Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2012 в 06:37, курсовая работа
В условия рынка успешность работы предприятия оценивается не в количестве произведенной продукции, а в величине прибыли, получаемой при реализации товаров, пользующихся платежеспособным спросом. Величина прибыли зависит от объема, ассортимента реализуемой продукции, уровня издержек производства и уровня цен, по которым она продается. Следовательно, прибыль в условиях рынка является результатом не только успешного использования факторов производства, но и синтетическим показателем всех видов хозяйственно-производственной деятельности. Именно поэтому прибыль, ко всему прочему, рассматривается и с позиции использования факторов, влияющих на формирование ее уровня и характер использования
Введение
1.Состав, классификация и задачи учета производственных запасов.
2.Организация аналитического и синтетического учета производственных запасов.
3.Способы оценки производственных запасов в текущем бухгалтерском учете.
4.Документальное оформление поступления материалов и расхода их на производственные нужды. Учет материалов на складе.
5.Учет движения материалов в бухгалтерии и расчетов с поставщиками.
6.Учет транспортно-заготовительных расходов.
7.Инвентаризация материалов.
Заключение
Список использованной литературы
Контроль за правильностью складского учета осуществляется в бухгалтерии путем проверки правильности составления и оформления первичных документов, записей движения материалов в карточках складского учета и их остатков в сальдовой книге.
Аналитический учет материалов в бухгалтерии ведется в денежном выражении по материально ответственным лицам (складам) в разрезе балансовых счетов (субсчетов) и групп запасов.
Поступившие со склада в бухгалтерию первичные документы проверяются с точки зрения правильности их оформления, а затем таксируются (оцениваются) по твердым учетным ценам. Итоги реестров документов (по приходу и расходу) отражаются по синтетическим счетам, субсчетам и группам материалов в накопительных ведомостях. По окончании месяца информация накопительных ведомостей используется для составления групповых оборотных ведомостей по каждому складу.
Правильность
ведения складского учета материалов
проверяется путем
Такой метод учета материалов называется оперативно-бухгалтерским, или сальдовым.
Бухгалтерия предприятия осуществляет только денежный, суммовой учет движения товарно-материальных ценностей, используя для этого ведомость № 10 “Движение материальных ценностей” (в денежном выражении). Это основной регистр, отражающий движение товарно-материальных ценностей в группировках, обеспечивающий: контроль за сохранностью материалов по местам их хранения - 1 раздел; поступление и остатки материалов в разрезе синтетических счетов и групп материалов - по учетным ценам и по фактической себестоимости; показатели для расчета сумм и процентов транспортно-заготовительных расходов или отклонений фактической себестоимости от плановых цен по группам материалов - 2 раздел; расчет фактической себестоимости окончательного расхода материалов, отпуск со складов, расход цехов, остатки ценностей в цехах, на общезаводских складах по фактической и учетной стоимости - 3 раздел.
Основанием
для заполнения ведомости № 10 служат
реестры складов или
ордеров № 1, 6, 7, 8, 10/1, 13 и других, т. е. всех
тех, где могут быть отражены затраты,
связанные с процессом заготовления материалов
текущего месяца. Данные этой справки
необходимы для заполнения 11 раздела ведомости
№ 10.
№ 2 “Стоимость поступивших материалов по учетным ценам”, заполняется аналогичными показателями тех же журналов-ордеров, что и справка № 1, но без учета расходов, связанных с заготовлением материалов. Данные этой справки служат для сверки с разделом 1 ведомости № 10 и для расчета результатов процесса заготовления или сумм транспортно-заготовительных расходов за отчетный месяц.
Таким
образом, ведомость № 10 “Движение
товарно-материальных ценностей” обеспечивает
решение большинства задач, стоящих
перед бухгалтерским учетом материалов,
но обязательным
дополнением к ведомости № 10 является
ведомость .№ 11 “Движение материальных
ценностей (по учетным ценам) по цеховым
самостоятельным складам или по цехам
на производстве, не имеющим складов”.
Ведомость № 11 заполняется в бухгалтерии предприятия на основе производственных отчетов цехов, накладных на возврат материалов, накопительных и группировочных ведомостей по движению малоценных и быстроизнашивающихся предметов и прочих документов, позволяющих определить объем полученных и возвращенных ценностей разного вида каждым цехом, а также оставшихся в цехах и израсходованных. Показатели ведомости № 11 отражаются в разделе 3 ведомости № 10 (расход цеховых самостоятельных кладовых и остатки в цехах, не имеющих самостоятельных складов).
Следовательно, по первому разделу ведомости № 10 можно производить взаимосверку данных складского и бухгалтерского учета по каждому складу в отдельности, без разбивки на группы материалов, по учетным ценам, что необходимо при оперативно бухгалтерском (сальдовом) методе учета материалов.
По
второму разделу ведомости
В третьем разделе выявляются важнейшие показатели бухгалтерского учета - фактическая себестоимость израсходованных на производство материалов, их окончательный расход и их остатки на конец месяца по группам материалов - для заполнения статей баланса.
Производственные запасы материалов пополняются промышленными предприятиями за счет предприятий-поставщиков или снабженческо-сбытовых организаций. Фонды на материалы предприятия получают от управлений материально-технического снабжения или отраслевых управлений. Хозяйственные отношения между предприятиями построены на основе договоров. В них предусматриваются: наименование материалов ценностей, количество, цены, сроки поставки, порядок расчетов, способы транспортировки, санкции за несоблюдение условий договора, порядок приемки и т. п. Договорные отношения более полно обеспечивают потребность предприятий в материалах должного качества и в соответствии с установленными сроками. Предприятия-поставщики на отгруженную продукцию выписывают платежные требования и счета-фактуры, передают их банку для оплаты и пересылают почтой покупателю. Оперативный учет выполнения договорных обязательств на предприятиях осуществляет отдел снабжения, поэтому платежные требования и счета-фактуры в первую очередь поступают в отдел снабжения или в финансовый отдел. Там проверяют соответствие их договорам, регистрируют в журнале учета поступающих грузов (ф. № М-1), делают отметку в книге реализации фондов и акцептуют, т. е. дают согласие на оплату. После регистрации платежное требование получает внутренний номер (регистрационный) и передается в бухгалтерию предприятия для оплаты, а квитанция и товарно-транспортная накладная передаются в экспедиционный отдел для получения и доставки груза.
С этого момента у бухгалтерии предприятия возникают расчеты с поставщиками. По мере поступления груза на склад выписывается приходный ордер, затем при реестре сдается в бухгалтерию, где таксируется и прикладывается к платежному требованию. По мере оплаты банком этого документа бухгалтерия получает выписку из расчетного счета о списании денежных средств в пользу предприятия-поставщика.
Учет
расчетов с поставщиками товарно-материальных
ценностей и услуг организуется
на счете 60 “Расчеты с поставщиками и
подрядчиками”. Счет по отношению к балансу
- пассивный; сальдо кредитовое свидетельствует
о суммах задолженности предприятия перед
поставщиками и подрядчиками по неоплаченным
счетам и неотфактурованным поставкам;
оборот по дебету - о
суммах оплат, списаний и зачетов за отчетный
месяц; оборот по кредиту - о суммах по
принятым к оплате акцептованным платежным
документам и неотфактурованным поставкам
за отчетный месяц.
Ведется учет расчетов с поставщиками в журнале-ордере № 6. Это комбинированный регистр, аналитический учет в котором организуется в разрезе каждого платежного документа, приходного ордера или приемного акта. Открывается этот журнал-ордер суммами незаконченных расчетов с поставщиками на начало месяца:
по акцептованным платежным документам, срок оплаты которых не наступил, или просроченным - материалы поступили (сальдо на начало месяца по счету 60);
по
акцептованным платежным
по акцептованным платежным документам неоплаченным материалы не поступили (справочно “За неприбывший груз” и сальдо на начало месяца);
сальдо на начало месяца по неотфактурованным поставкам (материалы поступили, а платежные документы для оплаты их не поступили).
В течение отчетного месяца бухгалтерия предприятия получает платежные требования поставщиков, акцептованные отделом снабжения, принимает приходные ордера и приемные акты складов, получает выписки из расчетного и прочих счетов предприятия. Это позволяет заключить расчеты, закончить их ввиду выполнения каждой стороной своих обязательств.
Журнал-ордер
№ 6 ведется линейно-позиционным
способом, что дает возможность судить
о состоянии расчетов с поставщиками
по каждому документу. Кроме справочных
данных (номер
счета, регистрационный номер, наименование
поставщика), в журнале-ордере № 6 записывается
номер приходного документа склада, стоимость
поступивших материалов по учетным ценам
пред-
приятия и стоимость по платежному документу
поставщика. Суммы по учетным ценам записываются
независимо от вида поступивших ценностей
общей суммой, а суммы по платежным требованиям
поставщиков - в разбивке по группам поступивших
материалов (основные, вспомогательные,
полуфабрикаты, топливо и т. п.). Сумма претензий
записывается на основании актов. По выпискам
банка производится отметка об оплате
каждого платежного документа.
Материалами
в пути называются такие поставки,
по которым предприятие
В журнале-ордере № 6 платежные документы регистрируются в течение месяца в графе “За неприбывший груз” и в графе “акцент”. По окончании месяца предприятие обязано принять эти ценности на баланс, т. е. записать по принадлежности к группе материалов (условно оприходовать), но на начало следующего месяца расчеты по этим поставкам не будут закончены. При поступлении ценностей бухгалтерия получит приходные ордера складов, оприходует их на склад и на группу (без акцепта, так как он уже был дан в момент поступления платежных требований, а, может быть, эти счета уже и оплачены) по строке регистрации этого счета в не законченных на начало месяца расчетах. При закрытии журнала - ордера № 6, по окончании месяца, эта поставка по группе материалов будет сторнирована как оприходованная дважды и расчетах с поставщиками за материальные ценности могут быть выявлены недостачи или излишки фактически поступившего количества по сравнению с документами поставщика, которые оформляются актом (ф. № М-7). Излишки приходуются по акту и расцениваются по учетным ценам предприятия или по оптовым (отпускным ценам), затем учитываются в журнале-ордере № 6 отдельной строкой как неотфактурованная поставка – отдел снабжения сообщает поставщику об излишках и просит выставить платежное требование. В случае выявления недостач бухгалтерия рассчитывает их фактическую себестоимость и предъявляет претензию к поставщику. Сумма железнодорожного тарифа при этом распределяется пропорционально массе груза, а суммы наценок, скидок - пропорционально стоимости груза.
Сумма недостач относится в дебет счета 63 “Расчеты с претензиями” и в кредит счета 60 “расчеты с поставщиками” и отражается в журнале ордере №6 и ведомости №7. В данном журнале ордере отражены операции расчетов с поставщиками, связанные только с приобретением товарно-материальных ценностей. Кроме того, предприятия пользуются услугами поставщиков воды, газа, сжатого воздуха, подрядчиков ремонтных работ и т. п. Поэтому ведется отдельный журнал-ордер №6 по расчетам с поставщиками и подрядчиками за услуги (см. в последующих темах). По окончании месяца показатели этого журнала - ордера переносятся в журнал-ордер № 6 расчетов с поставщиками за материальные ценности отдельной графой для получения оборотов и переноса их в Главную книгу.
При приобретении товарно-материальных ценностей организации несут различные сопутствующие расходы, а именно на транспортировку и страховку груза, на оплату услуг морского порта, комиссионные брокеру, таможенные платежи и др. Рассмотрим, каким образом в бухгалтерском учете должны отражаться транспортно-заготовительные расходы.
В соответствии с ПБУ 5/01 материально-производственные запасы (МПЗ) принимаются к бухгалтерскому учету по фактической себестоимости. Согласно Методическим указаниям по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов фактическая себестоимость материалов, приобретенных за плату, включает, в частности:
Перечень ТЗР установлен п. 70 Указаний. Между тем организация вправе установить более подробный перечень расходов и утвердить его в учетной политике. Примерная номенклатура ТЗР указана в Приложении 2 к Указаниям.
На основании п. 80 Указаний в аналитическом бухгалтерском учете и местах хранения материалов разрешается применять учетные цены. В качестве учетных цен на материалы могут применяться, в частности, договорные цены. В этом случае другие расходы, входящие в фактическую себестоимость материалов, учитываются отдельно в составе ТЗР. Выбранный организацией метод принятия к бухгалтерскому учету приобретенных материалов (по фактической себестоимости приобретения либо по учетным ценам) закрепляется в учетной политике для целей бухгалтерского учета.
Движение материально-производственных запасов в бухгалтерском учете отражается с использованием счета 10 «Материалы» (инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций утверждена приказом Минфина России от 31 октября 2000 г. № 94н). При методе учета по фактической себестоимости предполагается, что на этом счете отражаются все затраты, включаемые в стоимость материалов. При использовании метода учетных цен, в частности при учете по договорным ценам, предполагается, что на счете 10 отражается только сумма оплаты, установленная договором поставки материалов.
Информация о работе Учет материалов в промышленных предприятиях