Учет основных средств предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2014 в 21:34, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение организации бухгалтерского учета наличия, поступления и выбытия основных средств.
Цель ставит перед собой следующие задачи:
1) Рассмотреть основные средства как объект учета;
2) Изучить учет наличия и поступления основных средств;
3) Изучить учет выбытия основных средств

Файлы: 1 файл

батраев р.а..docx

— 53.91 Кб (Скачать файл)

Основные средства в зависимости от имеющихся у организации прав не объекты основных средств подразделяются на:

  • объекты основных средств, принадлежащие организации на праве собственности (в том числе сданные в аренду, переданные в безвозмездное пользование, переданные в доверительное управление);
  • объекты основных средств, находящиеся у организации в оперативном управлении или хозяйственном ведении (в том числе сданные в аренду, переданные в безвозмездное пользование, переданные в доверительное управление);
  • объекты основных средств, полученные организацией в аренду;
  • объекты основных средств, полученные организацией в безвозмездное пользование;
  • объекты основных средств, полученные организацией в доверительное управление. Основные средства в зависимости от их целевого использования подразделяются на основные средства производственного и непроизводственного назначения3.

К производственным основным средствам относятся объекты, использование которых направлено на систематическое получение прибыли как основной цели деятельности, т. е. использование в процессе производства промышленной продукции, в строительстве, сельском хозяйстве, торговле и общественном питании, заготовке сельскохозяйственной продукции и аналогичных видов деятельности.

К непроизводственным основным средствам относятся объекты, которые числятся на балансе организации и не подпадают под приведенное выше определение, т. е. не связаны с осуществлением ее уставной деятельности и функционируют в непроизводственной (социальной и т. п.) сфере.

К основным средствам непроизводственного назначения можно отнести объекты по эксплуатации жилых домов, а также жилые дома, общежития, бани, прачечные, столовые и буфеты, детские дошкольные учреждения (детские сады, детские ясли), дома отдыха, санатории и другие учреждения культурно-бытового назначения4.

 

1.2 Формы первичных документов по учету основных средств

 

Все операции по учету основных средств, принадлежащих организациям на правах собственности, а также основных средств, полученных от органов государственного управления (местного самоуправления) унитарными предприятиями, осуществляются на счете № 01 («Основные средства»).

В процессе организации первичного учета движения, а также наличия основных средств:

1. Устанавливается перечень  основных форм первичной документации, которые будут использованы организацией  для учета движения, а также  наличия объектов основных средств.

2. Создается система документооборота  с обязательным учетом графика  движения первичной документации, а также ответственных за своевременное  и правильное оформление лиц.

3. Происходит определение  материально-ответственных лиц, отвечающих  за правильное использование  и сохранность объектов основных  средств.

Согласно ФЗ «О бухгалтерском учете», организации должны применять формы первичной документации, утвержденные в альбоме унифицированных форм первичной документации. Для документального оформления операций по наличию и движению объектов ОС, предусмотрены следующие формы первичных документов:

1. Акт приемки-передачи (накладная) ОС (ф. № ОС-1) – используется для  оформления внутреннего перемещения, выбытия, а также поступления  объектов ОС.

2. Акт приемки-сдачи модернизированных, отремонтированных, реконструируемых  объектов ОС (ф. № ОС – 3) – служит  для оформления операций по  ремонту ОС.

3. Акт о списании ОС (ф. № ОС – 4) – операции по  ликвидации ОС.

4. Акт о списании автотранспорта (ф. № ОС – 4а) – ликвидация  автотранспорта.

5. Инвентарная карточка  учета объектов ОС (ф. № ОС – 6) – учет ОС по объектам.

6. Акт на приемку оборудования (ф. № ОС – 14) – учет принятого  оборудования, которое предназначено  для капстроительства.

7. Акт о выявленных дефектах  оборудования (ф. № ОС – 16) – учет  оборудования, по которому необходимо  составить рекламацию поставщику.

8. Акт приемки-передачи  оборудования в монтаж (ф. № ОС 15) – операции по сдаче оборудования, которое требует монтажа, строительным  организациям.

При отсутствии в альбоме унифицированных форм необходимой формы первичной документации организация вправе самостоятельно решить вопрос о содержании такой формы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 ОРГАНИЗАЦИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА ОСНОВНЫХ

СРЕДСТВ

 

 

2.1 Учет наличия и поступления  основных средств

 

Синтетический учет наличия и движения основных средств, принадлежащих предприятию, ведут на счете 01 «Основные средства» по первоначальной стоимости.

Счет активный, сальдовый, инвентарный.

Сальдо дебетовое - отражает сумму первоначальной стоимости действующих и находящихся в запасе и на кон­сервации собственных основных средств предприятия.

Оборот по дебету- отражает поступление, оборот по кредиту - выбытие объектов по разным причинам.

К синтетическому счету 01 могут быть открыты 2 суб­счета:

• 01/1 «Собственные основные средства»;

• 01/2 «Арендованные основные средства»;

• 01/5 «Выбытие основных средств». Поступление основных средств на предприятие может происходить различными путями:

• созданы на самом предприятии при осуществлении долгосрочных инвестиций;

• приобретены за плату у других организаций;

• получены безвозмездно;

• получены от учредителей в виде вклада в уставный капитал;

• поступили для осуществления совместной деятель­ности.

Все затраты, связанные с поступлением основных средств, относят вначале в дебет счета 08 «Вложения во внеоборотные активы» с кредита различных счетов, а при вводе объекта в эксплуатацию и принятии к учету объек­та затраты со счета 08 списывают на счет 01 «Основные средства» по первоначальной стоимости и отражают в бух­галтерском учете следующими проводками:

1. Строительство, дооборудование, реконструкция:

• в сумме фактических затрат:

Д-т 08 К-т 02, 70, 69, 10, 60, 76 и др.;

• на первоначальную стоимость: Д-т 01 К-т 08.

2. Приобретение у поставщиков:

• на покупную стоимость: Д-т 08 К-т 60;

• на сумму НДС: Д-т 19 К-т 60;

• на первоначальную стоимость при принятии к учету: Д-т 01 К-т 08.

3. Внесение учредителями  в счет вклада в уставный  ка­питал предприятия:

• на согласованную стоимость: Д-т 08 К-т 75/1;

• на первоначальную стоимость при принятии к учету: Д-т 01 К-т 08.

4. Безвозмездное получение  от других организаций и физических  лиц:

• Д-т 08 К-т 98 «Доходы будущих периодов» (по теку­щей рыночной стоимости), субсчет 2 «Безвозмезд­ные поступления»;

• Д-т 01 К-т 08 - на первоначальную стоимость;

• на сумму ежемесячно начисленной амортизации (Д-т 20,25,26,44 К-т 02) в течение срока полезного использования списывают часть доходов будущих периодов со счета 98/2 на счет 91, субсчет «Про­чие доходы», проводкой:

Д-т 98/2 К-т 91.

При определении рыночной стоимости основных средств могут быть использованы сведения об уровне цен, имею­щиеся у органов государственной статистики, торговых инспекций, опубликованные в средствах массовой инфор­мации; экспертные заключения о стоимости отдельных объектов основных средств.

5. Поступление для осуществления  совместной деятельности:

Д-т 01 К-т 80 - на согласованную стоимость.

6. Получение основных  средств в доверительное управление: Д-т01 К-т79.

Основанием служат договор доверительного управления, и первичные документы с пометкой «Д. У».

Синтетический учет по счету 01 ведут в журнале-ордере № 13 по кредиту счета 01 на основании актов о списании объекта основных средств (ф. ОС-4) и актов о приеме-передаче основных средств (ф. ОС-1).

Рассмотрим пример 1.

Например, фирма приобрела агрегат. В счете-фактуре поставщика указано:

отпускная цена - 70 000 руб.

НДС - 12 600 руб.

Итого к оплате - 82 600 руб.

Расходы по доставке и установке агрегата составили 5000 руб.

Отразить в учете расходы по приобретению агрегата и принятию его к бухгалтерскому учету.

1. Отражаются затраты  на приобретение:

Д-т 08 К-т 60 - 70 000 руб.

Д-т 19 К-т 60 - 12 600 руб.

Д-т 08 К-т 76, - 5000 руб.

2. Оприходован агрегат  в состав основных средств  в сумме фактических затрат (по  первоначальной стоимости):

Д-т 01 К-т 08 - 75 000 руб. (70 000 + 5000).

3. Оплачен счет поставщика: Д-т 60 К-т 51 - 82 600 руб.

4. Одновременно НДС, уплаченный поставщику, списывается в возмещение из бюджета: Д-т 68 К-т 19 - 12 600 руб.

Рассмотрим пример 2.

Учредителями внесены основные средства по согласованной стоимости 125 000 руб. в счет вклада в уставный капитал. Расходы по доставке и установке составили 3000 руб.

Отразить в учете операции по оприходованию объекта в состав основных средств.

1. На остаточную стоимость: Д-т 08 К-т 75/1 - 125 000 руб.

2. На затраты по доставке: Д-т 08 К-т 70, 69, 76 - 3000 руб.

3. Оприходование в состав основных средств по первона­чальной стоимости:

Д-т 01 К-т 08 - 128 000 руб.

Рассмотрим пример 3.

Безвозмездно получен агрегат от другой организации. Рыночная стоимость агрегата на дату принятия к учету 135 000 руб. Срок полезного использования агрегата установлен 3 года. Затраты на наладку агрегата составили 1800 руб.

В учете эти операции будут отражены записями:

1. На рыночную стоимость  агрегата: Д-т 08 К-т 98/2 -135 000 руб.

2. На затраты по наладке: Д-т 08 К-т 70, 69 - 1800 руб.

3. Оприходование агрегата в состав основных средств по первоначальной стоимости:

Д-т 01 К-т 08 - 136 800 руб.

4. На сумму ежемесячно  начисленной амортизации в тече­ние  трех лет:

Д-т 26 К-т 02 - 3800 руб. (136 800 : 3 : 12 мес.) И, одновременно, долю доходов будущих периодов со сче­та 98 списывают на прочие доходы:

Д-т 98/2 К-т 91/1 - 3800 руб.

Малоценные основные средства стоимостью до 20 000 руб. за единицу включительно, введенные в эксплуатацию с 1 января 2011 г., отражаются в составе материально-производственных запасов на счете 10 «Материалы» организации. Это должно быть отражено в учетной политике (Приказ Минфина России от 24.12.2010 г. № 186н).

Рассмотрим пример 4.

В январе 2012 г. ООО «Волна» приобрело принтер стоимостью 8000 руб. (без учета НДС) и ввело его в эксплуатацию.

Покупку и ввод в эксплуатацию принтера бухгалтер отразит проводками:

1. На покупную стоимость  принтера:

Д-т 10 К-т 60 -8000 руб.

2. На сумму НДС:

Д-т 19 К-т 60 -1440 руб.

3. Передача принтера в  эксплуатацию:

Д-т 26 К-т 10 - 8000 руб.

4. Оплачен принтер:

Д-т 60 К-т 51 - 9440 руб.

 

2.2 Учет амортизации основных средств

 

Использованию основных средств предшествуют крупные расходы по их приобретению. В случае производственных мощностей затраты могут представлять суммы, доступные лишь при взятии кредита.

Чтобы компенсировать финансовые потери, применяют амортизацию – планомерный процесс погашения стоимости основных средств на протяжении всего срока полезного использования.

Ещё одной причиной использования амортизации является нормализации себестоимости продукции. Распределённая на многочисленные выплаты амортизация удерживает продукцию или услуги от чрезмерного повышения цены, улучшая их конкурентоспособность.

Несмотря на то, что амортизация фактически представляет собой компенсацию затрат, все платежи по ней относятся к графе расходов и участвуют в формировании себестоимости продукции.

В зависимости от учетной политики предприятия, могут использоваться различные подходы к списанию стоимости активов. К основным способам относятся следующие: линейный, нелинейный, уменьшаемого остатка, основанный на сроке полезного использования или объёме произведённой продукции. Различия в методиках расчёта позволяют учесть специфику работы фирмы и равномерно распределить финансовую нагрузку.

При определении амортизации используются следующие понятия:

срок полезного использования – период эффективной эксплуатации основных средств, заложенный конструктивно. Срок использования определяется в пределах, установленных Классификацией (утверждена правительством РФ от 01.01.2002 №1);

норма амортизации – доля балансовой стоимости основных средств, выраженная в %;

Информация о работе Учет основных средств предприятия