Учет основных средств

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 13:44, курсовая работа

Описание работы

Приведены конкретные ставки, нормы и нормативы, размеры отчислений, действующие на момент написания работы. Вопросы приобретения, износа и выбытия основных средств рассмотрены в тесной увязке с действующим законодательством. В работе приведен ряд цифровых примеров по наиболее сложным вопросам учета, а также бухгалтерские проводки, отражающие основной набор хозяйственных операций. В приложении представлены формы первичных документов, необходимых для ведения учета и отчетности основных средств, а также индексы изменения стоимости основных фондов. В конце работы приводится список использованной литературы.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
1. Состав и оценка основных средств. 4
2. Учет основных средств. 10
2.1 Учет поступления основных средств. 10
2.2 Учет износа основных средств. 16
2.3 Учет выбытия основных средств. 20
3. Организация учета основных средств в АО “Омстрак” 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
ЛИТЕРАТУРА 39

Файлы: 1 файл

Министерство Образования Российской Федерации.doc

— 192.00 Кб (Скачать файл)

Если физическому лицу основные средства продаются по цене (например, 600000 руб.) ниже их рыночной стоимости (3800000 руб.), то разница (3200000 руб.) подлежит обложению подоходным налогом в установленном размере. Такой же порядок обложения подоходным налогом предусмотрен и в случае, когда физическому лицу объект основных средств передан безвозмездно. Если с физического лица не представилось возможным удержать подоходный налог, то в месячный срок предприятие обязано сообщить о задолженности в свою налоговую инспекцию с указанием постоянного места жительства физического лица.

Особенность отражения  операций по реализации основных средств, когда учетной политикой предприятия  принято считать реализацию по поступлению  средств на расчетный счет. В этом случае предприятие перечисляет  в дебет счета 45 остаточную стоимость списываемого (в порядке продажи) объекта (кредит счета 01) и все расход предприятия по демонтажу объекта (кредит счетов 23, 70, 67, 69, 60, 71, 76), где они будут числиться до тех пор, пока покупатель не оплатит счета. С момента оплаты (дебет счета 51, кредит счета 47) основные средства считаются реализованными, и сумма, числящаяся на счете 45, списывается (дебет счета 47, кредит счета 45).

Все последующие операции по начислению в бюджет НДС с продажи  основных средств (дебет счета 47, кредит счета 68), выявлению и списанию финансового результата – прибыли (дебет счета 47, кредит субсчета 80-2) или убытка (дебет субсчета 80-2, кредит счета 47) – отражаются в общеустановленном порядке.

Реализация основных средств и ее связь с налогообложением прибыли предприятия. Предприятие может принять решение о реализации основных средств по их первоначальной (балансовой) стоимости, по цене выше  или ниже  первоначальной стоимости, по остаточной стоимости  или ниже нее, по рыночной цене. Во всех этих случаях выявленный на счете 47 финансовый результат, списанный на субсчет 80-2, будет различным, и он окажет влияние на полученную по итогам года балансовую прибыль предприятия для целей налогообложения.

Предприятие обязано  представить в налоговый орган расчет суммы выручки, полученной от сделок этого вида для налогообложения одновременно с бухгалтерской отчетностью и расчетом по налогу на прибыль.

Ликвидация  основных средств. При отражении операций по ликвидации основных средств предприятие обязано выявить и списать финансовый результат (прибыль или убыток) ликвидации. С этой целью все расходы по ликвидации основных средств, пришедших в негодность, предприятие относит в дебет счета 47 (кредит счетов 23, 60, 67, 69, 70, 71, 76), а полученные при разборке товарно-материальные ценности приходует (дебет счета 10, кредит счета 47).

Превышение кредитового  оборота по счету 47 над дебетовым  означает, что получена прибыль от ликвидации основных средств (дебет  счета 47, кредит субсчета 80-2). В противном  случае, когда дебетовый оборот по счету 47 превысит кредитовый оборот по этому счету, будет иметь место убыток (дебет субсчета 80-2, кредит счета 47). Финансовый результат выявляют отдельно по каждому ликвидируемому объекту основных средств.

Если основные средства выбывают из хозяйственного оборота из-за неудовлетворительного физического состояния до момента полного списания НДС, уплаченного при их приобретении (возведении), который учтен на дебете субсчета 19-5, разницу между суммой уплаченного налога и суммой, зачтенной при определении НДС, подлежащего внесению в бюджет, списывают за счет собственных источников предприятия (дебет субсчетов 87-2, 88-1, кредит субсчета 19-5). Это требование необходимо соблюдать также, если основные средства выбывают вследствие их безвозмездной передачи и в порядке финансовых вложений в уставный капитал других предприятий.

При продаже основных средств разницу, о которой идет речь списывают за счет средств, полученных от покупателей (дебет счета 47, кредит субсчета 19-5). Такая ситуация возникает на предприятии, когда основные средства, приобретенные в 1993 г. с уплатой НДС, выбывают в срок менее двух лет с момента их приобретения, в течение которого в соответствии с действующим порядком сумма НДС, учтенная на субсчете 19-5, должна быть списана (дебет счета 68, кредит субсчета 19-5).

Причины списания основных средств. С баланса предприятия могут быть списаны здания, сооружения, машины, оборудование, транспортные средства и другое имущество, относящиеся к основным средствам:

если они пришли в негодность вследствие физического износа, аварий, стихийных бедствий, нарушения нормальных условий эксплуатации и по другим причинам;

морально устарели;

в связи со строительством, расширением, реконструкцией и техническим  перевооружением предприятий, цехов или других объектов.

Имущество, относящееся  к основным средствам, целесообразно  списывать в случаях, когда восстановить его невозможно или экономически нецелесообразно, или если оно не может быть реализовано.

Определение непригодности  основных средств. Для определения непригодности основных средств, невозможности или неэффективности проведения их восстановительного ремонта, а также для оформления необходимой документации на списание на предприятиях приказом руководителя создаются постоянно действующие комиссии в составе:

1) главного инженера  или заместителя руководителя (председатель комиссии);

2) начальников соответствующих  структурных подразделений (служб);

3) главного бухгалтера  или его заместителя (на предприятиях, где выделены учетно-контрольные группы, – руководителя такой группы);

4) лиц, на которых  возложена ответственность за  сохранность

основных средств.

В состав постоянно действующей  комиссии могут быть включены другие должностные лица (по усмотрению их руководителей).

В актах на списание указывают данные, характеризующие объекты основных средств: год изготовления или постройки, дату поступления на предприятие, время ввода в эксплуатацию, первоначальную стоимость (для переоцененных – восстановительную), сумму начисленного износа по данным бухгалтерского учета, количество проведенных капитальных ремонтов. Подробно освещаются также причины выбытия объектов основных средств, состояние его основных частей, деталей, узлов, конструктивных элементов.

При списании автотранспортных средств, кроме того, указывают пробег автомобиля и дают техническую характеристику его агрегатов и деталей и возможности дальнейшего использования основных деталей и узлов, которые могут быть получены от разборки.

При списании с балансов предприятий Основных средств, выбывших вследствие аварий, к акту о списании прилагают копию акта об аварии, а также поясняют причины, вызвавшие аварию, и указывают меры, принятые в отношении виновных лиц. Составленные комиссией акты на списание основных средств утверждает руководитель предприятия.

Разборка и демонтаж основных средств до утверждения  актов на списание не допускается.

Особенности списания основных средств при их передаче в долгосрочную аренду и учета  арендных обязательств к поступлению. При передаче основных средств в долгосрочную аренду другому предприятию на основании договора аренды их  выбытие отражается обычным порядком на счете 47. Вместе с тем, предприятие-арендодатель должно отразить сумму обязательств арендатора по выкупу основных средств в течение срока аренды на счете 09 "Арендные обязательства к поступлению" (дебет счета 09, кредит счета 47). Платежи, поступающие от арендатора (дебет счета 51, кредит счета 09), будут уменьшать сумму долга, пока полностью не погасят ее. К окончанию срока аренды при прочих равных условиях остатка на счете 09 не будет. Основные средства, сданные в долгосрочную аренду, считаются выкупленными арендатором полностью, и к нему переходит право собственности.

На счете 09 предприятие-арендодатель в течение всего срока аренды учитывает также суммы процентов, причитающиеся к получению за сданные в долгосрочную аренду основные средства (дебет счета 09, кредит субсчета 80-3), если их получение предусмотрено условиями договора.

Передача основных средств на условиях текущей аренды. Такие основные средства не выбывают и продолжают числиться на балансе предприятия. Предприятие-арендодатель на условиях договора текущей аренды передает, как правило, отдельные объекты основных средств (например, автомашину, строительные механизмы, часть производственных помещений и др.). Износ по таким объектам арендодатель не вправе включать в издержки своего производства, а должен относить его на внереализационные потери (дебет субсчета 80-3, кредит счета 02), которые покрываются получаемой с арендатора арендной платой. Эту плату включают в состав внереализационных доходов (прибыли) предприятия (дебет субсчета 76-3, кредит субсчета 80-3). Арендодатель по просьбе арендатора выдает ему копию инвентарной карточки на объект, переданный в текущую аренду. В свою очередь предприятие-арендатор, приняв объект в эксплуатацию на условиях текущей аренды, высылает арендодателю акт формы № ОС-1 на этот объект.

В договоре текущей аренды обуславливаются размер и сроки  внесения арендной платы, проценты за нарушение установленных сроков платежей, порядок регулирования взаимных претензий и др.

По окончании срока  текущей аренды основные средства арендатор  в рабочем состоянии возвращает арендодателю. Расходы по капитальному ремонту основных средств, сданных  в текущую аренду, предусматриваются  условиями договора аренды: за счет кого он производится – арендатора или арендодателя.

 

 

3. Организация  учета основных средств в АО  “Омстрак”

 

а) Документы  для оформления движения основных средств

Документы для учета основных средств  на предприятии практически используются не так как предусмотрено Краткими указаниями по применению и заполнению межведомственных форм первичной документации по учету основных средств. Это обусловлено слишком сложной для небольшого предприятия системой документов

б) Поступление  и выбытие основных средств

Способы поступления  основных средств на АО “Омстрак”  можно разделить на несколько  групп. Для каждой из них я приведу  корреспонденцию счетов с эмпирическими  цифровыми данными.

а) Основные средства производственного назначения получены безвозмездно от юридических или физических лиц. В этом случае корреспонденция счетов выглядит следующим образом:

Получен объект, не требующий  монтажа (первоначальная стоимость 10 млн. руб., износ 2 млн. руб.).

первоначальная стоимость

Д 01  “Основные средства”     10 000 000 руб.

К 87-3 “Добавочный капитал” - “Безвозмездно полученные ценности”

            10 000 000 руб.

сумма износа

Д 87-3         2 000 000 руб.

К 02-1 “Износ собственных  основных средств”  2 000 000 руб.

(Возможен альтернативный  вариант: остаточная стоимость Д 01, К 87-3 — 8 000 000 руб., износ Д 01, К 02-1 — 2 000 000 руб.)

Расходы по доставке основных средств полученных таким образом  не увеличивают их первоначальную стоимость, они относятся на уменьшение сформированного на предприятии фонда накопления (Д 88-3.1) с кредитованием счетов 60 (“Расчеты с поставщиками и подрядчиками”), 68 (“Расчеты с бюджетом”), 69 (“Расчеты по социальному страхованию и обеспечению”), 70 (“Расчеты с персоналом по оплате труда”), 76 (“Расчеты с разными дебиторами и кредиторами”); также за счет чистой прибыли предприятия (Д 81-2) или за счет нераспределенной прибыли прошлых лет.

В первоначальную стоимость  безвозмездно полученных объектов включается расходы предприятия по монтажу. Такие расходы собираются на дебете счета 08 “Капитальные вложения” с кредита счетов 10 (“Сырье и материалы”), 12 (“МБП”), 13 (“Износ МБП”), 60, 68, 69, 70, 71 (“Расчеты с подотчетными лицами”), 76. После сдачи объекта в эксплуатацию эти расходы присоединяются к первоначальной стоимости (Д 01, К 08).

б) Предприятие может  получить основные средства как вклад  в уставной капитал в пределах сумм, установленных в учредительном  договоре. В счет уставного капитала основные средства относятся по цене соглашения. В таком случае расходы по доставке основных средств на предприятие несет учредитель и, по условиям учредительного договора, предприятие возмещает ему расходы.

Пример: предприятие получает основные средства в качестве вклада в уставной капитал (по документам учредителя первоначальная стоимость 30 000 000 руб., износ 10 000 000 руб.) сумма вклада определяется ценой соглашения.

Цена соглашения соответствует  остаточной стоимости по документам вкладчика.

остаточная стоимость

Д 01                            20 000 000 руб.

К 75-1 “Расчеты по вкладам  в уставной капитал”  20 000 000 руб.

износ

Д 01                             10 000 000 руб.

К 02-1                   10 000 000 руб.

Аналогично при превышении цены соглашения над первоначальной стоимостью.

При цене соглашения (15 000 000 руб.) ниже первоначальной стоимости.

на цену соглашения

Д 01                         15 000 000 руб.

К 75-1        15 000 000 руб.

Информация о работе Учет основных средств