Учет основных средств предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2015 в 07:44, курсовая работа

Описание работы

Целью настоящей работы является изучение вопросов учета основных средств на примере конкретного предприятия. Исходя из целей, можно определить следующие задачи курсовой работы:
- рассмотрение понятия основных средств предприятия, основных подходов к их классификации и оценке;
- анализ особенностей начисления амортизации основных средств в бухгалтерском и налоговом учете;
- оценка состояния учета основных средств на примере конкретного предприятия.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………..3
1. Классификация и оценка основных средств………………...5
1.1. Сущность и классификация основных средств……………5
1.2 . Формы первичных документов по учету основных средств.11
2. Синтетический и аналитический учет основных средств…..12
2.1. Принятия основных средств к первичному учету………….12
2.2. Начисление амортизации и ремонт основных средств…….19
2.3. Инвентаризация и списание с учета основных средств……21
Заключение………………………………………………………...23
Список использованной литературы…………………………….25
Приложения………………………………………………………..27

Файлы: 1 файл

курсовая работа побуио.docxеапвкеав.docx

— 173.28 Кб (Скачать файл)

составление акта о списании объектов основных средств (ф. № ОС-4), акта о списании автотранспортных средств (ф. № ОС-4а) (с приложением актов об авариях и указанием причин, вызвавших аварию, если они имели место).

Операции по безвозмездной передаче основных средств отражаются в учете в обычном порядке, причем данная операция облагается налогом на добавленную стоимость. Плательщиком налога является передающая сторона. Налогооблагаемой базой является рыночная стоимость передаваемого основного средства, но она должна быть не ниже балансовой (остаточной) стоимости. Начисленный налог включается в состав прочих расходов предприятия. Убыток от безвозмездной передачи не уменьшает налогооблагаемую прибыль.

Продажа основных средств формирует прочие доходы (расходы) организации. Выбытие основных средств в соответствии с ПБУ 9/99 «Доходы организации» и ПБУ 10/99 «Расходы организа-ции» во всех случаях отражается на сопоставляющем счете 91 «Прочие доходы и расходы». При этом к счету 01 «Основные средства» открывается субсчет «Выбытие основных средств». По дебету этого субсчета отражают первоначальную стоимость выбывающего объекта основных средств, а по кредиту - сумму начисленной амортизации. По завершении процедуры выбытия остаточная стоимость объекта списывается со счета 01 «Основные средства» на счет 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет 2 «Прочие расходы».

При списании основных средств без применения отдельного субсчета 01 «Выбытие основных средств» дебетуется счет 02 «Амортизация основных средств» в корреспонденции с кредитом счета 01 «Основные средства» и далее с кредита счета 01 остаточная стоимость объекта основных средств списывается в дебет счета 91-2 (табл. 4.1).

Регистром синтетического учета основных средств служит журнал-ордер № 13, записи в котором производят на основании первичных учетных документов.

 

 

 

 

 

 

Таблица 4.1 Типовая корреспонденция счетов по учету основных средств

Все формы первичных учетных документов утверждаются руководителем экономического субъекта, а разрабатываются – лицом, на которое возложено ведение бухгалтерского учета (ч. 4 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ “О бухгалтерском учете” (далее – Закон N 402-ФЗ). Первичные учетные документы принимаются к учету, если они содержат обязательные реквизиты, указанные в ч. 2 ст. 9 Закона N 402-ФЗ.

Закон N 402-ФЗ не предусматривает обязательного применения документов, которые содержатся в альбомах унифицированных форм. Однако при разработке собственных первичных учетных документов организации могут в качестве образца использовать и унифицированные формы, утвержденные Госкомстатом России в ГОСТ Р 6.30-2003 “Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов”.

В Информации Минфина России от 04.12.2012 N ПЗ-10/2012 разъяснено, что обязательными к применению продолжают оставаться формы документов, используемых в качестве первичных учетных документов, установленные уполномоченными органами в соответствии и на основании других федеральных законов (кроме Закона N 402-ФЗ). Это значит, что если использование унифицированной формы предусмотрено, например, ЦБ РФ (кассовые документы), Уставом автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта и постановлением Правительства РФ (транспортная накладная) и т.п., то их использование по-прежнему обязательно.

Для основных средств обязательными являются следующие первичные документы (в скобках приведены формы в соответствии с ГОСТ Р 6.30-2003).

 

 В соответствии с  п. 38 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств (утверждены приказом Минфина России от 13.10.2003 № 91н) принятие основных средств к бухгалтерскому учету осуществляется на основании утвержденного руководителем организации акта приемки-передачи основных средств .

В соответствии с Указаниями по применению и заполнению форм первичной учетной документации по учету основных средств, утвержденными постановлением Госкомстата РФ от 21.01.2003 № 7, для оформления и учета операций по включению объектов в состав основных средств и учету их ввода в эксплуатацию применяются акты о приеме-передаче объекта основных (формы  ОС-1, ОС-1а).

На основании утвержденного руководителем акта о приеме-передаче объекта основных средств  и сопроводительных документов (технических паспортов заводов-изготовителей и других) открывается инвентарная карточка учета (форма ОС-6).

Также необходимо оформить приказ руководителя о вводе ОС в эксплуатацию и сроке полезного использования (постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 29.07.2013 № Ф04-3146/13 по делу № А67-6366/2012, Северо-Западного округа от 14.09.2012 № Ф07-3345/12 по делу № А56-20674/2012, Восточно-Сибирского округа от 01.06.2012 № Ф02-2132/12 по делу № А78-5311/2011, Московского округа от 31.01.2011 № Ф05-15994/2010 по делу № А40-38587/2010).

Вывод: принятие основных средств к учету оформляется документами:

  • акт приемки-передачи основных средств;

  • инвентарная карточка учета основного средства;

  • приказ руководителя о вводе основного средства в эксплуатацию и сроке его полезного использования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Начисление  амортизации и ремонт основных  средств.

Амортизацию основных средств можно начислять: линейным способом; способом уменьшаемого остатка; способом списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования; способом списания стоимости пропорционально объему продукции (работ).

Амортизация основных средств определяется ежемесячно, исходя из стоимости основных средств и установленных норм амортизационных отчислений на полное восстановление основных средств.

Начисление амортизации по основным средствам, поступившим по импорту, производится по нормам амортизационных отчислений на аналогичные отечественные основные средства.

Начисление амортизационных отчислений не производится во время проведения реконструкции и технического перевооружения основных фондов с их полной остановкой, а также в случае их перевода в установленном порядке на консервацию. При этом следует иметь в виду, что на время реконструкции и технического перевооружения срок службы основных фондов продлевается.

Также не начисляется амортизация по объектам внешнего благоустройства и другим аналогичным объектам дорожного хозяйства, судоходным сооружениям, ряду сельскохозяйственных животных, молодым многолетним насаждениям, приобретенным книгам и брошюрам. Кроме того, следует отметить, что также не подлежат амортизации основные средства, полученные в качестве вклада в уставный капитал.

Амортизационные отчисления производятся только на полное восстановление основных средств. При этом по всем основным средствам начисление амортизации производится только в течение нормативного срока службы.

При проверке порядка аналитического учета основных средств на предприятии следует убедиться, что он ведется по видам и отдельным инвентарным объектам с использованием инвентарных карточек.

На основе инвентарной картотеки на каждую классификационную группу основных средств (по отраслям, признаку использования, видам основных средств) заводят карточку учета движения основных средств (форма N ОС-12). В карточке за каждый месяц указывают наличие основных средств на начало месяца, поступление и выбытие основных средств, сумму износа и затраты на капитальный ремонт.

Проверке должно быть подвергнуто наличие документального оформления операций по синтетическому и аналитическому учету движения основных средств, соответствующего типовым формам.

Для учета ремонтного фонда в Плане счетов предусмотрен счет 96 "Резервы предстоящих расходов". Если приказом об учетной политике предусмотрено формирование ремонтного фонда, то предприятие ежемесячно начисляет в этот фонд необходимые суммы в соответствии с нормативом, самостоятельно утвержденным предприятием, и включает их в издержки производства. В бухгалтерском учете ежемесячно делается проводка:

Дебет 20 (23, 26) Кредит 96 - направлены средства на формирование ремонтного фонда.

По мере завершения ремонта фактические затраты предприятия относятся на уменьшение ремонтного фонда. Остатки созданного резерва на ремонт основных средств по состоянию на 31 декабря отчетного года закрываются и присоединяются к прибыли.

Если средств в ремонтном фонде зарезервировано недостаточно, то сумму превышения затрат на ремонт можно отразить как расходы будущих периодов. В дальнейшем по мере накопления в фонде средств затраты списываются на издержки производства.

Предприятия, не создающие ремонтный фонд, фактические затраты, связанные с проведением ремонта, включают в издержки производства (себестоимость).

 

2.3. Инвентаризация и  списание с учета основных  средств.

Инвентаризация проводится ежегодно в соответствии с Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств и на основании письменного приказа руководителя (Форма № ИНВ-22).

До начала инвентаризации проводится проверка:

  1. инвентарных карточек, инвентарных книг, описей и других регистров аналитического учета;

  1. технических паспортов или другой технической документации;

  1. документов на основные средства, сданные или принятые организацией в аренду и на хранение.

При инвентаризации основных средств комиссия производит осмотр объектов и заносит в описи (Форма № ИНВ-1) полное их наименование, назначение, инвентарные номера и основные технические или эксплуатационные показатели.

При выявлении объектов, не принятых на учет, а также объектов, по которым в регистрах бухгалтерского учета отсутствуют или указаны неправильные данные, комиссия должна включить в опись правильные сведения и технические показатели по этим объектам.

На основные средства, не пригодные к эксплуатации и не подлежащие восстановлению, инвентаризационная комиссия составляет отдельную опись с указанием времени ввода в эксплуатацию и причин, приведших эти объекты к непригодности (порча, полный износ и т.п.).

Одновременно с инвентаризацией собственных основных средств проверяются основные средства, находящиеся на ответственном хранении и арендованные. По указанным объектам составляется отдельная опись.

По имуществу, при инвентаризации которого выявлены отклонения от учетных данных, составляются сличительные ведомости (Форма № ИНВ-18). В сличительных ведомостях отражаются результаты инвентаризации, то есть расхождения между показателями по данным бухгалтерского учета и данными инвентаризационных описей.

Выявленные при инвентаризации расхождения регулируются в следующем порядке:

  • основные средства, оказавшиеся в излишке, подлежат оприходованию по рыночной стоимости и зачислению в состав прочих доходов организации на счетe 91;

  • недостачи относятся на виновных лиц. В тех случаях, когда виновники не установлены или во взыскании с виновных лиц отказано судом, убытки от недостач и порчи списываются на издержки. Учет недостач ведется на счете 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей»

Результаты инвентаризации должны быть отражены в учете и отчетности того месяца, в котором была закончена инвентаризация, а по годовой инвентаризации - в годовом бухгалтерском отчете.

Корреспонденция счетов по учету результатов инвентаризации:

Содержание операции

Дебет

Кредит

1.

Учтены выявленные излишки основных средств

01

91

2. Учет недостачи основных  средств 

2.1.

Списание первоначальной стоимости

01-В

01

2.2.

Списание амортизации по основному средству

02

01-B

2.3.

Учет недостачи по остаточной стоимости

94

01-B

3. Списание недостачи  за счет виновных лиц 

3.1.

Остаточная стоимость

73-2

94

3.2.

Превышение рыночной стоимости

73-2

98

3.3.

Получена сумма в счет погашения недостачи

50,51

73-2

3.4.

Списана разница между рыночной и остаточной стоимостью

98

91

4.

Списание недостачи за счет организации

91

01


 

 

 

 Заключение.

Подводя итоги проведенного в курсовой работе исследования, можно констатировать, что основные средства являются одним из важнейших факторов, влияющих  на развитие финансово-хозяйственной деятельности любой организации.  
Порядок учета основных средств регламентируется значительным количеством нормативно-правовых актов разных уровней, однако основные методологические принципы учета заложены в ПБУ 6/01 «Учет основных средств».  
Необходимым условием правильного учета основных средств является единый принцип их оценки. От правильности и достоверности оценки зависит точность начисления амортизации на объекты основных средств, а, следовательно, себестоимости продукции (работ, услуг), отпускных цен на нее, сумм причитающегося налога на имущество и других показателей. Согласно ПБУ 6/01 основные средства принимаются к бухгалтерскому учету по первоначальной стоимости, которая складывается в момент вступления объекта в эксплуатацию в данной организации. 
Практический анализ системы бухгалтерского учета основных средств и учетной политики ЗАО «Югпроектстрой» позволяет сделать следующие выводы.  
1. Бухгалтерский учет основных средств характеризуется следующими положениями:  
-                     основные средства организации приобретаются в основном за плату;  
-                     выбытие основных средств происходит за счет полного износа или реализации;  
-                     инвентаризация основных средств проводится один раз в год перед составлением годовой бухгалтерской отчетности;  
-                     в качестве первичных учетных документов по движению основных средств ЗАО «Югпроектстрой» применяются унифицированные формы первичной учетной документации по учету основных средств, утвержденные постановлением Госкомстата России от 21.01.2003 № 7 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету основных средств», составленные на бумажных и машинных носителях.  
2. Начисление амортизационных отчислений в ЗАО «Югпроектстрой» в целях бухгалтерского и налогового учета ведется линейным методом, срок полезного использования основных средств для целей бухгалтерского учета устанавливается такой же, как и в налоговом учете. 
3. Основные средства, первоначальная стоимость которых не превышает 20000 руб., в ЗАО «Югпроектстрой» не амортизируются (как в бухгалтерском, так и в налоговом учете). Их стоимость списывают на расходы сразу после ввода основного средства в эксплуатацию.  
4. В качестве основного направления совершенствования учета основных средств ЗАО «Югпроектстрой» рекомендуется проводить работу по сближению систем бухгалтерского и налогового учета посредством совершенствования бухгалтерского учета, данные которого можно будет использовать для налогового учета. Этого можно достичь, оперируя субсчетами и счетами аналитического учета. В целях сближения бухгалтерского и налогового учета синтетический учет можно вести в разрезе необходимых субсчетов (аналитический учет будет вестись по каждому объекту основных средств) по видам затрат, формирующих стоимость основного средства в налоговом учете.  
 
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Информация о работе Учет основных средств предприятия