиками и подрядчиками за услуги (см. в последующих темах). По окончании месяца показатели этого журнала - ордера переносятся в журнал-ордер № 6 расчетов с поставщиками за материальные ценности отдельной графой для получения оборотов и переноса их в Главную книгу.

 

      6.Учет транспортно-заготовительных расходов.

 

     При приобретении товарно-материальных ценностей организации несут различные сопутствующие расходы, а именно на транспортировку и страховку груза, на оплату услуг морского порта, комиссионные брокеру, таможенные платежи и др. Рассмотрим, каким образом в бухгалтерском учете должны отражаться транспортно-заготовительные расходы.

     В соответствии с ПБУ 5/01 материально-производственные запасы (МПЗ) принимаются к бухгалтерскому учету по фактической себестоимости. Согласно Методическим указаниям по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов фактическая себестоимость материалов, приобретенных за плату, включает, в частности:  

  • стоимость материалов по договорным ценам;
  • транспортно-заготовительные расходы (ТЗР);
  • расходы по доведению материалов до состояния, в котором они пригодны к использованию в предусмотренных в организации целях.

     Перечень  ТЗР установлен п. 70 Указаний. Между тем организация вправе установить более подробный перечень расходов и утвердить его в учетной политике. Примерная номенклатура ТЗР указана в Приложении 2 к Указаниям.

     На  основании п. 80 Указаний в аналитическом  бухгалтерском учете и местах хранения материалов разрешается применять учетные цены. В качестве учетных цен на материалы могут применяться, в частности, договорные цены. В этом случае другие расходы, входящие в фактическую себестоимость материалов, учитываются отдельно в составе ТЗР. Выбранный организацией метод принятия к бухгалтерскому учету приобретенных материалов (по фактической себестоимости приобретения либо по учетным ценам) закрепляется в учетной политике для целей бухгалтерского учета.

     Движение  материально-производственных запасов  в бухгалтерском учете отражается с использованием счета 10 «Материалы» (инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций утверждена приказом Минфина России от 31 октября 2000 г. № 94н). При методе учета по фактической себестоимости предполагается, что на этом счете отражаются все затраты, включаемые в стоимость материалов. При использовании метода учетных цен, в частности при учете по договорным ценам, предполагается, что на счете 10 отражается только сумма оплаты, установленная договором поставки материалов.

Информация о работе Учет материалов в промышленных предприятиях